Рецензии на произведение «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая»

Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Вот так, случайно, сначала вторая часть, затем первая. Но совершенно не жалею... Рада прочтению и ещё более Вашей беседе в рецензиях. Интересно и познавательно, а потому зелёная кнопочка...

Тамара Брославская-Погорелова   23.07.2017 23:58     Заявить о нарушении
Тамара,
точным историческим и бытовым деталям в этом рассказе я обязан, кровавому преступнику, террористу и негодяю, талантливому писателю Борису Викторовичу Савенкову.
С уважением

Михаил Беленкин   25.07.2017 11:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Михаил, очень интересная работа!
Спасибо.
О тонких вещах Вы пишете, о важнейших...
Елизавета Федоровна - моя любимая святая.
Бог привел послужить в М.-М. обители, это великая радость и благостыня.
С уважением

Екатерина Щетинина   22.03.2014 09:59     Заявить о нарушении
Екатерина,
спасибо за вдумчивый отзыв. Я пытался показать сложность и неоднозначность этой истории. Я работаю недалеко от Марфо-Мариинской обители. Часто там бываю.
Если Вы служили там, то прошу Вас почитать вторую часть.
С уважением

Михаил Беленкин   23.03.2014 10:48   Заявить о нарушении
Труд Ваш мне был очень интересен, особенно христианские взгляды Каляева. На мой взгляд это деформация христианского учения, которая оправдывает убийство, создаёт его теоретические предпосылки. Любопытны и религиозные взгляды Нестерова, его народничество. Мне очень близки религиозные темы в живописи, несмотря на мой атеизм. (Изучаю христианство более десяти лет). Уже второй год занимаюсь картиной Иванова "Явление Христа народу" Даже выставлял первоначальный текст на Прозе.ру, но убрал, посчитав его недоработанным. Если, как говорят, Бог даст, к концу году выставлю. Первую часть, посвященную картине Репина оставил в публикации: http://www.proza.ru/2014/04/12/910
Прочту вторую часть - отпишусь, Вадим.

Вадим Гарин   05.06.2014 09:17   Заявить о нарушении
Да, ещё: чьи стихи в эпиграфе? Очень понравились, хотелось бы ознакомится.

Вадим Гарин   05.06.2014 09:19   Заявить о нарушении
Вадим,
похоже, что мы с Вами - единомышленники. Я тоже атеист и интересуюсь живописью и историей христианства. Кроме того, я уже написал небольшой очерк по поводу "Явления Христа народу" А.А.Иванова.http://www.proza.ru/2010/05/03/1191
Что же касается очерка о М.В. Нестерове, то стихи в эпиграфе принадлежат мне http://www.stihi.ru/2005/01/16-802 и этот очерк имеет продолжение совершенно другого формата http://www.proza.ru/2014/02/09/2550.
Я с удовольствием прочту Ваши рассказы, особенно про картину И.Е.Репина
С большим уважением

Михаил Беленкин   05.06.2014 10:47   Заявить о нарушении
Я не думаю, что христианские взгляды И.П.Каляева являются "деформацией христианского учения", но считаю их столь же справедливыми для него, как и Нагорная проповедь.http://www.proza.ru/2010/11/13/1665
С большим уважением

Михаил Беленкин   05.06.2014 10:59   Заявить о нарушении
Михаил, ознокомлюсь со всеми упомянутыми материалами и отпишусь. А нашёл Вас случайно, обнаружив в списке моих читателей. Действительно мы скорее всего единомышленники. Если решите зайти ко мне, прочитайте ещё: "О проблемах первородного греха" http://www.proza.ru/2012/03/21/1550

Вадим Гарин   06.06.2014 00:36   Заявить о нарушении
Увидел, что Вы читаете рассказы из Советского цикла. Чтобы сориентировать Вас, скажу, что лушим своим рассказом я считаю"Васька" с главной страницы. "Груша на лугу" и остальные с главной страницы. Из Советских рассказов рекомендую "В раю" "Общежитие" "Награда"

Вадим Гарин   06.06.2014 00:59   Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим,
я обязательно все серьезно прочту и сообщу свое мнение.
С уважением

