Рецензии на произведение «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Вот именно "-- При чем тут Христос?" Вы считаете, если бы не было 2 тысячи лет человека Иисуса, детей убивать было бы можно?
По-вашему их нельзя убивать только из страха наказания?
а просто не убивать, потому что это преступно, вам такая мысль не приходила?
Владимир Иноземцев 23.02.2023 10:00 Заявить о нарушении
Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла"(Первая книга Царств 15:2,3).
Михаил Беленкин 23.02.2023 23:41 Заявить о нарушении
Вот так, случайно, сначала вторая часть, затем первая. Но совершенно не жалею... Рада прочтению и ещё более Вашей беседе в рецензиях. Интересно и познавательно, а потому зелёная кнопочка...
Тамара Брославская-Погорелова 23.07.2017 23:58 Заявить о нарушении
точным историческим и бытовым деталям в этом рассказе я обязан, кровавому преступнику, террористу и негодяю, талантливому писателю Борису Викторовичу Савенкову.
С уважением
Михаил Беленкин 25.07.2017 11:25 Заявить о нарушении
Михаил, очень интересная работа!
Спасибо.
О тонких вещах Вы пишете, о важнейших...
Елизавета Федоровна - моя любимая святая.
Бог привел послужить в М.-М. обители, это великая радость и благостыня.
С уважением
Екатерина Щетинина 22.03.2014 09:59 Заявить о нарушении
спасибо за вдумчивый отзыв. Я пытался показать сложность и неоднозначность этой истории. Я работаю недалеко от Марфо-Мариинской обители. Часто там бываю.
Если Вы служили там, то прошу Вас почитать вторую часть.
С уважением
Михаил Беленкин 23.03.2014 10:48 Заявить о нарушении
Прочту вторую часть - отпишусь, Вадим.
Вадим Гарин 05.06.2014 09:17 Заявить о нарушении
Вадим Гарин 05.06.2014 09:19 Заявить о нарушении
похоже, что мы с Вами - единомышленники. Я тоже атеист и интересуюсь живописью и историей христианства. Кроме того, я уже написал небольшой очерк по поводу "Явления Христа народу" А.А.Иванова.http://www.proza.ru/2010/05/03/1191
Что же касается очерка о М.В. Нестерове, то стихи в эпиграфе принадлежат мне http://www.stihi.ru/2005/01/16-802 и этот очерк имеет продолжение совершенно другого формата http://www.proza.ru/2014/02/09/2550.
Я с удовольствием прочту Ваши рассказы, особенно про картину И.Е.Репина
С большим уважением
Михаил Беленкин 05.06.2014 10:47 Заявить о нарушении
С большим уважением
Михаил Беленкин 05.06.2014 10:59 Заявить о нарушении
Вадим Гарин 06.06.2014 00:36 Заявить о нарушении
Вадим Гарин 06.06.2014 00:59 Заявить о нарушении
я обязательно все серьезно прочту и сообщу свое мнение.
С уважением
Михаил Беленкин 07.06.2014 11:14 Заявить о нарушении
Евгений Борисович Мясин 10.03.2016 11:36 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. В этих очерках я, действительно, ставил совершенно иные цели и задачи. Я совсем не пытался масштабно описать творчество М.В.Нестерова, но сконцентрировался на описании совершенно достоверных, а иногда и уникальных (не описанных ранее) фактах из жизни художника (это во второй части) Мне тоже посчастливилось видеть произведения художника в Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. Однако, это не изменило моего отношения к М.В.Нестерову. Да и апологетический цикл о св. Сергии Радонежском никак не мог повлиять на отношение к полумифологической фигуре этого монаха. Надо сказать, что об истинном Сергии (Варфололомее) имеется крайне скудная историческая информация. Первое, что бросается в глаза при чтении «жития святого Сергия Радонежского» – это огромное количество христианской мифологии, которая имеет очень мало отношения к реальному историческому персонажу. Как справедливо заметил В.О.Ключевский в своей диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник», - в большинстве своем они мало могут помочь исторической науке. При этом он вывел формулу: «Обилие и качество биографического материала находится в обратном отношении к развитию чествования святых». Другими словами, чем более почитается святой, тем меньше исторической конкретики в его житиях. Связано это с тем, что средневековая агиография является глубоко апологетической и поэтому не знает принципа историзма. При анализе же более достоверных исторических источников, а также трудов этих святых мы видим совершенно иную картину, чем нам пытаются преподнести авторы житий. Поэтому, если строго следовать методологии исторической науки, то не совсем понятно: что деятельность святого монаха принесла, с точки зрения общественного блага, больше – пользы или вреда, доподлинно не известно. Настоящие исторические сведения о св. Сергии достаточно скудны, а высокопарные, мифологические «жития» дают скорее лживую информацию. Например, в «благословлении» св. Сергием Радонежским вел.кн. Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву – это глупость и отстранение о реальной политической ситауции, или предательство? Кому это было выгодно? Разве, что темнику Тимура Тактамышу, для которого был устранен его противник Мамай? В знак «благодарности» и чтобы вернуть и увеличить размер дани, как известно, Тактамыш без особого труда через два года взял, разграбил и сжег Москву и тысячи русичей угнал в рабство.
