Мотивы печали и радости в Новом и Ветхом Завете. 1
Термин «Благая( радостная) весть» относится к разряду таких,которые потеряли свое первоначальное значение и приобрели новое, сугубо религиозное. «Благая весть» — это перевод греческого слова «евангелие». Четыре Евангелия , содержащие рассказы о делах, словах , жизни Иисуса в передаче четырех Его учеников, возвещают Благую весть , дарующую радость.
В чем же состоит эта «Благая весть», в чем заключается возвещаемая радость?
Традиционный ответ будет звучать примерно так: «Благая весть» — это весть об искуплении мира через сошествие на землю Сына Божьего Иисуса Христа, принятие им на себя греха мира,Его смерть на кресте и воскресение из мертвых...».
Этот ответ- освященное традицией богословское учение, однако, первоначальный, основной смысл Благой вести Иисуса , впервые услышанной галилейскими рыбаками задолго до того, как распространилась весть о Его страданиях, смерти на кресте и воскресении, выражен в словах :«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя благую весть царствия» (Матф.;4,;23). Евангелие сообщает, что проповедью «Благой вести царствия» началась вся земная деятельность Иисуса Христа. Когда Иисус выходит из пустыни на проповедь, Он провозвещает Царство и говорит: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк 1:15; Мф 4:17). Основой Благой вести было откровение Иисуса о СКОРОМ пришествии Царства Божьего (ЦБ), о том, что это Царство предназначено , как следует из «заповедей блаженства» , кротким, милостивым, чистым сердцем ,плачущим ныне, ибо они «утешатся»...Радость, которую приносит Христос, есть Его собственная радость -«совершенная радость», и потому Он призывает тех, к кому обращена проповедь: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»! (Мф 5:1-12)
Когда Иисус пришел в Назарет, и «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и встал читать, Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение...», глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.»
К ним -нищим духом,"сокрушенныхсердцем", отчаявшимся и отверженным обществом обращается Иисус в своей Благой вести о ЦБ: «придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня..и найдете покой душам вашим» ( Мф11;28-29).
Смысл Благой вести раскрывается в ее сравнении с вестью о некоем огромном нетленном сокровище,находящемся в нашем обладании и избавляющем нас от всяких земных нужд и забот . Благая весть , принесенная Иисусом, сознавалась как подлинная весть о некоем совершенно реальном жизненном благе.Учение Иисуса о ЦБ проходит красной нитью через Евангелие и выражено оно в виде отдельных высказываний и притч. Его деяния ( чудеса, исцеления, воскрешения) и Его образ жизни также рассматриваются как выражения учения.
***См.
http://proza.ru/2024/08/16/1248 "Учение Иисуса Христа";
http://proza.ru/2024/07/10/805 "Учение Иисуса Христа о Царстве Божьем" ;
http://proza.ru/2024/07/10/1019 "Учение о Царстве Божьем, выраженное в притчах".
Традиционные представления о Царстве Божьем
Мечта о ЦБ была исконной мечтой иудейского народа. Эта мечта в своей традиционной форме, будучи религиозной по характеру своего упования, по своему содержанию была первоначально мечтой чисто политической.Бог, заключивший вечный союз с народом Израиля, не покинул его, и рано или поздно Он явит свое покровительство народу, уничтожит врагов-чужеземцев и восстановит политическую независимость и могущество избранного народа. Эта политическая идея о ЦБ к первому веку н.э. была дополнена нравствеными и религиозными мотивами эсхатологического учения пророков, согласно которым грядущее Царство будет Царством добра и справедливости,когда все будут иметь в сердцах Закон Божий..
Пророк Исая так описывает это идеальное Царство Грядущего:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю ... А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю.. и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих.." ( Ис.65:17-25)
В этом утопическом Царстве не будет слышно плача, будет царить веселье и радость; не будут умирать прежде, чем насладятся полнотой земных дней.А умирая, не будут изуродаваны приметами старости и болезнями...
Наступление этого чудесного утопического Царства должно быть осуществлено особым посланником Божьим- Мессией, потомком царя Давида. Постепено этот образ все более принимал сверхъестественые черты и в конце концов был отождествлен с таинственным небесным посланником — «Сыном Человеческим» видения пророка Даниила , описанным в книге Еноха ( см.http://proza.ru/2024/08/13/1003 "Концепция прихода Мессии" ).
Новое представление о Царстве Небесном в «Благой вести»
Благая весть, принесенная Христом, в отношении этой традиционной мечты Израиля состояла прежде всего, в возвещении БЛИЗОСТИ ЦБ, в том, что его наступление следует ожидать со дня на день. И это Царство в своем зачатке как бы уже наступило и «достигло» иудейского народа в лице самого Иисуса Христа.