Михаил Беленкин   07.06.2014 11:14   Заявить о нарушении
Михаил, меня заинтересовало Ваше повествование о художнике Михаиле Нестерове. Я оценил его по достоинству не сразу. В Третьяковке среди множества других произведений великих русских мастеров даже его "Видение отроку Варфоломею" не производило большое впечатление. Но в середине 70-х годов мне удалось в составе группы экскурсоводов побывать в Троице-Сергиевой лавры. По специальному разрешению нам позволили побывать в Церковно-археологическом кабинете духовной академии. И вот там Нестеров открылся как совершенно необычный автор. Я был потрясен его мастерством. После этого я уже другими глазами смотрел на его более известные вещи. Да и сам фигура Сергия Радонежского предстала в другом свете. Честно говоря, от Вашей работы я ожидал немного другого. История Каляева и Елизаветы, конечно, интересна и написана интересно. Но сам Нестеров как-то на этом фоне отошел на второй план. Думал, что во второй части получу более развернутую оценку его личности и творчества, но, увы! Это жалко.

Евгений Борисович Мясин   10.03.2016 11:36   Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений Борисович,
Спасибо за отзыв. В этих очерках я, действительно, ставил совершенно иные цели и задачи. Я совсем не пытался масштабно описать творчество М.В.Нестерова, но сконцентрировался на описании совершенно достоверных, а иногда и уникальных (не описанных ранее) фактах из жизни художника (это во второй части) Мне тоже посчастливилось видеть произведения художника в Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. Однако, это не изменило моего отношения к М.В.Нестерову. Да и апологетический цикл о св. Сергии Радонежском никак не мог повлиять на отношение к полумифологической фигуре этого монаха. Надо сказать, что об истинном Сергии (Варфололомее) имеется крайне скудная историческая информация. Первое, что бросается в глаза при чтении «жития святого Сергия Радонежского» – это огромное количество христианской мифологии, которая имеет очень мало отношения к реальному историческому персонажу. Как справедливо заметил В.О.Ключевский в своей диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник», - в большинстве своем они мало могут помочь исторической науке. При этом он вывел формулу: «Обилие и качество биографического материала находится в обратном отношении к развитию чествования святых». Другими словами, чем более почитается святой, тем меньше исторической конкретики в его житиях. Связано это с тем, что средневековая агиография является глубоко апологетической и поэтому не знает принципа историзма. При анализе же более достоверных исторических источников, а также трудов этих святых мы видим совершенно иную картину, чем нам пытаются преподнести авторы житий. Поэтому, если строго следовать методологии исторической науки, то не совсем понятно: что деятельность святого монаха принесла, с точки зрения общественного блага, больше – пользы или вреда, доподлинно не известно. Настоящие исторические сведения о св. Сергии достаточно скудны, а высокопарные, мифологические «жития» дают скорее лживую информацию. Например, в «благословлении» св. Сергием Радонежским вел.кн. Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву – это глупость и отстранение о реальной политической ситауции, или предательство? Кому это было выгодно? Разве, что темнику Тимура Тактамышу, для которого был устранен его противник Мамай? В знак «благодарности» и чтобы вернуть и увеличить размер дани, как известно, Тактамыш без особого труда через два года взял, разграбил и сжег Москву и тысячи русичей угнал в рабство.
Я же сконцентрировался на истории достаточно достоверной и противоречивой, далекой от апологетики. История с портретом вел. Княгини Елизаветы Федоровны просто помогла исследователям атрибутировать авторство этого портрета. Недавно ко мне обратился специалист из Научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря с просьбой помочь в атрибуции авторства картины, которое приписывалось К.Ф.Юону или, как считалось, - является копией с его утраченной работы, написанной в 1911 году к 2х летнему юбилею Марфо-Мариинской обители. Мой рассказ (вернее дневник И.М.Митрофанова) полностью поставил все точки над i в этой истории. Многие ли авторы Прозы могут похвастаться этим? Кстати, в дневнике И.М. Митрофанова содержится и сенсационная расшифровка тайны «Черного Квадрата» К.С.Малевича, о чем я планирую написать отдельно.
С уважением

Михаил Беленкин   11.04.2016 10:12   Заявить о нарушении
Михаил, мне трудно спорить со специалистом в оценке масштабов личностей отдельных святых и их реального влияния на судьбу страны. Понятна и Ваша прикладная цель данной работы. Но как читатель не могу принять в этом случае название работы, где сам Нестеров выглядит всего лишь марионеткой в руках искусного кукольника.

