Рецензии на произведение «Слово о книгах 3. О литературных течениях, творчестве и...»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Я не разделяю вашего мнения о том, что творчество Джеймса Джойса - это всего лишь небольшой ручеек. "Улисс" достоин быть валуном-первоисточником. Во-первых, я встречала аллюзии на роман, хоть и немногочисленные (но это потому, что почти никому не удается также умело пользоваться его главным средствои "потоком сознания", например, в скандальном романе Оксаны Забужко "Полевые исследования украинского секса" мы читаем "Україна - Хронос, який хрумає своїх діток з ручками й ніжками"(нужен перевод?), у Джойса мы читаем "Ирландия - это старая свинья, которая поедает своих поросят" (Ireland is an old sow that eats her farrow). Во-вторых, как я заметила, этот роман хорошо известен на Западе, даже простым людям, гораздно больше, чем у нас. Собственно говоря, причина в том, что роман был запрещен в СССР. В-третьих, я уверенна, что роман достаточно читабельный. Просто люди не умеют его читать. Я, кстати, усиленно занимаюсь ликбезом в этой сфере. Роман нужно читать с Комментарием, будь то оригинал или перевод, не важно. Могу сказать с гордостью, что я некоторым людям помогла по-новому взглянуть на роман.
У меня такое впечатление, что Вы смотрите на "Улисс", как на какое-то собрание стилей, жанров, тоесть сухих форм. А вы замечали сколько там боли?! Сколько чувства?! Тихой грусти... Ни одно произведение не влияло на меня так (эмоционально), как "Улисс".
Трудно читать? А разве бывают серьезные книги с глобальным смыслом, которые легко читать? Я не скрываю, что я читаю и интелектуальные триллеры, и женские романы, но они не меняют меня как личность. "Улиссу" это удалось... Я готова целовать страницы этого романа, и целую... Я готова посвятить жизнь его изучению, как того хотел Джойс.
Процитирую свою курсовую работу:
"Прочитав "Улисс", я поняла что это, на самом деле, роман века. Почему? Потому что после Джойса культура стала иной. После Джойса творить так, будто его не существовало, уже невозможно. Они открыли внутренние реальности, куда более глубокие, чем реальность внешняя. После них эстетическое наслаждение, если последнее слово здесь вообще применимо, уже не может быть обретено мимоходом. Надо трудиться вместе с художником, страдать, как и он, тогда – быть может…"
ПОЭТОМУ НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ДЖОЙС - ЭТО РУЧЕЕК, НЕТ, ЭТО ОКЕАН!
Яна Дашковская 09.09.2006 01:14 Заявить о нарушении
Ваш «гнев» направлен несколько не по адресу. «Улисс» - входит в список моих любимых произведений, и я его, также как и вы, знаю достаточно близко к тексту. Более того, я читал не только перевод В. Хинкиса и С. Хоружего, но и опубликованный в 30-е годы в «Интернациональной литературе» (12 глав), который мне почему-то нравится гораздо больше. :)
Почему я не причислил роман к первоисточникам, хотя он, несомненно, оказал определенное влияние на последующий литературный процесс. Естественно, эта точка зрения субъективна, но, скорее всего, потому, что модернизм разрабатывал крайности и нужен был последующий синтез его форм, чтобы породить, в моей терминологии, «валуны».
Посмотрите мою статью «Автор жив! Пока». (http://www.proza.ru/2006/07/03-04) В ней я касаюсь этого вопроса в контексте дискуссии по статье Р. Барта «Смерть автора».
Алхел Манфелд 09.09.2006 12:32 Заявить о нарушении
Как по мне, то "Улисс" лучше всего читать в оригинале, чем я в данный момент своей жизни и занимаюсь. А по переводу Хинкиса и Хоружего я еще пройдусь, потому что пишу квалификационную работу как раз по переводу "Улисса".
Все-таки, Вы ставите "Улисс" на какое-то второстепенное место в литературе, с чем я никак не могу согласиться. Хотя роман, действительно, елитарный, не для всех.
