Рецензии на произведение «О книге Гумилева Конец и вновь начало»

Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

Николай, Вы правы безусловно. Ваши наблюдения можно и, может быть, нужно расширить. Например "триада" Гумилёва "Пассионарии,гармоничники,субпассионарии" и ещё ниже дебилы и ещё кто-то в этом роде, похожа на кальку нацистского деления людей. Сама по себе "теория" Гумилёва не стоит бумаги на которой её печатали и печатают. Почему люди её принимают? Это важнее гораздо. Ведь где-то с конца семидесятых она в ходу. Сначала "в самиздате", потом уж, как положено - Тома! М.б., дело в том, что наука, в данном случае история, социология,лингвистика этнопсихология и т.д., требует для своего усвоения многих знаний и, соответственно, работы. Чтения, сравнения, анализа. Думать, в общем надо много. А тут, готовая теория всего. Сдобренная не проверяемым в принципе, если сплошняком, историческом материале. С клубничкой... Интересно! Конечно, это попрание истории, как науки, это не прощаемое пренебрежение к учёным. Съели? А на их место попёрли Носенко-Фоменко. А дальше - гороскопы и "Пояс Богородицы". Варварство наступает. Что будет дальше и с кем будет Победа? Вот вопрос.
Всего доброго Вам, Лев.

Лев Ханин   23.01.2012 13:31     Заявить о нарушении
"Николай, Вы правы безусловно." - звучит как диагноз или приговор...

Александр Богданов 2   23.01.2012 21:06   Заявить о нарушении
Александр, что Вы имеете в виду говоря "о диагнозе?". О диагнозе, скорее, говорит подборка автора статьи. Читая "учёные" книги Л.Н. Гумилёва удивляешься не столько их содержанию, сколько числу адептов его учения.

Лев Ханин   24.01.2012 12:45   Заявить о нарушении
Лев, спасибо за поддержку. И я с Вами согласен полностью.
Александр, мне понравился приговор Льва :)

Николай Векшин   24.01.2012 12:50   Заявить о нарушении
Льву Ханину. Если бы речь шла о матетматике... Историческая научная непогрешимость суждений возможна, и то, чаще всего, лишь с определенной долей вероятности, в очень узком спектре того, что является предметом ее внимания: артефакты, документы, свидетельства..

Николаю Векшину. К тому, что я сказал уже Вам в рец. к Вашему непозволительно расхлябанному и неуважительному комментированию историко-философских обобщений большого ученого и человека, добавлю одно: стыдно должно быть.

Александр Богданов 2   24.01.2012 13:24   Заявить о нарушении
Александр, я к каждому автору стараюсь относиться уважительно, но иногда такую вердыщенку пишут, что без иронии - никак :)

Николай Векшин   25.01.2012 10:15   Заявить о нарушении
Лев Николаевич Гумилев не "автор". Это ученый с мировым именем, - человек, оставивший после себя знания. Но, главное, тончайшую материю своего достаточно уникального метода философского и поэтического проникновения в этот сложнейший в своей неподатливости материал, - историческую память. Я надеюсь, что Вы согласитесь со мной и серьезно персмотрите текст своей критики. Не гоже оставлять такой неадекватный пасквиль, тем более, - написанный на русском языке.

Александр Богданов 2   25.01.2012 10:49   Заявить о нарушении
Давайте останемся при своих мнениях, но останемся друзьями :)

Николай Векшин   26.01.2012 09:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

Маленькая ремарка основным его трактатом на тему пассионарности является "Этногинез и биосфера Земли".И там полно примеров этногенеза от начала и до конца..

Эльмир Утямишев   24.06.2011 16:32     Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, но после того, как я прочитал "Конец и вновь начало", больше Гумилёвские враки я читать не имею охоты :)

Николай Векшин   25.06.2011 08:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

Очень убедительно. Казус и passio. С уважением, Вита.