Евгений Борисович Мясин   11.04.2016 12:00   Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений Борисович,
Я не специалист ни в истории, ни в искусствоведении, хотя и занимаюсь наукой, но совсем в другой области.
Название работы, конечно, не случайно, хотя Ваша реплика меня несколько озадачила. Как Вам удалось увидеть в этой истории, что М.В.Нестеров является лишь «марионеткой в руках искусного кукольника»? И кто этот кукольник? В заглавии присутствует игра слов – это и название самой росписи в Марфо-Мариинской Обители и мучительный духовный путь самого М.В.Нестерова. Здесь, я конечно, подражаю А.П.Чехову (хотя, -это некоторая наглость). Это путь вверх по лестнице, ведущей вниз, хотя и достаточно противоречивый и неоднозначный. На это намекает и совершенно не христианский эпиграф.
Спасибо за отзыв, всего Вам хорошего.
С уважением.

Михаил Беленкин   13.04.2016 09:53   Заявить о нарушении
Ну, вы прям сатаниста, ребята. Дерзайте! Ад впереди.))

Адриан Роум   27.06.2021 16:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Понравилось... Вот уж не знала про С.А. таких пикантностей!

Наталья Мартишина   06.09.2013 23:53     Заявить о нарушении
Наташа, об этом очень много свидетельств. В Москве об этом знали очень многие, как упоминал Гиляровский. Но наиболее убедительны прямые свидетельства племянников- упомянутого мною Александра Михайловича и Дмитрия Павловича (убийцы Г.Е.Распутина), который после ранней смерти отца вместе с сестрой Марией воспитывался в семье Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, и очень близко знал великокняжескую чету. Воспоминания Марии о Елизавете Федоровне тоже очень интересны. Там великолепно показана эволюция от сухой заносчивой, вздорной и вьедливой немки к тому прекрасному образу, что описал Нестеров.
То, что я написал о христианских взглядах И.П.Каляева - тоже истинная правда. Причем, Достоевский был абсолютно прав:убить злодея - это очень даже в духе христианского предания. То есть в этой истории далеко все не так однозначно.
И.Восторгова же (как и его духовного учителя тоже святого- И.Сергиева)- я считаю преступником и подстрекателем, который получил по заслугам.
С уважением
С уважением

Михаил Беленкин   07.09.2013 00:13   Заявить о нарушении
Главное, что Храм Утешения и Отрады хорош - в византийском стиле, красивый. Остальное - мелочи жизни, правда?

Наталья Мартишина   07.09.2013 15:51   Заявить о нарушении
Да,я там часто бываю. Хочу написать искусствоведческую статью про неизвестный портрет Елизаветы Федоровны. Он хранится в Орле в Музее им. И.С.Тургенева.Пока не решаюсь. Я - не искусствовед, но - сын искусствоведа. А моя специальность совершенно иная. И писанины там очень много. И мне стыдно писать на другие, не по специальности темы. Может быть здесь когда-нибудь напишу. Я сказал настоятельнице этого заведения об этом- она очень просила написать. И вообще готова вести переговоры о закупке картины.
Поэтому история продолжается и мы в ней.
С уважением

Михаил Беленкин   07.09.2013 17:55   Заявить о нарушении
Хотя строго говоря - этот Храм - в старо-новгородском стиле.

Михаил Беленкин   07.09.2013 18:18   Заявить о нарушении
Вот! Либо человек - врач ( и зануда), либо - не врач ( и свободный от условностей человек). Это насчет tertium non datur. А что мешает Михаилу написать искусствоведческую статью? Закройте на всё глаза и пишите. И верьте, она будет опубликована, и пишите быстро, что знаете. Обработать можно потом. Но если не Вы - то никто, сами же понимаете!
Арбайтен, Михаил! За работу!

Наталья Мартишина   07.09.2013 23:21   Заявить о нарушении
Мешает - совесть. Мне очень много чего надо писать по основной специальности. Это - научные статьи в области медицины. А тратить столько времени на хобби- совесть не позволяет совсем. Хотя и интересно. Но спасать народ надо!