Все зависит от вкуса читателя: мне, например, нравится разгадывать философские загадки, а не читать бесконечное описание социально-политической жизни, как например, у Золя.
«Автор жив! Пока».
Некоторые взгляды Барта я разделяю, особенно что касается гипертекста. Когда читаешь роман полный ссылок, аллюзий, реминисценций, возникается такое чувство, что ты подключен к глобальной сети. Возникает желание изучить все изнутри. К примеру, мой интерес к Шекспиру идет от Джойса. И к Библии тоже.
С другой стороны, понять произведения Джойса не зная автора и его биографии невозможно.
Мне очень понравилась цитата, приведенная в конце, потому что, как правило, так оно и есть. Генеальные писатели поднимаются выше всяких течений, даже если они сами писали манифесты.
В последнее время я чувствую, что стала рассматривать произведение, как коллекцию цитат. Если есть цитаты, которые мне понравились, вызвали какие-то эмоции, отразили мое душевное состояние, потому что "искусство зеркало, в котором каждый видит самого себя", я счастлива. Если я читаю произведение, и не вижу цитат, которые можно запомнить, выписать, я чувствую некоторое разочарование. Так было недавно, когда я прочитала "Посторонний" Камю... Идея сама по себе интересная, но... Даже не знаю, что это со мной.
Яна Дашковская 09.09.2006 15:53 Заявить о нарушении
Интересно, а «Поминки по Финнегану» вы тоже в оригинале читаете? :)
Относительно же прямых и скрытых цитат (гипертекста), есть опасность уподобиться одному математику, который каждый раз уходил из университетского кафе голодным, потому что вместо поглощения салата считал объем занимаемый нарезанными в нем овощами. Главное – вовремя остановить аналитическую работу своих мозгов, расслабиться и просто получать удовольствие.
Лично мне больше нравятся «первичные» цитаты, фразы которые можно превратить в афоризмы или точную формулировку определенной мысли.
Посмотрите «Не изданное 3. Мысли и образы А. Камю» или «Не изданное 2». Там с текстами этих авторов проделана такая предварительная обработка.
Алхел Манфелд 09.09.2006 17:43 Заявить о нарушении
"Первичные" цитаты мне тоже нравятся, хотя не всегда можно узнать первична она или нет. Сейчас я читаю ради цитат (и общего смысла тоже) произведения Фредерика Бегбедера. Если интересно, можете посмотреть некоторые результаты моего труда сюда:
http://www.proza.ru/2006/08/15-200
Мне интересно Ваше отношение к комментарию. Постмодернисты, как например, Эко против размещения комментария к их книгам, хотя, мне кажется, что читать "Маятник Фуко" без комментария невозможно.
И вообще любое серьезное произведение, не говоря уж о переводном, должно сопровождаться комментарием. Хотя бы для того, чтобы расширять кругозор читателя.
Прочитав о "Падении" Камю, мне захотелось прочитать это произведение самой. Эх, слишком много книг, слишком мало времни.... Цитаты специально не чиатала, сделаю свою выборку, потом сравним.
Яна Дашковская 09.09.2006 20:00 Заявить о нарушении
Специально заглянул в собрание сочинений. К «Имени розы», тем не менее, прилагаются 50 страниц его «Заметок на полях», которые очень похожи на тот же комментарий, не говоря уже о глоссарии.
Как издатель могу сразу сказать, что общая культура издания книги подразумевает не только вступительную статью об авторе, но и обязательный комментарий. Другой вопрос, что сейчас принято не выделять в тексте комментируемые слова, чтобы не разрушать его восприятие.
А относительно выписок могу опять же отослать к своей статье «О преобразовании «чужого» в «свое».
Алхел Манфелд 09.09.2006 21:36 Заявить о нарушении
1. По поводу всех трёх статей. Не могу согласится, что такое можно написать только руководствуясь багажом знаний, эрудицией и т.д. Я вижу довольно глубокий взгляд на проблему литературного творчества и несомненно имевшее место серьёзное обдумывание обозначенных вопросов.
