Мотивы печали и радости в Новом и Ветхом Завете. 1

                1. В чем заключается «Благая Весть» ?

    Термин «Благая( радостная) весть» относится к разряду таких,которые  потеряли свое первоначальное значение и приобрели новое, сугубо религиозное.  «Благая весть» — это перевод греческого слова «евангелие».  Четыре Евангелия , содержащие  рассказы о делах, словах , жизни  Иисуса  в передаче четырех Его учеников, возвещают Благую весть ,  дарующую радость.
В чем же состоит  эта «Благая весть», в чем заключается возвещаемая радость?
Традиционный ответ будет звучать примерно так: «Благая весть» — это весть об искуплении мира через сошествие на землю Сына Божьего Иисуса Христа, принятие  им на себя греха мира,Его смерть на кресте и воскресение из мертвых...».
    Этот ответ- освященное традицией богословское учение, однако, первоначальный, основной смысл   Благой вести Иисуса , впервые услышанной галилейскими рыбаками  задолго до того, как распространилась весть о Его страданиях, смерти на кресте и воскресении, выражен в словах :«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя благую весть царствия» (Матф.;4,;23). Евангелие сообщает, что проповедью «Благой вести царствия» началась вся земная деятельность Иисуса Христа. Когда Иисус выходит из пустыни на проповедь, Он провозвещает Царство и говорит: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк 1:15; Мф 4:17).  Основой Благой вести  было откровение Иисуса о СКОРОМ  пришествии Царства Божьего (ЦБ), о том, что это Царство предназначено , как следует из «заповедей блаженства» , кротким, милостивым, чистым сердцем ,плачущим ныне, ибо они «утешатся»...Радость, которую приносит Христос, есть Его собственная радость -«совершенная радость», и потому Он призывает тех, к кому обращена проповедь: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»! (Мф 5:1-12)
     Когда Иисус  пришел в Назарет,  и «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и встал читать, Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне  ибо Он помазал Меня  благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,проповедовать пленным освобождение,  слепым прозрение...»,  глаза всех в синагоге были устремлены на Него.  И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.»
К ним -нищим духом,"сокрушенныхсердцем",  отчаявшимся и отверженным обществом обращается Иисус в своей Благой вести о ЦБ: «придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня..и найдете покой душам вашим» ( Мф11;28-29).
Смысл Благой вести раскрывается в ее сравнении с вестью о некоем огромном нетленном сокровище,находящемся в нашем обладании и избавляющем нас от всяких земных нужд и забот .  Благая весть , принесенная Иисусом,  сознавалась как подлинная весть о некоем совершенно реальном жизненном благе.Учение Иисуса о ЦБ проходит красной нитью через Евангелие и   выражено оно в виде отдельных высказываний и притч. Его деяния ( чудеса, исцеления, воскрешения) и Его образ жизни также рассматриваются как выражения учения.
***См.
http://proza.ru/2024/08/16/1248 "Учение Иисуса Христа";
http://proza.ru/2024/07/10/805 "Учение Иисуса Христа о Царстве Божьем" ;
http://proza.ru/2024/07/10/1019 "Учение о Царстве Божьем, выраженное в притчах".

                Традиционные представления о Царстве Божьем

    Мечта о ЦБ была  исконной  мечтой иудейского народа. Эта мечта в своей традиционной форме, будучи религиозной по характеру своего упования, по своему содержанию была первоначально мечтой чисто политической.Бог, заключивший вечный союз с народом Израиля, не покинул его, и рано или поздно Он явит  свое покровительство народу, уничтожит врагов-чужеземцев и  восстановит политическую независимость и могущество  избранного народа. Эта политическая идея о ЦБ к первому веку н.э. была дополнена нравствеными и религиозными мотивами эсхатологического учения пророков, согласно которым грядущее Царство будет Царством добра и справедливости,когда все будут иметь в сердцах Закон Божий..
Пророк Исая так   описывает это идеальное Царство Грядущего:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю ... А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю.. и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих.." ( Ис.65:17-25)
В этом утопическом Царстве не будет слышно плача, будет царить веселье и радость; не будут умирать прежде, чем насладятся полнотой земных дней.А умирая, не будут изуродаваны приметами старости и болезнями...
Наступление этого  чудесного  утопического  Царства должно  быть осуществлено особым посланником  Божьим- Мессией, потомком царя Давида.  Постепено этот образ все более принимал сверхъестественые черты и в конце концов был отождествлен  с таинственным небесным посланником — «Сыном Человеческим» видения пророка Даниила  , описанным в книге Еноха ( см.http://proza.ru/2024/08/13/1003 "Концепция прихода Мессии"    ).


