Рецензии на произведение «18 вызовов современной литературе Брюса Стерлинга»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Хорошая работа, – достойная и добротная, а главное – развенчание пессимистического мифа о "18 вызовах литературе". Выберу время – буду белее внимателен и, по возможности, вставлю свои 5 коп.
С уважением АК
Александр Кларенс 15.04.2010 08:11 Заявить о нарушении
В дополнение к Вами сказанному хочу сказать, что сейчас мне видится то, что рассуждения о мире постмодерна и происходящих в рамках него - и за пределами него - тенденциях, все же, мне кажется, лишены и структур типа "оптимизма" и "пессимизма". В мире постмодерна и, главное, в мире "после постмодерна" пессимизм и оптимизм смешиваются, образуя какую-то гремучую и очень дурно пахнущую субстанцию, для которой, наверное, в нашем лексиконе можно подобрать подходящее слово.
Александер Бобров 15.04.2010 10:41 Заявить о нарушении
Я считаю (и небезосновательно), что человек пишущий будет писать вопреки всем прогнозам и диагнозам.
Александр Кларенс 15.04.2010 10:47 Заявить о нарушении
Как только технологии будут предоставлять нам новые варианты "смешивать вещи и идеи", литературу может ждать разложение - и это произойдет не в связи с процессами глобализации и постмодерна, а в связи с технологическими прорывами, которые откроют новые возможности.
Как фотошоп сделал всех "дизайнерами", а "dance machine" - всех сделал музыкантами, так, я вижу множество вариантов, как - аналогично - литература может "расслоиться" в целую массу "литературозаменителей" - таких, правда, о которых Стерлинг даже и не помышлял.
Впрочем, от всего плохого нового нас защищает всемирная история, в которой существует Данте, Гете, Софокл, Гессе - великие люди, а всегда найдутся те, кто захотят пойти по их стопам. Потому, конечно, литературе, по большому счету, ничего не грозит.
Александер Бобров 15.04.2010 16:27 Заявить о нарушении
Блестящая статья.Вы совершенно правы: существует вечный двигатель искусства.Но Вы не представляете, сколько противников у такого нормального спокойного взгляда на литературу, как Ваш.Или представляете? Особенно, у нас в Украине.До тех пор, пока я не пришла на прозу.ру, чтобы посмотреть, как создается русская литература, я не понимала, насколько здесь все по-другому.В смысле количества людей, умеющих мыслить независимо.
Галина Пагутяк 23.06.2009 11:26 Заявить о нарушении
Я не особо общаюсь с "противниками" или "сторонниками". Я просто стараюсь представлять для себя и только для себя действительное положение дел вокруг. Могу сказать, что я прекрасно вижу, насколько противоречиво сегодняшнее положение дел в современном искусстве и насколько много вызовов (более 18-ти, конечно), "классическим формам" выдвигает новый век: мне отчетливо видно, насколько сильно искусство изменится, в принципе отказавшись от своего городого звания - "искусство", полностью утвердившись в качестве собственной себе замене в слове "творчество", отказавшись от категории "красоты", "прекрасного", заменив эти важные цели "прошлого" целью "поиска нового", "новой иллюзией".
Однако наметки этого движения в этот неприятный мир "нового искусства" я вижу в любой период истории, зачин этого нынешнего повсеместного "гниения совершенства" лежит даже в здоровой античности, но - об этом иная история.
В любом случае, уверен, движение к прекрасному, не прекратится.
Александер Бобров 23.06.2009 12:51 Заявить о нарушении
Галина Пагутяк 23.06.2009 13:16 Заявить о нарушении
Для себя же, думаю по поводу "нужно" или "не нужно" следующим образом. Если мы хотим понять, что нам действительно нужно, то мы, в первую и основную очередь, должны представлять, какие последствия повлечет совершением такого действия. "Нужно" - в идеале - должно быть не для того, что мы этого "просто хотим", не отдавая себе отчет "почему именно мы этого хотим", а для того, чтобы мы точно знали - сделанное нами, желаемое нами приведет людей, искусство и т.п. к какому-то состоянию, которое для нас будет считаться состоянием "приятным", "хорошим", "совершенным", "прекрасным" ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ. Без осознания этого "совершенного состояния", не желательно принимать важные решения.
Именно потому, для того, чтобы делать что-либо доброе, нужно четко представлять, что есть истинное, всепоглощающее добро. Я, лично, этого не знаю, потому и занимаю обычно роль "наблюдателя", изложенную в данной статье.
Могу добавить, что приобщение "всех национальных литератур к миру" или "мира ко всем национальным литературам" мира убъет в нас всех "территориальную уникальность", наоборот, увеличив универсализм нашей "общей на всех", уже "мировой" литературы. Я не уверен, что это главная тенценция, которую следовало бы желать, хотя, ее и не избежать, мы все станем достаточно универсальны, чтобы тосковать по уникальности.
Может, отсутствие известности литературы, скажем, Грузии влечет "выращивание, вынашивания в ее собственных замкнутых рамках чего-то значимого", "иного"? Глобализм же не умеет порождать "иное" себе, в этом его одна из бед.
Александер Бобров 23.06.2009 13:43 Заявить о нарушении
Добрый день! Прочитал с интересом. Взгляд Стерлинга на литературу, конечно, имеет право на существование, но не как икона, разумеется. Неспроста эти тезисы названы "вызовами" (challenges), возможно, это и некая провокация. Правда, вот, не знаю, с какой целью.
С некоторыми тезисами я согласен - как просто с тезисами, без контекстной связи с "литературой" и "вызовами". Вообще, сложилось мнение, что Стерлинг не говорит собственно о литературе, а только о коммерческой литературе (разные вещи, правда?). Ну, и пусть себе умирает, правда?
Лично я считаю, что литература (в несколько другом смысле, нежели понимает Стерлинг) совсем не умирает, что поэзии тоже рано петь реквием, ну и вообще. Юзеру - юзерово, как говорится. :)
Андрей Делькин 22.06.2009 16:54 Заявить о нарушении
http://www.wired.com/beyond_the_beyond/2009/05/eighteen-challenges-in-contemporary-literature
Андрей Делькин 22.06.2009 16:57 Заявить о нарушении
С уважением!
Александер Бобров 22.06.2009 21:47 Заявить о нарушении