2. По поводу дискуссии "Сравнительный анализ литра и килограмма":
В свободное время я изучаю физику по абитуриентским и вузовским учебникам, поэтому считал себя хоть что-то в ней понимающим, когда затеял, как мне кажется, аналогичный имевшему выше место спор с братом, уверяя того, что килограмм весит столько же, сколько литр. Но мой авторитет и аргументы натолкнулись на непробиваемую стену, что вынудило обратиться к словарю С.Ожегова-Н.Шведовой,который всегда выручает в подобных случаях, но в этот раз он заставил меня только в задумчивости чесать затылок:
"ЛИТР. Единица объёма и ёмкости, равная 1000 куб.см, а также количество жидкости такого объёма". Брат ещё добавил, что это литр воды весит килограмм...
Оговорюсь, что у меня нет глубоких знаний по физике, тем более высшего образования, имеющего какую-либо связь с этой наукой, поэтому я допускаю, что чего-то не понимаю и напрасно вставил свои соображения на этот счёт.
Алексей Михеев 02.07.2006 14:42 Заявить о нарушении
1. Серьезное обдумывание обозначенных вопросов несомненно имело место. :)
2. Объем связан с массой через коэффициент, называемый плотностью. :) Так что литр равен килограмму, только если плотность равна единице.
Алхел Манфелд 02.07.2006 16:18 Заявить о нарушении
Несомненно интересно. И риск есть. Чему больше раскручена метафора, тем меньше шансов выразиться четко. Чем больше цитат, тем меньше автора. Иногда слеза проступает, читая... цитату. Тут самое время опомниться о оборотиться к тексту самого автора, чтоб сделать вывод - хорошая эрудиция, не более. Риск становится благородным делом, когда углубляешься в собственную самость. Хватило бы слов, чтоб донести свой опыт, конвенциальных символов, чтоб донести сокровенное... Постижение глубин индивидуального, расширение сознания, пусть даже через пограничные его состояния - цель культуры. Гений в состоянии экспериментировать, бесконечно отодвигая горизонты сознания. Он уходит далеко за околицу деревни, возвращается просветленным и связно изъясняется. Люди попроще теряются в трёх соснах, напуганные новым знанием, несут околесицу. Их удел -нервоз, конвульсивные цепляние за своё супер-эго, или психоз - ущербный опыт неадекватного сознания.
Гурам Сванидзе 10.06.2006 13:09 Заявить о нарушении
Удел одних – в своем безудержном стремлении к утолению жажды обойти эту кучку.
Удел же других – пытаться перешагнуть, запнуться и растянувшись вдоль тропы познать тайный смысл бытия при неизбежном соприкосновении своего супер-эго со стенкой колодца. :)
Алхел Манфелд 10.06.2006 19:28 Заявить о нарушении
Я уже думал, что стал интеллектуальным некрофилом - все больше с мертвецами одиночу, а вот и пожалуйста. Да давно такого не испытывал... мурашки по коже... настоящие!.. очень моя статья. А как уместна, казалось бы, расхожая цитата в концовке!
"Творчество – это пограничное состояние между явью и сном. Бодрствование наяву. И важно не выйти за границу этого сна, полностью отдаваясь течению мысли" - тихое браво.
Дмитрий Томидо 06.06.2006 17:03 Заявить о нарушении
По-моему, вы слишком высокого мнения обо мне.
Просто настал период «собирания камней» - систематизирую продуманное и разбросанное. :)
Все жду, когда кто-нибудь завяжет дискуссию и напишет о своих мыслях по этому поводу.
А то пока только «Код да Винчи» всех зацепил. :)
Алхел Манфелд 06.06.2006 21:05 Заявить о нарушении
Алхел!
Ваш рассказ попал в Копи-чарт, который формируется журналом "Копирайт", который существует на Прозе.ру уже целый год.
Любопытствовать здесь:
http://www.proza.ru/2006/06/01-139
Впрочем, Вы об этом и сами знаете...
С уважением,
Копирайт 01.06.2006 20:16 Заявить о нарушении
И конечно же присоединяюсь к поздравлениям.
