Рецензии на произведение «In memoriam»

Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

Все замечательно, только Иосиф курил Gitanes, а не "Guitanes"...

Clittary Hilton   20.06.2013 05:30     Заявить о нарушении
Ну конечно же! Большое Вам спасибо за замеченную ошибку. Сейчас же исправлю.
Всего Вам самого-самого доброго.

Ф.В.

Феликс Ветров   21.06.2013 16:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

Как же трогательно Вы сказали, Феликс!
Так, как можете только Вы...
Я благоговею перед стихами Беллы Ахмадулиной и боготворю её, как Личность.

Недавно прочла, как Белла Ахатовна помогла выйти в свет пластинке "Алиса в стране чудес". Дело было так.

Сорок лет назад Наталья Сац обвинила фирму «Мелодия» в том, что она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого.
Речь шла о пластинке «Алиса в стране чудес»

Вспоминает Евгения Лозинская*:

Игра! Безудержная фантазия! Ничем не сдерживаемое воображение! Настойчивые поиски логики там, где ее не может быть! Стремление докопаться до истины в полном абсурде и нонсенсе. Блистательное жонглирование словами, предметами и телами. Вот что такое «Алиса в стране чудес». «Из этой книги вычитали кибернетику, теорию относительности, сюрреализм и психоанализ», – писал известный литературовед Дмитрий Урнов. А мы из нее вычитали свободу в нашей несвободной стране начала 70-х годов прошлого века. Все началось с Герасимова.

Известный актер и режиссер, декан актерского факультета МХАТ, он был педагогом В. Высоцкого. В свободное время он писал сценарии и ставил как режиссер сказки для детей, которые выпускала фирма «Мелодия». Высокообразованный, умный, тонкий, ироничный Герасимов, прекрасно чувствуя художественное слово, великолепно зная русскую и мировую литературу и будучи замечательным режиссером, он был незаменим на записи своих пластинок – неподготовленность актеров, фальшь и неправда никогда не проходили. А поскольку он был еще и классным педагогом, замечания его ни для кого не были обидными. И вот однажды Герасимов прочел «Приключения Алисы в стране чудес». И потерял покой – захотел инсценировать и записать на пластинку.

«Работа над «Алисой» – это невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье», – вспоминал он через много лет. «Приподнимем занавес за краешек, Какая старая тяжелая кулиса. Вот какое время было раньше, Такое ровное – взгляни, Алиса!» - это из песни Высоцкого. Их он написал для «Алисы...» двадцать семь, и все они вошли в наш альбом из двух пластинок-гигантов. Мало кто знает, что из 42 лет своей жизни любимейший бард народа Владимир Высоцкий посвятил 3 года детской пластинке.

А пока мы записываем «Алису в стране чудес» в малой студии фирмы «Мелодия». На дворе 1973 год – самый разгар застоя. На каждом шагу – портреты дорогого Леонида Ильича Брежнева и лозунги, изо всех сил утверждающие, что народ и партия едины. Радио и единственный канал Центрального телевидения сутки напролет убеждают нас, что Ленин и теперь живее всех живых. Абсурд официальной идеологии был фантасмагоричным. Распространенная шутка в то время: «То, что происходит в действительности, – совсем не то, что происходит на самом деле». Неслучайно страну нашу с легкой руки Окуджавы мы все называли тогда «страной чудес»: ведь мы так резко отличались от всего остального разумного мира и очень гордились этим (по официальной версии, разумеется). «Мы антиподы, мы здесь живем! У нас тут анти-анти-а-координаты, Стоим на пятках твердо мы и на своем, И кто не с нами, те – антипяты». Иносказательность, так называемый эзопов язык Высоцкого был непонятен разве что тем, у кого совсем не было мозгов: «Нет-нет, у народа не трудная роль – Упасть на колени – какая проблема! За все отвечает король, А коль не король, ну тогда – королева! Падайте лицами вниз, вниз, Вам это право дано. Пред королем падайте ниц В слякоть и грязь – все равно!»

