И не будут более учиться воевать

После принятия закона о свободе вероисповедания  церковь  стали почтительно называть    «частью культуры».  А потом уже пошли разговоры о её возрождении.
За снятие ярлыка  «опиум для народа» от неё ничего не потребовали взамен.
Темпы возрождения церкви   вызывали  недоумения  на фоне множества фактов  разрухи, позволивших сравнить перестройку по разрушительности  с Великой Отечественной войной.
И её  заподозрили в том, что она заняла своё привычное место в аппарате власти, и будет стоять там,  где её привязали.
Но народ потянулся в храмы. Местные состоятельные люди не гнушаются быть чтецами и прислуживать в алтаре.
Нельзя исключать, что церковь идёт на компромиссы с обстоятельствами непреодолимой силы, потому что лучше делать хоть что-то, чем ничего.
            
Со многими оговорками и примечаниями можно сказать, что «симфония»  церкви и власти сегодня звучит громче, чем в прошлые века.
Расчленённое на церковь и государство общество празднует победу атеизма.
Но государство  помогает церкви под видом заботы о сохранении исторических  памятников.
А если учесть, что М.Горбачёв в церковь не ходил, а В.Путин прилюдно молится  по праздникам и регулярно дарит цветы Патриарху, то может показаться, что у церкви теперь во власти есть свои люди.
        Ещё нельзя  сказать, что  власть  сверяет  свои поступки с библейскими заповедями. 
Быть последовательной ей всегда что-то мешает.
Например,  в отношении  к традиционным  нравственным  ценностям она преткнулась о различия порнографии от эротики.   На этом месте и в США лет сто назад споткнулись, но приняли закон о допустимой длительности поцелуев в кино.
А у нас разрешили показывать  в кино такое, что раньше называли порнографией.
           В борьбе с коррупцией  власть посчитала первостепенным делом поднять низкую зарплату высоких чиновников, хотя в библейские времена этой болезни пророк поставил другой диагноз:
«Князья твои законопреступники и сообщники воров».
Князья слушали… А пророку  можно было бы сказать:
 «… Ты для них - как забавный певец с приятным голосом…; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез.33.31)
Есть поводы полагать, что подозрения  власти в недобросовестности у нас стараются пресечь на корню.  Например, кому и почему помешала возможность голосовать на выборах в органы власти против всех?
Уже не говорят, что власть  - это ум, честь и совесть. Но есть  попытки зарубить у народа на носу, что  ему «не должно сметь свои суждения иметь».
Есть случаи такой  реакции на критику, будто кто-то на власть не рот открыл, а руку поднял.
                Есть такие предписания Библии, которые не вызывают споров и разногласий.
Например, никто не называл ложным  пророчество  о том, что «вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (Ис.9.16).
Есть даже уточнение, каким образом его «введут»:
 «И  будет в челюстях народов  узда, направляющая к заблуждению» (Ис.30.28).
А в реальности у власти, словно, есть презумпция невиновности.

Библия утверждает, что «беззакония поставляются на большой высоте».
Народная поговорка гласит, что  «рыба гниёт с головы».
Хвост  может с полным правом сказать голове, что первым начал гнить не он. 
А что в своё оправдание может сказать хвосту рыбья голова?
Что она просто «не первой свежести» в силу своего возраста и условий хранения?
Понятно, что  и запрещать разномыслия нельзя, и давать им волю  опасно.
Существует ли разумное решение этого противоречия?
         
           До какой степени извращения правды могут доходить люди, очень красноречиво говорят слова Библии о том, как древний народ занимался храмовой проституцией.
Весь Новый Завет пронизан разоблачениями  книжников и фарисеев, достигших небывалых высот в искусстве лицемерия. 
Независимо друг от друга  многие известные люди в разных странах пришли к выводу, что некоторые варианты «патриотизма» представляют собой ту самую узду в челюстях народа, за которую его ведут к заблуждению.
В Истории есть примеры, когда отдельные сообщества и целые страны шли на поводу   своих вождей.  Власть  под благовидными предлогами отнимает у своих граждан возможность возражать и не подчиняться. Иногда этому  мероприятию придают святость словами апостола о том, что «всякая душа да будет покорна высшим властям». 
Сначала случается что-то такое, будто гром грянул. А когда мужик начинает креститься,  политики  ему напоминают  евангельские слова о том, что нет больше любви, как отдать жизнь свою «за други своя».    

