Роман Мастера как сновидение
Это текст является продолжением публикации "Критики Канта в романе "Мастер и Маргарита". Но может рассматриваться и как самостоятельный.
Любой более-менее внимательный читатель «Мастера и Маргариты» не может не заметить, что ершалаимские главы выделяются из всего текста романа особой стилистикой. Как я уже когда-то писала, как будто перед читателем распахивается занавес и начинается действо. Можно сказать, что ершалаимские главы имеют выраженный театральный характер. Михаил Афанасьевич – писал пьесы, работал в театре, хорошо знал законы театральности. Однако, думается, не одним театральным опытом писателя объясняется специфика ершалаимских глав «Мастера и Маргариты».
Эти главы представляют собой роман о Пилате, который пишет Мастер. И, как тоже уже не раз приходилось говорить, «Мастер и Маргарита» - не только роман в романе. Это ещё и роман о романе. Отсюда - поразительная цельность «Мастера и Маргариты», созданная достигнутым писателем единством содержания и формы (структуры) романа. А раз так, то, само собой разумеется, что это - роман о литературном творчестве как разновидности искусства, о понимании искусства самим Михаилом Афанасьевичем. Это своё понимание он и выражает, прежде всего, посредством придания «театральности» ершалаимским главам.
Речь идёт об особо выраженной визуальности, эффекте наглядности, чуть не чувственной осязаемости (прикосновения взглядом) того, о чём он читает . Читатель ощущает происходящее в романе Мастера как видимое, зримое непосредственно им самим, и ощущает он это с той же отчётливостью восприятия, которая присуща нашим сновидениям. Ведь последовательность образов, мыслей, эмоций и ощущений, включающая помимо визуальных, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные имитирует в сознании спящего человека состояние бодрствования.*
А теперь вспомним реакцию Ивана после того, как Воланд закончил свой рассказ о том, что происходило на балконе у Пилата (допрос Иеуша) две тысячи лет назад и чему она сам был свидетелем. Рассказ, который с точностью совпадая с тем, что было написано Мастером, воспроизводит первую часть его романа о Пилате.
«Поэт провёл рукой лицу, как человеку, только что очнувшийся».
«Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. – подумал Бездомный в изумлении, - ведь вот уже и вечер! А, может, это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?
Но надо полагать, что всё-таки рассказывал профессор, иначе придётся допустить, что тоже самое приснилось Берлиозу, потому что тот…»
Таким образом, роман Мастера о Пилате в той его части, которая является рассказом Воланда, сравнивается Булгаковым со сновидением.
А содержание второй части уже прямо совпадает со сном Ивана, который он видит в клинике Стравинского. После приёма успокоительного (или укола) поэт забывается сном, и на рассвете пятницы ему снится казнь Иешуа. Впоследствии тот же самый сон о казни Иешуа будет мучить Ивана каждое весеннее полнолуние.
Значит, и вторая часть романа Мастера сравнивается Булгаковым - вплоть до прямого отождествления, со сновидением.
Наконец, третья часть романа Мастера (о событиях, последовавших за казнью Иешуа) «подаётся» Булгаковым как прочитанное Маргаритой (после бала у Воланда, всё в ту же ночь с пятницы на субботу). На первый взгляд, здесь нет никакой связи со сновидением. Разве что Булгаков обращает внимание читателя, что Маргарита дочитывал последние главы романа, пока Мастер спал**. Эта деталь случайна? Не думаю. Между спящим Мастером и бодрствующей над стопкой рукописи Маргаритой есть связь как между именно писателем и читателем.
А есть и ещё одна интересная деталь: Маргарита читает, сидя за столом, покрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами». Бархатная скатерть – символ домашнего уюта. Лампа с абажуром – излюбленная писателем деталь, проходящая через многие его произведения, символ, расширяющий представление о домашнем уюте на область литературы (чтения и писательской деятельности). А для чего здесь вазочка с ландышами? Не потому ли, что запах ландышей, успокаивая сердечный ритм и нервную систему, действует как успокоительное как средство против расстройства нервной системы и бессонницы? Но в том-то и дело, Маргарита не спит. Значит, её ночное чтение подобно погружению в сон, оно – замена сна. Отсюда – и яркость впечатлений, от которых она не может отделаться, даже после прочтения также, как человек долго не может забыть образы поразившего его сна.
«… и эти идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя»
Продолжение следует.
*Более того, часто сновидения носят осознанный характер, когда человек понимает, что видит сон, он может управлять происходящим, менять сюжет или даже выполнять «невозможные» вещи, которые в реальной жизни не доступны.
**«В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер. Его ровное дыхание было беззвучно» (конце 25 главы). «- Ты знаешь, - говорила Маргарита, - как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со Средиземного моря…».
Свидетельство о публикации №225071101001