Пошел рисовать орден мужества вкупе с орденом за женственность. :)))
Кстати, хочу провести чистый эксперимент - замерить эффективность рекомендаций "Копирайта". :)
Алхел Манфелд 01.06.2006 20:27 Заявить о нарушении
...что такое литературные способности?
Алик Зайцев 27.05.2006 13:59 Заявить о нарушении
Вы хотели спросить: Чем отличается графоман от писателя?
Алхел Манфелд 27.05.2006 14:33 Заявить о нарушении
Шура Борисова 27.05.2006 14:46 Заявить о нарушении
есть чёткие критерии? или это личностная характеристика?
Алик Зайцев 29.05.2006 14:33 Заявить о нарушении
Аналогично с литературой.
Графоман пишет литературно правильно, но только слова и ничего кроме слов. Они не создают душевного отклика у читающего, не воспроизводят образов и не «захватывают», увлекают его.
Каких-либо количественных характеристик придумать трудно (если только на эту тему не разродится в каком-нибудь «Голубом сале-2» Сорокин).
Вообще-то, об этом я подробно писал в цикле «Слово о книгах». Посмотрите.
Если же, спрашивая о литературных способностях, вы имели в виду себя, то в настоящий момент могу только констатировать, что они у вас находятся в зачаточном состоянии, и требуется еще очень большая работа над собой. Желательно под мудрым руководством какого-нибудь Учителя.
Алхел Манфелд 30.05.2006 16:56 Заявить о нарушении
значит личностная…
Вы похоже перепутали слово способность со словом мастерство.
способность либо есть (много или мало), либо нет.
Алик Зайцев 01.06.2006 17:08 Заявить о нарушении
воплощать мир в слове с осознанием мира? или интуитивно?
Алик Зайцев 01.06.2006 17:08 Заявить о нарушении
Ежели аудитория расширяется хотя бы до 1000 человек, то уже предъявляются повышенные требования к этим способностям и можно говорить о мастерстве, как неком элементе "ремесленных навыков". Но и этого в конечном итоге оказывается недостаточно - см. отличие графомана от писателя.
Алхел Манфелд 01.06.2006 17:17 Заявить о нарушении
а как быть с фразой "он безумно талантлив, но зарывает его в землю"?
Алик Зайцев 01.06.2006 18:47 Заявить о нарушении
Шура Борисова 01.06.2006 20:15 Заявить о нарушении
А чувства – либо они есть, либо, действительно нет. :(
Алхел Манфелд 01.06.2006 20:48 Заявить о нарушении
Почти как сравнить килограммы с литрами:
больше - значит тяжелее?…
иногда это действительно оказывается верным (Менделеев открыл периодическую таблицу, заблуждаясь почти так).
правда, в нашем случае всё оказывается ещё запутанней…
талант – потенциален (это значит, что для достижения определённых высот таланту потребуется значительно меньше времени, чем менее способному (если вообще он сможет их достичь). некоторые говорят, что талант – это уровень развития способностей.
А мастерство – актуально (Мастером не станет даже талант, если не будет нарабатывать навыки).
Алик Зайцев 03.06.2006 01:31 Заявить о нарушении
Не может быть гениального художника, у которого не «поставлена рука». Т.е. ремесло или иными словами мастерство - обязательное и необходимое условие всякого творящего.
Но люди в одинаковой степени владеющие мастерством почему-то создают различные по красоте (талантливости) вещи. Т.е. талант подразумевает еще одну степень измерения. И перевести ее в цифры, измерить алгеброй гармонию конечно можно, но посмертно.
В природе заложен ряд пропорций и гармоник и только единицы могут воспринимать их «из первоисточника». Они становятся проводниками этих пропорций в мир людей, строя на их основе всевозможные отображения на человеческое окружение, уподобляясь неким «гармоническим сталкерам». Талант – это умение приводить обрабатываемый материал к некой гармонии, созвучной человеческому бытию. Будь то сочетание красок, звуков или букв.
Алхел Манфелд 03.06.2006 16:04 Заявить о нарушении
Не может быть гениального художника, у которого нет способностей.
Под словом «талантливость вещи» Вы подразумеваете её успех?
Далее Внимательно читайте мой отзыв на Ваш «Код».