Смена звукозаписи длится четыре часа, но мы никогда не укладываемся и почти всегда прихватываем час-полтора. Нелегкая кропотливая работа была настолько увлекательна, что мы не замечали, как пролетало это время. В буквальном смысле мы все – и я, и звукорежиссер, замечательный специалист своего дела Эдуард Шахназарян, и его ассистенты, не говоря уже об актерах, – погружались в этот абсурдный и прекрасный мир. Белого кролика, Чеширского кота, Синюю гусеницу и других персонажей играли замечательные актеры.

Записывалась «Алиса ...» в течение двух лет. И весь год, как на работу, после репетиций в театре приходили, вернее, прибегали Евгения Ханаева, Всеволод Шиловский, Всеволод Абдулов, Виктор Петров, Наталья Вихрова, Наталья Назарова, Галина Иванова, Клара Румянова, Олег Герасимов и Владимир Высоцкий. И начиналась работа. То есть праздник.
Музыку к «Алисе...» написал Евгений Геворгян. Он же аранжировал все песни Высоцкого, которые звучат в нашей пластинке. Музыку записывал камерный оркестр кинематографии СССР под управлением М. Нерсесяна.

Владимир Высоцкий очень серьезно, взволнованно и трепетно относился к записи этой пластинки – ведь это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то, что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть свое имя на обложке книги или пластинки. Но власти были на страже идеологии и народной нравственности. Самые высокие чины приглашали на свои вечера Высоцкого попеть для узкого круга, и он шел в надежде, что они поймут и разрешат к изданию его песни, но, увы... То они, а то мы... Как говорится в «Алисе...», между нами и ними была дверь, которую они не хотели открыть, а мы не могли. «Давали мне кофе, какао, еду, Чтоб я их приветствовал: хау ду ю ду! Но я повторял от зари до зари: Каррамба, коррида и черт побери!»

Володя постоянно присутствовал на записи пластинки, старался не пропускать ни одной смены и ревностно следил за процессом, вмешиваясь только при необходимости. Олег Георгиевич Герасимов рассчитывал, что Володя сам споет максимальное количество своих песен, однако он отказывался. Ему хотелось быть исключительно автором и наблюдать за процессом со стороны. Но тут начались проблемы – песни Высоцкого были чрезвычайно трудны для исполнения. Когда актеры, игравшие наших персонажей, не смогли спеть «свои» песни, мы с Герасимовым стали приглашать певцов отовсюду: студентов Института имени Гнесиных, актеров оперетты и других исполнителей, но ничего не выходило. И тогда Герасимов понял: ведь песни Высоцкий писал под себя. И мы снова принялись уговаривать Высоцкого спеть эти песни. И ему пришлось согласиться.

Наконец долгий труд замечательной команды окончен. И – ура! – художественный совет, в который входили писатели и музыканты, люди умные, добрые и тонкие, с восторгом принял эту работу. Мы были счастливы! Но счастье длилось так недолго... Через несколько дней в 6 часов утра у меня раздается телефонный звонок. Мой директор Борис Давыдович Владимирский не спал всю ночь и едва дождался утра, чтобы сообщить: накануне состоялось заседание коллегии Министерства культуры, на которой Наталья Сац обвинила Всесоюзную студию грамзаписи в том, что она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого. Борис Давыдович ко мне относился не просто хорошо, ему очень нравилась моя работа в грамзаписи, и часто он говорил, как мной гордится. Но сейчас по его голосу я поняла, что уволена, более того, он не знал, что будет с ним. В тот же день его увезли с обширным инфарктом.

Я знала с самого начала, на что иду, – «Алису» мы взяли неслучайно: это был уникальный по своей абсурдности материал, на котором так хорошо была видна вся абсурдность нашей жизни времен заката брежневской эпохи. И поэтому я даже не очень удивилась звонку Бориса Давыдовича, скорее было удивительно, что так долго не было этого звонка и что нам дали записать все до конца. После разговора минут пятнадцать я сидела, тупо уставившись на телефон, а потом набрала номер Высоцкого. Он молча меня выслушал и сказал, чтобы я никуда не уходила и ждала его звонка. Жду.

