Рецензии на произведение «Страшный суд»

Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Чувствуется Ваше сомнение, как туман в осеннюю непогоду. Так же нестойки, как мне кажется, и все аргументы. Начнем с начала.

Работая реаниматологом, не один раз разговаривала с людьми, пережившими клиническую смерть- ничего подобного трубе или коридору никто из них не видел. Уж не обессудьте, но русский человек не пощупает- не поверит...)))

"Могут же вести себя культурно,— подумал Николай Николаевич,— когда чувствуют истинную кару над собой!"- в корне неправильное утверждение! В корне! Изначально, по природе своей, люди добры и участливы, и только среда обитания формирует в них негативные качества и злость. Помните, в советское еще время был поставлен один страшный социальный эксперимент- семью закоренелых алкашей из российской глубинки на время, кажется, на полгода, поселили в США на ангельских условиях. У них был роскошный дом, вилла,машина, дети пошли в элитную школу, отец стал прилично зарабатывать, мать отмыли, свели с визажистом и т.д. И люди эти стали жить как люди, не употребляя спиртного, не сквернословя, не нарушая закон. Только через полгода рай закончился- и все закончилось вместе с экспериментом. В своем логове в России они еще какое-то время пытались жить прилично, но, к сожалению, вновь стали маргиналами. Вот такая грустная история, приведенная мною как доказательство влияния социума на обывателя))))Не кара, не страх - правительство страны формирует тот тип граждан, которым ему легче и удобнее управлять. А ведь дармовый пряник- в данном случае кайф от алкоголя- всегда действеннее кнута самоконтроля, особенно если в этом самоконтроле по большому счету не заинтересована страна, в которой ты живешь.

Строки о Ваших знакомых, нарочито выставляющих перед всеми свою модную веру, специально упускаю- Вы и сами все понимаете, надеюсь.

Единственное, с чем соглашусь- с роковой нелепостью некоторых смертей. Кара родителям? Предупреждение всем? Детская смерть как способ убрать с лица земли будущего негодяя? Не могу понять...Несправедливо.Иногда кажется, что и у смерти бывают ошибки- в том ведомстве, по-видимому, тоже есть головотяпы)))

Еще мне кажется, религия- не столько атрибут и принадлежность церкви, сколько потребность души. Другое дело, что церковь пытается всеми силами навязать эту потребность- и встречает естественное сопротивление нашей с вами природы. И срабатывает всем известный закон физики- "действие равно противодействию". Чем более давит церковь на государство и на его граждан, тем больше появляется меценатов, индульгирующих свои грязные души и тем меньше истинно светлых, действительно верящих. Настоящее место церкви, как мне кажется,- посредничество, но не доминирование.

А вот что действительно ново в этой миниатюре, так это рациональный подход к будущему пребыванию в раю))) " Значительно интересный человек, писатель, рассказчик, ищет себе интеллектуальных попутчиков для совместного пребывания в Эдеме. Маргиналов и личностей с незрелым или перезрелым умом просьба не беспокоиться))))"

Вопрос Вам лично- ВО ЧТО Вы согласны верить?
И не торопитесь с ответом- я буду только завтра вечером. У Вас есть масса времени)))))

С огромным уважением
Неринга

Неринга   01.10.2011 12:57     Заявить о нарушении
Большое спасибо за подробную и интересную рецензию!

Я против религии по многим причинам.
Считаю, что большинство войн человечества происходят по религиозным причинам, включая коммунизм-капитализм.
Сегодняшнее нагнетание христианства в России в нарушение Конституции
мне тоже не нравится.
Я много знаю нехорошего про РПЦ, но не хочу здесь муссировать эту тему
и обижать верующих. Верующие - вообще люди с заблокированным сознанием
и поэтому никакие факты для них не существуют, логически мыслить они не смеют.

Сама философская постановка вопроса о боге и загробной жизни в принципе не может иметь ответа.
Это не значит, что абсолютно исключены Космический Разум другие формы жизни после смерти, но наш земной мозг и наши органы чувств даже не имеют понятийного аппарата для обсуждения этой темы.

Религий очень много. Какая из них лучше? Какая истинная?
Для людей невежественных и слабых религия нужна. Им рассказывают как надо себя вести, что делать и т.п.