Я же сконцентрировался на истории достаточно достоверной и противоречивой, далекой от апологетики. История с портретом вел. Княгини Елизаветы Федоровны просто помогла исследователям атрибутировать авторство этого портрета. Недавно ко мне обратился специалист из Научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря с просьбой помочь в атрибуции авторства картины, которое приписывалось К.Ф.Юону или, как считалось, - является копией с его утраченной работы, написанной в 1911 году к 2х летнему юбилею Марфо-Мариинской обители. Мой рассказ (вернее дневник И.М.Митрофанова) полностью поставил все точки над i в этой истории. Многие ли авторы Прозы могут похвастаться этим? Кстати, в дневнике И.М. Митрофанова содержится и сенсационная расшифровка тайны «Черного Квадрата» К.С.Малевича, о чем я планирую написать отдельно.
С уважением
Михаил Беленкин 11.04.2016 10:12 Заявить о нарушении
Евгений Борисович Мясин 11.04.2016 12:00 Заявить о нарушении
Я не специалист ни в истории, ни в искусствоведении, хотя и занимаюсь наукой, но совсем в другой области.
Название работы, конечно, не случайно, хотя Ваша реплика меня несколько озадачила. Как Вам удалось увидеть в этой истории, что М.В.Нестеров является лишь «марионеткой в руках искусного кукольника»? И кто этот кукольник? В заглавии присутствует игра слов – это и название самой росписи в Марфо-Мариинской Обители и мучительный духовный путь самого М.В.Нестерова. Здесь, я конечно, подражаю А.П.Чехову (хотя, -это некоторая наглость). Это путь вверх по лестнице, ведущей вниз, хотя и достаточно противоречивый и неоднозначный. На это намекает и совершенно не христианский эпиграф.
Спасибо за отзыв, всего Вам хорошего.
С уважением.
Михаил Беленкин 13.04.2016 09:53 Заявить о нарушении
Понравилось... Вот уж не знала про С.А. таких пикантностей!
Наталья Мартишина 06.09.2013 23:53 Заявить о нарушении
То, что я написал о христианских взглядах И.П.Каляева - тоже истинная правда. Причем, Достоевский был абсолютно прав:убить злодея - это очень даже в духе христианского предания. То есть в этой истории далеко все не так однозначно.
И.Восторгова же (как и его духовного учителя тоже святого- И.Сергиева)- я считаю преступником и подстрекателем, который получил по заслугам.
С уважением
С уважением
Михаил Беленкин 07.09.2013 00:13 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 07.09.2013 15:51 Заявить о нарушении
Поэтому история продолжается и мы в ней.
С уважением
Михаил Беленкин 07.09.2013 17:55 Заявить о нарушении
Михаил Беленкин 07.09.2013 18:18 Заявить о нарушении
Арбайтен, Михаил! За работу!
Наталья Мартишина 07.09.2013 23:21 Заявить о нарушении
Михаил Беленкин 07.09.2013 23:48 Заявить о нарушении
Более впечатляет перемена в Елизавете Федоровне... нежели жизнь художника. Хотя понятна идея, что он остался существовать в том мире, который он сам назвал, возможно, потом изменив своё мнение, миром грязных и низких душегубов и грабителей(?) А на счет (неудачного) правления Николая II... Революция (переворот) готовился не один год, и тут вряд ли напрямую уместно обвинить одного человека, или даже многих... Но известно, что извне многие были не против разрушения как монархии, так и христианства русского - православия. На западе монархии (и христианство, хотя оно там другое, и б.м. даже совершенно искажённое, как видно по результату) никто не порушил, и страны живут, и процветают (Дания, Норвегия, Швеция...). В частности накопления передаются из поколения в поколение. А по выходе на пенсию выплаты равны удвоенной зарплате... (слава Богу смысл жизни земной не в материальном успехе).
