Кисловодск ч. 3

      Уптон Самуил Иванович, русский человек и инженер английского происхождения (Samuel Upton), подтвердивший, что русский – это не национальность, а миссия, в 26 лет ставший городским архитектором Севастополя, получивший звание академика Императорской Академии художеств за «произведённые им строения в южном крае России», оставаясь при этом формально английским подданым, много чего построил в Кавказских Минеральных Водах (КМВ), в том числе, и в Кисловодске, в том числе и Нарзанную галерею, в которую я двинулась сразу после свидания с Лермонтовым.

     Здание из песчаника с башенками и зубцами притягивало с первого взгляда с пятого этажа отеля и, разумеется, обязательно для посещения всеми, кто прибывает в Кисловодск, даже если не имеет целью попить «кислой воды», как я. Сразу на входе в облицованной внутри светлым мрамором галереи находится исторический колодец «каптаж» с нарзаном, заключенный ныне в восьмиугольный мраморный корпус со стеклянным куполом. «Измученных нарзаном» было достаточно много, и очередь за бумажными стаканчиками отвратила меня от того, чтобы немедленно измучиться самой.
    

       
     Для начала было вполне достаточно полюбоваться просторной светлой галереей с постаментами для питьевых фонтанчиков, украшенных светильниками в виде друз кристаллов, картинами местных художников на стенах, цветами в горшках, их много, почти зимний сад, есть скамеечки для отдыха отдыхающих и пьющих. Даже сроду и не знала, что нарзан разный – сульфатный, доломитный и общий (странное название, по-моему), а здесь ещё и в двух видах каждый– холодный и тёплый.

     В центре зала над сухим бассейном стоит «Венера, принимающая ванну» с целыми руками, может, и правда нарзан помогает? Эта копия оригинальной скульптуры французского скульптора Аллегрена Кристофа Габриеля, что хранится в Лувре, не халам-балам, впрочем, это неважно, просто хороша, чертовка!
   
     Побродив по галерее, вышла в боковую дверь, их много на бульварную сторону, но открыта была только одна, сфотографировала западный фасад и пустую ванну самого первого и самого знаменитого фонтана Кисловодска с лягушками, которые зимуют где-то в тепле, для сравнения вставила и летнюю фотографию, когда они возвращаются на свои законные места.  Существует поверье, что у того, кто сумеет погладить лягушку, не замочив ног, исполнится загаданное желание, проверить не удалось, увы(?) или слава богу?
 

   
       Быстренько пробежалась по Курортному бульвару, чтобы составить первое впечатление, когда только и успеваешь поворачиваться: а-а-а! Гостиница Зипалова, замеченная с высоты, вблизи и с главного фасада выглядит ещё милее, с арочными окнами и балюстрадами на выступающих центральной и боковых частях, с кружевными, практически парижскими, балконами, с кафе «Миндаль и мята», а вывеска «Тамбуканская грязь» привела меня почти в исступление, настолько она показалась мне какой-то африканской.
 
      Рядом очень близкое по стилю здание Офицерского собрания, элегантное и строгое одновременно, тоже творение Самуила Ивановича Уптона. Рядом оранжевый куб строгого советского здания Октябрьских ванн с башней с часами и горельефом, символизирующим завоевание трудящимися права на отдых и охрану здоровья, о как! Уже цветущие клумбы подчёркивают и эту строгость раннесоветского конструктивизма, и его неуместность на историческом ландшафте курорта (имхо), и право на отдых, однако!
      
      На противоположной стороне чудесный домик с четырёхугольными усечёнными пирамидками над балконами мансардного этажа, как выяснилось позднее, это усадьба некоего Комарова, информации о которой нигде нет, однако строение это, несомненно, украшает бульвар, хотя и выглядит (а может, именно благодаря этому) достаточно экзотично. Вообще в башенках на различных зданиях Кисловодска , включая и отель, в котором я остановилась, мне виделось что-то китайское, что ли, хотя Нарзанная галерея англичанина Уптона тоже с башенками…

 
       Далее шикарное здание Главных нарзанных ванн, облицованное жёлтым кирпичом, в индо-мавританском стиле и тоже с башенками, только говорят, что они очень напоминают своей формой индуистский храм Ангкор Ват в Камбодже. И табличка на фасаде «Проектировал и построил инженер А. Н. Клепинин. 1901—1903 годы», просто инженер, скромненько так и со вкусом. Прямо по середине бульвара и напротив центрального входа в ванный комплекс стоит памятник небесному покровителю Кисловодска – святому Николаю, мимо не пройдёшь, тем более, если ты Николаевна…

     Напротив кафешно-ресторанный комплекс зданий со знаменитым светомузыкальным фонтаном в центре площади, открывать который приезжала сама Матвиенко, пока закрытый деревянными щитами.

      
     Перейдя через Вокзальную улицу, попадаю в нежно зеленеющий ветвями плачущей ольхи сквер (сквер на бульваре? так бывает? так есть) с памятником героям-медикам, что для Кисловодска как госпитальной базы во время Великой Отечественной войны и уместно, и значимо, даже удивительно, что он появился здесь только в 2016 г.

Ч.1 http://proza.ru/2026/02/13/2035
Ч.2 http://proza.ru/2026/02/15/1541
Ч.3 http://proza.ru/2026/02/16/1592
Ч.4 http://proza.ru/2026/02/16/1974
Ч.5 http://proza.ru/2026/02/17/2267
Ч.6 http://proza.ru/2026/02/19/1741
Ч.7 http://proza.ru/2026/02/20/513
Ч.8 http://proza.ru/2026/02/21/810


Рецензии
От "измученных нарзаном" у меня осталась на память плоская белая кружка-поильник, с надписью золотистой краской "Кисловодск"... а все мои фотографии, целая пленка, были, на обратном пути, в поезде, кем-то "взяты на память" вместе с фотоаппаратом - и памяти не осталось, только воспоминания.
Спасибо, Елена, что дополнили их новыми неизгладимыми впечатлениями!
Читаю дальше!

Лидия Шатилова   16.02.2026 23:09     Заявить о нарушении
Лидия, рада, что читаете, спасибо!
Конечно же, невозможно удержаться, чтобы не купить такую кружечку на любом из курортов КВМ. И я не удержалась, купила две таких - для младших внуков.
А вообще - кисловодский фарфор - это чудо, но про это ещё будет дальше.
С благодарностью,

Елена Рыжкова 2   17.02.2026 07:09   Заявить о нарушении