Михаил Беленкин   07.09.2013 23:48   Заявить о нарушении
Доброго времени суток.
Более впечатляет перемена в Елизавете Федоровне... нежели жизнь художника. Хотя понятна идея, что он остался существовать в том мире, который он сам назвал, возможно, потом изменив своё мнение, миром грязных и низких душегубов и грабителей(?) А на счет (неудачного) правления Николая II... Революция (переворот) готовился не один год, и тут вряд ли напрямую уместно обвинить одного человека, или даже многих... Но известно, что извне многие были не против разрушения как монархии, так и христианства русского - православия. На западе монархии (и христианство, хотя оно там другое, и б.м. даже совершенно искажённое, как видно по результату) никто не порушил, и страны живут, и процветают (Дания, Норвегия, Швеция...). В частности накопления передаются из поколения в поколение. А по выходе на пенсию выплаты равны удвоенной зарплате... (слава Богу смысл жизни земной не в материальном успехе).
Спасибо. Всех благ. С уважением,

Рафаил Кадыров   21.09.2013 03:17   Заявить о нарушении
Рафаил,
Спасибо Вам за Ваше мнение,
Должен заметить, что мне очень нравится общение с Вами. Хотя в Ваших взглядах есть некоторая иррациональность, но мне глубоко импонирует Ваше уважение к мнению собеседника, даже если оно не совпадает с Вашим. Но более всего – мне нравится Ваша терпимость и истинно христианская кротость, отсутствие враждебности по отношению к тем, чьи взгляды противоположны Вашим. Я впервые вижу представителя ортодоксальной Христианской Церкви с такими высокими моральными качествами.
По существу вопроса, мне кажется, что Ваш взгляд на мировую историю и историю России – ошибочен. В частности революцию 1917 года нельзя назвать заговором, ибо стихийное народное негодование, приведшее к крушению империи,- возглавил легитимно выбранный Парламент (Государственная Дума), который и назначил (из своих рядов) Временное Правительство. Это была воистину – либерально-демократическая революция. И ее спровоцировала именно бездарная политика царского Правительства, свернувшего либеральные реформы в экономике, которые пытались с большим успехом вести С.Ю.Витте и П.А.Столыпин. Истинной причиной краха Империи был полуфеодальный характер русского земледелия и землевладения, что тормозило экономическое развитие и вызвало тяжелое технологическое отставание от развитых стран. Последним гвоздем в крышку гроба Империи было то, что Николай II, вопреки интересам России, позволил втянуть страну в мировую войну, бессмысленную и беспощадную. При этом он совершенно не учел печальных уроков русско-японской войны. И религиозность царя, его опора на черносотенцев, включая св. Ивана Кронштадского, св. Ивана Восторгова и прочих «бешенных юродивых»,- против либералов и сыграло роковую роль в падении Империи.
Что же касается большевиков и эсеров, которые как политические силы возглавили октябрьский переворот, то их появление было совсем не причиной, а скорее следствием разразившегося кризиса власти.
С уважением

Михаил Беленкин   24.09.2013 15:20   Заявить о нарушении
Михаил, кризис в Российской Империи несомненно был, но во-первых во всей верхушке, а не в одном царе, разве можно говорить о всесилии одной личности, тем более когда многие были против него, вроде верхушка в целом от него отвернулась? ("всюду предательство и обман"), также были проблемы в государстве и до последнего царя Николая II, что тоже не позволяет мне указать не НII, как на единственного виноватого. А 1825 год - декабристы, разве не о том, что некий кризис уже есть? Разве можно сказать что обязательно последний монарх виноват в том, что кризис в момент его правления перевёл (попытался перевести) страну на кардинально иной путь развития? Например, в большой семье, один из членов семьи, смертельно больной Стефан Стефанович умер тогда, когда "Главой" семьи был некто Иван Иванович. Но когда вирус поразил С.С., "Главой" (старцем) был ещё другой, утерявший ныне главенство Матфей Матфеевич. Можно ли обвинить И.И. в смерти С.С.? Разве что НII должен был жёстко карать политических преступников?! А ведь он не только не сажал их надолго (или навсегда) а порой просто ссылал в ссылку... из которой было вернуться к разрушительной деятельности гораздо быстрее и легче... но Николай ли один решал этот вопрос? Не вся ли верхушка склонялась к лояльному отношению к... преступникам, желающим насильственного переворота?