Алик Зайцев 06.06.2006 10:15 Заявить о нарушении
А относительно всего остального – может быть вы немного потрудитесь сами и четко сформулируете свои мысли в отдельной статье, чем пытать других. :)
Алхел Манфелд 06.06.2006 12:04 Заявить о нарушении
/Вы заблуждаетесь.
Почти как сравнить килограммы с литрами:
больше - значит тяжелее?…/
Вы ответили
//Между прочим, килограммы и литры вполне взаимосвязанные вещи (по-моему, физика за седьмой класс).// по-вашему выходит - если больше, значит тяжелее?
Стараюсь показать в чём Вы заблуждаетесь
/Один литр ртути весит много больше одного килограмма?/
а в ответ
//Алексей, какие же оценки у вас по физике? Существует такое понятие – плотность, которое связывает объем и вес.// Вы умеете слушать? Читать?
В этом мире всё взаимосвязано
У Бредбери про это есть (и не только у него)
Скорость с килограммами, вес с давлением, трение с литрами…
Но СРАВНИВАТЬ их нельзя.
Немного Монтеня
«только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности».
Фамилию моего сына Вы можете найти в списке победителей всеукраинских олимпиад по математике.
Алик Зайцев 06.06.2006 16:09 Заявить о нарушении
я по первому образованию физик, т.ч. давайте лучше оставим дискуссии на эту тему. :)
Еще раз повторюсь. Вы слишком много задаете вопросов, практически ничего не давая в ответ. Попробуйте сформулировать и оформить свои мысли.
Алхел Манфелд 06.06.2006 17:50 Заявить о нарушении
на большее человек не способен...
Алик Зайцев 06.06.2006 19:07 Заявить о нарушении
Но как пел незабвенный В.В.: "Я себе уже все доказал".
Алхел Манфелд 06.06.2006 19:35 Заявить о нарушении
Настоящее творчество в сомнении, так как только сомнение способно развиваться.
Алик Зайцев 07.06.2006 13:00 Заявить о нарушении
Алхел Манфелд 07.06.2006 13:31 Заявить о нарушении
После чтения этой статьи возникло видение прекрасно структурированного мозга, чтящего иррациональное наряду с рациональным.
Спасибо за удовольствие от чтения.
Очень хотелось бы поделиться приятным чтивом с другими, потому рекомендую статью (а хорошо бы и части 1-2 тоже) в очередную подбрку произведений во внутрисайтовом журнале Копирайт
Лара Галль 19.05.2006 12:46 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Относительно журнала - нельзя ли поподробнее. Я здесь еще новичок. :)
Кстати, посмотрите еще "Парадоксы желаний литераторов" - говорят, что это "весьма пользительная статья". :)
Алхел Манфелд 19.05.2006 13:05 Заявить о нарушении
проект энтузиастов-мазохистов (шучу)
Милая осведомленность для новичка - знать, что меня Лара зовут)
Лара Галль 19.05.2006 13:17 Заявить о нарушении
у меня опыт отношений с изд-вом не совсем типичный. Я не писала больших вещей, меня редактор заставила буквально что-то написать для них. Сказала всё равно что, лишь бы на 10 авторских. и купили рукопись. Так вот редактор потом удивлялась в разговоре, отчего мол сетевые писатели так не верят в возможность издаться на бумаге... не за свой счет, нет. Просто издать хотя бы одну книгу - это возможно. О зарабатывании денего речь конечно не шла, но всё же - своя книжка...что-то в этом есть))
Лара Галль 19.05.2006 13:22 Заявить о нарушении
На страничку "Копирайта" я уже конечно заходил, и так понимаю, что статьи попадут в очередной критический обзор?
Алхел Манфелд 19.05.2006 13:22 Заявить о нарушении
Просто статьи информативно полезны, интеллектуально приятны. Пусть бы побольше народу почитало.
Лара Галль 19.05.2006 13:26 Заявить о нарушении
Но сразу скажу – ваш издательский путь весьма нестандартный. Хотя, если дело происходило в середине 90-х – весьма вероятный. Тогда порог вхождения в гильдию авторов был гораздо ниже.
