Рецензии на произведение «Глава 20. Секрет Геллы»

Рецензия на «Глава 20. Секрет Геллы» (Юлия Нифонтова)

Юлия, а Вы зря написали в предисловии, что это "девчачий" роман. Талантливое произведение не может быть "девчачим" или "мальчуковым". Яркая, захватывающая история, очень правдивая, в своём роде, это Вы правду сказали.

Татьяна Воронова   15.05.2012 15:08     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна! Искренне рада такому тёплому отзыву. Спасибо Вам огромное!!! :))) А предупреждение и "девчачьем романе" - это же психологический "крючочек", так наз. завлекалочка для привлечения внимания... вот, например, в продолжении "Шиза в квадрате" я прошу не читать это произведение всех реалистов. Но ведь точно знаю, что все люди сделают по-своему... ну кроме тех, кто немного деревянный... :)))
С любовью, Ю. Н.

Юлия Нифонтова   17.05.2012 08:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 20. Секрет Геллы» (Юлия Нифонтова)

Увлеченно прочитала Вашу повесть, Юля. Мне очень понравилось и то, о чем Вы написали и то, как. Ценю юмор в различных его проявлениях, поэтому было особенно приятно читать. Серьезно анализировать Вашу повесть не получится (я скорее поэт, чем прозаик, да и то громко сказано), тем более это отлично получилось у предыдущего рецензента.
С интересом приступаю к продолжению! Конечно, если возникнут замечания, предложения - напишу Вам.
Успехов Вам в жизни и творчестве, дорогая Юля!
С теплом и уважением, Лина

Лина Флай   08.02.2012 19:25     Заявить о нарушении
Милая-милая Линочка!!! Спасибо Вам огромное от всей души!!! :))))
Как радостно находить понимание...
Обнимаю, Юля.

Юлия Нифонтова   09.02.2012 06:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 20. Секрет Геллы» (Юлия Нифонтова)

