Рецензия на «18 вызовов современной литературе Брюса Стерлинга» (Александер Бобров)
Хорошая работа, – достойная и добротная, а главное – развенчание пессимистического мифа о "18 вызовах литературе". Выберу время – буду белее внимателен и, по возможности, вставлю свои 5 коп. С уважением АК Александр Кларенс 15.04.2010 08:11 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Почему-то не очень многие решаются что-то у меня отрецензировать. Непонятно пишу, наверное.
В дополнение к Вами сказанному хочу сказать, что сейчас мне видится то, что рассуждения о мире постмодерна и происходящих в рамках него - и за пределами него - тенденциях, все же, мне кажется, лишены и структур типа "оптимизма" и "пессимизма". В мире постмодерна и, главное, в мире "после постмодерна" пессимизм и оптимизм смешиваются, образуя какую-то гремучую и очень дурно пахнущую субстанцию, для которой, наверное, в нашем лексиконе можно подобрать подходящее слово. Александер Бобров 15.04.2010 10:41 Заявить о нарушении
Про "подходящие слова" очень точно подмечено.
Я считаю (и небезосновательно), что человек пишущий будет писать вопреки всем прогнозам и диагнозам. Александр Кларенс 15.04.2010 10:47 Заявить о нарушении
Вопрос лишь в том, сколько будет существовать "человек пищущий". Когда слово будет соединено с потоками смыслов, когда предложение будет соединено с потоками событий, когда абзац будет соединен с вещами и действиями - я не уверен, что те, кто хотят писать, будут "пищущими людьми". Примерно похожее произошло с живописью - барокко всячески стремилось статически передать движение, достигнув в этом удивительных высот, однако когда кино и фотография смогли передать движение - живопись начала деградировать. Можно, конечно, сказать, что деградация живописи в нефигуративных тенденциях не связана с появлением фотографии или кинематографа, но - факт остается фактом.
Как только технологии будут предоставлять нам новые варианты "смешивать вещи и идеи", литературу может ждать разложение - и это произойдет не в связи с процессами глобализации и постмодерна, а в связи с технологическими прорывами, которые откроют новые возможности. Как фотошоп сделал всех "дизайнерами", а "dance machine" - всех сделал музыкантами, так, я вижу множество вариантов, как - аналогично - литература может "расслоиться" в целую массу "литературозаменителей" - таких, правда, о которых Стерлинг даже и не помышлял. Впрочем, от всего плохого нового нас защищает всемирная история, в которой существует Данте, Гете, Софокл, Гессе - великие люди, а всегда найдутся те, кто захотят пойти по их стопам. Потому, конечно, литературе, по большому счету, ничего не грозит. Александер Бобров 15.04.2010 16:27 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |