Рецензии на произведение «Этюд для скрипки и семи шагов по крыше 1995 - 1996»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Доброе время суток, Алексей!
А ведь действительно часть сюжета безумно похожа (та, что с метро), хотя и несёт в себе совсем другую смысловую нагрузку. Так в твоём рассказе герой (ты?) не замечает, как проходит время учёбы, «включаясь» только тогда, когда подъезжает к дому (по-моему, Пелевин писал о том как люди живут во сне). В моём же рассказе герой (я?) просто столкнулся с какой-то хренью, из-за чего не доехал до института и не «выключался» из жизни. С другой стороны какая разница – где бессмысленно проводить время. Вообще, на самом деле, очень может быть, что когда я первый раз прочитал «Этюд» (как я уже говорил, прочитал вполглаза, из-за того, что читал поздно ночью, засыпая), именно этот фрагмент отложился у меня в голове, а потом, через несколько месяцев «всплыл» и вылился в «Кузьминки». Посему постановляю. Ежели это произведение будет опубликовано когда-нибудь где-нибудь помимо инета, с меня пиво.
Теперь о фотографиях – это реальность или выдумка. Если реальность, то можно ли посмотреть то фото, те альбомы? (я всегда любил не «протокольные» фото лиц, а именно пейзажи (помойки – тоже пейзажи)).
На то, что произведение написано в 17 лет, имхо, указывает лишь 1 (один) фрагмент – это шаг с крыши и последующий полёт (падение). Многие авторы в 17 (15, как у кого сложилось) лет любят заканчивать произведения самоубийством, или падением с крыши, с балкона, с продолжением… Не скажу, что все, но я тоже через это прошёл. На стихи ссылаться не буду, т.к. они ужасные и даже на стихире их нет, но на рассказ всё-таки дам – «Сто микросхем» - там тоже шаг с крыши (полёт с крыши) вовсе не означает конец…
Вот, блин, получилось, писал на твой рассказ, но всё о себе, ну не наглец ли?
Успехов во всём!
Tom 24.03.2003 20:21 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 24.03.2003 23:12 Заявить о нарушении
А что, очень радостная вещь.. Не понимаю никого из твоих критиков - придраться не к чему! Картинки городской жизни - елей для меня. Сочетание их с Музыкой - интересно, завораживает. Девчонка - настоящая, они все именно так и поступают.
В 17 лет я даже в любви объяснялся с матюгами, а ты вон какую штуку написал. Монстр.
Bad Habits 23.10.2002 23:20 Заявить о нарушении
Здравствуй, Алексей.
Семнадцать лет? (качаю головой) Ну и ну… Я тогда гнал истории про мордобой, страх и кровь. А ты уже тогда читал Битова и Кортасара?
По поводу твоей просьбы:
Для меня осталось непонятным одно, кто же лучше тебя может знать, что лишнее, а что нет. Говоришь, не уверен в деталях? А кто уверен, ведь на то они и детали. Да и какие они в семнадцать то лет.
По сути можно придраться к чему угодно, например, берем первый попавшийся абзац:
«Я перестал играть на скрипке — это стало бесполезным занятием». (А до этого было полезным?) «Каждая сыгранная на ней нота отдавала вкусом кожзаменителя». (Все пытался вспомнить его вкус :-) «Восприятие обострилось — я стал слышать массу звуков, на которые прежде не обращал никакого внимания, стал видеть массу предметов, видеть которые для меня раньше не было вопросом жизни и смерти». (Ну, тут Диас все объяснил)
или вот:
«Утром, проснувшись, я хватаю скрипку, но первая же нота врет, и я понимаю, что это бесполезно». (это – про полезность)
«Заходя в метро, показываю тетушке на контроле свой проездной и замечаю у нее на стекле будки документы каких-то непонятных людей, видимо утерянные…»
Алексей, не следует начинать предложения с причастий и деепричастий, они ведь по своей грамматической и смысловой природе, призваны обозначать сопутствующее глаголу действие. Это приводит к неясности изображаемого, невнятности действий и жестов. В частности этой «болезнью» страдает современная детективная проза, где сплошь и рядом встретишь предложения типа: «выходя из подъезда, он начал думать…»
Копать можно и глубже и больше, но я слабоват для этого. Да и особой надобности не вижу, рассказ от этого не измениться, разве что чуть…
P.S. А что за проект, кстати?
Unicornis 22.10.2002 03:23 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 22.10.2002 05:46 Заявить о нарушении
Для семнадцати лет - почти гениально. Только - зачем цитата из Кортасара? Рассказ и без того очень "кортасаровский". А в месте, где процитировано, данное произведение классика вспоминается настолько отчетливо, что усугублять не стоило бы. Но это так, мелкая придирка...
Анна Сусид 21.10.2002 06:00 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 22.10.2002 01:47 Заявить о нарушении
Я не умею играть ни на одном музыкальном инструменте...