На Ваш вопрос отвечаю: я лично придерживаюсь взглядов изложенных в моём рассказе
"Оргазм и долголетие" , здесь на ПРОЗе. И несмотря на все дурацкие события, происходящие сегодня в мире (куда же Бог-то смотрит?) я верю в разум людей, в их интеллект и способность строить достойную жизнь не уповая на чудодейственные силы.

А на том свете - увидим кто из нас был прав...

Сергей Владимирович Левицкий   01.10.2011 22:28   Заявить о нарушении
Работая реаниматологом, я поняла одну вещь- нет ничего однозначно однозначного( пардон за тавтологию)))), кроме смерти. Вот она единственная неоспорима и целостноста. Наши споры, я так думаю, не однозначны именно потому, что так и должно быть- это природа и это отлично!
Сколько я живу, столько и сомневаюсь.
Удачи Вам
Неринга

Неринга   02.10.2011 16:13   Заявить о нарушении
Кстати, с Вами отлично общаться- обычно я не пишу много, не потому, что не хочу, просто нет времени.

Неринга   02.10.2011 16:18   Заявить о нарушении
Комплимент принят. Спасибо!

Сергей Владимирович Левицкий   03.10.2011 02:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Класс.
"Ваша рецензия слишком короткая (менее 8 символов). Напишите более развернутую рецензию".
Да иди ты...

Валерий Ветер   05.07.2011 13:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Рассказ интересный, написан живо, читается легко.

Теперь касательно его содержания.

Начну, пожалуй, с Анфисы Кон.

1. И православные, и католики венчание для членов церкви сделали обязательным только в средние века.

2. В XVIII веке в России было массовое крещение калмыков. Не все калмыки крестились, но многие. От местных священников в Синод поступил запрос: «Нужно ли венчать супружеские пары?» Ответ Синода был примерно следующий: «Тех, кто состоял в браке до крещения, ни в коем случае НЕ ВЕНЧАТЬ! Ведь таинство венчания – это благословение на вступление в брак. А зачем же супругов благословлять на вступление в брак, если они уже много лет состоят в браке?»

* * *

Теперь о загробной жизни.

Тяжело на эту говорить, потому что я там ещё не бывал, а как писать о том, чего не знаешь? Но кое-кому заглянуть туда уже доводилось. И не на пять минут в результате клинической смерти, а поглубже. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 2-4). Информация чрезвычайно познавательная! Это ж надо: «человеку нельзя пересказать». По какой причине нельзя? Мне кажется потому, что в том мире совершенно другие понятия, которые невозможно передать словами этого мира. Ну как, например, поведать неродившемуся младенцу о том, что его ожидает после рождения? Никак – в материнской утробе реальность совершенно другая, чем в мире за её пределами. Всё не так и совсем не так.

И даже в нашем мире существуют места, где всё не так, как в привычном мире. Однажды мы вдвоём потащили одну девушку, которая ни разу не опускалась под землю, в сложную вертикальную пещеру. Девушка серьёзно занималась айкидо, поэтому была подготовлена к большим нагрузкам. В дальние сложные места, конечно, не ходили. И девушка сказала: “Я ожидала увидеть совсем другие ходы и гроты. У меня было СОВЕРШЕННО ИНОЕ представление о пещерах”. Верно: там, где мы были, нигде нельзя было ходить на двух ногах в полный рост, дальность пути не имело смысла мерить метрами, жизнь полностью зависела от снаряжения. Всё не так и совсем не так, как в наземном мире. Но! – это же наш земной мир, а не загробный! Насколько же сильно должно отличаться наше бытие в загробном мире. Когда мы попадём на тот свет, то увидим там что-то СОВЕРШЕННО ИНОЕ. В нашем языке нет таких понятий, чтобы достоверно описать загробный мир. Вот по этой причине в Новом Завете ничего толком не говорится о бытии после смерти. Одни только намёки.

Но людям свойственно сочинять небылицы. Средневековые писатели населяли неведомые земли шестирукими великанами и человеческими расами с песьими головами. А загробный мир наполняли земными понятиями. Например о том, что все мы будем иметь тело 33-летнего возраста. Откуда эта цифра взялась? На основании чего выведена? На основании возраста распятого Иисуса Христа. То бишь просто высосана из пальца.

Подробное описание загробного мира свойственно языческим религиям. До мельчайших подробностей языческие богословы сообщают, из какой древесины были вёсла у Харона, и как именно забавляется Кришна с пастушками на Вриндаване – райской планете. Ну что на это сказать? Я, например, могу заявить: «В созвездии Раков обитают раки». И попробуй меня опровергнуть! Кто сомневается в этом моём заявлении, пусть слетает и проверит. :)

* * *

Теперь следующий интересный вопрос: кто именно спасётся и наследует жизнь вечную?