Война с Германий времени Николая II - мне мягко сказано не симпатична (как и любая война). Но войны на Земле регулярны и часты. Но война гражданская и те "реформы" и события (некоторые из которых сами тут же исчезали с лица земли), что следовали после правления НII, после уничтожения самодержавия - ещё более ужасны. Так же и война, которую как не зачислить в актив "советской" власти - ВОВ - так же ужасна. Не результат ли это Брестского мира? Не результат ли возникновения "горделивого" непомерно фашизма то, что Россия заключила с ней ранее сепаратный мир? Можно оспаривать, но вижу её и как результат переворота 1917 года (кот. был неизбежен, так как он уже был), и как результат вновь "оживших" "смертельных" гонений на церковь в целом и священство в частности 1937 года.

Рафаил Кадыров   24.09.2013 15:55   Заявить о нарушении
Рафаил,
повторяю, мне кажется, что Ваше мнение на все исторические процессы глубоко ошибочно, поскольку как и в религии Вы меняете местами причины и следствия.
Крушение западных феодальных монархий было не менее кровавым и болезненным, чем у нас. Но оно происходило существенно раньше. Россия, как евразийская держава, вобрала в себя все переходные черты от прогрессивного европейского до консервативного азиатского (Япония и Северная Корея – здесь не в счет) путей развития. Поэтому установление буржуазной демократии в Великобритании началось в XVII веке с казнью Чарльза I и установлением временной власти Парламента (у нас это произошло почти через 270 лет), крах французской абсолютистской монархии произошел в конце XVIII века и был не менее кровавым. Кстати, и там сценарий был примерно такой же: через временную диктатуру Парламента (Конвента) – Директории – к возврату к абсолютизму Бонапарта, а затем через почти столетний эволюционно – революционный путь развития к буржуазно- демократической Республике.
У нас произошло примерно то же, но гораздо позже и по традиционному для евро-азиатских стран смешанному сценарию.

Михаил Беленкин   25.09.2013 00:44   Заявить о нарушении
Ваше оправдание Николая II – не корректно, поскольку Вы говорите о каких-то конкретных отдельных ошибках и решениях. Если посмотреть вглубь проблемы, то дело совсем не в этом. Политика, направленная на консервацию самодержавия была гибельна с самого начала и не только потому, что общество настойчиво требовало либерально- демократических реформ, но и потому, что другого пути у страны не было (да и нет сейчас). И тут дело совсем не в том, что Николай II не был достаточно жесток. Порожденное медленным экономическим развитием (из-за нерешенного аграрного вопроса)– отставание технологическое, привело к катастрофическому поражению Империи в русско-японской и Первой мировой войнах. При этом Николай II, казалось, делал все, чтобы усугубить ситуацию. Вместо того, чтобы переложить часть ответственности за результаты управления Государством на Думу - он единолично возглавил и правительство и армию. При этом это его управление было абсолютно бездарным. Неудачная война породила голод, разруху, расстройство транспорта, полный хаос в экономике. Это и привело к вынужденному отречению Государя от престола и тому, что от него отвернулись все, даже ближайшие соратники ("всюду предательство и обман"), и это было печальным результатом карьеры царя, который совершенно закономерно привел его в подвал ипатьевского дома в Екатеринбурге. В оправдание его можно сказать, только то, что свой консерватизм, упрямую ультраретроградную политику с опорой на "Самодержавие, Православие, Народность" он унаследовал от отца, который не видел связи между развитием свобод граждан, особенно крестьян, введением всеобщего образования, ростом количества ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и - двумя «главными союзниками России», которые были в результате так позорно разгромлены во время войн. Однако Николаю II не хватало политического чутья и просто ума, чтобы понять к какой катастрофе он, продолжая дело отца,- ведет Империю. Большевики же (как это и всегда бывает во время потрясений) оказались гораздо умнее практичнее и главное,- талантливее, как правительства Николая II, так и думского Временного Правительства Керенского, которое так и не смогло, несмотря на усилия того же Б.В.Савинкова,- консолидировать вокруг себя армию для установления диктатуры. Насчет Брестского мира – Вы совсем не правы. Заключение мира – могло бы спасти Правительство Керенского, и было мудрым тактическим ходом, который позволил большевикам сохранить власть и создать миллионную Красную Армию, чтобы разгромить войска 14 государств (белогвардейцев и интервентов). Этим , конечно, они обязаны гению Л.Д.Троцкого, блистательного организатора и военноначальника.
Что же касается религии и христианства, то Ваши заблуждения здесь достаточно типичны. Религия всегда вторична и, как государственная идеология – она лишь отражает определенный этап развития общества. Это касается и Реформации и потрясений XX века. При этом религиозная доктрина достаточно пластична и может служить идеологией как фашистского Государства (католическое христианство) , так и либерально-демократического (Христианские демократы в послевоенной Европе) .
http://img839.imageshack.us/img839/9745/7lvr.jpg
Русская ортодоксальная Церковь всегда верой и правдой служила феодальному самодержавию. Говорить о том, что полуфеодальный деспотизм Советского Союза, что-то потерял оттого, что уничтожил христианскую церковь и заменил ее на партийную властно-идеологическую вертикаль, которая имела практически религиозную структуру (просто менялся объект культа с обожествлением вождей) – просто наивно. Да и Ваши ссылки на Бога, который почему-то не упорно не внимал горячим молитвам войск адмирала Колчака и генералов Деникина и Май-Маевского, а достаточно равнодушно попустил разгром этих ревностных православных христиан войсками безбожных большевиков (тут некоторые Ваши рьяные коллеги приплетают и иудейскую тему), - достаточно иррациональны. Не помог этот Бог и нацистам, за которых рьяно молились и католики и протестанты и множество православных священников (от Афонских сидельцев, до многих русских митрополитов , архиереев и протоиереев, радостно перешедших на сторону «христолюбивого германского воинства против врагов самого Бога»).
http://img545.imageshack.us/img545/2230/7jmk.jpg
http://img51.imageshack.us/img51/5932/l5hn.jpg
http://img818.imageshack.us/img818/6181/26611f.jpg
http://img442.imageshack.us/img442/9163/pravoslaviefashism3.jpg