В одном из пророчеств говорится, что наступят времена, когда
«Не поднимет  народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2.4)
Оно кажется таким несбыточным, что кто-то перестанет принимать Библию всерьёз. 
Зато вполне реальной  кажется примета последнего времени, когда услышим «о войнах и военных слухах».
                Кратким обоснованием  военной  доктрины страны  прозвучал анекдот президента про часы и кортик.
Люди, называющие себя философами, ищут мистические оправдания особой роли России в мировой политике и предлагают воспитывать в детях  уже с детского сада готовность отдать жизнь за отечество.
На бытовом уровне бросаются в глаза плакаты, приглашающие детей с 4-х лет обучаться боевым искусствам. Нормой стало обучение этим искусствам  и девочек.
Дети осваивают науку побеждать.
А есть ли у нас наука избегать боевых столкновений и предотвращать их? 
Призывы  «…слышать другого, … и испытывать уважение к другому, даже при различии точек зрения» тонут в  шуме и хаосе дискуссий.
            
Политики ходят в церковь. .
А церковь  запрещает своим служителям «соваться» в политику.
Может ли власть  принять   Библию за основу Конституции?
Робкие попытки отменить  запрет на идеологию не нашли достаточной  поддержки.
Власть не пожелала обнародовать  свои идеалы и символы  веры.
Неопределённость  терминов и понятий даёт простор для манипулирования чаяниями народа.
Сейчас, например, кажется почти решённым делом разворот внутренней политики в сторону социализма. Конь ещё не валялся, но одно ожидание его уже прибавляет почтения к власти.
Строгие меры борьбы с инакомыслием оправдывают превентивным ударом по всем, кто  опасен для власти страны.

Библия предостерегает, что «сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих. Ещё дальше удалится истина и приблизится ложь…».
Новый Завет говорит  о лжепророках, которые придут к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные».
И  взывает: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас...».

Но попытки сомнений и критики легко могут быть признаны дискредитацией.
Для наглядности уже есть примеры, когда люди за попытки исцелить раны общества и плачут, и расплачиваются.
Причём, на лицах политиков сохраняется уверенность в своей правоте и непричастности к тому, что кое-что кое-где ещё не всё хорошо.    
Конечно, в эти лица нельзя плескать водой из стакана, как это бывало  у нас на публичных дискуссиях.
Но появились явные симптомы  рецидива старой болезни «одобрямс».
А что может сделать человек против молчаливого большинства?
Один сенатор Совета Федерации считает, что «молчать, значит изменить себе».
По его словам,  «быть соучастником беспредела очень тяжело».
«Беспределом» и нарушением Конституции названы несколько принятых в последнее время законов.
«Страх — вот самое страшное, что я вижу в нашем парламенте. Какой-то сковывающий чудовищный страх. …. И это касается, я думаю, не только Совета Федерации, это касается всего нашего общества» - говорится в одном из  интервью этого сенатора.
По его мнению, власть «заигрывает» с церковью,
Если этот диагноз правильный, то надо признать, что, несмотря на некоторые признаки возрождения церкви, какая-то неведомая сила располагает изменять себе даже депутатов, имеющих право неприкосновенности.


Рецензии
Убедительно, грамотно и по делу. Впрочем, как и всегда в Ваших публикациях

Виктор Кутуркин   10.11.2025 23:34     Заявить о нарушении
Высокая оценка. Вдохновляет. Спасибо.

Геннадий Гаврилов   11.11.2025 19:03   Заявить о нарушении
Когда Путин молится, диссонанс на небесах

Нина Тур   10.12.2025 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.