Все православные святые отцы (кроме Августина Иппонийского, внесённого в православные святцы в конце XX века) уверенно заявляли, что все некрещёные младенцы наследуют царствие небесное, поскольку нагрешить ещё не успели. А где лежит граница между младенцем и не младенцем?

Теперь вот о чём. По христианскому вероучению, Христос после Своего восстания из ада вывел оттуда всех праведников и младенцев. И с этого времени для спасения требуется человеку стать христианином. Но в I веке христианская церковь ещё только-только возникла, а в какой-нибудь далёкой Австралии преставился праведный человек, не успевший услышать христианское благовестие. Он что, в ад попадёт? Если бы он умер до распятия Иисуса Христа, то был бы Богочеловеком выведен из шеола и введён в рай, а теперь окажется в аду? Здравый смысл подсказывает, что это не так. Здравый смысл говорит, что категория времени в данном случае неуместна.

Хочется процитировать мученика Иустина Философа: «Он (Христос) есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы и считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие; пересказывать их действия или имена было бы, я знаю, утомительно, и в настоящий раз я удержусь от этого. Таким образом те прежде бывшие, которые жили противно Слову, были бесчестными, враждебными Христу… а те, которые жили и ныне живут согласно с Ним, суть христиане». (Творения. М., 1892, стр. 76–77. (Апология. 1:46)).

Эти его слова, кстати, не опровергал никто из других православных святых.

Итак, важны не призывы «Господи! Господи!», а образ жизни.

* * *

А что же с неправедными, обречёнными на адские муки? И что это за кара предстоит им?

Размышляя об этом, преподобный Исаак Сирин (VI – VII вв.) пишет о том, что грешников в аду МУЧАЕТ ЛЮБОВЬ: “Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников”, “Мучимые в геенне поражаются бичом любви!” (Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М., 1993, стр. 76. (Слово 18)).

Отсюда прямо следует вывод, что ад и рай человек избирает добровольно. Бог подаёт всем лишь одно – Свою Любовь – только для одних она оказывается раем, а для других адом. В зависимости от внутреннего состояния человека.

Преподобный Исаак Сирин полагал, что в конце концов под влиянием Божественной любви (адских мук) грешники могут измениться в лучшую сторону: «Он [Бог] ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна… Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил» (Исаак Сирин, преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. (Новооткрытые тексты). М., 1998. Стр. 200-201 (Беседа 39). Стр. 216 (Беседа 41)).

Этого же мнения придерживался и Григорий Богослов (Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. Стр. 543).

На этом, пожалуй, закруглюсь.

Творческого вдохновения автору!

Игорь Орловский   12.02.2011 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь за такую развёрнутую и насыщенную рецензию.
Я согласен с Вами, что возможно существуют миры, понять и описать которые с помощью имеющихся у нас органов чувств и понятий в принципе невозможно.
Этот мой рассказ не направлен потив самой веры. Вообще каждый может верить во что угодно.
Но современные так называемые "верующие" - будь то бывшие партаппаратчики или успешные бизнесмены своей безнравственной,
театрализованной "верой", впаданием "в прелести" вызывают у меня грустную иронию.
С уважением,
СЛ

Сергей Владимирович Левицкий   13.02.2011 00:04   Заявить о нарушении
Эразм Роттердамский в своей "Похвале Глупости" тоже выступал не против веры, а против глупости многих верующих. То, что Эразм Роттердамский был глубоко верующим человеком видно, например, из его книги "Оружие христианского воина".

Мне кажется, что в наше время и "Похвала Глупости", и Ваш "Страшный суд" актуальны, поскольку многим верующим нравится при входе в церковь снимать не только шляпу, но и голову. Потому что так удобнее - не болит голова от мучительного выбора: "Как поступить?" Блокировка аналитического разума в наше время прельщает многих. Ведь чем жить самому, гораздо проще избрать себе кумира, который ответит на все вопросы, а ты только проглотишь предложенную пищу, не переваривая её. И не будешь ломать голову - будешь только ловить кайф от сладкого пения, благовоний, ощущением себя человеком высшего сорта. Девиз "Не рассуждать! Рассуждение - грех!" заразителен. Roma locuta, causa finita – Рим сказал, вопрос окончен! Почему вопрос окончен? Потому что я отыскал истинный ответ? Да нет же, нет! Всё истинно то, что Рим сказал. Почему? Потому что Рим так сказал. И всё, не рассуждать! И адепт тоталитарной системы довольствуется мнением кумира, его совершенно не интересует вопрос, где же на самом деле истина, высшая правда, как же всё на самом деле.