Михаил Беленкин   25.09.2013 00:49   Заявить о нарушении
Более тут (под чужой рецензией) не буду полемизировать.

Отвечу только на одно (последнее) фото ("своей" ссылкой). На каждое событие, на каждую новую власть были разные мнения и действия верующих. Верхушка официальная не является... догматом (ни в Символе Веры, ни в Евангелии нет подтверждения этому). Более того, сами православные христиане говорят, что епископы - это более чиновники (в таком ключе). "На камне сем созижду церковь Мою" - говорит Христос, имея в виду, как трактуют православные, веру (а вера проявляется делами), католики думают что на камне - Петре, отсюда считают Римскую кафедру "незыблемой"...

Если нет возможности смотреть всё, то можно смотреть с 4-ой минуты - 30 секунд, и становится ясно, что не все "общались" (например) с советской властью, кто-то и сжигал портреты Ленина на виду у всех. Но такие факты весьма непросто собирать, они "затёрты" советским временем. Даже я такие факты специально не собираю. Хотя надо наверое(?)
Фильм "Старцы. Архимандрит Гавриил Ургебадзе"
http://www.youtube.com/watch?v=Wrt-qzYVyJo

Рафаил Кадыров   25.09.2013 10:39   Заявить о нарушении
Рафаил,
я писал статью про Павла Дмитриевича Корина (его знал мой отец), он для своей ненаписанной картины "Реквием"("Русь Уходящая")писал портреты священнослужителей, которые, несмотря на гонения, не смирились и остались верны своим взглядам. Это были очень достойные люди. Практически все они были уничтожены во времена "большого террора" 1937-1938 годов. Сам П.Д. Корин выжил совершенно случайно. Здесь я с Вами согласен, однако я говорил совсем не об этом, а об определенном угле зрении на историю, как на некий закономерный эволюционный процесс, который происходит подчиняясь определенным законам. И эти законы никак не определяются религией или неверием. Напротив религия - это следствие определенного этапа социального развития. Кстати, Ваше определение сути католицизма - ошибочно. И утверждение веры делами - это перый и главный лозунг протестантизма (один из упреков М.Лютера против индульгенций, т.е. покупки святости за деньги).

Согласен, продолжить на Вашей странице. Мне Ваше мнение интересно.
С уважением

Михаил Беленкин   25.09.2013 21:50   Заявить о нарушении
А вот это интересно. Когда я зашла в храм в Рогожской слободе, старообрядческий - я увидела обстановку точь-в-точь "Руси Уходящей". Не там ли Корин делал наброски для картины?