Спасибо. Всех благ. С уважением,
Рафаил Кадыров 21.09.2013 03:17 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за Ваше мнение,
Должен заметить, что мне очень нравится общение с Вами. Хотя в Ваших взглядах есть некоторая иррациональность, но мне глубоко импонирует Ваше уважение к мнению собеседника, даже если оно не совпадает с Вашим. Но более всего – мне нравится Ваша терпимость и истинно христианская кротость, отсутствие враждебности по отношению к тем, чьи взгляды противоположны Вашим. Я впервые вижу представителя ортодоксальной Христианской Церкви с такими высокими моральными качествами.
По существу вопроса, мне кажется, что Ваш взгляд на мировую историю и историю России – ошибочен. В частности революцию 1917 года нельзя назвать заговором, ибо стихийное народное негодование, приведшее к крушению империи,- возглавил легитимно выбранный Парламент (Государственная Дума), который и назначил (из своих рядов) Временное Правительство. Это была воистину – либерально-демократическая революция. И ее спровоцировала именно бездарная политика царского Правительства, свернувшего либеральные реформы в экономике, которые пытались с большим успехом вести С.Ю.Витте и П.А.Столыпин. Истинной причиной краха Империи был полуфеодальный характер русского земледелия и землевладения, что тормозило экономическое развитие и вызвало тяжелое технологическое отставание от развитых стран. Последним гвоздем в крышку гроба Империи было то, что Николай II, вопреки интересам России, позволил втянуть страну в мировую войну, бессмысленную и беспощадную. При этом он совершенно не учел печальных уроков русско-японской войны. И религиозность царя, его опора на черносотенцев, включая св. Ивана Кронштадского, св. Ивана Восторгова и прочих «бешенных юродивых»,- против либералов и сыграло роковую роль в падении Империи.
Что же касается большевиков и эсеров, которые как политические силы возглавили октябрьский переворот, то их появление было совсем не причиной, а скорее следствием разразившегося кризиса власти.
С уважением
Михаил Беленкин 24.09.2013 15:20 Заявить о нарушении
Война с Германий времени Николая II - мне мягко сказано не симпатична (как и любая война). Но войны на Земле регулярны и часты. Но война гражданская и те "реформы" и события (некоторые из которых сами тут же исчезали с лица земли), что следовали после правления НII, после уничтожения самодержавия - ещё более ужасны. Так же и война, которую как не зачислить в актив "советской" власти - ВОВ - так же ужасна. Не результат ли это Брестского мира? Не результат ли возникновения "горделивого" непомерно фашизма то, что Россия заключила с ней ранее сепаратный мир? Можно оспаривать, но вижу её и как результат переворота 1917 года (кот. был неизбежен, так как он уже был), и как результат вновь "оживших" "смертельных" гонений на церковь в целом и священство в частности 1937 года.
Рафаил Кадыров 24.09.2013 15:55 Заявить о нарушении
повторяю, мне кажется, что Ваше мнение на все исторические процессы глубоко ошибочно, поскольку как и в религии Вы меняете местами причины и следствия.
Крушение западных феодальных монархий было не менее кровавым и болезненным, чем у нас. Но оно происходило существенно раньше. Россия, как евразийская держава, вобрала в себя все переходные черты от прогрессивного европейского до консервативного азиатского (Япония и Северная Корея – здесь не в счет) путей развития. Поэтому установление буржуазной демократии в Великобритании началось в XVII веке с казнью Чарльза I и установлением временной власти Парламента (у нас это произошло почти через 270 лет), крах французской абсолютистской монархии произошел в конце XVIII века и был не менее кровавым. Кстати, и там сценарий был примерно такой же: через временную диктатуру Парламента (Конвента) – Директории – к возврату к абсолютизму Бонапарта, а затем через почти столетний эволюционно – революционный путь развития к буржуазно- демократической Республике.
У нас произошло примерно то же, но гораздо позже и по традиционному для евро-азиатских стран смешанному сценарию.
Михаил Беленкин 25.09.2013 00:44 Заявить о нарушении
Что же касается религии и христианства, то Ваши заблуждения здесь достаточно типичны. Религия всегда вторична и, как государственная идеология – она лишь отражает определенный этап развития общества. Это касается и Реформации и потрясений XX века. При этом религиозная доктрина достаточно пластична и может служить идеологией как фашистского Государства (католическое христианство) , так и либерально-демократического (Христианские демократы в послевоенной Европе) .