Вита Лемех   28.04.2010 08:36     Заявить о нарушении
Спасибо за трезвый взгляд:)

Николай Векшин   28.04.2010 09:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

Ааааа... Николай, вот я и добрался...
Тут, смотрю и элементы спора есть, и одобрямсы - тоже...
Не, не хочу ни спорить, ни одобрямами заниматься...
Интересно, конечно!
Но, почему ж поэтом запузыриваемая фантазийность не может быть истинной? сверкающей... полезной...
У рыб вон тоже пузыри имеются... И не дают им к верху пузом плавать... И держится нормальком посему рыбий род могучий...
Не, нельзя нам без таких теорий, нельзя!
(кстати, именно этого труда Льва Николаевича не читал; может это какой-либо скетчик широкой направленности... типа, знаете, цитатника Мао и т.п.; Ницше же вот тоже по цитатникам поразбросан был, но ведь это же не тот Ницше, совсем не тот; несколько странно смотрятся цитаты как-то... ну, не знаю... не хочу спорить... пойду лучше перелистаю "Этногенез..", "Хуннов" и др... я ж пиитический лентяй, мне истина к чему? мне бы полётно чтоб... со смаком... со мечтою... у Льва сего хватает... да и историк он, кто б чего не говорил, не самый, не-а, не самый плохой! очень даже не плохой... без шор... а уж источников умел перерыть в отличие от многих, любивших цитатками Карла, Фридриха и Владимира на все случаи прикрыться и диссерами обеспечить свою неприкасаемость, непререкаемость и прочие - сти...)...
)))
С дружбой,
ИГорь

Игорь Агафонов   12.10.2008 06:59     Заявить о нарушении
Привет, Игорь! К сожалению, пассионарная модель имеется у Гумилева не только в книге "Конец и вновь начало", но в ней модель действительно изложена наиболее полно и доходчиво. Я ничего не имею против фантазий, поэзии, выдумки, но - не в науке. Гумилев претендовал именно на открытие нового научного закона развития этногенезов. Подобные казусы случаются в науке частенько - когда "пироги начнет точать сапожник" :)

Николай Векшин   13.10.2008 07:37   Заявить о нарушении
Впечатление такое, что Гумилев пользовался исключительно учебниками средней школы, и делал из них геополитические выводы на свой манер. Это только впечатление.
Беда не в Гумилеве и его сочинениях (странных людей, вроде Фоменко, хватает), беда в том, что эти абсурдные, совершенно детские идеи овладевают государственными мужами, эти идеи проникают в широкие массы через СМИ.
Вы скажете: значит, такие мужи и такие широкие массы? Возможно. Только ведь "евразийцы" все настырнее...
Благо, все ж таки, что простой человек существо рациональное и его (как и государственных мужей) больше интересуют еда и развлечения, и они приветствуют все, что соответствует их интересам.
Вот выяснится, что нам не выгоден союз с Китаем (не денежно), и вся гумилевщина рассыплется, как песок. Мы вспомним, что мы европейцы. Выгодно станет дружить с пингвинами - появятся теории и пингвиньем происхождении древних славян )))
Все же хорошо иногда, что человеку своя рубашка ближе к телу.

Теймураз Твалтвадзе   15.04.2009 13:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

"...искалась не истина, а подтверждение правоты." Отсюда вся его, Гумилева, детскость. Весь в папу (при всем моем ув.) Читая Гумилева, я смеялся над его россказнями, как над анекдотами. А вот когда ознакомился с трудами Фоменко, мне уже стало не до смеха. Лучше - смеяться.

Теймураз Твалтвадзе   20.09.2008 12:12     Заявить о нарушении
Гумилев по духу поэт, по стилю тамада, по сути трепло:)

Николай Векшин   21.09.2008 07:45   Заявить о нарушении
Да, это именно "опус" :)

Николай Векшин   01.09.2008 07:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

Очень интересное произведение, и не менее интересные наблюдения.
Насколько я знакома с трудами Гумилева, его сторонниками и противниками (интересные работы А.Куркчи "Л.Н.Гумилев и его время" А.Янов "Учение Льва Гумилева") то понимаю, что Гумилев сформулировал грандиозную теорию пассионарности, написав вторую докторскую диссертацию, отчасти для того, чтобы не оказаться на улице (он в то время работал научным сотрудником института географии при Ленинградском университете, и географы не принимали его как историка). Кстати, после этой работы появились не только сторонники и почитатели, но и те, кто начали травлю Гумилева, обвиняя в бихевиоризме, антисемитизме, дилетантизме и прочих прочих прочих....
Согласна с тем, что эта теория располагает к спору, но она и очень интересна во многих своих постулатах.
"Люди - живые существа, они подобно всему сущему имеют свой запас энергии, и если растения живут благодаря фотосинтезу - энергии солнечного света, несущегося с бешеной скоростью к нам, так и этносы должны в своей исторической жизни обладать запасом энергии и расходовать ее".

За вашу работу, Николай, примите мою благодарность.

Елена Слаутина Сибирь   06.08.2008 09:43     Заявить о нарушении
Сибирь! Спорить есть смысл в том случае, если идёт поиск истины. Гумилев в своей пассионарной модели искал не истину, а подтверждения своей модели, грубо подтасовывая одни факты и легкомысленно пренебрегая другими. Более того, он показал себя вопиюще несведущим в вопросах биологии, социологии, политики, экономики и даже географии. Значит, он занимался не наукой, а лженаукой. Другое дело, конечно, что он заблуждался (и пытался вводить в заблуждение других) искренне, в силу своей эмоциональности и увлеченности. Обвинения Гумилева его оппонентами в бихевиоризме, антисемитизме и дилетантизме абсолютно обоснованы. Я бы еще добавил - чрезмерное наукообразие и примитивный вульгаризм. Что касается трудов Гумилева по истории и этнографии конкретных народов, то здесь, вполне возможно, была нормальная наука; я вовсе не собираюсь это перечеркивать. Однако подозреваю, что там тоже не всё чисто. Такие фразы как "Люди - живые существа... имеют запас энергии... солнечного света... расходовать её" - типичнейшее околонаучное словоблудие поэтическо-демагогического плана.

Николай Векшин   07.08.2008 08:06   Заявить о нарушении
Я согласна, что в целом эта теория ненаучна и содержит множество натяжек и подтасовок. На кое-что из нее взять можно, как из алхимии взяли эмпирически установленные реакции, или из астрологии - расчеты положений планет. Гумилев как фокусник прячет роль экономических факторов и возвеличивает роль личности в истории.
Посмотрите, Николай, в любом обществе присутствуют и "пассионарии", и "непассионарии". Ладно в обществе, но они присутствуют в любой личности, а вот реализуются - зависит от конкретной экономико-политико-культурной ситуации и ее развития, а не от "полос шириной порядка 200-400 км на поверхности Земли" и тому подобной мистики.
Ошибка Гумилева в том, что он возвел в абсолют один из социопсихологических признаков и построил на этом всю концепцию. А отсюда и появляются все натяжки и ошибки.

Елена Слаутина Сибирь   07.08.2008 08:29   Заявить о нарушении
Согласен. Из любых ошибок можно извлечь массу полезных уроков, особенно - из чужих:)

Николай Векшин   08.08.2008 07:07   Заявить о нарушении
Гумилев ввел понятие пассионарности - эффекта биогеохимической энергии живого вещества биосферы - энергии, открытой В.И.Вернадским. Чего же здесь вульгарного и антинаучного?

