Рецензии на произведение «Моцарт без Сальери»

Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Прекрасная статья. В добавок о творческих личностях и зависти. Если ты творец и встретил кого-то, кто сильнее тебя талантом и ты понимаешь это, то радуешься этому, как счастью любви. Ведь способность оценить меру таланта также редка, как и сам талант. А завидуют удаче, которая с талантом на прямую не связана...

Барабанов Виктор   04.01.2021 13:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

согласен с Вашими доводами, а то мы так и до Гайдна доберемся, что он завидовал Моцарту и отравил его.

Михаил Гольдентул   22.11.2019 03:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Лично мне ваша версия не кажется убедительной. Считается, что Моцарт был масоном. Это может объяснять нежелание быть у него на похоронах. А не понимать, кто талантливей, музыкант не мог. И Сальери это понимал. Зависть к таланту происходит независимо от успеха. И если бездарный человек успешнее талантливого, то зависть только усиливается. Пушкин, видимо, сталкивался по жизни с этой завистью, поэтому он лучше понимал ситуацию - он, видимо, написал это не столько о Моцарте, сколько о себе самом и своих проблемах. Я не могу сравнивать себя с Пушкиным, но даже я сталкивалась с завистью людей, которые были несравненно успешнее меня по жизни. Этот успех не сглаживает ненависть, а, наоборот, стимулирует ее. Версия Пушкина мне кажется намного убедительней вашей.

Когда денег мало, люди пытаются доказать свою важность зарабатыванием денег. Когда они зарабатывают много денег, они начинают понимать, что деньги не делают их более ценными, и это может провоцировать комплекс неполноценности: деньги перед талантом бессильны. А комплекс неполноценности может толкнуть и на убийство. Чем успешнее по жизни бездарный человек, тем ненависть к таланту больше.

Ольга Славянка   13.11.2014 13:17     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание! Думаю, что истинную картину происшедшего установить невозможно, возможны только версии, имеющие разную степень доказательности. Такую версию я и представил, вовсе не настаивая на ее непогрешимости и единственности. Другое дело, что несогласие с ней выражается на уровне эмоций, а не на доказательстве ошибочности приведенных в версии фактов, что, по моему мнению, не совсем верно.
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   14.11.2014 09:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Статья понравилась. Столько лет прошло и мы считаем так, как нам преподносили в школе, а дальше по жизни все так считали. Но, если неизвестна причина, то и не стоит, я думаю, кого-то обвинять. Это, действительно, грех.

Азман Хасбулаева   30.03.2014 20:03     Заявить о нарушении
Благодарю за толковый отзыв! Действительно, в школе нам преподносили такое, что даже сейчас, на старости лет (мне, во всяком случае!) иногда приходится выметать всякий мусор! Помню собственную эпопею, когда сдуру собрался перечитать АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ стихи Пушкина, за которые он, якобы, был сослан на суровые северные берега Черного Моря!
С уважением