Я пою так, что меня деликатно просят заткнуться. На такие просьбы я обижаюсь и замолкаю, пока «эта сволочь» не соизволит отвалить в даль голубую, после чего начинаю петь с утроенным энтузиазмом. Я пою в ванной и на улице, когда меня везли на "скорой" три месяца назад, я тоже пела...
Мои музыкальные пристрастия безграничны: от «кошмарной попсы» до хард-энд-хэви, от классики до бардов. Я слушаю все, что подворачивается под руку. При этом я, кажется, не способна отличить симфонию от "трех блатных"...
Когда я сдохну, то попаду в ад для глухих, потому что так к музыке относится нельзя. И однажды я поплачусь за это...
Но иногда, ночью, когда на свете не остается ничего, я лежу в серой пустоте своей комнаты и слушаю скрипку, которая играет только для меня...
Маха 19.10.2002 05:05 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 19.10.2002 06:50 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 19.10.2002 10:01 Заявить о нарушении
Прошу Вас объясните,пожалуйста: Что такое - СИМФОНИЧЕСКИЙ квартет?
Существует - струнный, духовой,фортепианный, вокальный, эстрадный,квартет флейт,саксофонов... и прочих инструментов.
Но - симфонический?!!!..Так - человек на сто?...Забавно!..
Насмешили!
Евгений Петрович Ганин 15.10.2002 16:05 Заявить о нарушении
А вот что такое "фортепианный квартет", как вы ехидно заметили, я действительно представить себе затрудняюсь. Это как, фортепианки на четыре?
С уважением,
Диас 15.10.2002 16:40 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 15.10.2002 19:48 Заявить о нарушении
Существует определение:"Фортепианное трио"; "фортепианный квартет"; фортепианный квинтет= ф/п + четыре инструмента...
Фортепианное трио = ф/п.+ скрипка, виолончель.(Моцарт,Чайковский т.д.)
Фортепианный квартрет = струнное трио + ф/п.
(Современные композиторы)
Евгений Петрович Ганин 16.10.2002 04:34 Заявить о нарушении
Из огромного наследия фортепианных квартетов,хочу отметить фортепианные квартеты (ф/п+скрипка+альт+виолончель)
замечательного итальянского композитора 18-19 столетия, одно время жившего в России, ПАЗЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ.
Он написал много чудной инструментальной музыки.Особое место в его творчестве занимают 12 фортепианных квартетов: духовная музыка чистой, "небесной красоты".
Хочу рассказать забавный случай.
Одному чиновнику Министерства культуры Украины в 60-х годах было поручено в Киевском доме учёных организовать гастрольный концерт фортепианного квартета из Германии.
В зале было только два рояля.Чиновник этот,как Вы,конечно, предположил,что фортепианный квартет - это четыре "фортепианки".А в зале только две?..Что делать?
Он срочно организовал доставку ещё двух роялей из Консерватории! Это стоило больших средств...Потом настройка инструментов после перевозки. Размещение на сцене...
Четыре огромных концертных рояля с большим трудом разместили на камерной эстраде Киевского дома учёных.
"Фортепианный квартет" был организован.
Чиновник ожидал награду за организацию концерта.Но!..
Каково же было удивление немецких музыкантов(пианиста,скрипача,альтиста и виолончелиста), когда они пришли в зал для репетиции, увидив четыре туши концертных роялей!!!.Пришлось срочно вытаскивать из зала три инструмента!..Международный конфуз!
Вот такие бывают казусы с фортепианными квартетами.
С уважением,
Евгений Петрович Ганин 16.10.2002 05:32 Заявить о нарушении
С уважением,
Диас 16.10.2002 13:03 Заявить о нарушении
Ваш ответ поднял Ваш авторитет на новую,более высокую, планку.
с уважением,
Евгений Петрович Ганин 16.10.2002 18:14 Заявить о нарушении
Мне понравилось.
Какой-то действительно чистый юношеский рассказ.
Есть вкус наивности, но это хорошо, а не плохо.
Из штампов - которые естественны для первых опытов - "идти ... не зная куда ... зачем". Больше, даже стараясь придраться, ничего такого не увидела.
Vita Lagina 15.10.2002 03:42 Заявить о нарушении
Лёша, хвалить не буду, не потому, что не понравилось (понравилось очень), а потому что ты об этом не просишь. Ты заявил желание «обкатать» рассказ, поэтому буду ругать и делать замечания по улучшению рассказа с моей точки зрения. Ты сам решай, что из них может тебе пригодиться. Придираться, надеюсь не обидишься, постараюсь ко всему, чтобы быть максимально полезным: может чего из замечаний и выберешь.
«мне было три года и робочек у меня было несколько десятков» – сложное предложение, нужна запятая.
«мысль, которая не даёт мне покоя с момент рождения» – ИМХО, либо отодвигай момент хотя бы до времени возникновения у ребёнка понятийного аппатара (год-полтора), либо пиши не о МЫСЛИ, а о чём-нибудь другом (чувстве, например).
«симфоническим квартетом» - наверное, правильнее будет «струнным».
