Рецензии на произведение «Парадоксы Вишневого сада»

Рецензия на «Парадоксы Вишневого сада» (Алхел Манфелд)

Уважаемый Алхел!

С интересом прочитала Вашу статью, написанную на основе эссе Минкина.
В комедии "Вишневый сад", безусловно, есть тайны, например, почему Чехов так настаивал на том, что его последняя пьеса - комедия, согласитесь, странно называть пьесу, в которой все герои терпят сокрушительное поражение, ломаются судьбы, рушатся иллюзии, комедией. Недаром режиссеры(кроме Овчарова) воспринимали пьесу как трагедию, в лучшем случае как драму.

Мне очень нравится, когда критик находит новый ракурс в прочтении произведения,но, к сожалению, в последнее время это становится самоцелью, авторы не заботятся о серьезной аргументации, тенденциозно выбирают из текста только то, что подтверждает их теорию, отбрасывая факты, которые ей противоречат.

Вот,например, Вы пишете том, что первый монолог Лопахина обращен к Дуняше и пытаетесь соотнести эту сцену с сегодняшним днем.Но можно ли механически перенести ситуацию в современность и на основании этого делать какие-то выводы?

Не забывайте, что Дуняша и Л. выросли в одном месте, не исключено, что знали друг друга с детства, оба они по происхождению крестьяне,т.е. между ними много общего.

В 1 действии герои очень редко отвечают на реплики других персонажей, каждый словно ведет какой-то свой внутренний диалог, так и слова Лопатина - это скорее его внутреннее размышление.

Наконец, нравы в имении Раневской свободные, Дуняша обращается к Ане, как к подруге: целует её, тормошит, спешит рассказать о сватовстве Епиходова.И хотя Л. напоминает Дуняше об иерархии, это скорее отражение его собственного комплекса(Л. постоянно говорит о себе как о необразованном мужике), что еще больше сближает его с Д. Ничего парадоксального я здесь не вижу.

По поводу площади имения. В конце 19 века хозяйственная десятина равнялась примерно полутора гектарам(по данным БСЭ), т.е. у Раневской было около полутора тысяч гектаров. Десятина - это три футбольных поля, уже после двух-трех десятин "упремся" в горизонт, фигурально говоря. Все 10-12 тысяч человек, о которых говорит Минкин , распределятся на территории, равной примерно шестой части Швейцарии, а вовсе не будут толпиться под окном Раневской и создавать ад, тем более, что Раневская вовсе не собиралась оставаться в России.

По поводу Пети и Лопахина . На мой взгляд, совершенно надуманная тайна. Петя говорит о хищнике в ходе перепалки, а до этого Л. назвал Петю облезлым барином.Никто всерьез это не воспринимает. Все относятся к словам Пети ,как к шутке. Ремарка сразу после слов Пети :"Все смеются".Тем более,что в этом отрывке Петя скорее анализирует социальную роль таких людей, как Лопахин, нежели обращается к нему, как к конкретной личности. Петя и Раневской говорит в лицо все то, о чем молчат остальные, его прямолинейность граничит с грубостью, но это вовсе не значит, что он плохо относится к Л. или Р.

Монолог Л. после покупки имения - это неоднократные переходы от одного состояния к другому(я просто не могу сейчас анализировать - очень трудоемкая работа), нельзя так однозначно, как это сделал Минкин, свести все к попытке Л. купить Раневскую(кстати, в отношении Л. к Р. тоже много нюансов), Р. никогда не делала демонстративного заявления, что она не притронется к этим деньгам.

В последнем действии все герои ведут себя так, как будто денег нет и в помине: Гаев недоволен тем, что Р. отдала кошелек мужикам, пришедшим прощаться, если бы у него в запасе было 90 тысяч, думаю он не стал бы так крохоборничать, и он , и Варя собираются работать и т. д. Это действительно загадка: куда же делись деньги?

Кстати, чтобы перевести тогдашние рубли в доллары, нужно знать и тогдашние котировки, похоже, Минкин механически перевел все суммы. исходя из сегодняшних реалий.

Мне кажется, здесь есть над чем подумать.

С уважением

Особа Крупных Размеров   19.04.2010 15:59     Заявить о нарушении
День добрый!

Спасибо за подробный анализ.
Думаю, его вполне можно переслать самому Минкину.
На сайте "МК" есть его адрес.

