Рецензия на «Страшный суд» (Сергей Владимирович Левицкий)

Рассказ интересный, написан живо, читается легко.

Теперь касательно его содержания.

Начну, пожалуй, с Анфисы Кон.

1. И православные, и католики венчание для членов церкви сделали обязательным только в средние века.

2. В XVIII веке в России было массовое крещение калмыков. Не все калмыки крестились, но многие. От местных священников в Синод поступил запрос: «Нужно ли венчать супружеские пары?» Ответ Синода был примерно следующий: «Тех, кто состоял в браке до крещения, ни в коем случае НЕ ВЕНЧАТЬ! Ведь таинство венчания – это благословение на вступление в брак. А зачем же супругов благословлять на вступление в брак, если они уже много лет состоят в браке?»

* * *

Теперь о загробной жизни.

Тяжело на эту говорить, потому что я там ещё не бывал, а как писать о том, чего не знаешь? Но кое-кому заглянуть туда уже доводилось. И не на пять минут в результате клинической смерти, а поглубже. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 2-4). Информация чрезвычайно познавательная! Это ж надо: «человеку нельзя пересказать». По какой причине нельзя? Мне кажется потому, что в том мире совершенно другие понятия, которые невозможно передать словами этого мира. Ну как, например, поведать неродившемуся младенцу о том, что его ожидает после рождения? Никак – в материнской утробе реальность совершенно другая, чем в мире за её пределами. Всё не так и совсем не так.

И даже в нашем мире существуют места, где всё не так, как в привычном мире. Однажды мы вдвоём потащили одну девушку, которая ни разу не опускалась под землю, в сложную вертикальную пещеру. Девушка серьёзно занималась айкидо, поэтому была подготовлена к большим нагрузкам. В дальние сложные места, конечно, не ходили. И девушка сказала: “Я ожидала увидеть совсем другие ходы и гроты. У меня было СОВЕРШЕННО ИНОЕ представление о пещерах”. Верно: там, где мы были, нигде нельзя было ходить на двух ногах в полный рост, дальность пути не имело смысла мерить метрами, жизнь полностью зависела от снаряжения. Всё не так и совсем не так, как в наземном мире. Но! – это же наш земной мир, а не загробный! Насколько же сильно должно отличаться наше бытие в загробном мире. Когда мы попадём на тот свет, то увидим там что-то СОВЕРШЕННО ИНОЕ. В нашем языке нет таких понятий, чтобы достоверно описать загробный мир. Вот по этой причине в Новом Завете ничего толком не говорится о бытии после смерти. Одни только намёки.

Но людям свойственно сочинять небылицы. Средневековые писатели населяли неведомые земли шестирукими великанами и человеческими расами с песьими головами. А загробный мир наполняли земными понятиями. Например о том, что все мы будем иметь тело 33-летнего возраста. Откуда эта цифра взялась? На основании чего выведена? На основании возраста распятого Иисуса Христа. То бишь просто высосана из пальца.

Подробное описание загробного мира свойственно языческим религиям. До мельчайших подробностей языческие богословы сообщают, из какой древесины были вёсла у Харона, и как именно забавляется Кришна с пастушками на Вриндаване – райской планете. Ну что на это сказать? Я, например, могу заявить: «В созвездии Раков обитают раки». И попробуй меня опровергнуть! Кто сомневается в этом моём заявлении, пусть слетает и проверит. :)

* * *

Теперь следующий интересный вопрос: кто именно спасётся и наследует жизнь вечную?

Все православные святые отцы (кроме Августина Иппонийского, внесённого в православные святцы в конце XX века) уверенно заявляли, что все некрещёные младенцы наследуют царствие небесное, поскольку нагрешить ещё не успели. А где лежит граница между младенцем и не младенцем?

Теперь вот о чём. По христианскому вероучению, Христос после Своего восстания из ада вывел оттуда всех праведников и младенцев. И с этого времени для спасения требуется человеку стать христианином. Но в I веке христианская церковь ещё только-только возникла, а в какой-нибудь далёкой Австралии преставился праведный человек, не успевший услышать христианское благовестие. Он что, в ад попадёт? Если бы он умер до распятия Иисуса Христа, то был бы Богочеловеком выведен из шеола и введён в рай, а теперь окажется в аду? Здравый смысл подсказывает, что это не так. Здравый смысл говорит, что категория времени в данном случае неуместна.

Хочется процитировать мученика Иустина Философа: «Он (Христос) есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы и считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие; пересказывать их действия или имена было бы, я знаю, утомительно, и в настоящий раз я удержусь от этого. Таким образом те прежде бывшие, которые жили противно Слову, были бесчестными, враждебными Христу… а те, которые жили и ныне живут согласно с Ним, суть христиане». (Творения. М., 1892, стр. 76–77. (Апология. 1:46)).

