Дурная бесконечность. Хайдеггер и Гегель. - ч. 1
встреча Академии диалектической логики
беседа в зум, фрагмент 1:18:28 - 1:28:17
отредактировано и дополнено
«»
ЧАСТЬ 1.
Саня Бутков @YamalButkov :
Диалектическая форма: поступаешь с выгодой – потеряешь Дхарму; поступаешь с Дхармой, потеряешь выгоду. Как связаны модели «постижение Абсолютом», «дурная бесконечность» и «поступаешь с Дхармой»? Постараюсь вербализировать этот очень тонкий момент.
Если поступаешь не в соответствии с дхармой, то это качество – «дурная бесконечность» – кратно возрастает. Под «дурной бесконечностью» я понимаю следующее: Абсолют, по Гегелю, содержит всё. Он знает всё и, одновременно, изучает себя, т.е. это всё… чтобы как-то было интересней, постигает новое, развивается. Совершает разноплановые ходы, чтобы всё это многопланово разрасталось, возрастало. И количественно, и качественно. И «дурная бесконечность» должна как-то проявлять себя в новых ипостасях, новых формах.
Александр Клейн:
Термином Гегеля «дурная бесконечность» я называю бесконечности такого рода, что… Приведу пример: Вот листья. Деревья за окном, на деревьях листья. Каждый лист – уникален. Ты не найдешь двух одинаковых листьев. Количество форм листьев – бесконечно. Вот это – «дурная бесконечность». Чтобы убрать негативный оттенок, я назову это «механическая бесконечность». Дело в том, что это бесконечность.
Травинки – это тоже бесконечность. Песчинки – это тоже бесконечность. Но это такие… «механические» бесконечности. Это бесконечности паттернов. Причём, паттерн не только как «внешний вид», но и паттерн как «состав материала», как «трёхмерная структура», как «химический состав» со всеми включениями и нарушениями… Облака в небе – это бесконечность. И если мы их рассматриваем как бесконечности, я могу это назвать «механические бесконечности», я могу сказать: «неинтересные бесконечности».
Что я имею в виду? Если мы тебя посадим на берег моря, и вокруг тебя будет много людей, и ты сможешь ходить и делать всё остальное, то ситуации для тебя с этими людьми будут бесконечны и интересны. Согласен? Согласен. Если мы этих людей уберём и оставим только волны и облака, то эти облака и волны… – Они тоже будут бесконечные. Каждую секунду небо будет меняться, каждую секунду море будет меняться… Но эта «механическая бесконечность» она тебе не интересна. Дурная бесконечность, механическая бесконечность, она не развивает.
Другой тебе пример приведу. Сажаем тебя, поэта, и искусственный интеллект, и вы начинаете нам в стихи каждый день сочинять.
То, что ты сочиняешь – это бесконечность. А то, что будет сочинять искусственный интеллект – это дурная бесконечность.
Дурная бесконечность – это то, где нет огня, где нет живого, где нет жизни.
Абсолют, если он будет исследовать дурную бесконечность, он её будет исследовать бесконечное количество времени, наблюдать за ней. Но он не продвинется ни на миллиметр в своём развитии.
А если он будет наблюдать за настоящей бесконечностью, в ней участвовать, её анализировать, он через это будет постигать новое.
Вот «механическое» новое. Вот так собрали, эдак собрали, из какого-то количества деталек так переставили, по-другому переставили… Мы можем тысячу раз переставить, миллион раз переставить, бесконечное количество раз переставить эти элементы. Это бесконечность, но это дурная бесконечность.
А вот другое новое. Вот оно на самом деле новое. – Так это ж сочетание предыдущих элементов, да? Даже можно сказать: там в основном сочетание уже известных элементов? – Но смотрите, тут вот ещё такая дополнительная искорка, да? Искорка, она всего там полпроцента, но смотри, как это вот всё по-новому, как это круто. Вот Клейн все известные слова говорит сейчас, последние 10 минут, но это… (и неважно, прав он или заблуждается, но желательно, конечно, чтобы был ещё и прав) … но это живое, это настоящее, это не просто слова, которые связывает искусственный интеллект, это Логос.
