Рецензии на произведение «Штампы и проза. ру»

Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Читал-читал Вашу статью, соглашался-соглашался... Но последний абзаяц все в моей рыжебурой голове переверТнул с крыши на основание подвала.
А что же, как ни штамп будет это самое "зеленая трава"?
Оно, хотя и не претендует на оригинальность и самостоятельную ХЦ явно, но делает это опосредованно тысызыть.
Попробуем разобрацца. Трава не бывает иной, чем зеленая, так? Значит автор этим самым "зеленая" явно хочет сказать что-то особенное, свое, художески ценное, самобытное и оригинальное. Но для читателя оно, конечно же, таковым не является(чем таковым, уж не помню). Таким образом, "зеленая трава" является штампом в системе координат автор-читатель. А ведь т.н. литература существует именно в этих плоских (не будем переходить в трехмер к издателю) координатах.
Вот так я думаю в этом вопросе существа дел. Хотя... не все время именно так.

Дальнейших Вам удач Вам и пряников, Артем.

Lisnerpa   05.05.2005 18:25     Заявить о нарушении
Лис, здравствуйте!
Извините, что долго не отвечал: сражался на фронтах Родины :-)
Думаю, впрочем, Вашей целью не было разобрать нюансы употребления оборота "трава зелена" (или что-то вроде). Вероятно, Вы просто хотели указать на неоднозначность употребления тех или иных оборотов в литературном слоге при тех или иных обстоятельствах (о чём, собственно, и была моя статья). Но, что ещё вероятнее, Вы просто решили написать рецензию - что и сделали.
Но, повторю, главная моя мысль была такова: штампы - не штампы, - главное, чтобы в целом текст был пригоден для потребления. А уж какими методами сие достигается - дело десятое. Оттого мне и смешны придирки прозарушной критики к иным текстам (не моим, естественно - к ним придраться невозможно :-)) ), мол: тут у Вас штамп, а там запятая не на месте. Нет, если читается "целевой аудиторией" - значит, текст удался, соответствует замыслу автора.
И при таком условии (текст принимается читателем) любая критика - суть просто игра (творческая ли, крючкотворческая ли, обиженно-индивидуалистическая - не важно).
Не буду, впрочем, отрицать, что и мне самому не чужды порывы вступать в подобную игру.
Ну а статья - она "подколочная", конечно, но по сути - ровно такой же пузырь бубльгума, как и её объект: прозарушная критика.
Всё енто самовыражение: если литература не имеет черт профессионализма и практической пригодности (не ПРОДАЁТСЯ!), то неизбежно такова же и её критика, а уж критика критики - досужее занятие в к(л)убе.
Но, если есть (был) досуг - почему бы нет? :-)

С уважением,
Артём

Артем Ферье   05.06.2005 00:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Ой, Артем, я вот заметила, что в журналистской практике(а речь идет о еженедельной газете, в которой ценится каждый знак, в смысле, экономить надо место и красткость - сетра таланту), никак не обойтись без выражения "а воз и ныне там". Как речь зайдет, о социальных вопросах, которые годаим не реашются, - так про воз и строчишь! А писать "но ситуация с тех пор не изменилась" - длиннееи дурацкее. Вот что вот?
А на Прозе (извините, коллеги, за нетерпимость) меня бесят Ангелы, раскиджанные там и тут по делу и без. Ну куда ни ткнешь - все ангелы! Мужик красивыый - так ангел сразу, бабенка ничегошная - тоже ангел. Ну небко просто, а не сайт!
...А может, это у меня от злости?

Медуза Юля   05.05.2005 16:21     Заявить о нарушении
"А воз и ныне там" - так называемое "крылатое выражение", без него в журналистике просто не обойтись. В "настоящей" прозе я просто не могу придумать места куда его можно было бы втиснуть:)
Ангелы - характерная особенность Прозы.ру:) Можно сказать - местная фауна, показывает уровень воображения и фантазии присутствующих здесь авторов, в основном, конечно, подростков:)