Наконец раздается его звонок, и Володя рассказывает мне о своих действиях. Оказывается, в то утро Белла Ахмадулина улетала в Париж. Володя сел в свой «Мерседес» и помчался в «Шереметьево». Он сказал, что «ухватил самолет буквально за хвост» и успел поговорить с Беллой. Он описал ей ситуацию и попросил что-нибудь придумать. Это случилось в конце декабря, а в новогодней «Литературке» Белла Ахмадулина из Парижа поздравила советских людей с Новым годом и с выходом альбома: «Алиса опять и всегда в стране чудес, как в моем и в вашем детстве. «Алиса в стране чудес» – вот еще один подарок – пластинка, выпущенная к Новому году фирмой «Мелодия», пришла ко мне новым волшебством. И как бы обновив в себе мое давнее детство, я снова предаюсь обаянию старой сказки, и помог мне в этом автор слов и мелодий песен к ней Владимир Высоцкий...»

Это в самом деле было волшебство – несколько печатных слов в таком солидном издании, какой была тогда «Литературная газета», могли изменить жизнь. И изменили! «Алиса...» вышла и повторялась потом многомиллионными тиражами в течение нескольких десятков лет.
_____________________________

• Евгения Лозинская окончила филологический факультет МГУ. В течение 10 лет была ответственным редактором фирмы «Мелодия». За это время ею было выпущено 1000 (наименований) пластинок, среди которых «Святой колодец» Валентина Катаева, «Песни Булата Окуджавы», «Месса-04» Андрея Вознесенского, «Потом я вспомню» Беллы Ахмадулиной и множество других. Две ее пластинки – «Алиса в стране чудес» и «Юнона и Авось» – впоследствии были названы национальным достоянием.

Светлая Ночка   27.05.2013 01:33     Заявить о нарушении
Ах, милая Светлая Ноченька, простите меня!
Не увидел я раньше Вашего отклика на свой маленький прощальный очерк памяти нашей Беллы Ахатовны.
Спасибо Вам огромное!
Я не был с ней знаком лично, но в пространстве маленького литературного поля множество раз видел ее рядом: в ее глазах всегда читалось тревожное сосредоточение на чем-то глубинном, мучительном. И это скрытое неизбывное страдание говорило так много о внутреннем мире этого нежнейшего тончайшего существа. И вот ее не стало, и всё сразу как-то померкло, выцвело, опустошилось.
Мы живем во времена, которые все-таки, в известном смысле, можно назвать выдающимися - по степени наглой разнузданности и бесстыдству в отношении даже не людей, персоналий, а неких высших общечеловеческих этических правил и принятых между людьми табу. Табу, без которых общество выжить не может.
Так что и удивляться, вообще говоря, нечему.
Еще и первый цветок на могиле Ахмадулиной не засох, как на печатных и сетевых страницах появилось множество гадостных "разоблачительных" и "дезавуирующих" публикаций, вываливающих на потребителя "всю голую правду" - зловонную смесь домыслов, сплетен, выдумок, бессовестных "воспоминаний", старых и новых "клевет и навет", торопливо извлеченных из душонок ничтожных злобно-мстительных обывателей с перышком и клавиатуркой.
Разумеется, одежд Ахмадулиной в глазах мало-мальски культурных и преданных ей читателей эти ухищрения человечков из среды тех, кто только и смог что изобрести дуделку "уйди-уйди", эти нечистые излияния не замарают, но всё равно было ужасно больно, мерзко и обидно столкнуться с этой явно организованной кампанией против памяти только-только ушедшего гения. Разумеется... все мы люди, и "средь детей ничтожных мира..." и т. д., но есть установления, лежащие выше всего остального. Поэтому я рад, что смог поместить здесь свой скромный некролог о дорогом, неповторимом, многострадальном существе.
Спасибо Вам за обширную цитату из мемуарной книги замечательного редактора Е.Лозинской "Моя "Мелодия" или конец прекрасной эпохи"! Мне было страшно интересно это прочесть, хотя бы только потому, что я многие годы сотрудничал как автор сценариев с Учебным каналом, Литературной и Детской редакциями Центрального телевидения и этот мир - мой, он мне дорог, близок и знаком не по наслышке.
Всего Вам самого доброго!
Ваш Ф.В.


Феликс Ветров   03.06.2013 17:39   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Феликс!
Я потому и привела эту цитату, что предполагала, что Вам будет приятно окунуться в мир, в котором и которым Вы жили.