Эти его слова, кстати, не опровергал никто из других православных святых.

Итак, важны не призывы «Господи! Господи!», а образ жизни.

* * *

А что же с неправедными, обречёнными на адские муки? И что это за кара предстоит им?

Размышляя об этом, преподобный Исаак Сирин (VI – VII вв.) пишет о том, что грешников в аду МУЧАЕТ ЛЮБОВЬ: “Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников”, “Мучимые в геенне поражаются бичом любви!” (Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М., 1993, стр. 76. (Слово 18)).

Отсюда прямо следует вывод, что ад и рай человек избирает добровольно. Бог подаёт всем лишь одно – Свою Любовь – только для одних она оказывается раем, а для других адом. В зависимости от внутреннего состояния человека.

Преподобный Исаак Сирин полагал, что в конце концов под влиянием Божественной любви (адских мук) грешники могут измениться в лучшую сторону: «Он [Бог] ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна… Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил» (Исаак Сирин, преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. (Новооткрытые тексты). М., 1998. Стр. 200-201 (Беседа 39). Стр. 216 (Беседа 41)).

Этого же мнения придерживался и Григорий Богослов (Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. Стр. 543).

На этом, пожалуй, закруглюсь.

Творческого вдохновения автору!

Игорь Орловский   12.02.2011 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь за такую развёрнутую и насыщенную рецензию.
Я согласен с Вами, что возможно существуют миры, понять и описать которые с помощью имеющихся у нас органов чувств и понятий в принципе невозможно.
Этот мой рассказ не направлен потив самой веры. Вообще каждый может верить во что угодно.
Но современные так называемые "верующие" - будь то бывшие партаппаратчики или успешные бизнесмены своей безнравственной,
театрализованной "верой", впаданием "в прелести" вызывают у меня грустную иронию.
С уважением,
СЛ

Сергей Владимирович Левицкий   13.02.2011 00:04   Заявить о нарушении
Эразм Роттердамский в своей "Похвале Глупости" тоже выступал не против веры, а против глупости многих верующих. То, что Эразм Роттердамский был глубоко верующим человеком видно, например, из его книги "Оружие христианского воина".

Мне кажется, что в наше время и "Похвала Глупости", и Ваш "Страшный суд" актуальны, поскольку многим верующим нравится при входе в церковь снимать не только шляпу, но и голову. Потому что так удобнее - не болит голова от мучительного выбора: "Как поступить?" Блокировка аналитического разума в наше время прельщает многих. Ведь чем жить самому, гораздо проще избрать себе кумира, который ответит на все вопросы, а ты только проглотишь предложенную пищу, не переваривая её. И не будешь ломать голову - будешь только ловить кайф от сладкого пения, благовоний, ощущением себя человеком высшего сорта. Девиз "Не рассуждать! Рассуждение - грех!" заразителен. Roma locuta, causa finita – Рим сказал, вопрос окончен! Почему вопрос окончен? Потому что я отыскал истинный ответ? Да нет же, нет! Всё истинно то, что Рим сказал. Почему? Потому что Рим так сказал. И всё, не рассуждать! И адепт тоталитарной системы довольствуется мнением кумира, его совершенно не интересует вопрос, где же на самом деле истина, высшая правда, как же всё на самом деле.

В заключение хочется привести несколько красивых высказываний о рассудительности.

Преподобный Паисий Величковский: "Рассуждение благорассмотрительное необходимо во всяком деле, потому что безрассуждение и добро приводит ко злу, и посему бывает не добром". /Цит. по: Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития – Чудеса – Поучения. М.-Рига. 1995, с. 35/.

Преподобный Ефрем Сирин: "В добродетелях надобно упражняться всегда с рассудительностию – которая выше всех добродетелей, как бы некая царица, и добродетель добродетелей". /Добротолюбие. Изд. Троице Сергиевой Лавры, 1993, т.II, с.376/.

Преподобный Нил Сорский: "Без мудрствования и добро на злобу бывает ради безвременья и безмерья. Егда же мудрование благим меру и время уставит, чуден прибыток обретается". /Цит. по: Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Издат. отдел Московского Патриархата, 1993, с.160/.

Игорь Орловский   13.02.2011 13:25   Заявить о нарушении
Спасибо. Мне это всё пригодится!

Сергей Владимирович Левицкий   13.02.2011 14:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Владимирович Левицкий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Орловский
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.02.2011