Александр Арген   05.05.2005 16:43   Заявить о нарушении
Извините, Медуза Юля, что не отвечал так долго: рецензия потерялась в ленте, а я - в работе.
Ну, публицистика-то и не терпит сугубой вычурности слога. Разве лишь - легкие, игривые и заштампованные каламбуры в заголовках: "А вор и ныне там", "А ВАЗ и ныне там", и т.п.
Но ангелы - трудно с Вами не согласиться - и впрямь достали: летят по сайту, что гуси в миграцию. Просто ангеломания и ангелофонство повальные. Самое забавное, что ангел - вообще-то, существо бесполое.
Впрочем, и ну её, прозу.ру.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   13.08.2005 15:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Да ладно штампы... Как бы автор ни грешил на словари, любой мало-мальски разбирающийся в литературе человек знает, что это такое, и не станет путать свинцовые тучи с зеленой травой. А вот как прикажете квалифицировать такие перлы: "Она любит пугливую речь, отражение чего-то там бля в реке вертикальной". Ведь и тот, кто эксплуатирует штампы, и тот, кто их маниакально выискивает, в равной степени предсказуемы и опровергаемы с помощью простых аргументов. А попробуй, объясни этим уродам, что гладиолусы вообще ничем не пахнут - знаете, что они ответят? "Ничего вы не понимаете, это же о-о-образы" (и непременно с эдаким претенциозно-педерастическим видом). Вот собственно тема для еще одной статьи :)

Ростислав Имарь   02.09.2004 06:49     Заявить о нарушении
"Этим уродам" - в смысле из группы "Пёрни", с пугливой речью и поздравлениями "до боли, до крика".

Ростислав Имарь   02.09.2004 16:21   Заявить о нарушении
Да статью-то, конечно, написать можно, но вроде, по этой реке вертикальной и пугливой речи только ленивый и безногий не прошёлся :-)
Что ж, дело понятное: Артемьев (или кто там?) решил, что он по меньшей мере Мандельштам, а по большей - весь Серебряный Век в одном порыве вдохновения (в клочья!)
Претензии - море вертикальное, смысла и эстетики - пара капель (и очень пугливых).
Хотя, конечно, у них есть фанаты - вот пусть и будут счастливы друг другом :-)

Артем Ферье   06.09.2004 07:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

"На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса..."
А.Башлачев, "Грибоедовский вальс"

О!-птыть: Тёма Ферье решил заняться пиаром на прозе.ру. :)Пара волшебных слов в названии - и рецензионный поток обеспечен. "Да, да, вот и меня штампами прессуют - потому что не понимают ничего! Ах, как верно вы написали, ах, как приятно!" :)
Тём, охота тебе фигней страдать и народу мозги пудрить?
Литературовед, блин, выискался!
Знаем мы, как ты на филфаке учился. Как я - на "юре". В одном гастрономе лекции слушали. :)
Кстати, о птичках: чего не заруливаешь? В прозарухе погряз? :)

Дмитрий Сабаров   26.07.2004 13:20     Заявить о нарушении
"И над ним скалил жёлтые зубы
Выдающийся гипнотизёр"
Там же.

Я, в отличие от некоторых, хоть "редактором" в виртуальных песочницах не работаю. :-)
А лекции - да, только в гастрономе и слушать. Мне, знаешь ли, папахена вполне хватило. Я им сам тогда лекции читать мог - это сейчас всё из головы вон.
Но после твоих обидных слов пить я с тобой не буду.
Заскочу в среду где-нибудь.
Но пить не буду.
Иди к чёрту!

С уважением,
Артём

Артем Ферье   26.07.2004 14:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Авторевю читал - не профессионально. Никак не возьму в толк - о женщинах там пишут, о животных или о машинах. Что такое поджарый пикап? Как это? в каком месте он поджарый?
Это наверное единственное, с чем не согласился в тексте.))
Потому что про существование штампов узнал на прошлой неделе)) и сказатьто нечего)
Работая в газете теперь могу найти много публицестических штампов. Спасибо - буду лучше. Раньше подхихикивал другим когда они писали в рекламе "А низкие цены приятно вас удивят" и смеялись в полный голос все вместе. теперь буду тоже смеяться в полный голос))
а то не фтыкал)
Хорошо объяснили.. понятно

Пин   26.07.2004 11:53     Заявить о нарушении
1. В "Авторевю" пишут профессионально.
2. В "Авторевю" пишут о машинах.
3. В "Авторевю" пишут о машинах лучше и эротичнее, чем на прозе.ру - о женщинах.
4. Я в "Авторевю" не пишу.
5. Но где пишу - пишу тоже профессионально.
6. А Вы кем в газете работаете?
7. Пикап - поджарый во всех местах дальше средней стойки.
8. Впрочем, если пикап на высоком ходу, с большими колёсами - у него и мордочка смотрится не такой оплывшей, как у зализанных джипов дизайна 1995-nowadays.
9. Про "поджарый пикап" - написано не в "Авторевю". Хотя у них, возможно, тоже что-то такое писалось.
10. Пожалуйста.

