Ч. 5 Корабль на дне, люди на льдине
К Рождеству кают-компанию украсили флагами и разноцветными лентами, которые брали с собой для продажи аборигенам. Капитан раздал подарки эскимосам: каждый из мужчин получил охотничий нож и часы.
Эскимоска Керук - хлопчатобумажное платье, чулки, нижнее белье, тальк, мыло, зеркало, расческу, а её маленькие дочери - хлопчатобумажные платьица и ленточки.
На следующее утро устроили спортивные соревнования на льдине. В программу соревнований входили прыжки в длину и в высоту, бег на 100 ярдов (91 метр), бег в мешках, перетягивание каната, борьба.
Опытный полярник капитан Бартлетт очень хорошо понимал, как важно для выживания настроение людей во время долгой полярной ночи.
После соревнований состоялся праздничный обед. В шутливое меню написали названия экзотических блюд, но повар постарался сделать обед праздничным даже из тех продуктов, какие имелись.
Спиртное Роберт Бартлетт запретил. После обеда все получили сигары, курили и слушали пластинки с классической и популярной музыкой на проигрывателе, который им подарили перед отправлением в рейс, а потом сами пели до поздней ночи.
В Новый год организовали игру в футбол. Капитан был судьёй, но пользоваться свистком он не мог, мороз был такой, что свисток пришлось бы отнимать от губ вместе с кожей. И всё-таки матч провели.
Десятого января началась метель, тьма была хоть глаз выколи. Внезапно раздался звук, похожий на выстрел. Оказалось, что острая льдина прорезала борт судна ниже ватерлинии, и вода стала заливать машинное отделение.
Быстро оценив обстановку, Бартлетт и механики пришли к выводу, что судно не спасти. Приступили в полной темноте к эвакуации на льдину. Льды, сжимавшие «Karluk» с обоих бортов, пока не давали ему затонуть, но это могло случиться в любой момент.
Капитан запретил брать с собой любые личные вещи, приказал заниматься только перегрузкой на льдину находившегося на палубе продовольствия и самых необходимых для жизни вещей.
Всё выгруженное размещали в домике и в построенных на льдине хижинах из снега, иглу. Очень быстро груз, люди и собаки уже находились на льдине.
На корабле остались только капитан и старший механик Джон Мунро. Оба пили кофе в камбузе и слушали пластинки на проигрывателе.
Трещина во льду расширилась, и судно стало тонуть. Бартлетт допил кофе, поставил последнюю пластинку с «Траурным маршем» Шопена. Вода уже заливала верхнюю палубу, когда капитан последним покинул корабль.
«Karluk» быстро исчез в чёрной воде под рвущие душу звуки марша Шопена. Бартлетт снял шапку и сказал кораблю: «Прощай!»
Впоследствии он написал: «Это всегда трагический момент, когда корабль тонет, корабль, который был вашим домом в течение нескольких месяцев. Это похоже на потерю хорошего и верного друга.
До этого я дважды терпел кораблекрушение, и оба раза на южном побережье Ньюфаундленда, так что это ощущение не было для меня совершенно новым, но от этого оно не стало легче».
Благодаря капитану Бартлетту потерпевшие крушение оказались хорошо подготовленными для жизни на льдине: заранее построили домики, перенесли на льдину продовольствие, одежду, все необходимые припасы, даже три швейные машинки для шитья меховой одежды.
По распоряжению капитана не только Керук, но и свободные от других занятий члены экипажа приступили к шитью одежды и обуви из меха и кожи. Иметь запасные комплекты обуви и одежды – жизненная необходимость в Арктике.
Учёные производили измерения, записывали показания.
В каждом домике находился дежурный, который поддерживал огонь. Время приёма пищи сохранили по корабельному распорядку.
Играли в шахматы, танцевали и пели. Бартлетт всегда носил с собой в кармане книгу с изречениями Омара Хайяма. Из корабельной библиотеки спасли несколько книг, которые читали по очереди.
По сделанным капитаном расчётам льдина дрейфовала к острову Врангеля и находилась от него не очень далеко. Роберт Бартлетт, опытный полярник, знал, что вынужденное бездействие никогда ни к чему хорошему не приводит, порождает тревожность.
Вести всех сразу на остров он не хотел, потому что по его оценке люди после относительно комфортной жизни на судне были не в состоянии выдержать лишений пути.
Опыт путешествия по арктическим льдам в короткий световой день и при сильных морозах был только у него одного. Он знал, что морозы и полярная ночь продлятся ещё месяц.
Запасов продовольствия должно было хватить гарантированно на четыре месяца.
Капитан решил семнадцатого января отправить к острову группу из четырёх человек, чтобы они занялись там охотой, собрали плавник (обломки деревьев, разбитых судов, срубленные или упавшие деревья, плавающие в море и выбрасываемые на берег) и подготовили лагерь.
По его замыслу группа пойдёт налегке, получит необходимый опыт перехода по морскому льду, поскольку такой переход не имеет ничего общего с путешествием по суше или по замёрзшим рекам и озёрам.
Морской лёд постоянно трескается, смещается, громоздится причудливыми торосами под давлением, когда смыкаются трещины. Его поверхность и близко не напоминает гладь озёр и прудов.
На морском льду приходится тратить уйму времени на поиск подходящих мест для подвозки припасов, потому что он постоянно пребывает в движении.
Продолжение http://proza.ru/2025/08/20/763
На фотографии: лагерь после гибели судна.
Свидетельство о публикации №225081901058
Роберт Бартлетт - практичный и надёжный командир.
Ну, Владимир, заинтриговали!
Читаю дальше.
Любовь Шифнер1 21.08.2025 23:32 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 21.08.2025 21:16 Заявить о нарушении