Загадка двух родословных Иисуса Христа

1.Обетование Давиду
2.Проклятие царя Иехонии
3.Две родословные:различия
4.Требования к  претенденту на царствование
5.Два родословия - одна цель

                1. Обетование Давиду

       Основатель Дома Давидова - царь Давид любим библейскими авторами и верующими.
Царствование Давида запечатлено в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение царства, созданного Давидом, после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о возрождении в светлом будущем Дома Давида, мечту о рождении идеального еврейского царя, потомка Давида — Мессии ( Машиаха).
       В обыденном сознании  термин Мессия употреблялся по отношению к идеальному правителю , «помазаннику » - царю Израиля из «дома Давидова».
Ключ к этому широко распространенному пониманию слова «мессия» следует искать в обетовании, которое Бог,согласно Писанию , дал Давиду:
"
 Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки, буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
но милости Моей не отниму от него, ...
И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки." (2-я Царств 7:16).

    Через год после смерти Соломона страна Израиля перестала существовать как единое государство.В 928 г до н.э. в результате очередного мятежа против центральной власти объединённое царство распалось.
Потомки Давида находились на троне довольно долго, около четырех столетий. Но в 586 году до н. э. Вавилонская держава разрушила Иерусалим и Храм, первоначально построенный Соломоном, и низложила царя из рода Давида с престола.
Евреи более поздних времен, оглядываясь на эту катастрофу, недоумевали: ведь сам Бог обещал, что даже если сын Давида проявит непокорность, Он не отнимет от него своей милости, и Израилем всегда будет править царь из династии Давида. Но царя больше не было. Некоторые еврейские мыслители пришли к убеждению, что обетование Божье по-прежнему оставалось в полной силе, но что оно осуществится когда-нибудь в будущем: помазанник еще должен был прийти: будущий царь, один из потомков Давида,который восстановит царство своего предка и снова сделает Израиль независимым государством.
               
                2. Проклятие царя Иехонии

      Последними царями из  Дома Давидова были Иехония и Седекия.
Иехония , сын царя Иоакима из рода Давида, вступил на престол в возрасте 18 лет, в разгар восстания против Вавилона и правил всего 3 мес10 дней(598-597 гг до н.э).   Он сдал Иерусалим вавилонянам, был выслан в Вавилон с семьёй и 10000 пленников ( 4 Цар24:12),  37 лет томился в плену и  скончался в Вавилоне.
Навуходоносор воцарил  вместо Иехонии его дядю  Седекию (4 Цар 24:6-17) . Судьба Седекии ещё более трагична. Ему был всего 21 год, когда он воцарился. На 11-ом году царствования Седекии "разразился гнев Божий на Иерусалим, потому что царь этот также делал неугодное Богу.".
Седекия поднял восстание против Вавилона, был пойман, отведён к Навуходоносору, где на его глазах казнили его сыновей и затем ослепили его. Через 2 года он был предан насильственной смерти.
Вот что говорит об Иехонии Библия.
«Как и его отец Иоаким, делал он " мерзости , за что и был гнев Всевышнего ".(4Цар.24:6-17).
" И отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев, и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете»
Но и этого наказания Иехонии для Бога  было недостаточно:
«Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.»(Иер.22:24-30)
     Итак, Бог изрек через Иеремию пророчество, что не будет более царя в Израиле из рода Иехонии. Иехония был последним царем из рода Давида, севшим на трон законным путем. Дядя его Седекия был посажен на престол Вавилонским правителем, что можно охарактеризовать, как незаконное воцарение. После него, до сего дня на престоле Давида действительно не было царя.
Некогда Всевышний заключил с Давидом договор, в котором клянется, что трон Давида не опустеет:
«Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.»
(Пс.131:11).
 Итак, имеются два исключающих одно другое пророчества. Бог устами Иеремии произносит проклятия по поводу Иехонии :
«этот человек , как если бы бездетным, человек , который не будет иметь успеха в своей жизни, поскольку ни один из его потомков будет процветать, никто не будет сидеть на престоле Давидовом и править больше в Иудее» - Иеремия 22:30
В Библии нигде не говорится, что Бог впоследствии отменил Свое решение.
Однако, как сообщается в Книге 1 Паралипоменон (3: 17-18 ) ,
У Иехонии было семь детей. Иехония также упоминается  как отец Федаии, который , в свою очередь , был отцом Зоровавеля .
Иеремия изрек ложное пророчество?
               