С уважением,

Алхел Манфелд   12.04.2010 20:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Парадоксы Вишневого сада» (Алхел Манфелд)

Читала раньше. Мне нравятся литературоведческие статьи, они расширяют сознание и осознание.
Спасибо!
У Чехова дед был крепостным, как же ему без симпатий к Лопахину!?
Увы, век Лопахиных оказался коротким. Те, кто пришли позже, не только вырубили вишнёвые сады, но и рояль Рахманинова выбросили со второго этажа дома и усадьбы посжигали. А сады рубили ещё при Н.Хрущове, когда непосильный налог ввели на каждое фруктовое дерево. Чувства Лопахина мне понятны, хотя Раневской неведомы деяния М. Тенишевой. Без чувств Лопахин бы остался в услужении, полагаю я.
В 2009 г. у Минкина вышла книга "Нежная душа".

Зоя Чепрасова   31.01.2010 07:43     Заявить о нарушении
Самое поразительное, что увиденное Минкиным лежит буквально на поверхности, но ни один режиссер так и не обратил на эти детали внимания.
Похоже, для театралов главное – выразить себя в пьесе, а не внимательно вчитываться в текст первоисточника. :)

Алхел Манфелд   31.01.2010 13:52   Заявить о нарушении
Нашла в инете Минкина. Читала. А по Культуре о Чехове.
Демидова рассказывает о спектакле в постановке Эфроса.
А у Минкина, как он ей звонил почти ночью, со своими открытиями.
Действительно, все мимо проходят, пока кто-то не вникнет.
Интересно! Спасибо за "наводку".
У Вас очень много интересного на стр. Кое-что я читала ещё в 07г.

Зоя Чепрасова   31.01.2010 15:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Парадоксы Вишневого сада» (Алхел Манфелд)

Добрый день, Алхел
Замечательно написано!

К сожалению не видела пьесы с В.Высоцким в роли Лопахина, а очень бы хотелось посмотреть.
Там и на самом деле нет другой такой фигуры.
И все очень красиво и ярко повернуто в его сторону.
Надо бы продолжить размышления о "Чайке" и особенно "Дяде Ване".
Рада такое читать. Надеюсь это только начало цикла.

Любовь Сушко   06.06.2006 15:20     Заявить о нарушении
Любовь, день добрый!

Записи спектаклю, думаю, сохранились и, по-моему, существуют специальные студии, специализирующиеся на записях балетов, спектаклей и т.д. Так что надо поискать.
Решение Эфроса, действительно было весьма нестандартно – слишком уж разные характеры имели на первый взгляд Лопахин и Высоцкий. Но, если внимательно почитать пьесу, выходит он был прав.

Алхел Манфелд   06.06.2006 20:51   Заявить о нарушении
Эфрос писал книги о театре и себе в театре, а было ли там что-то о "Вишневом саде", интересно было бы посмотреть его трактовку. К сожалению под рукой у меня нет его книг.
С радостью Любовь

Любовь Сушко   06.06.2006 21:59   Заявить о нарушении
К сожалению, из режиссеров читал только Брука, Станиславского и брата А.П. Чехова.
До Эфроса руки не дошли. :(

Алхел Манфелд   06.06.2006 22:15   Заявить о нарушении
Простите, что вклиниваюсь, но считаю своим долгом заметить, что Михаил АЛЕКСАНДРОВИЧ Чехов, о котором Вы говорите - не брат, а ПЛЕМЯННИК Антона Павловича Чехова, сын старшего из трёх братьев Чеховых. Есть и брат А.П. Чехова по имени Михаил (самый младший из них троих), но он режиссёром никогда не был. Правда, опубликовал несколько водевилей под псевдонимом Чехов-Богемский.

Вообще-то человеку, пишущему о театре, следовало бы знать это.

Николай Пинчук   13.06.2006 16:49   Заявить о нарушении
*Вообще-то человеку, пишущему о театре, следовало бы знать это*- без морализаторства внести свой вклад, ну никак нельзя.

Зоя Чепрасова   31.01.2010 07:24   Заявить о нарушении
Конечно, нельзя. Я только тем и занимаюсь, что морализирую. Повышаю свою самооценку за Ваш счёт :о)

Николай Пинчук   31.01.2010 12:16   Заявить о нарушении