Иисус сказал посланцам от томящегося в темнице Крестителя в ответ на его вопрос , Мессия ли Он : «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают , и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо мне»..
Матфей и Лука понимают эти слова как перечисление чудес, совершенных Иисусом на глазах посланцев Иоанна. Эта фраза представляла собой свободную комбинацию цитат Ис 35,5: 29:18 ( изображение эры спасения) и Ис 61,1 (радостная весть для нищих), и из нее можно судить о том, что Иисус представлял себя как обещанного пророками Мессию.Все эти чудеса прямо позиционируются Иисусом не как грядущий, а как наступивший космический переворот. Иисус не утверждает, что Царство Божие наступит скоро. Иисус утверждает, что Царство Божие наступило уже . «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28; Лк. 11:20). Однако Царство было только как бы «у порога», время полного торжества ЦБ известно только Отцу Небесному, но людям нужно покаяться и жить сознанием его непосредственной близости, его уже начавшегося осуществления. Чтобы стать обитателями этого Царства необходимо соблюдать заповеди, изложенные в учении Христа.
Однако неопровержимым фактом явилось то, что эта провозглашенная Христом близость ЦБ, понимаемая буквально, т.е. измеяемая человеческими сроками, оказадась иллюзией. Поэтому толкование Иисуса о близости пришествия ЦБ как основе Его Благой вести было бы равносильно признанию , что ныне мы уже не можем верить Благой вести, проповедованной Иисусом, т.е. верить в то же, во что верили Его ученики и Он сам. И Благая Весть была бы забыта , если бы не другой, более существенный момент благовестия: СПОСОБ достижения Царства. Мечта иудейского народа, их национально-политическое упование в грядущее Событие оставалось МЕЧТОЙ о чем-то прекрасном, проивостоявшем горькой действительности, которая должна каким-то чудесным образом осуществиться и произвести переворот на земле вопреки реальным условиям человеческой жизни.
И вот , согласно новому представлению, «Благая весть» о безмерной радости пришествия на землю Царства Божьего, которую Он возвестил, это не есть нечто , что должно вторгнуться в жизнь и завладев ей, изменить ее. «Благая весть» Иисуса в ее новом понимании возвещала, что ЦБ УЖЕ В ЗАЧАТКЕ СУЩЕСТВУЕТ В НАШИХ СЕРДЦАХ и оно должно осуществиться, ПРОРАСТАЯ в мир и ИЗНУТРИ им овладевая. От самих людей зависит вступление в это Царство , ибо « Царство Божие внутри вас есть» ( Лк 17:20-21). В то же время в полной силе оно наступит позже, и для этого человек должен молиться Богу о приходе Его Царства , выполняя Его Заповеди.
Таким образом, новое понятие ЦБ, эта «Благая весть» Христа представляло нечто вроде открытия- осознания обладания безмерным богатством. В этом смысле главным является наставление не собирать сокровищ на земле, но собирать их на Небе; человек не должен прилепляться к тленным земным сокровищам, которые могут быть у него отняты. Благая весть состоит в том, что совсем в другом измерении бытия — на «небесах» душа обладает нетленным и неотъемлемым , вечным сокровищем.
Эта весть поистине является благой, поскольку опрокидывает трагичекую стуацию реальной жизни на земле, СПАСАЕТ людей , даруя им покой и радость. В откровении Христа каждому, кто стучится,отворяют «дверь», давая человеческой душе утешение в той мере, в какой она в нем нуждается. Блаженство обетовано нищим духом, плачущим, кротким, сознающим собственную слабость, и только они войдут в Царство , где есть всепрощающий Бог, любящий «Отец Небесный».
В этом смысле Благая весть Иисуса впервые в истории мира открыла, что бытие каждой человеческой души не обречено на гибель, а есть радостное, прочное, блаженное бытие с Богом. Такова НОВАЯ. РАДОСТНАЯ утвержденная Христом жизнь человека уже ЗДЕСЬ в неразрывной связи с Богом ( или «во Христе»).А потому верующие должны «всегда радоваться», как гласит одна из христианских заповелей сформулированная ап Павлом: « «Радуйтесь всегда в Господе;
и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4) . Но радуются христиане конечно, НЕ ТОМУ и НЕ ТАК, чему и как радуются неверующие. «Истинная христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями или наслаждениями. Это высшее религиозное чувство – ни с чем не сравнимая радость в вере.»
Свидетельство о публикации №225121401895