Живое, Боты и Онтологические плоскости
Первый смысл — биологический. Это привычный нам смысл. Живое — это всё разнообразие биологической жизни — животные, растения, грибы, бактерии, — вирусы под вопросом. Это привычный «смысл» того, что мы называем живым и жизнью, т.е. привычные нам «границы рассмотрения» («онтологическая плоскость», «позиция», «точка зрения»). В этом смысле: «живые» — налево, «неживые» направо, и все ясно. Но подчеркну: только в этом смысле, в этих границах, в этой плоскости.
Возьмем другую плоскость, другие границы, другой смысл: «живое слово», например. Здесь «живое» и «неживое» совсем не имеют отношения к биологии.
Возьмем еще одну плоскость: «живое — это то, что рождается, живет, развивается и умирает». И тогда «живое» у нас — это экономика, корпорация, проект, цивилизация и прочие общественно-социально-экономические сущности.
Но также мы можем сказать: «мертвый океан» — «живой океан», мертвая земля — живая земля, — и здесь «живое» наполнится еще одним смыслом, или, другими словами, в этих границах рассмотрения, в этой онтологической плоскости «живое» будет значить совсем другое.
Когда мы смотрим на противопоставление «квалиа — бот», то это есть противопоставление «квалия — не квалиа», или еще его можно назвать «не механизм — механизм». Квалиа — это не «механизм». Бот — это «механизм». Не механизм — это живое. Механизм — это не живое. Легко это противопоставление видеть, когда механизм сделан из железа. А если он сделан из белка, — по продвинутой, так сказать, технологии? — То тогда, он будучи не-квалиа, остается «»механизмом», ботом — не чувствующим боль, а лишь имитирующим ее чувствование.
И в этом смысле, в смысле противопоставления «живой, чувствующий боль — не чувствующий боль, не живущий, а лишь имитирующий живое», бот есть «не-живое». Даже если он сделан из белковой ткани. Даже если он в привычной «онтологической плоскости» есть «живой» для нас. Он в этом смысле — когда водораздел проходит по линии «квалиа или бот» — неживой для нас, т.е. «не живший» никогда, как и любая сложносочиненная молекула белка или искусственно выращенная органическая ткань, которые есть... «живое» и «неживое» одновременно. «Диалектический философ» способен видеть это, ведь то, что «объект равен и одновременно не равен самому себе» — это принцип тождества диалектической логики, основной ее принцип.
Но, видя это, нам нужно сделать еще один шаг — принять решение, сделать выбор, сказать «направо» или «налево». Чтобы стать настоящим «диалектическим философом», нам нужно, видя, что каждое «то» всегда есть одновременно «не-то» — выбрать «то» это или «не-то» перед нами? в данный конкретный момент времени? в данных конкретных обстоятельствах? в конкретных границах рассмотрения? — И тогда, глядя на бота, мы говорим: это не «живое», это не «жизнь» — это «имитация жизни», бот, механизм.
...Есть такой старинный коан: «Обладает ли собака природой Будды? — Му!» (по-китайски «Му» означает «Нет»). Не обладает. — Здесь речь идет о квалиа. «Природу Будды» чань понимает как «квалиа», «божественную искру», «частицу Абсолюта», «основу сознания» (равную Абсолюту). И когда китайский чань-буддизм говорит: «на благо всех живых существ», то под «живыми существами» всегда понимаются «люди» и только они.
Александр Клейн
20-22 октября 2025 г.
Илл.: Живое и Боты. Кл.&AI. 22.10.25
Животные-боты, Абсолют, Ньютон и хитроумие Упайи
http://proza.ru/2025/10/20/1660
Плоские онтологии и Онтологические плоскости
http://proza.ru/2025/10/14/1221
Базовая формула диалектики и Диалектической логики - границы рассмотрения
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Что такое Квалиа?
http://proza.ru/2020/01/06/95
Животные боты
http://proza.ru/2024/07/06/1210
Не делать и Делать. Гесиод и Витгенштейн - «часть равна целому»
http://proza.ru/2025/08/23/1790
Диалектическое противоречие и Абсолют
http://proza.ru/2025/09/30/1985
Основа сознания
http://proza.ru/2024/06/08/839
«»
Свидетельство о публикации №225102200052