«Мы в восхищении, - завывал кот».
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Здравствуйте, Юля ))). Прочитала вашу повесть и даже сделала это дважды. Первый раз читала практически взахлеб, отчего не во всем сразу разобралась, ну и еще раз хотелось получить удовольствие от вашего литературного стиля.
СТИЛЬ. Я уже давно ждала встречи с чем-то подобным, но до сих пор не находила этого на «Прозе». Стиль очень индивидуальный, образный, тяготеющий к гротеску и парадоксальности. Его яркая метафоричность даже «чернушные» и тяжелые сцены делает цветными. Об иронии и юморе (порой тоже смахивающему на черный) я уже не говорю, - ими пронизано практически все. Некоторые места, например «огромная материнская нелюбовь» или «подмятый семейным счастьем» (здесь, может быть, даже лучше «помятый») просто хочется цитировать. Я все боялась, что на каком-то этапе это все иссякнет, вы выдохнетесь, но снова новый неизбитый эпитет или лихо закрученный, иногда весьма рискованный фразеологический поворот! Ваша щедрость в этом смысле восхищает, но иногда кажется, что всего этого великолепия порой слишком много, хочется сделать передышку - вдох между жадными глотками этого густого солено-сладкого и очень «энергетического напитка». Ваш текст насыщен электричеством и его разряды, конечно, лучше дозировать. Еще есть ощущение, что ваши герои, при всей своей индивидуальности и емких характеристиках, обладают тем же чувством юмора и сарказмом, что и вы, то есть, если шутят, то как-то похоже, «на одной волне» с автором, вернее, в одном стиле. Я понимаю, что автору очень трудно порой удержать свою лексическую щедрость и не дарить ее своим персонажам (сознаюсь, что тоже есть подобный грешок), но иногда стоит пожертвовать «красным словцом» и постараться оставить героям их мышление, пусть и не такое блестящее, как авторское.
ЖАНР и др.. Сначала я предполагала, что все будет реалистично, то есть, повесть о метаниях юности, соблазнах в разных обличьях и прочих прелестях этого возраста. Потом появились первые признаки некой фантасмагории, то ли снов, то ли бреда, то ли неосуществленных фантазий, что, в общем, я тоже приняла легко, поскольку они естественно вплетались в канву реальных переживаний героини. Сюжеты из серии «на грани», где реальное ходит рука об руку с ирреальным, мне нравятся, как сами по себе, так и тем, что в этом соединении можно возможно обнаружить новые смыслы и высказаться не только глубже, но и поэтичнее. Однако, думаю, что даже, если бы это была вполне реалистическая повесть, без истории про замки и золотые стрелы, она все равно была бы не менее интересной. На мой взгляд, очень точны в психологическом плане трагикомичные переживания Янки по поводу ограбленного киоска, понятны и близки (мне, во всяком случае) комплексы по поводу внешности и душераздирающие маниакальные страдания из-за молчания, а после и ухода любимого человека. И вроде бы история-то сто раз рассказанная и пережитая не одним поколением девушек, но вы с первого слова подали все так нетрадиционно, что сказочный элемент здесь уже ведущей роли не играл. Его в моих глазах, пожалуй, переплюнуло ваше НАХУ ЖПО-1 и окружающая девушку жизнь. Вот где сказка! Уж на что я не предпочитаю грязные словечки в текстах, но здесь и на это закрыла глаза, тем более, что вы пожалели иных читателей и обошлись почти без матов, которые, конечно, в такой жизни подразумеваются. Я даже рискну предположить, что эта история может порадовать не только нас читательниц- «девочек», но и умных, ценящих гротесковое мышление и художественно-отвязный юмор, мужчин, коих вы остереглись приглашать в свои читатели. Да и наше «девичье» тоже не всегда им чуждо – переживания по поводу неразделенной любви их тоже иногда донимают.
Теперь о ней окаянной, то есть, о ЛЮБВИ.
«Необъяснимое магнитное воздействие нарастало, как нагревается включённая конфорка, как закипает чайник, как разгораются сухие поленья. По венам поплыл горячий, расплавленный воск, и … УДАР!!! Молния, пронзившая Янку миллиардами раскалённых, солнечных иголочек, единым потоком прошла насквозь, а, достигнув земли, вернулась обратно золотой волной и непостижимым образом ушла в бесконечное небо…» Очень рада, что и здесь вы нашли свое, присущее именно этой героине, ощущение появившегося чувства и обошлись без шаблонных «сладостных волн», коих, впрочем, и не могло быть при таком литературном стиле. Но, если со стороны девушки все довольно все красочно и живо, то из ее «принцев», на мой взгляд, самым выпуклым персонажем выглядит Антип, этот отвратительный, но вызывающий даже некоторое сочувствие, местный «Квазимодо». Агранович (практически Феб, если уж продолжать аналогию, сами понимаете с чем) слишком красив и нереален, нечто из сна, не человек, а эльф – одно словосочетание «платиновый блондин» убивает в нем всю жизнь и оставляет лишь глянцевую картинку. Мы «девочки» красотой, конечно, наслаждаемся, но влюбляемся в другое, - нам не так важен цвет глаз, а важно, как ими на нас смотрят. Хотелось бы некой шероховатости во внешности. Чувства Янки к такому «эльфу» проигрывают в своей правдоподобности ее мучительным отношениям с Антипом, хотя, может быть все дело в возрасте, когда возможно влюбиться даже в героя анимэ.
Третий персонаж – Игорь Гвоздев (амплуа «аристократ»), конечно, уже истинный принц, призванный спасти героиню, появляется уж совсем сказочно, хотя, вроде бы ожидание «хеппи энда» у читателей, вернее, читательниц, здесь и уместно. Признаюсь, мне тоже импонируют аристократические умные юноши типа И. Старыгин в «Доживем до понедельника», но тогда внедрить его в повествование и в сердце героине требуется еще изящнее и точнее, а сам образ сделать еще ярче и заметнее, а то при первом прочтении я даже подзабыла, кто это такой. В череде других колоритных героев он теряется. И как-то очень легко в конце произошла эта «заместительная терапия», стоило только подсунуть вместо одного блондина - плохого блондина хорошего. Я бы даже скорей поверила в выросшую на вонючей, но плодородной почве мучений любовь к жуткому Антипу, чем в любовь из благодарности к некому красавцу, даже если это благодарность автора герою, спасшему ее героиню.
РАЗНОЕ. Не очень ясно, зачем нужно было убивать отца, да еще под колесами свадебной машины его же дочери. Если это очередная жертва ее рокового дара, то вроде она не питала к отцу ненависти. Эпизод смешения свадебных торжеств и поминальных очень сильный, где общее помешательство, всеобщая шизофрения достигают своего апогея, но опять-таки повод для смерти отца доложен быть более веским. Я бы поняла, если бы это была мать, с которой у героини сложились, мягко говоря, не лучшие отношения, но любимый отец… Может быть это был какой-то символ, вроде того, что по выходу дочери замуж, отец для нее «умирает», но тогда надо сделать эту мысль более выпуклой.
Сама же свадьба могла быть и на самом деле, чтобы дать возможность принцу побороться за свою принцессу поосновательней, в реалиях сложившейся жизненной ситуации, а то как-то очень легко он освободил ее из плена. Может быть, и Антип впоследствии раскрылся как-то по-другому, а то колдовские чары в одночасье упали, все любят друг друга и счастливы вместе.
ДИФИРАМБЫ. Тем не менее, несмотря на некоторые шероховатости, ваша вещь, Юля, мне пришлась по душе, хотя сильно этому не радуйтесь – такой раблезианский стиль понравится далеко не всем. История про любовь, но не «бабская». Мне как-то ближе истории про таких девчонок, а не про повидавших виды, женщин, хотя я сама уже далеко не девочка. Из «бабских» историй лучшая, на мой взгляд, только «Анна Каренина». Там настолько все сказано про женщин, причем разного возраста, что добавить что-либо новое мало кому удается, но, если только с новыми вариациями.
Очень удачное название, которое, можно отнести, конечно, не только к героине. Отсюда даже следовало бы копнуть и поглубже, не ограничиваясь историей для нас – для девочек. Точные и многоговорящие эпиграфы.
Вижу эту повесть на экране, конечно, в жанре «арт-хаус». У меня все реет мысль немного прорекламировать в резюме или отдельной статье некоторые творения избранных авторов, куда я непременно вас занесу, и если соберусь, то ваша повесть будет одной из первых.
Существуют еще редкие, но шероховатости в некоторых предложениях, но здесь я просто советую еще раз тщательно просмотреть текст. Возможно, они образовались от спешки. Гонимые ветром вдохновения, авторы иногда забывают о компасе и садятся на мель. Вы писали, что есть уже некое продолжение. Это очень отрадно, но не спешите его выкладывать, если вещь еще сырая, - лучше сначала выложиться самой и, причем по полной, чем стремиться «выдавать на гора». Плодовитость некоторых писателей меня всегда несколько настораживает. Пусть произведений будет немного, но произведений стоящих.