Письма Ваши получила, ответ напишу чуть позже, хорошо?
Не волнуйтесь...

Ваша Света

Светлая Ночка   03.06.2013 18:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

Мне выпала честь лично общаться с Беллой Ахатовной на всероссийском семинаре молодых писателей в подмосковной Малеевке в 2002 году.
Снимаю с поклоном шляпу перед этой Личностью.

Василий Хасанов   07.04.2011 19:56     Заявить о нарушении
Полностью разделяю Ваши чувства, Василий. Конечно, это было нечто феноменальное... неправдоподобное явление живого чуда в твоей собственной жизни. И в моей душе мгновения общения с ней запечатлелись навсегда и до конца дней. Многие годы 10 апреля отмечал мысленно её день рождения.
Всего Вам самого хорошего!

Ф.В.

Феликс Ветров   07.04.2011 21:16   Заявить о нарушении
Да, Белла была Поэт и Человек. Знаком лишь по ТВ и её стихам. Но всё равно видно, что это - Личность.

Сергей Елисеев   13.08.2011 12:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

ФЕЛИКС, здравствуйте!
Эта встреча печальная.
"Первый день на земле-без Беллы..."

Вспоминаю поэтические вечера 60-х.
Дух захватывало от удивительных чувств единения, доверия, восторга.

Спасибо ВАМ!
Вернули в то время.

Ефим Марихбейн   13.02.2011 18:01     Заявить о нарушении
Да, Ефим, были времена. Прошли былинные... теперь на месте Беллы... Надежда Кадышева и Светлана Рожкова (http://www.youtube.com/watch?v=7j1GEWLpEDc). Почувствуйте разницу. Всего Вам доброго!

Феликс Ветров   14.02.2011 11:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

Феликс! Как нам не достает ваших замечательных опусов.Ведь вот тут в маленьком Эссе ,но впитавшем в себя все, что требуется от Эссе .можно найти всё так необходимое молодому Литератору и начинающему Пишущему...В двух-трех словах - целые портреты, и начертаны они так , что хочется раскрыть их все и читать произведения названных Авторов ,читать о них,ушедших,но оставшихся с нами ... А Вы прячете свое Написанное и не пишите на САЙТ ...Очень ждем всем Сайтом, очень по вас ВСЕГДА скучаем ...С огромной любовью Эстер Долгопольская

Эстер Долгопольская   17.12.2010 14:14     Заявить о нарушении
Дорогая Эстер, спасибо Вам за Ваш горячий отзыв и Ваше горячее сердце. Я пишу и даже обещаю в скором будущем исправиться. Прочли ли Вы недавно размещенный новый рассказ Марионеллы Дорониной "Пока не закрыли границы..." ? Прочтите непременно, это прекрасное, изысканно-талантливое и как всегда у неё горестно-мудрое произведение о нашем времени и человеке наших дней. Привет вашему солнцу!

Феликс Ветров   17.12.2010 16:39   Заявить о нарушении
Написала даже рецензию уже давно...Я с этой девушкой в связи и много раз говорила ей , что надо ПЕЧАТАТЬ ,потому что она может получить Букера...Она увлекается фантастикой, что зря, на мой взгляд...
А Вы - прекрасный и очень мне близкий Автор во всех позициях...Э.Долгопольская

Эстер Долгопольская   18.12.2010 10:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

Ах, если б так! Читаешь - и веришь, что, да, все они там, с любимыми своими... И Марина с Ирочкой...
И Белле там легко, в окружении близких душ...
Но как же нам тут без нее...

Ольга Силаева   09.12.2010 21:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка!

Феликс Ветров   10.12.2010 12:44   Заявить о нарушении
Олечка, без Беллы Ахатовны я чувствую себя по-настощему осиротевшим, шагреневая кожа жизни съежилась неимоверно...

Феликс Ветров   17.12.2010 16:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «In memoriam» (Феликс Ветров)

Светлая память поэту...
С почтением,

Людмила Комарова Сабирова   30.11.2010 13:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Искренне тронут.
Ф.В.

Феликс Ветров   30.11.2010 14:00   Заявить о нарушении