В любом случае, ваш путь только подтверждает один из тезисов моей статьи. Иметь в архивах готовые к печати 400 тыс. знаков – это не мало. :)
Алхел Манфелд 19.05.2006 13:45 Заявить о нарушении
судьба прикалывается)) или экспериментирует
мне не то что бы лестно, скорее любопытно
Лара Галль 19.05.2006 13:50 Заявить о нарушении
Лара Галль 19.05.2006 15:10 Заявить о нарушении
Одни из основных условий авторского договора – тираж, размер гонорара, срок передачи авторских прав и их объем.
Алхел Манфелд 19.05.2006 15:36 Заявить о нарушении
три года
гонорар
роялти 10% твердая обл и 5% мягкая
10 книг из первого тиража дадут бесплатно
переводы, экранизации, прочая фигня - 50 на 50 с изд-вом.
размер тиража не УКАЗАН...
позвонить их юристу?
Лара Галль 19.05.2006 15:46 Заявить о нарушении
Кстати, роялти от чего – оптовой цены издательства? Тогда вопрос - какой? Реальной отпускной (должны предоставить распечатку отпускных цен) или усредненной? И как выплачивают – аванс + через какой-то срок или по мере реализации?
И еще – желательно прописать по каким документам определяется тираж. Издательства часто делают допечатки, не извещая авторов. :(
А насчет смежных прав – по-моему грабеж.
Алхел Манфелд 19.05.2006 16:00 Заявить о нарушении
я ж несерьезно отнеслась, а потом мне мнооого рассказали о том, как договоры корректировать в свою пользу))
да, не беда
издатель рискует гораздо большим, издавая никому неизвестного автора, так что пусть у них будет подстраховка)
Лара Галль 19.05.2006 16:13 Заявить о нарушении
Во-первых, перед вами всегда должен быть пример Сергея Минаева с его «ДУХLESS».
Это его первая книга, но за 100 дней уже продано 100 тыс. экз.
А, во-вторых, согласно отчету с вашего сайта, ваши произведения прочитали более 18 тыс. раз. Т.е. минимум 5 тыс. экз. вашей книги раскупят. Правда, при одном "но" - если она будет состоять не только из рассказов. Читатели как-то тяготеют к более крупным формам.
Так что, по-моему, вы вполне можете диктовать условия. :)
Алхел Манфелд 19.05.2006 19:49 Заявить о нарушении
Дом, где разбиваются сердца - Бернард Шоу
Литература река? Душевное сравнение :))
А в том культурном ландшафте горы что? И леса?
Шура Борисова 19.05.2006 11:44 Заявить о нарушении
Спасибо за Шоу - исправил. :)
А относительно ландшафта я бы не стал заходить так далеко. Достаточно реки, берегов, ручейков и валунов. :)
Есть у меня одна мысль - поробовать поразмышлять о первоисточниках, которые иногда мало кому известны.
Например, вряд ли широкая публика знает сказки раби Нахмана, а они во многом определили творчество Кафки и драму абсурда.
Алхел Манфелд 19.05.2006 12:43 Заявить о нарушении
Одно заранее огорчает: широкой публике (в ее большинстве) размышления об истоках творчества Кафки малоинтересны.
Но это ничего не значит!
Шура Борисова 19.05.2006 13:23 Заявить о нарушении
Гами-Ор 19.05.2006 15:59 Заявить о нарушении
это кАдА технику внушают логику нежелания проникновения в суть проблемы, а тОкА в пользовательском эквиваленте?
Алик Зайцев 26.05.2006 09:51 Заявить о нарушении
Шура Борисова 27.05.2006 11:27 Заявить о нарушении
Шура Борисова 27.05.2006 13:35 Заявить о нарушении
натасканная мысль выхолощенная под долгим прозябанием переоценки, делает женщин агрессивными, но не опасными…
Алик Зайцев 27.05.2006 13:37 Заявить о нарушении
Так сойдёт?
Можно добавить.
Лара Галль 27.05.2006 15:28 Заявить о нарушении