Наталья Мартишина   26.09.2013 00:22   Заявить о нарушении
Наташа,
отпевание патриарха Тихона проходило в Донском монастыре. Когда будете там - полюбопытствуйте. Церковь на Рогожском валу, действительно очень интересна, но Вы не обратили внимания на наличие там объемных резных деревянных распятий, не принятых в "никонианской"церкви. Серебряные свечные люстры - действительно грандиозны.
Что касается П.Д.Корина, то при разборе архивов КГБ в конце 50х годов было найдено - письмо-заявление от одного из секретарей Московсого Горкома КПСС по культуре:
«Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки…Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха… Прошу вашего указания по этому вопросу». Как Вы понимаете, - распоряжение не заставило себя долго ждать.
С уважением
С уважением

Михаил Беленкин   26.09.2013 12:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Не всё так просто было у Нестерова с советской властью: "В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника О. М. Нестерова (см. портрет) была отправлена в ссылку в Джамбул."

Иван Лупандин   14.01.2013 08:39     Заявить о нарушении
Уважаемый Иван Владимирович,
Вы абсолютно правы,- очень непросты были взаимоотношения у М.В.Нестерова с Советской властью, которая сразу показала ему свою сущность, когда вернувшись в свою московскую квартиру, он увидел, что она разгромлена и разграблена, причем не просто ворами и громилами, а "группой революционных рабочих и матросов", которые пришли с мандатом.
О том, что он "примирился с Советской властью я писал с некоторой иронией", но это совсем не означало, Советская власть примирилась с ним.
В упоминаемой Вами истории с его заключением в Бутырскую тюрьму в 1938 году, М.В.Нестеров был на грани осуждения в лагеря, т.е. гибели. Что спасло его и вместе с П.Д. Кориным (его учеником) - доподлинно неизвестно.
А.Н.Толстой публично утверждал, что их спасло его вмешательство и личное обращение к И.В.Сталину, но сам П.Д.Корин относился к этому с большим сомнением и иронией.
С уважением

Михаил Беленкин   09.02.2013 12:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Спасибо за такой Ваш обстоятельный рассказ об одном из любимейших моих художников.
Его "Благовещенье" немного изменило меня, великая картина, которую просто так не нарисуешь.
Вот только не хочется соглашаться с Вами, что художник "быстро примирился с Советской властью".
Мне казалось, что М.В. Нестеров сначала замолчал на несколько лет, а потом рисовал только портреты близких ему по духу и достойных людей, и нарисовал их не так уже и много.
И никаких уже лисичек, варфоломеев и ангелов.
Расскажите подробнее Ваше мнение о позднем Нестерове, это будет интересно не только мне.
Мечтаю побывать в Марфо-Мариинской обители, а вдруг удостоюсь...

Лео Киготь   20.01.2012 23:15     Заявить о нарушении
Лео,
спасибо за Ваш отзыв.
Я работаю недалеко от Марфо-Мариинской обители. Хотя по своим взглядам - я далеко не христианин, но часто заезжаю туда полюбоваться на росписи.
У меня есть интересная тема,- портрет вел. кн. Елизаветы кисти художника И.М.Митрофанова. Она хранится в музее И.С. Тургенева в г.Орле. Я знаю эту историю лично от Ивана Михайловича.
А с Нестеровым был знаком мой отец (ныне здравствующий), написать о его советском периоде и работе совместно с И.Э.Грабарем было бы интересно.
К сожалению, у меня сейчас период написания совсем другой литературы.
С уважением

Михаил Беленкин   22.01.2012 12:47   Заявить о нарушении
А я сейчас читаю "ПИСЬМА " Нестерова, 1988 г и.
Спасибо за прекрасный рассказ!

Нина Тур   29.04.2012 16:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Таки великолепное письмо.
Вы рукопожатны!
К вам, с уважением.

Лев Натанович Щаранский   02.08.2011 16:27     Заявить о нарушении
Спасибо, друг по перу.
Таки приятно услышать от тебя такое.

Михаил Беленкин   06.08.2011 15:59   Заявить о нарушении
Вас запомнить и возвращаться!
СЕЙЧАС - ЦЕЙТНОТ

Нина Тур   16.10.2011 12:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь ко Христу Михаила Нестерова. Часть Первая» (Михаил Беленкин)

Прочитал с великим интересом. Эрудиция автора поразительна. Благодарю!

Владимир Эйснер   23.05.2011 17:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир и творческих успехов.
С уважением

Михаил Беленкин   23.05.2011 22:26   Заявить о нарушении