В заключение хочется привести несколько красивых высказываний о рассудительности.

Преподобный Паисий Величковский: "Рассуждение благорассмотрительное необходимо во всяком деле, потому что безрассуждение и добро приводит ко злу, и посему бывает не добром". /Цит. по: Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития – Чудеса – Поучения. М.-Рига. 1995, с. 35/.

Преподобный Ефрем Сирин: "В добродетелях надобно упражняться всегда с рассудительностию – которая выше всех добродетелей, как бы некая царица, и добродетель добродетелей". /Добротолюбие. Изд. Троице Сергиевой Лавры, 1993, т.II, с.376/.

Преподобный Нил Сорский: "Без мудрствования и добро на злобу бывает ради безвременья и безмерья. Егда же мудрование благим меру и время уставит, чуден прибыток обретается". /Цит. по: Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Издат. отдел Московского Патриархата, 1993, с.160/.

Игорь Орловский   13.02.2011 13:25   Заявить о нарушении
Спасибо. Мне это всё пригодится!

Сергей Владимирович Левицкий   13.02.2011 14:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Бравушки,Сергей! Случайно прочла Вашу нелицеприятную рецу у кого-то, согласилась с ней и попала к Вам. Отличный литературный язык! Логика. Юмор. Всё на месте. Буду читать Вас ещё. Уважительно. Людмила Гарни

Людмила Гарни   08.08.2008 23:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Очень интересная тема. К сожалению, что происходит ТАМ, никто не знает и можно только предполагать. Но Вы это сделали очень умело и деликатно. Особенно острый вопрос, отвечают ли дети за грехи родителей. Мне кажется, что цепочка грехов не прерывается. А искреннее раскаяние всегда очищает душу. У меня тоже есть миниатюра на похожий сюжет "СОН". Если будет желание, заходите. Спасибо, Сергей.

Галина Ашавская   31.07.2008 15:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Сергей, хороша Ваша миниатюра и мои "11 слов" ей блеску не добавят: умно, метко и очень читабельно сделано.
На мой взгляд миниатюра достойна высшей оценки.
Желаю творческих удач!

Оскар Барсуков   16.07.2008 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо!
я хочу её немного дополнить - освежить.

Сергей Владимирович Левицкий   18.07.2008 17:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

И чего только во снах не бывает? А ведь такие интересные рассуждения! А может, это был призыв душе спящего уверовать? Хороший рассказ и читается легко.
Всего вам самого доброго.
С теплом

Илана Арад   25.04.2008 16:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Сергей, рассказ действительно потрясающий! Подписываюсь под каждыи словом предыдущей рецензии.
Браво!

Сергей Варсонофьев   08.02.2008 18:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Вам удалось мягко затронуть серьезнейшие вопросы, которые волнуют, наверное, каждого... Очень порадовала небанальная концовка!
Рада знакомству с Вашим творчеством, с удовольствием буду заходить еще.

С теплом,

Светлана Шаханова   08.02.2008 11:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана.
И что меня удивляет, на эти вопросы не смогли ответить священники.

Сергей Владимирович Левицкий   08.02.2008 19:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Потрясающий рассказ! Тема – архисложнейшая, но настолько точно написано, и при этом сверхделикатно! А финал – не ожидал… Я ведь, когда читаю, то верю как ребёнок (если верю), и тут просто нутром прочувствовал, в Николая Николаевича переселился!

Думаю, до описываемого момента мы ещё поживём! И так, чтобы предстать могли достойно.
Всего самого доброго!
Сергей

Варсонофьев Сергей   07.02.2008 05:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей за отзыв.От Вас - вдвойне приятно.
А вообще на этот рассказ мало рецензий.
Но зато сколько рецензий поступает авторам, которые описывают, как кто-то писает!

Сергей Владимирович Левицкий   07.02.2008 10:11   Заявить о нарушении
Рассказ и врпавду необычный...

Варсонофьев Сергей   07.02.2008 13:53   Заявить о нарушении