              Новое представление о Царстве Небесном в «Благой вести»

       Благая весть, принесенная Христом, в отношении этой традиционной мечты Израиля  состояла  прежде всего,   в возвещении БЛИЗОСТИ ЦБ, в том, что его наступление следует ожидать со дня на день. И это Царство в своем зачатке как бы уже наступило и «достигло» иудейского народа в лице самого Иисуса Христа.
 Иисус сказал посланцам от томящегося в темнице Крестителя в ответ на его вопрос ,  Мессия ли Он : «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают , и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо мне»..
Матфей и Лука понимают эти слова как перечисление чудес, совершенных Иисусом на глазах посланцев Иоанна.  Эта  фраза  представляла собой свободную комбинацию цитат Ис 35,5: 29:18 ( изображение эры спасения) и Ис 61,1 (радостная весть для нищих), и из нее можно судить о том, что Иисус представлял себя как  обещанного  пророками Мессию.Все эти чудеса прямо позиционируются Иисусом не как грядущий, а как наступивший космический переворот. Иисус не утверждает, что Царство Божие наступит скоро. Иисус утверждает, что Царство Божие наступило уже . «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28; Лк. 11:20).  Однако Царство было  только как бы «у порога», время полного торжества ЦБ  известно только Отцу Небесному, но людям нужно покаяться и жить сознанием его непосредственной близости, его уже начавшегося осуществления. Чтобы стать обитателями  этого Царства необходимо соблюдать заповеди, изложенные в учении Христа.
      Однако неопровержимым фактом  явилось то, что эта провозглашенная Христом близость ЦБ, понимаемая буквально, т.е. измеяемая человеческими сроками, оказадась иллюзией. Поэтому  толкование Иисуса о близости пришествия ЦБ как основе Его  Благой вести  было бы равносильно признанию , что ныне мы уже не можем  верить Благой вести, проповедованной Иисусом, т.е. верить в то же, во что верили Его ученики и Он сам. И  Благая Весть была бы забыта , если бы не  другой, более существенный момент благовестия: СПОСОБ достижения Царства. Мечта иудейского народа, их национально-политическое упование в грядущее Событие оставалось МЕЧТОЙ о чем-то прекрасном, проивостоявшем горькой действительности, которая должна каким-то чудесным образом осуществиться и произвести переворот на земле вопреки реальным условиям человеческой жизни.
               
      И вот , согласно новому представлению, «Благая весть» о безмерной радости  пришествия на землю Царства Божьего, которую Он возвестил,  это не есть нечто , что должно вторгнуться в жизнь и завладев ей, изменить ее. «Благая весть» Иисуса в ее новом понимании возвещала, что ЦБ УЖЕ В ЗАЧАТКЕ СУЩЕСТВУЕТ В НАШИХ СЕРДЦАХ  и оно должно осуществиться, ПРОРАСТАЯ в мир и ИЗНУТРИ им овладевая. От самих людей зависит  вступление в это Царство , ибо « Царство Божие внутри вас есть» ( Лк 17:20-21).  В то же время в полной силе оно наступит позже, и для этого человек должен молиться  Богу о приходе Его Царства , выполняя Его Заповеди.
Таким образом, новое понятие ЦБ,  эта «Благая весть» Христа  представляло нечто вроде открытия- осознания обладания  безмерным богатством. В этом смысле главным является наставление  не собирать сокровищ на земле, но собирать их на Небе; человек не должен прилепляться к тленным  земным сокровищам, которые могут быть у него отняты. Благая весть состоит в том, что совсем в другом измерении бытия — на «небесах» душа обладает нетленным и неотъемлемым , вечным сокровищем.
Эта весть поистине является благой,  поскольку опрокидывает трагичекую стуацию  реальной жизни на земле, СПАСАЕТ  людей , даруя им  покой и радость. В откровении Христа каждому, кто стучится,отворяют «дверь», давая  человеческой душе утешение в той мере, в какой она в нем нуждается.  Блаженство обетовано нищим духом, плачущим, кротким, сознающим собственную слабость, и только они войдут в Царство , где есть всепрощающий Бог, любящий «Отец Небесный».
В этом смысле Благая весть Иисуса впервые в истории мира открыла, что  бытие каждой человеческой души   не обречено на гибель, а есть радостное, прочное, блаженное бытие с Богом. Такова НОВАЯ. РАДОСТНАЯ  утвержденная Христом жизнь человека уже ЗДЕСЬ  в неразрывной связи с Богом ( или «во Христе»).А потому  верующие должны  «всегда радоваться», как гласит  одна из христианских заповелей сформулированная ап Павлом: «  «Радуйтесь всегда в Господе;
и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4) . Но радуются христиане  конечно, НЕ ТОМУ и НЕ ТАК, чему и как радуются неверующие.  «Истинная христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями или наслаждениями. Это высшее религиозное чувство – ни с чем не сравнимая радость в вере.»


Рецензии