Матрица счастья - продолжение

Начало:
http://proza.ru/2025/09/02/900


4. Отношения я+другой взрослый моего пола.
Это очень важная фигура в жизни ребенка. Иногда, когда выше все сломано, можно вылезти только за счет этой фигуры. Мне очень понравилась мысль Вячеслава Полунина, когда он сказал: "Человеку нужен не диплом. Человеку нужно искать МАСТЕРА. Мастера, которому он будет бегать за пивом, сидеть около него, смотреть. что он делает". Возможно, не всем понятен смысл этой фразы в отрыве от контекста. Я поясню, как умею. Взрослый моего пола - это проводник из родительских рук в мир  взрослых людей. У взрослого своего пола ребенок учится тоже быть взрослым. Учится быть успешным в социуме.
Взрослый своего пола (буду звать его Мастер) - это не какая-то одна фигура. Их может быть несколько за всю жизнь. Совершенно невероятно можно встретить его уже в зрелом возрасте. Это нормально. Мастер может оказаться просто старшим братом или соседним мальчишкой постарше, который научит курить. Это, конечно, не лучший и не классический вариант. Я говорю о Мастере с большой буквы. В моей жизни таким оказался тренер по стрельбе в тире, когда мне было 18 лет. При том, что я со школы мечтал быть психологом и стал им, встреча с Мастером дала мне еще одну профессию. Мной написаны сотни статей по обучению стрелковому спорту, воспитан чемпион России, издано две книги и несколько методичек для тренеров. Последние слова моего Мастера ко мне были: "Прости, что я втравил тебя в стрельбу".
Да, именно этот человек вручил мне ключи от зрелой жизни, поставил рядом с собой, как равного. Родители этого сделать не могут. Для них ребенок всегда маленький.

Мастер - это проводник к себе, как части целого. Помните, я говорил, что для счастья человеку необходимо ощущать себя частью чего-то целого. Мастер позволяет увидеть себя не просто частью, а полезной, значимой частью. Он переводит человека из незрелого, детского состояния паразита, который только получает и, поэтому никогда не будет удовлетворен ни собой, ни миром, переводит в состояние того, кто заботится о мире, служит чему-то большему, чем он сам. Жизнь через служение чему-то высшему уже не бессмысленна. Как говорят японцы: "долг- это лекарь души".

Собственно, без мастера нет и зрелой личности. А без зрелости нет счастья. Несчастным после встречи с мастером и взросления человека делает только... невостребованность.


Пожалуй, пару строк про невостребованность надо написать.
Шучу! Невостребованность - это, как и Мастер - проводник в мир духа. Тут не пара строк. Тут целая тема.
Матрица счастья - Невостребованность
http://proza.ru/2025/09/02/1075


Рецензии
Здравствуйте, Арчибальд!

Хорошо. Очень хорошо!!!
У меня такое впечатление, что главы идут по нарастающей глубине погружения в вопрос становления личности, самоопределения и обретения, наконец, целостности

И да, несомненно, взрослый своего пола очень важный человек для ребенка, особенно для подростка. Даже если с мамой-папой все в порядке...

*(Нелирическое отступление: у меня не было в порядке с мамой- папой. И была только одна бабушка. Вот она могла бы взять на себя роль этого взрослого. Но не случилось потому что, когда в этом нуждалась, уже перестала быть младенцем, это про бабу Нюру)*

Вспоминаю, был ли у меня такой взрослый, был ли Мастер?
Да, девочка старше меня на год. До сих пор с благодарностью к судьбе думаю о встрече с ней на жизненном пути. Она не вручила мне ключи от зрелой жизни, но была значимым человеком, примером, старшим другом, с которым могла делиться самым своим сокровенным

А встретиться с Мастером с большой буквы дано, наверное, не всем. Впрочем, как знать? Может быть мы проходим мимо этих встреч, не готовые принять подарок?

И приходится зреть самому. Улыбаюсь

Давно поняла, что есть у человека, как минимум, две важные и необходимые потребности, определяющие жизненные смыслы: быть хорошим и быть нужным. Если хотя бы одного нет, это ставит многое под сомнение

Невостребованность, значит - ненужность, серьёзный повод для многих ошибок

Хочу посмотреть Ваш взгляд на эту тему

Всего Вам доброго, с уважением,

Лана Вальтер   05.09.2025 17:58     Заявить о нарушении
Да, Вы абсолютно правы! Мастера встретить - это, наверное, должно просто повезти. Впрочем, если отбросить мистику, то что мешает этой встрече? Ведь многие после 40-50ти лет хотят и чувствуют потребность поделиться своим знанием и опытом. Я думаю, что мешают наши амбиции и со стороны ученика и со стороны учителя. Помню одну историю с другом отца. Когда мне было 14 лет он начал учить меня обрабатывать камни. Учитель он был амбициозный и требовательный. Я бы даже сказал, неприятный. Однако мое эго и самооценка в то время были так сильно прибиты к полу, что я этого не замечал. И действительно, смотрел Учителю в рот и научился очень хорошо делать кабошоны. Но вот прошло время, я вырос и судьба свела нас снова. Только я был уже взрослым и уверенным в себе взрослым, а он так и остался амбициозным, хвастливым стариком. Одиноким, невостребованным, обиженным на жизнь. Наше новое общение было неприятно и ему и мне. Я стал свидетелем того, как он раз за разом сам понимал, что его поведение смешно, но не мог остановиться. Заводился сильнее, срывался на эмоции и даже истерики. Мне было неприятно видеть, как он сам рушил когда-то созданный образ Учителя, видел это сам, но все равно не мог ничего с собой поделать.
Впрочем, все равно спасибо. Благодаря ему я освоил ювелирное дело. В жизни не пригодилось, но навык есть.

Арчибальд Скайлс   05.09.2025 19:49   Заявить о нарушении
Видимо, учитель не мог смириться с тем, что он для Вас - бывший учитель.

Почему дожив до 40-50лет редко кто становится Учителем?

И Ваш пример показывает, что надо не только хотеть, но и уметь делиться. А ещё быть тем, у кого хочется учиться.

И учитель не придет к тому, кто его не ищет.

Говорят:"Когда ученик готов, приходит учитель"

Думаю, они должны друг друга найти

Лана Вальтер   05.09.2025 21:14   Заявить о нарушении