То, о чём я говорю, и то, что я говорю, может говорить ещё, допустим, какое-то количество людей. Но по каким-то причинам тебе это не будет интересно слушать, неважны причины… по каким-то причинам погружение в те бесконечности для тебя это как погружение в «дурные бесконечности».
Я пытаюсь показать, что есть бесконечность, связанная с живым, с настоящим, с по-настоящему новым, дающим развитие. Вот это бесконечность.
А есть бесконечности, которые этого не дают. Вот они «дурные».
Саня Бутков:
Понятно. Но я «границы рассмотрения» по-другому провёл. Я имел в виду «дурная бесконечность» – это когда жизненные переплетения, случайности и в то же время предопределенности, но когда человек живет «неподлинной» жизнью… в своего рода «дурной бесконечности». В общем-то, это предполагало 2-ю часть нашей беседы, где Юрий прислал, что в статье «Забота Хайдегера» упоминается термин «дас ман»…
Александр Клейн:
Это немецкое слово обозначает «безличностное предложение». В русском языке есть безличностные предложения – например: «Светает». Здесь нет субъекта, оно безличностное: «светает». …В русском языке нет слова «дождится», но мы понимаем, о чём идёт речь, если так говорится о дожде. Говорится. Безличностно.
В русском языке безличностных предложений достаточно, в немецком – очень много. Есть специальные грамматические формы – das Man, es gibt (эс гибт) – безличностные формы. В статье Философской энциклопедии говорится о человеке, который находится в «обыденности». Видимо, ты сейчас говоришь про человека, который «находится в обыденности». Он, вроде, осознанный – «осознает», голова у него есть… он что-то делает – но постоянно, как белка в колесе, крутится в каких-то обстоятельствах… Даже если эти обстоятельства «разные», можно считать, что они «одинаковые». Это и есть «обыденность», это и есть, что он пребывает в «дурной бесконечности«.
Об этом ты говоришь.
«Разное», которое «одинаковое», применимое к обстоятельствам жизни, можно назвать «дурной бесконечностью».
«Дурной бесконечностью» можно назвать любое бесконечное «разное», которое в каком-то смысле «одинаковое». В каком смысле оно «разное»? В формальном смысле. А в каком «одинаковое»? В неформальном.
Что такое «в неформальном»? Это означает: «сказать трудно, но чувствуем сразу». Чувствуем, видим, понимаем, что перед нами – и так к этому и относимся. Другими словами, нам не нужна формализация, чтобы понять, что это. Мы это чувствуем, мы это мгновенно «схватываем» по гегелевски. Со всеми его бесконечностями. Гегелевское схватывание, напомню, это «схватывание бесконечностей». Способность, которой обладает «квалиа», но не обладает «бот», ИИ.
«»
(продолжение, Часть 2 — скоро выйдет)
Александр Клейн
15 мая - 9 июня 2025 г.
Илл.: Дурная бесконечность, Хайдеггер и Гегель II. Кл.&AI. 09.06.25
DAS MAN, термин Хайдеггера, Философская энциклопедия
https://dic.academic.ru/ добавить dic.nsf/ добавить history_of_philosophy/ добавить 283/DAS?ysclid=mao3uq1q78556851292
Откуда берётся Новое?
http://proza.ru/2025/02/22/876
Плоскости понимания. Деррида, Сократ, Логос, чань. Фармакон
http://proza.ru/2025/01/08/1561
Гегелевское схватывание и чань
http://proza.ru/2025/03/23/996
Восприятие и квалиа
http://proza.ru/2024/03/04/723
Челы и боты. Эволюция и Цель, установленная Богом
http://proza.ru/2022/04/02/844
Модели не вычисления. Квалиа, авидья, страдания
http://proza.ru/2025/06/08/786
Этого мало
http://proza.ru/2025/06/09/1808
...
оказывается, это уже было:
17 мая 2025 г.
Александр Клейн
Дурная бесконечность. Хайдеггер и Гегель
http://proza.ru/2025/05/17/1845
Ну, и хорошо, пусть будет.
Кл.
09.06.25
Свидетельство о публикации №225060901556