                3.  Две родословные

          В Новом Завете  рождение и детские годы Иисуса  описываются только в  Евангелиях от Матфея и от Луки.Евангелия от Марка и от Иоанна  начинаются  с общественного служения Иисуса , поэтому вполне логично, что родословные встречаются только в Евангелиях Матфея (1:1-17) и Луки (3:23-38),  хотя и  рассмотрены они с разных позиций.
В Евангелии от Матфея ведущую роль с самого начала играет Иосиф, а Мария остается «в тени». Матфей описывает ангелов, явившихся Иосифу, но не упоминаются ангелы, явившиеся Марии. У Матфея описаны мысли Иосифа, но не сказано, о чем думала Мария. С другой стороны, Евангелие от Луки рассказывает ту же самую историю, но в восприятии Марии. Из контекста этих Евангелий становится очевидным, что у Матфея описана родословная Иосифа, а у Луки – родословная Марии.
    Тогда возникает вопрос:
Зачем нам нужны две родословные, если, согласно Евангелиям, Иисус не был сыном Иосифа?
    Популярный и распространенный ответ таков: Евангелие от Матфея представляет «царскую» родословную, а Евангелие от Луки – родословную «настоящую».  Поскольку, по-видимому, Иосиф был наследником престола Давида, а Иисус – приемным сыном Иосифа, Иисус мог претендовать на престол Давида. С другой стороны, Евангелие от Луки дает «истинную» родословную, демонстрируя, что сам Иисус был потомком Давида , поскольку  Он принадлежал к дому Давида через свою мать .
               
                4.Требования к  претенденту на царствование
 
       Чтобы понять необходимость в двух родословных, важно увидеть два требования к претенденту на царствование в еврейских Писаниях. Они были разработаны после смерти Соломона, когда его царство разделилось.
       Первым требованием к иудейскому престолу было происхождение от Давида: никто не мог восседать на престоле Давида, не будучи его потомком. Поэтому, любой заговор, чтобы покончить с домом Давида (Исаия 7:5-6),   должен был быть обречен на провал ; 4 Царств 9:6-10; 10:29-31; 14:8-12 и др.).
       Второе требование связано с особым проклятием, наложенным на  Иехонию  — последнего законного царя из рода Давида.
В описании родословия Иисуса Христа по Матфею и по Луке имеются различия. Матфей называет Салафииля сыном Иехонии (Мф 1:12), а Лука называет его сыном Нирия (Лк 3:27). Матфей писал родословную для евреев, учитывая все соответствующие традиции, в то время как Лука писал для греков. Из этого можно предположить, что здесь имеет место так называемое "ужичество", описанное в Втор 25:5-10,( древний, унаследованный от предков, обычай,согласно которому в случае, если израильтянин умирал бездетным, то ближайший его родственник должен был взять себе в жену вдову покойного, и первый сын от такого брака считался сыном покойного и так вписывался в родословные списки). Поэтому вполне допустимо, что Салафииль был родной сын Нирии, а по ужичеству сын Иехонии.
Можно также предположить и отмену пророчества на основании Иер 18:7-10. :
"Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его."
     Разрушает ли проклятие Иехонии клятву Господа , сказанную Давиду : "...Всевышний восстановит Сам падший Дом Давида. "?
Об этом говорит пророк Захария:
"это время настанет, когда Машиах Израиля, как потомок царя Давида воссядет на престоле отца своего Даvida»
И все бы хорошо, но как быть с пророчеством о Иехонии, ведь он последний царь, и от него и только от него по родословной должен прийти в мир царь Машиах?

                5. Два родословия-одна цель

        Ни один потомок Иехонии не имел права на трон Давида. При этом  согласно самому Иеремии, первым требованием к родословной Мессии было происхождение из дома Давида. Но им же было оглашено и ограничение. Итак, царю нужно было быть не просто из дома Давида, но также быть не связанным с родом Иехонии.
     У   Матфея цель родословной состоит в том, чтобы показать, почему  Иисус не смог бы быть царем, если бы Он был сыном Иосифа, в жилах которого текла кровь Иехонии.  Именно поэтому Матфей начинает свое Евангелие с родословной, из которой следует  связь Иосифа  с Иехонией, а затем переходит к описанию девственного рождения, которое, с точки зрения Матфея, является решением проблемы Иехонии. Матфей доказывает, что если бы Иисус действительно был сыном Иосифа, связанного родословной с Иехонией( Мф 1:11), Он не мог бы претендовать на престол Давида из-за проклятия, лежащем на Иехонии. Но Иисус  согласно Еванлелию,_не был сыном Иосифа, потому что Он родился от  Духа Святого (Матфея 1:20).
Т.о. девственное рождение Иисуса от Святого Духа, которое, с точки зрения Матфея, является решением проблемы Иехонии.
      В отличие от Матфея, Лука начинает родословную со своей эпохи и возвращается назад, к Адаму. Это относится к роду Давида в стихах 3: 31-32. Однако сын Давида, вписанный в эту родословную, – не Соломон, а Нафан. Итак, как и Иосиф, Мария также была из дома Давидова, но, в отличие от Иосифа, ее происхождение – от другого сына Давида, Нафана, а не от Соломона, т.е.  Мария была из дома Давидова, но не принадлежала к роду Иехонии. Поскольку Иисус был сыном Мириам, Он также был из дома Давида и не имел отношения к Иехонии.
Таким образом, Иисус соответствует библейским требованиям для царствования. Поскольку потомство Иехонии не входит в родословную у Луки, он начинает свое Евангелие с девственного рождения и только позже, рассказывая о служении Иисуса , описывает родословную.
Хотя родословная у Матфея показала, почему Иисус не мог бы быть царем, будь Он сыном Иосифа, родословная Луки показывает, почему Йешуа мог быть царем. Когда Он вернется на землю, Он будет царем.
Он был потомком Давида, отделенным от Иехонии, и Он один получил божественное назначение на этот престол: «…даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».
И Матфей и Лука, несмотря на различия в  приведенных родословных , утверждают рождение Иисуса  Марией от Святого Духа.