Николай Аба-Канский   31.03.2014 10:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Трудно сказать является ли предположение, что Моцарт был отравлен Сальери, всего лишь несосотоятельной гипотезой или это в самом деле имело место. Я в своё время много занимался этим вопросом, особенно после написания стихотворения "Амадеус".
Я знал, что некоторые усмотрят в моём стихотворении намёк на то, что Моцарт был отравлен Сальери и мне придётся как-то отвечать на эти обвинения. Если Вы посмотрите этот стих на стихире, то Вы обнаружите такого рода претензии ко мне. Но во-первых, в стихотворении этого намёка нет, а есть всего лишь намёк на безразличие к судьбе Моцарта - Австрии, Сальери.
Всё, что нам известно о смерти Моцарта - это одни только версии. Личный секретарь Бетховена говорил о том, что Сальери признался ему в отравлении Моцарта и собирался сказать об этом на исповеди. Об этом и в "разговорных тетрадях" Бетховена. Кроме того, Бетховен в одном из писем издателю жалуется на ПРОИСКИ ВРАГОВ, "из которых, - пишет он, - первым является господин Сальери".
Интересное совпадение: о тех же происках врагов и их коварстве обмолвился в своём письме Михаэлю Пухбергу в декабре 1789 г. сам Моцарт. И как Вы думаете, кого он прежде всего называет среди них - Сальери. Он обещает Пухбергу ещё рассказать о "коварстве" Сальери. То есть речь идёт, скорее всего, о каких-то конкретных интригах Сальери против Моцарта. Автор книги "Музыканты и медицина" в главе о Моцарте пишет:
"В 18 письмах из переписки семьи Моцарта видно, что отношения между Моцартом и Сальери были натянутыми".
Следует ли из этого безоговорочный вывод, что Моцарт был всё же отравлен "коварным" Сальери? Нет, конечно. Отношения между двумя композиторами могли носить куда более сложный и противоречивый характер. Но поскольку невозможно по истечении стольких лет доказать что-либо, то каждый волен выбирать ту точку зрения на этот вопрос, которая кажется ему более аргументированной, более красноречивой или просто совпадающей с его точкой зрения. На весах Истины аргументы как той, так и другой стороны могут оказаться равными по весу.
Мне понравилась Ваша статья. Прочитал её с большим интересом.

С наступающим Новым Годом!
Всех благ!

С уважением,
Яков

Яков Рабинер   28.12.2013 06:20     Заявить о нарушении
Благодарю!!! Положительный отзыв историка-профессионала дорогого стоит! Я же, грешный, влезши в чужую епархию, стараюсь оговориться, что писания мои имеют характер именно гипотезы, но никак не исторического исследования.
Еще раз от души благодарю!
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   28.12.2013 12:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

В восьмидесятых в саратовской филармонии был концерт ярославльского ансамбля "Барокко". Играли, среди прочего, и музыку Сальери. Насколько могу судить, музыка отменная. Жаль, что из-за пустых сплетен убили музыку крупного музыканта и само его имя.
Стоит ли теперь, по прошествии стольких лет, доискиваться правды, коли шансов расковырять ее практически нет? Не проще ли воспользоваться презумпцией невиновности? Да, Сальери был успешнее, чем Моцарт, да, он не имел оснований ему завидовать. Но даже если он и понимал, что талант Моцарта ярче, то этот дар, скорее всего, мог лишь восхищать Сальери. Много ли было людей, которые ненавидели Пушкина именно из-за его поэтического дара? Нет, наверное. Но толпа - это другое дело. Толпе плевать что на Сальери, что на Моцарта, чем грязнее слух, тем с большим восторгом он подхватывается. А посему - не будем уподобляться толпе. Был Моцарт, великий композитор. Был Сальери, масштаб которого теперь трудно оценить, потому что Моцартова музыка стала тем музыкальным "хлебом", на котором мы вскормлены. Все проче - шелуха и дрязги.

Алексей Степанов 5   18.10.2013 10:10     Заявить о нарушении
Благодарю за великолепный отзыв о статье! Не так уж часто попадаются люди не чуждые Музе! Удачи Вам!
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   18.10.2013 09:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Интересная гипотеза...

Владимир Никитюк   09.07.2013 09:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Здравствуйте, Николай.
Конечно, очень интересная статья, хотя и проблемная.
Полагаю, Вам знаком литературоведческий анализ этой пушкинской маленькой трагедии Ю.М. Лотманом? не перестаю восхищаться: им показана психологическая схема преднамеренного убийства, которая применима как для частного случая, так и вплоть до современных "демократических" войн.
А Пушкин отнюдь не "клеветал", а как и многие его современники, очевидно, верил этой легенде и попытался дать ей психологическое объяснение - бесспорно, блестящее.
С уважением
Татьяна

Татьяна Денисова 2   15.10.2012 13:35     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! Приклеивать маленькую трагедию Пушкина к фактам истории взаимоотношений немецкого и итальянского композиторов все равно, что приклеивать банный лист к, скажем так, спине и тема эта даже не подлежит серьезному обсуждению. Что касается "клеветы". Есть такое присловье: тот, кто сочиняет небылицы, всего лишь лжец, а тот, кто их повторяет, не только лжец, но и дурак. Можно спорить со статьей, но спорить привлекая логические доводы или вскрывая логические натяжки в доводах самой статьи. А таковых наблюдается полное отсутствие.
С уважением и благодарностью за отзыв - Николай.