http://img839.imageshack.us/img839/9745/7lvr.jpg
Русская ортодоксальная Церковь всегда верой и правдой служила феодальному самодержавию. Говорить о том, что полуфеодальный деспотизм Советского Союза, что-то потерял оттого, что уничтожил христианскую церковь и заменил ее на партийную властно-идеологическую вертикаль, которая имела практически религиозную структуру (просто менялся объект культа с обожествлением вождей) – просто наивно. Да и Ваши ссылки на Бога, который почему-то не упорно не внимал горячим молитвам войск адмирала Колчака и генералов Деникина и Май-Маевского, а достаточно равнодушно попустил разгром этих ревностных православных христиан войсками безбожных большевиков (тут некоторые Ваши рьяные коллеги приплетают и иудейскую тему), - достаточно иррациональны. Не помог этот Бог и нацистам, за которых рьяно молились и католики и протестанты и множество православных священников (от Афонских сидельцев, до многих русских митрополитов , архиереев и протоиереев, радостно перешедших на сторону «христолюбивого германского воинства против врагов самого Бога»).
http://img545.imageshack.us/img545/2230/7jmk.jpg
http://img51.imageshack.us/img51/5932/l5hn.jpg
http://img818.imageshack.us/img818/6181/26611f.jpg
http://img442.imageshack.us/img442/9163/pravoslaviefashism3.jpg
Михаил Беленкин 25.09.2013 00:49 Заявить о нарушении
http://img28.imageshack.us/img28/1816/v6z7.jpg
http://img543.imageshack.us/img543/5927/smhq.jpg
Михаил Беленкин 25.09.2013 00:54 Заявить о нарушении
Отвечу только на одно (последнее) фото ("своей" ссылкой). На каждое событие, на каждую новую власть были разные мнения и действия верующих. Верхушка официальная не является... догматом (ни в Символе Веры, ни в Евангелии нет подтверждения этому). Более того, сами православные христиане говорят, что епископы - это более чиновники (в таком ключе). "На камне сем созижду церковь Мою" - говорит Христос, имея в виду, как трактуют православные, веру (а вера проявляется делами), католики думают что на камне - Петре, отсюда считают Римскую кафедру "незыблемой"...
Если нет возможности смотреть всё, то можно смотреть с 4-ой минуты - 30 секунд, и становится ясно, что не все "общались" (например) с советской властью, кто-то и сжигал портреты Ленина на виду у всех. Но такие факты весьма непросто собирать, они "затёрты" советским временем. Даже я такие факты специально не собираю. Хотя надо наверое(?)
Фильм "Старцы. Архимандрит Гавриил Ургебадзе"
http://www.youtube.com/watch?v=Wrt-qzYVyJo
Рафаил Кадыров 25.09.2013 10:39 Заявить о нарушении
я писал статью про Павла Дмитриевича Корина (его знал мой отец), он для своей ненаписанной картины "Реквием"("Русь Уходящая")писал портреты священнослужителей, которые, несмотря на гонения, не смирились и остались верны своим взглядам. Это были очень достойные люди. Практически все они были уничтожены во времена "большого террора" 1937-1938 годов. Сам П.Д. Корин выжил совершенно случайно. Здесь я с Вами согласен, однако я говорил совсем не об этом, а об определенном угле зрении на историю, как на некий закономерный эволюционный процесс, который происходит подчиняясь определенным законам. И эти законы никак не определяются религией или неверием. Напротив религия - это следствие определенного этапа социального развития. Кстати, Ваше определение сути католицизма - ошибочно. И утверждение веры делами - это перый и главный лозунг протестантизма (один из упреков М.Лютера против индульгенций, т.е. покупки святости за деньги).
Согласен, продолжить на Вашей странице. Мне Ваше мнение интересно.
С уважением
Михаил Беленкин 25.09.2013 21:50 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 26.09.2013 00:22 Заявить о нарушении
отпевание патриарха Тихона проходило в Донском монастыре. Когда будете там - полюбопытствуйте. Церковь на Рогожском валу, действительно очень интересна, но Вы не обратили внимания на наличие там объемных резных деревянных распятий, не принятых в "никонианской"церкви. Серебряные свечные люстры - действительно грандиозны.
Что касается П.Д.Корина, то при разборе архивов КГБ в конце 50х годов было найдено - письмо-заявление от одного из секретарей Московсого Горкома КПСС по культуре:
«Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки…Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха… Прошу вашего указания по этому вопросу». Как Вы понимаете, - распоряжение не заставило себя долго ждать.
С уважением
С уважением
Михаил Беленкин 26.09.2013 12:10 Заявить о нарушении
Не всё так просто было у Нестерова с советской властью: "В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника О. М. Нестерова (см. портрет) была отправлена в ссылку в Джамбул."