«мертвенные» - как-то не по-русски; я бы написал или «мёртвые», или «мертворожденные», хотя тебе виднее, что ты хотел сказать.
«Я ставил на ночь с собой диктофон» - наверное, «возле себя», или даже «возле кровати», в крайней случае, «брал с собой».
«Вчера вечером я ехал в метро и слышу» – несогласование времён; я сам обожаю такие вещи, но тут важно, умышленное ли оно, или это недосмотр.
«На балконе холодно, даже огонь на конце папиросы замерз и почти покрывается льдом» – снова несогласование, на этот раз совершенности; и снова важно, умышлено ли оно.
«стал видеть массу предметов, видеть которые для меня раньше не было вопросом жизни и смерти» - какое-то логическое несоответствие; нигде не сказано, что теперь это стало вопросом жизни и смерти, то, что ты начал их видеть, об этом не говорит.
«Я и сам прекрасно понимал все. Поехали домой мы вместе.
Я и сам не знаю, когда я в нее влюбился.» – конструкция «я и сам» через предложение.
«Наташа пришла на три минуты раньше установленного срока, и мы едем фотографировать на Красные ворота.» - что-то такое тюремно-партийное есть в этом «установленном сроке»... может просто «без трёх минут три».
«время от времени роясь клювами в снеге» - по-моему, «в снегУ».
«ощущая безумную радость от чувства Наташиной руки в своей» - чё-то как-то не так в этой фразе... ближе, наверное, «ощущение руки», но со слова «ощущение» начинается вся фраза... в общем, не знаю, но что-то не так.
«Но я потерял, видимо, что-то.» - по-моему, лучше «но я, видимо, что-то потерял».
Вцелом по композиции:
Первый абзац немного, и правда, режется. Как-то надо чётче увязать начало и конец, с мальчика и флейты можно начать – это будет хорошая фишка, хотя и банальная (но! А что не банально?).
В целом идея не совсем ясна – вещь то ли о музыке, то ли о любви, но не о том и о другом; противопоставление любви музыке ИМХО неудачно выполнено. Хотя эту мысль трудно объяснить.
Мне, возможно, как человеку, который старше автора, не очень понятно, во-первых, почему героиня не даёт её поцеловать (аргумент «я тебя не люблю» странно смотрится в ситуации, сразу хочется ответить «ну и что?»), а во-вторых, почему она везде с ним таскается, интересуется, первая заговаривает и т.д., а главное - так явно ревнует его к музыке, если его не любит. В общем, это так – с высоты птичьего полёта :-))).
Вот, это, наверное, всё пока. Времени не очень много, мне работать надо, так что прости, если что не так. Обращайся, в общем :-))).
С уважением,
Диас 03.10.2002 11:47 Заявить о нарушении
После редактуры вывешу окончательный вариант рассказа. Ещё раз спасибо... Кстати, на "Точке Зрения" скоро выйдет статья, где несколько слов будет сказано и о тебе. Я скажу, когда...
Алексей Караковский 03.10.2002 16:02 Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей,
это можно назвать музыкальным рассказом - но не потому, что он о музыке, просто Вам удалось сделать нечто, сопровождаемое мелодией. Эта мелодия порой звучит прерывисто. У Вас получилось нечто в стиле Шнитке - звуки, расходящиеся в стороны, и мало напоминающие ту тихую нежную симфонию, которую ищет Ваш герой. Впрочем, возможно, музыка рассказа потому и не причесана, что герой в поисках. И все же, мне кажется, некоторыми моментами стоит пожертвовать - например, про "робочку" - это чудесный эпизод для чего-то отдельного, но здесь он, возможно, слегка чужой. Как и пара общеизвестных фраз типа "Фото незаменимо...", "А сюжетов бесконечное количество". Впридачу, лично у меня сложные взаимоотношения с восклицательными знаками - я считаю, что с ними стоит обходиться поосторожнее. Особенно после слов "вытряхивая из мятой пачки папиросу". И все-таки, мне понравилось. Спасибо.
Стася Окунева 01.10.2002 19:48 Заявить о нарушении
Алексей Караковский 01.10.2002 19:56 Заявить о нарушении
Когда я написал этот рассказ, мне было всего лишь семнадцать лет. С того времени, разумеется, всё изменилось. Я стал писать совсем другие вещи... однако, недавно возникла необходимость задействовать "Этюд" в одном из проектов моего сайта. Всё бы хорошо, но я до сих пор не во всех его деталях уверен, а потому пришёл к выводу, что нужно сначала "обкатать" рассказ на прозе.ру. Может, действительно удастся получить какие-нибудь дельные соображения?...
Извиняюсь сильно. Я почти никогда не занимаюсь саморекламой, но сейчас - наверное, именно такой случай. Пожалуйста, помогите мне правильно оценить написанное.
Заранее спасибо.
С уважением, Ваш Алексей.
Алексей Караковский 01.10.2002 19:10 Заявить о нарушении