Николай Аба-Канский   15.10.2012 20:12   Заявить о нарушении
Сурово-таки, ко мне-то ладно, а вот к Пушкину...
Это же просто читательский отклик, я ведь не музыковед.
Если Ваша статья адресована лишь специалистам, прошу меня извинить, влезла в калашный ряд )

Татьяна Денисова 2   15.10.2012 20:37   Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! Ни в коем случае не имел намерения обидеть Вас! Что же касается Пушкина, то это величайший и гениальнейший русский поэт, но из этого не следует, что его надо вставлять в божничку, как это делалось в эпоху социалистического реализма. Вот два примера (а могу привести сотню): декабристы, дескать, берегли гений поэта и не посвящали его в свои планы. Да не было им никакого дела до его гения, просто они знали, что посвяти Александра Сергеевича в планы переворота и тайна будет сохранена: кроме московского базара никто знать не будет! Второе. В школе и в музыкальном училище мне годами вдалбливали, что поэт был сослан за антиправительственные стихи и только в зрелом возрасте я узнал, что за стихи это были: порнография, перед которой САМ Барков отдыхал. У меня тяжелейшая идиосинкразия на то, что имя и творчество поэта лепят на что попало, а многие его сомнительные поступки подают в розовой обертке. Гнусная болтовня в адрес Дарьи Фикельмон? Что вы! Устная новелла! Вы много знаете о ребенке Оли Калашниковой, крепостной Пушкина, которую он, как хвастал в письме князю Вяземскому, "неосторожно обрюхатил"? И я почти ничего не знаю! Надо, все-таки, отделять овец от козлищ и не делать из порядочного шалопая (хотя и гениального) розового ангелочка, которому все простительно.
Простите, если что не так!..
С уважением - Николай.

Николай Аба-Канский   16.10.2012 20:44   Заявить о нарушении
Письма тоже читала, остальное... для дружеского мужского кружка было писано, не для печати же. А не впадаем ли теперь в другую крайность? )

Татьяна Денисова 2   16.10.2012 21:32   Заявить о нарушении
Николай, тут закралась ошибка: божничка - это полочка, на кою ставятся иконки.
УДАЧИ!

Василий Поликарпов   31.01.2013 10:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моцарт без Сальери» (Николай Аба-Канский)

Очень интересно и главное убедительно!Понравилось.Удачи и успехов в творчестве.
С уважением,Анна...

Анна Бабич   05.09.2012 21:08     Заявить о нарушении
Благодарю за добрый отзыв! А насчет успехов в творчестве - увы! Мне уже тяжело что-либо сочинять...

Николай Аба-Канский   06.09.2012 20:08   Заявить о нарушении
Вам нужна МУЗА! ОНа иногда покидает нас, но потом ... приходит ОБНОВЛЕННАЯ, ЯРКАЯ И ТАКАЯ ЖЕЛАННАЯ!.. Все у вас будет хорошо. Удачи...
С теплом, Анна...

Анна Бабич   07.09.2012 01:12   Заявить о нарушении
В моем представлении МУЗА - прекрасная юная женщина и пока я был молод, чернобород и черноволос у нас с ней был прекрасный союз, но теперь, когда мне, многогрешному, вот-вот бухнет... не скажу сколько!, а борода и волосы - "белеет парус одинокий", союз тот представляется унылым мезальянсом!
"Не связал я ни с кем судьбы своей,
Я чужой среди людей,
Звездой во мгле скрываюсь я,
Скитаюсь я..."
Это из индийского фильма моего детства и, надеюсь, Вы не обидитесь на шутку!
С уважением

Николай Аба-Канский   07.09.2012 19:43   Заявить о нарушении