С уважением,
Артём

Артем Ферье   26.07.2004 13:55   Заявить о нарушении
1. нет
2. сказал же - не пойму
3. кому машины, кому - женщины
4. я тоже
5. не читал
6. )) подметаю.. пишу о погоде), рубрика кроссворд)) шутка
7. средней стойки чего? как это пикап - поджарый? в своё время долго искал ответы во многих учебниках - не нашёл.
8. высокий ход)) это что-то новенькое) в журнале Авторевю прочитали?))
9. Писалось, писалось)
10. окончим этот бессмысленный спор))
С уважением, Игорь Пин

Пин   26.07.2004 16:21   Заявить о нарушении
Спор прекратим.
Одно замечание, касательно "высокого хода".
Нет, не в "Авторевю" вычитал. Если впервые - то в раннем-раннем детстве, у Льва Кассиля (был такой классик детской советской литературы):
"Артем глянул в окно и увидел внизу, у подъезда, зеленую "Победу" на высоком ходу - так называемый "козлик".
Запомнилось, потому что герой - мой тёзка. :-)
А вообще, это термин такой. Но Вы, я так чувствую, автомобилями не очень интересуетесь?

Артем Ферье   26.07.2004 22:22   Заявить о нарушении
у меня по ним диплом. наоборот)

Пин   26.07.2004 22:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Артем, хорошую статью написали, правильную!
Согласен практически со всем.

Я сам, к сожалению, заразился «штампизмом» именно на прозеру :((
Вот так почитываешь чужие рецки и высказывания и бац – прилипла зараза!

Каюсь, будучи в мрачном состоянии духа (хм, тоже штамп), раскритиковал одну барышню в пух и прах, и только потом понял насколько некрасиво это было, ибо к середине критический настрой спал и писать серьезно про "вселенскую радость" и "лучистые глаза" не было сил , чесслово!
И вообще, друзья, давайте терпимее относиться друг к другу (и к критике в том числе)

С уважением,

Макс Гончаров   23.07.2004 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо!
Терпимее относиться друг к другу? Ну а как иначе-то на прозе.ру жить: неужто всерьёз кто-то из гениев критику воспринимает? Нет, гении могут воспринимать всерьёз лишь ту критику, которая тоже исходит от гения. А если критикану гениальный текст автора не нравится - какой же он, критикан этот, гений? Да он просто лишенец с дурным вкусом, его лишь пожалеть можно :-)
И вообще критические статьи на прозе.ру пишутся лишь для самовыражения, от скуки, либо в отместку за что-то :-)
В остальном - полнейшая терпимость.

С уважением,
Артём

Артем Ферье   26.07.2004 11:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Тема и впрямь животрепещущая. Поделюсь своими взглядами, которые отчасти совпадают с изложенными в эссе мыслями.
Штамп, на мой взгляд, представляет собой не столько языковую, сколько психическую реальность. Нередко, автор и читатель находятся на разных ступенях языкового и речемыслительного онтогенеза. То, что для одного – достаточно яркое выражение, то у другого на это «аллергическая реакция» Я, например, могу говорить о штампах только с налётом некоторой «ИМХОватости», исходя из своего личного восприятия. Когда автор описывает «долгожданный выезд на природу» и пишет, что «трава была зелёной, небо синим, цвели цветы» То это - штамп, поскольку набор устойчивых сочетаний не даёт моему читательскому воображению никакой почвы для создания яркой и объёмной картины.

С другой стороны, язык предполагает управления глаголов, сочетаемость существительных и прилагательных и т. д. Это своеобразный скелет, на основе которого строиться любое художественное повествование. И чтобы анимировать этот скелет требуется свежее «образное мясцо», определённый ритм который наполнит его кровеносные сосуды, заставит двигаться, действовать и производить определённый эффект в сознании читателя. Чтобы найти нужный баланс в этом деле, и чтобы вещь не стала ожиревшей от «фастфудовских» метафор иль сухопарым, невыразительным рахитом, иль ещё каким-нибудь «Франкенштейном», нужно обладать определённым мастерством и языковым чутьём. В принципе, этому можно в определённой степени научиться.

Критиканство на прозеру - другая тема. Порою, действительно, очень смешная.