Иван Лупандин 14.01.2013 08:39 Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы,- очень непросты были взаимоотношения у М.В.Нестерова с Советской властью, которая сразу показала ему свою сущность, когда вернувшись в свою московскую квартиру, он увидел, что она разгромлена и разграблена, причем не просто ворами и громилами, а "группой революционных рабочих и матросов", которые пришли с мандатом.
О том, что он "примирился с Советской властью я писал с некоторой иронией", но это совсем не означало, Советская власть примирилась с ним.
В упоминаемой Вами истории с его заключением в Бутырскую тюрьму в 1938 году, М.В.Нестеров был на грани осуждения в лагеря, т.е. гибели. Что спасло его и вместе с П.Д. Кориным (его учеником) - доподлинно неизвестно.
А.Н.Толстой публично утверждал, что их спасло его вмешательство и личное обращение к И.В.Сталину, но сам П.Д.Корин относился к этому с большим сомнением и иронией.
С уважением
Михаил Беленкин 09.02.2013 12:15 Заявить о нарушении
Спасибо за такой Ваш обстоятельный рассказ об одном из любимейших моих художников.
Его "Благовещенье" немного изменило меня, великая картина, которую просто так не нарисуешь.
Вот только не хочется соглашаться с Вами, что художник "быстро примирился с Советской властью".
Мне казалось, что М.В. Нестеров сначала замолчал на несколько лет, а потом рисовал только портреты близких ему по духу и достойных людей, и нарисовал их не так уже и много.
И никаких уже лисичек, варфоломеев и ангелов.
Расскажите подробнее Ваше мнение о позднем Нестерове, это будет интересно не только мне.
Мечтаю побывать в Марфо-Мариинской обители, а вдруг удостоюсь...
Лео Киготь 20.01.2012 23:15 Заявить о нарушении
спасибо за Ваш отзыв.
Я работаю недалеко от Марфо-Мариинской обители. Хотя по своим взглядам - я далеко не христианин, но часто заезжаю туда полюбоваться на росписи.
У меня есть интересная тема,- портрет вел. кн. Елизаветы кисти художника И.М.Митрофанова. Она хранится в музее И.С. Тургенева в г.Орле. Я знаю эту историю лично от Ивана Михайловича.
А с Нестеровым был знаком мой отец (ныне здравствующий), написать о его советском периоде и работе совместно с И.Э.Грабарем было бы интересно.
К сожалению, у меня сейчас период написания совсем другой литературы.
С уважением
Михаил Беленкин 22.01.2012 12:47 Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасный рассказ!
Нина Тур 29.04.2012 16:00 Заявить о нарушении
Таки великолепное письмо.
Вы рукопожатны!
К вам, с уважением.
Лев Натанович Щаранский 02.08.2011 16:27 Заявить о нарушении
Таки приятно услышать от тебя такое.
Михаил Беленкин 06.08.2011 15:59 Заявить о нарушении
Прочитал с великим интересом. Эрудиция автора поразительна. Благодарю!
Владимир Эйснер 23.05.2011 17:32 Заявить о нарушении
С уважением
Михаил Беленкин 23.05.2011 22:26 Заявить о нарушении
Очень интересно с точки зрения истории и искусства,но не с православной христианской. :)
С уважением,
Ольга Скворцова 23.05.2011 15:44 Заявить о нарушении
С уважением
Михаил Беленкин 23.05.2011 22:36 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Михаил, за память о великой Княгине и Великом художнике. Это стало поводом побывать на его сайте, посмотреть картины мастера.
Наталья Еремеева 22.05.2011 10:50 Заявить о нарушении
признаюсь, что у меня был талантливый соавтор,- Борис Савинков, который поведал детали, убийства Вел.Князя.
С М.В. Нестеровым встречался мой отец, известный искусствовед.
Он рассказал мне еще одну интересную историю про Великую Княгиню и ее портрет. Будет возможность -напишу.
Михаил Беленкин 22.05.2011 18:47 Заявить о нарушении
Наталья Еремеева 23.05.2011 04:37 Заявить о нарушении
А мы-то из кулаков.
Уважаемая Наталья, киньте ссылочку на сайт Нестерова.
Великая история, великие трагедии...
Лео Киготь 20.01.2012 23:21 Заявить о нарушении
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14984
Благодаря Вам еще раз прочла "Путь..." и вновь побывала в галерее М.В.Нестерова. Спасибо.
http://www.chasovnya.msk.ru/
Наталья Еремеева 21.01.2012 06:51 Заявить о нарушении
И работать, как Сергий Радонежский...
Лео Киготь 21.01.2012 10:46 Заявить о нарушении