Татьяна Смородина   02.11.2011 14:43     Заявить о нарушении
ШЕРОХОВАТОСТИ, чтобы облегчить вам поиск.

Серый проявил себя по-стахановски упорно и… (может быть «упорным»?)

Заметив, что два поддатых пролетария, отодвинув в сторону карты, демонстрируют ей явную симпатию, обнажая разномастные, недоукомплектованные зубы, готовясь перейти к активным действиям, Янка поспешно направилась к Сетке:

Может быть так? «Заметив, что два поддатых пролетария, обнажая разномастные, недоукомплектованные зубы и отодвинув в сторону карты, демонстрируют ей явную симпатию и готовятся перейти к активным действиям, Янка поспешно направилась к Сетке:..» (хотя следует еще что-то убрать, а то все равно получается тяжеловато)
…отец считался уважаемым и незаменимым. Но в семье…

Отец всё больше пил, теряя человеческий облик. А последнее время вообще исчез..

. Мама Ира становилась всё невыносимее. А героизм Лёнчика вплотную

(вероятно, эти предложения должны быть одним, только с предлогами)

Но и при ярком свете картина выглядела неутешительней (может быть «не лучше»?): один за другим большие белые листы продолжали вылетать из рулона, печально шелестя.
( а «печально шелестя» может быть лучше поставить после «листы»?)

Татьяна Смородина   02.11.2011 14:39   Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна!!! Хочется вослед за котом Бегемотом поторить фразу про восхищение... я прочитала столь абстоятельную рецензию... и мне только предстоит её переосмыслить. Но чувствую, что нашла в Вашем лице единомышленника и друга - это меня чрезвычайно радует!!! Да, Вы правы, моя маленькая повесть произвела в нашем городе скандал, тем более, что многие персонажи очень узнаваемы. Не все оценили мои литературные опыты столь радушно (многое могла бы Вам рассказать)... я имею отношение к литературному процессу в нашем крае - и тут Михаил Афанасьевич бы вздрогнул... его писатели из "Мастера" - просто малые дети, по сравнению... с жизнью... Если не возражаете, то я хотела бы поместить Вашу рецензию на личном сайте.
С искренним уважением, Ваша Юля.

Юлия Нифонтова   02.11.2011 15:02   Заявить о нарушении
Против размещения рецензии на вашем сайте, Юля, я, конечно, не возражаю, только не позиционируйте меня в этом деле, как некого профи. Здесь я тоже "любитель", хотя стараюсь анализировать произведения как можно точнее.
Что касается прототипов вашей повести, то, вероятно, у них слабовато с чувством юмора. Персонажи нарисованы гротесково, на "грани фола", но, как мне показалось, не зло, а даже с сочувствием и болью. Я бы, пожалуй, только посмеялась да еще и поблагодарила автора за такое внимание к собственной персоне.
А литераторы... Ну, здесь, наверное, тоже что-то с юмором ))) плюс стереотипы, традиции, конкуренция... Это нормально не только в литературе. Не буду утверждать, что ваша повесть некий шедевр, не имею такого права и полномочий, на общем фоне она просто очень своеобразна и созвучна моему мироощущению на этот момент. А, может быть, и не только на этот.

Татьяна Смородина   04.11.2011 00:56   Заявить о нарушении