Авессалом Подводный   23.07.2004 18:04     Заявить о нарушении
Совершенно согласен: личный читательский багаж, уровень образования, культура речи - всё это имеет решающее значение для восприятия текста и оценки его свежести.
В этом смысле самые несчастные люди - издательские редактора: их уже ничем не удивишь, для них всё, что автор мыслит оригинальным и красивым, - жалкие и давно уж невыразительные блики, то и дело мелькающие в мутном потоке рукописей. Помню, как-то спросил одного приятеля, работающего на "ресепшене" рукописей в издательстве "художественной" литературы: "Слушай, вот ты сам культурный начитанный парень, с изрядными запросами... учились вместе, опять же, книжки хорошие читали. И вот как ты можешь издавать всех этих Донцовых-Поляковых? Ведь убожество явное! Деньги деньгами, но самому не противно?"
И он ответил следующее: "Знаешь, на самом деле не противно. Мне гении и мастера художественного слова доморощенные куда противнее: достали своим корявым выпендрёжем! А у б...дей этих - то-то и оно, что убожество явное и бесспорное. Они хоть ни на что не претендуют, в смысле стиля".
Ну вот тут уже, что называется у программистов, stack overflow, переполнение художественного восприятия, когда только самые простые и непретенциозные писания, сплошь из штампов, и не напрягают.
Я пока, тьфу-тьфу, до такой унылости и обречённости не добрался :-)
А на прозе.ру действительно забавно читать "критический разбор" какой-нибудь шняги совершенно непотребной: "Вот тут штамп, и здесь штамп". По такой критике можно подумать, что пара штампов затесалась, а всё вокруг - пышное буйство цветущего ума и слога. :-)

С уважением,
Артём

Артем Ферье   26.07.2004 11:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Штампы и проза. ру» (Артем Ферье)

Только не очень умный человек не согласится со справедливостью приведенных в статье соображений по поводу того, что является штампом и почему. С чем же не согласен - так это с мнением автора, что на прозе процветают необоснованные упреки авторов в употреблении ими штампов. Причем уважаемый Артем явно лукавит, приводя в пример совершенно нормальные выражения "голубое(синее) небо" и "зеленая трава". Вполне допускаю, что нашелся на прозе кто-то, обозвавший это штампом, ну так мало ли кого не встретишь на прозе. А как же быть со "свинцовыми тучами", со "смертельной тоской", с "лучезарной улыбкой", "молниеносными движениями" ну и всем прочим - список огромен? Вы считаете, что авторы прозы поголовно брезгуют подобными штампами? в том, что это как раз и есть классические штампы, Вы меня убедили своим текстом))) Так что последний Ваш абзац далек от истины)) ну, конечно, если поменять "зеленую траву" на настоящий штамп.
успехова)

Павел Херц   23.07.2004 17:26     Заявить о нарушении
Согласен, в статье я немножко утрировал проблему и сгустил краски. Но - лишь немножко.
А если б заменил в последнем абзаце "зелёную траву" на зелёную, же, скажем, тоску - принципиально бы ничего не изменилось. Потому что приведённые Вами обороты - в широком смысле, конечно, штампы. Но под то понимание "злокачественного" штампа, какое предлагается в статье, уже не подходят: на оригинальность не претендуют, уже стали если не идиомами, то просто устойчивыми и нейтральными для читательского восприятия словосочетаниями. Хотя, конечно, от стилистики, от общего духа зависит. Если сам автор не заостряет внимания на этих оборотах - они и проглатываются, как так и надо. Или же наоборот - если автор заостряет внимание и даёт понять, что сам осознаёт литературную вторичность и избитость "смертельной тоски" персонажа, но что поделать, если такой и была тоска? Это примерно как с каламбурами: за них с некоторых пор тоже извиняться принято :-)
Помнится, я сам не так давно написал одной авторше, что "бархатное южное небо" - штамп. Написал, потому что текст её в целом претендовал на лиричность, красоту и проникновенность. И в этом случае, когда миниатюра - о природе, когда небо - по сути, один из персонажей, надо, по-моему, писать или действительно очень красиво и свежо (как Дина Митова, к примеру), или же ощущение "штамповатости" возникнет. В ином же случае я бы и внимания не обратил особого на "бархат неба", если б рассказ, к примеру, был о человекоубийствах, под этим небом происходящих. :-)

С уважением,
Артём

Артем Ферье   26.07.2004 10:51   Заявить о нарушении
Согласен, все очень субъективно. Промелькнувшую какую нибудь "смертельную тоску" легко можно не заметить, а идущие подряд "свинцовые тучи" "блистающие молнии" или что-то еще- читать невозможно! все дело в пропорции.
успехов)

Павел Херц   26.07.2004 14:35   Заявить о нарушении