Что касается вашей работы, то она иронична, тем интересна. Но не обижайтесь, вспоминая при этом известную басню Крылова, да именно... Удачи

Валерий Старовойтов   14.08.2008 14:12   Заявить о нарушении
Понятие пассионарности было известно еще до Гумилева. Никакого "эффекта биогеохимической энергии живого вещества биосферы" в природе не существует. Это чисто поэтический пассаж. В.И.Вернадский никакой такой энергии не открывал. Вернадский ввел понятие о биосфере, ноосфере и т.д., но из его "учения" биологическая наука не извлекла пользы ни на грош. Вернадский был хорош как геолог, академик, философ и гуманист, но не более того. Именно в сведЕнии им и Гумилевым точных знаний к поэтическо-философским афоризмам и заключается вульгарность и антинаучность. Хотя, если бы то, о чем написали Гумилев и Вернадский, было бы написано во времена древних греков, то это - для того древнего времени - была бы прогрессивная теоретическая наука:)

Николай Векшин   15.08.2008 08:08   Заявить о нарушении
Тогда уж давайте вспомним о корнях этого учения - геохимии и биогеохимии.

Елена Слаутина Сибирь   15.08.2008 10:56   Заявить о нарушении
Не являюсь специалистом ни в геохимии, ни в биогеохимии; поэтому вспомнить мне трудно:) Может, у Вас что-нибудь есть интересненькое на эту тему?

Николай Векшин   16.08.2008 07:42   Заявить о нарушении
Взаимно и я, то есть не являюсь. А знаю все это от отца, он мне и подсовывал книги по этой теме. Сейчас подарил книги Натальи Бехтеревой и ждет когда я приеду их обсудить с ним. Так и живём...)))

Елена Слаутина Сибирь   16.08.2008 07:57   Заявить о нарушении
В наше время, оказывается, есть-таки родители, которые всё еще дарят детям книги! :)

Николай Векшин   17.08.2008 09:11   Заявить о нарушении
Николай, Гумилев Вам что - на яйцы наступил, что вы так завересчали? Уши заложило.. Да прочитал я ету "критику разума" Вашу. И вот что понял: накачаны Вы марксистско ленинским материализмом до безобразия, т.е. тем самым - "единственно верным и всепобеждающим", "правильным - потому что верным" учением Маркса-Ленина. Уши те самые так и торчат кругом в ваших комментариях к теории Гумилева...
История в документах и артефактах, как опыт человечества, не единственный, ни от чего не уберегла его. Но это вовсе не значит, что теории плохие были или исполнители не те для них.
Вы, главное, не вересчите. А то - как моська, ей богу! Так же нельзя. Его голос, живой и понятный достоин огромного уважения в отличии от Вашего. Да Вы сами это знаете. Его теория цитируется, критикуется, а сколько их в мире было и есть, кроме вашей марксисткой, поинтересуйтесь, историк Вы наш... А то, как со шкафа выпал..

Александр Богданов 2   23.01.2012 17:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Гумилева Конец и вновь начало» (Николай Векшин)

Николай, мне очень понравились Ваши острые и вполне обоснованные зключения, кое-что показалось совершенно верным, например рассуждение об энтропии, поскольку мне, как специалисту в области физической химии, это понятно.
Критика - полезное дело!
Успехов Вам.
С уважением.
Анна.

Анна Яблонна   04.08.2008 07:56     Заявить о нарушении
заключения...
Николай, я написала рецензию вовсе не для того, чтобы Вы меня не критиковали, а лишь для того, чтобы Вы были повыше в списке рейтинга и Вас читали.

Анна Яблонна   04.08.2008 08:35   Заявить о нарушении
Анна, большое спасибо за заботу о поднятии моего рейтинга, но вообще-то пусть он лучше поднимается сам:). Как спецу в физ-химии Вам, м.б., будет интересно заглянуть на http://photon-vek.narod.ru

Николай Векшин   05.08.2008 08:17   Заявить о нарушении
Николай, Вы - большой ученый, имею уникальную возможность познакомиться с Вашими трудами. Я работала в ИФХ РАН в отделе покойного академика М.М.Дубинина. Изучала структуру углеродных адсорбентов и цеолитов рентгеновским методом. Мой отец - известный специалист в области структурного анализа.
Простите меня за не очень достойное отношение к вашей критике- я же не писательница.:))

С уважением.
Анна.

Анна Яблонна   05.08.2008 09:14   Заявить о нарушении
А я приношу извинения за повышенные требования:)

Николай Векшин   06.08.2008 07:27   Заявить о нарушении