И не будут более учиться воевать
За снятие ярлыка «опиум для народа» от неё ничего не потребовали взамен.
Темпы возрождения церкви вызывали недоумения на фоне множества фактов разрухи, позволивших сравнить перестройку по разрушительности с Великой Отечественной войной.
И её заподозрили в том, что она заняла своё привычное место в аппарате власти, и будет стоять там, где её привязали.
Но народ потянулся в храмы. Местные состоятельные люди не гнушаются быть чтецами и прислуживать в алтаре.
Нельзя исключать, что церковь идёт на компромиссы с обстоятельствами непреодолимой силы, потому что лучше делать хоть что-то, чем ничего.
Со многими оговорками и примечаниями можно сказать, что «симфония» церкви и власти сегодня звучит громче, чем в прошлые века.
Расчленённое на церковь и государство общество празднует победу атеизма.
Но государство помогает церкви под видом заботы о сохранении исторических памятников.
А если учесть, что М.Горбачёв в церковь не ходил, а В.Путин прилюдно молится по праздникам и регулярно дарит цветы Патриарху, то может показаться, что у церкви теперь во власти есть свои люди.
Ещё нельзя сказать, что власть сверяет свои поступки с библейскими заповедями.
Быть последовательной ей всегда что-то мешает.
Например, в отношении к традиционным нравственным ценностям она преткнулась о различия порнографии от эротики. На этом месте и в США лет сто назад споткнулись, но приняли закон о допустимой длительности поцелуев в кино.
А у нас разрешили показывать в кино такое, что раньше называли порнографией.
В борьбе с коррупцией власть посчитала первостепенным делом поднять низкую зарплату высоких чиновников, хотя в библейские времена этой болезни пророк поставил другой диагноз:
«Князья твои законопреступники и сообщники воров».
Князья слушали… А пророку можно было бы сказать:
«… Ты для них - как забавный певец с приятным голосом…; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез.33.31)
Есть поводы полагать, что подозрения власти в недобросовестности у нас стараются пресечь на корню. Например, кому и почему помешала возможность голосовать на выборах в органы власти против всех?
Уже не говорят, что власть - это ум, честь и совесть. Но есть попытки зарубить у народа на носу, что ему «не должно сметь свои суждения иметь».
Есть случаи такой реакции на критику, будто кто-то на власть не рот открыл, а руку поднял.
Есть такие предписания Библии, которые не вызывают споров и разногласий.
Например, никто не называл ложным пророчество о том, что «вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (Ис.9.16).
Есть даже уточнение, каким образом его «введут»:
«И будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению» (Ис.30.28).
А в реальности у власти, словно, есть презумпция невиновности.
Библия утверждает, что «беззакония поставляются на большой высоте».
Народная поговорка гласит, что «рыба гниёт с головы».
Хвост может с полным правом сказать голове, что первым начал гнить не он.
А что в своё оправдание может сказать хвосту рыбья голова?
Что она просто «не первой свежести» в силу своего возраста и условий хранения?
Понятно, что и запрещать разномыслия нельзя, и давать им волю опасно.
Существует ли разумное решение этого противоречия?
До какой степени извращения правды могут доходить люди, очень красноречиво говорят слова Библии о том, как древний народ занимался храмовой проституцией.
Весь Новый Завет пронизан разоблачениями книжников и фарисеев, достигших небывалых высот в искусстве лицемерия.
Независимо друг от друга многие известные люди в разных странах пришли к выводу, что некоторые варианты «патриотизма» представляют собой ту самую узду в челюстях народа, за которую его ведут к заблуждению.
В Истории есть примеры, когда отдельные сообщества и целые страны шли на поводу своих вождей. Власть под благовидными предлогами отнимает у своих граждан возможность возражать и не подчиняться. Иногда этому мероприятию придают святость словами апостола о том, что «всякая душа да будет покорна высшим властям».
Сначала случается что-то такое, будто гром грянул. А когда мужик начинает креститься, политики ему напоминают евангельские слова о том, что нет больше любви, как отдать жизнь свою «за други своя».
В одном из пророчеств говорится, что наступят времена, когда
«Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2.4)
Оно кажется таким несбыточным, что кто-то перестанет принимать Библию всерьёз.
Зато вполне реальной кажется примета последнего времени, когда услышим «о войнах и военных слухах».
Кратким обоснованием военной доктрины страны прозвучал анекдот президента про часы и кортик.
Люди, называющие себя философами, ищут мистические оправдания особой роли России в мировой политике и предлагают воспитывать в детях уже с детского сада готовность отдать жизнь за отечество.
На бытовом уровне бросаются в глаза плакаты, приглашающие детей с 4-х лет обучаться боевым искусствам. Нормой стало обучение этим искусствам и девочек.
Дети осваивают науку побеждать.
А есть ли у нас наука избегать боевых столкновений и предотвращать их?
Призывы «…слышать другого, … и испытывать уважение к другому, даже при различии точек зрения» тонут в шуме и хаосе дискуссий.
Политики ходят в церковь. .
А церковь запрещает своим служителям «соваться» в политику.
Может ли власть принять Библию за основу Конституции?
Робкие попытки отменить запрет на идеологию не нашли достаточной поддержки.
Власть не пожелала обнародовать свои идеалы и символы веры.
Неопределённость терминов и понятий даёт простор для манипулирования чаяниями народа.
Сейчас, например, кажется почти решённым делом разворот внутренней политики в сторону социализма. Конь ещё не валялся, но одно ожидание его уже прибавляет почтения к власти.
Строгие меры борьбы с инакомыслием оправдывают превентивным ударом по всем, кто опасен для власти страны.
Библия предостерегает, что «сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих. Ещё дальше удалится истина и приблизится ложь…».
Новый Завет говорит о лжепророках, которые придут к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные».
И взывает: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас...».
Но попытки сомнений и критики легко могут быть признаны дискредитацией.
Для наглядности уже есть примеры, когда люди за попытки исцелить раны общества и плачут, и расплачиваются.
Причём, на лицах политиков сохраняется уверенность в своей правоте и непричастности к тому, что кое-что кое-где ещё не всё хорошо.
Конечно, в эти лица нельзя плескать водой из стакана, как это бывало у нас на публичных дискуссиях.
Но появились явные симптомы рецидива старой болезни «одобрямс».
А что может сделать человек против молчаливого большинства?
Один сенатор Совета Федерации считает, что «молчать, значит изменить себе».
По его словам, «быть соучастником беспредела очень тяжело».
«Беспределом» и нарушением Конституции названы несколько принятых в последнее время законов.
«Страх — вот самое страшное, что я вижу в нашем парламенте. Какой-то сковывающий чудовищный страх. …. И это касается, я думаю, не только Совета Федерации, это касается всего нашего общества» - говорится в одном из интервью этого сенатора.
По его мнению, власть «заигрывает» с церковью,
Если этот диагноз правильный, то надо признать, что, несмотря на некоторые признаки возрождения церкви, какая-то неведомая сила располагает изменять себе даже депутатов, имеющих право неприкосновенности.
Свидетельство о публикации №225102800790
Виктор Кутуркин 10.11.2025 23:34 Заявить о нарушении