       Мессианство Иисуса основано не на «отцовстве» Св.Духа, а на принадлежности к роду Давида, которая вполне очевидна благодаря Его  отцу, Иосифу..
Представление о Св.Духе, как об «отце» Иисуса ставит под вопрос его Мессианство, поскольку Мессия согласно пророчествам, должен быть рождён потомком Давида по мужской линии., но  доказывает  Его «Богосыновство».

        Раввины утверждали, что «поскольку Иисус не был потомком Давида через своего отца, Он не может быть Мессией и Царем». Но  Христианский Мессия должен был быть другим. Уже в Книге "Бытие" ( 3:15) , было предложено считать Мессию «семенем жены», хотя это противоречило принятому в Библии. Необходимость этого исключения из правил стала очевидной, когда Исаия (7:14 ) , согласно христианскому учению, пророчествовал, что Мессия будет рожден от девы: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». В то время как все остальные люди обретают человеческую природу и через отца, и через мать, Христианский Мессия  стал человеком исключительно благодаря матери ; отцом же  Его по Писанию,  был Св. Дух.

см "Ветхозаветная концепция прихода Мессии" http://proza.ru/2024/08/13/1003


Рецензии
"Исаия (7:14 ) , согласно христианскому учению, пророчествовал, что Мессия будет рожден от девы: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». "

- это весьма примечательный случай, когда целая доктрина выросла из-за особенностей перевода и острого желания ранних христиан приписать центральному герою своего культа мессианский статус. Только недавно читал об этом, поэтому наткнувшись на Вашу статью, оставлю комментарий:

В Библии Мария, мать Иисуса называется девственницей, parthenos в греческом Новом Завете. И из этого утверждается, что зачатие Иисуса было т.н. "непорочным". Кроме того, утверждается, что такое зачатие есть исполнение ветхозаветного пророчества Исайи. Однако слова Исайи написаны на еврейском, а не на греческом, и он использовал еврейское слово, которое на самом деле означает «молодая женщина/жена». Almah, слово, используемое в Исайя 7:14, означает просто «молодая женщина/жена» (детородная) без указания на физиологическую девственность.
Септуагинта переводит almah как parthenos, создавая впечатление, что Исайя говорил о непорочном зачатии, а не просто о молодой женщине, которая родила/ит.
Более того, Исайя в оригинале использовал НАСТОЯЩЕЕ время, а не будущее, т.е он говорил о современности (это его пророчество т.о. несет восхваление царя Езекии, сына Ахаза), а соавторы Септуагинты подменили его при переводе (скорее всего, в силу различий в особенностях передачи времен между оригиналом и греческим) на будущее. Это, в свою очередь, послужило основанием для построения мифа о непорочном зачатии. Евангелие от Матфея пытается оправдать мессианство (и шире, божественность) Иисуса пророчеством, которое на самом деле никогда не было сделано.

Евгений Мотурин   16.06.2025 14:31     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!
Об этом "основополагающем" христианском догмате я много писал, напр. здесь: http://proza.ru/2024/10/24/1193 . Со всем, написанным Вами, полностью согласен.
Для меня очень интересна история с проклятием Иехонии и - появлением Зоровавеля, лидера возвращения евреев из плена, потомка рода Давида, которого некоторые считали Мессией ...
Может, найдете время, прочитаете о "трудных местах" Библии http://proza.ru/2025/04/22/1277 ? хотелось бы узнать Ваше мнение- "единомышленника"-скептика.

Игорь Лощинин   17.06.2025 01:33   Заявить о нарушении