Рецензии на произведение «О принципах литературоведческих исследований»

Рецензия на «О принципах литературоведческих исследований» (Александр Сахаров 2)

Здравствуйте, Александр!
Совершенно случайно вышла на эту статью. Прочла с большим интересом и пониманием: вряд ли можно, к сожалению, сегодня что-то запретить издавать, но можно было бы такой комиссии хотя бы высказываться по поводу опубликованного. Знаю, и мои исследования по Лермонтову и Толстому вводят в ступор привыкших к традиционной точке зрения... Но версия, что отцом Михаила был тархановский кучер... что Смирнова-Россет "родила" ему дочь и др. только отвлекают от творчества и личности поэта. Однако и здесь есть свои плюсы: каждый идет своим путем, находит новый угол зрения, который вдруг возьмет и осенит ученого, почивающего на лаврах... Шаталова в этом плане - образец, но где они эти фанатики от науки, которые проснулись под таким пристальным взглядом художника-графика? Где эти научные авторитеты, которые после падения тотальной идеологической цензуры эпохи соцреализма поспешили выташить из ящиков своих столов неопубликованные статьи и книги, дожидавшиеся своего звездного часа в девственной авторской чистоте? Или я что-то пропустила? С уважением, Марьям.

Марьям Вахидова   15.09.2012 18:09     Заявить о нарушении
Увы, статья немного устарела. И, к сожалению, дело не в том, что теперь всё прекрасно, а в том, что добавляется лавинообразно такая масса примеров, что для их перечисления только мало толстой книги. Отвечать на всё становится просто невозможным...
И дело не столько в причинах, на которые Вы указали (никто не достал написанного в стол и т.д.). У нас нет средств для печати наших сборников, а имеющие деньги могут огромными тиражами печатать всё, что заблагорассудится: новые "версии" о рождении и дуэли (даже если они не стыкуются с документально установленными фактами), о знакомствах и музах и т.д. и т.п. И это вдалбливается в головы людей, не знакомых с истинным положением дел, т.к. и школьная-то программа сильно оскудела. Согласны?

Александр Сахаров 2   16.09.2012 12:00   Заявить о нарушении
Конечно, согласна. Но кто должен отстаивать школьные программы? Даже МГУ, который готовит ежегодно все новых филологов, расписывается в собственном бессилии. В чьих руках сегодня образование? Старшеклассники проносятся мимо Толстого, Достоевского, Лермонтова вообще отдали малышам! Почему бы сегодня не давать старшеклассникам поэмы "Измаил-Бей", "Аул Бастунджи" и повесть "Вадим"? Разве не к этим событиям мы сегодня вернулись? К сожалению, Александр, не вижу Вас в Пятигорске на Лермонтовских чтениях, а там очень интересные бывают выступления. Запросите в ПГЛУ у А.В. Очмана хоть один сборник (это на филфаке), они издаются раз в 2 года, на основе материалов конференции. Удачи Вам!

Марьям Вахидова   17.09.2012 16:41   Заявить о нарушении
Очман через Пятигорский музей "Домик Лермонтова" обещал послать нам сборник (я предложил обмен сборниками на безвозмездной основе, мы уже третий готовим). Да видно три года ещё не прошло :-)

Александр Сахаров 2   17.09.2012 23:39   Заявить о нарушении
Я напомню ему. Он их рассылает всем участникам конференции, думаю, просто пошел по спискам... Я переиздала книгу Недумова "Лермонтовский Пятигорск", если у Вас есть контакты с "Домиком Лермонтова" в Пятигорске, то тираж у них.

Марьям Вахидова   18.09.2012 10:32   Заявить о нарушении
Да, уже прислали.

Александр Сахаров 2   18.09.2012 21:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «О принципах литературоведческих исследований» (Александр Сахаров 2)

Здравствуйте, Александр.
Прочитала Вашу статью с большим интересом и сочувствием, восхищаюсь блестящей эрудицией и профессионализмом автора.
Дополню свой отзыв, если позволите, завтра.
Спокойной ночи, Александр.
С уважением

Татьяна Денисова 2   30.01.2012 03:04     Заявить о нарушении
В качестве патриотически настроенного читателя с энтузиазмом поддерживаю Ваше предложение о создании новых и расширении существующих научно-литературных Комиссий.
По поводу этики (не столько исследований, сколько публикаций для массового читателя) хотелось бы поделиться некоторыми "горестными заметами", а именно, впечатлением от новой "моды" написания биографий... от первого лица! Впервые столкнулась с этим отвратительным явлением, читая биографию Эмиля Верхарна (на франц.) Сперва даже не могла понять: что такое? с чего поэт так поглупел? какие-то жалкие потуги на юморок, невозможный стиль... А недавно - "биография" Пушкина... тут уж и читать не стало духу дальше первой строчки "Я родился..."
Пишущие чужие биографии от первого лица, несомненно являют публике - лицо подлеца!
Как тут быть? Александр Сергеевич, пожалуй, вызвал бы подлеца на дуэль, но что делать нам, как защитить славные и дорогие имена от этого "постмодернистского" беспредела?
(несколько маленьких опечаток)
С уважением

Татьяна Денисова 2   30.01.2012 14:07   Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Татьяна!
Есть и ещё масса примеров, например, "доработка" мемуаров и дневников А.О. Смирновой-Россет, дабы там появились главы о любви автора дневника к Лермонтову "Л. Белова "Мишель и Александра"). В подлинный текст записок вставлены (не выделяясь!) целые главы. При этом автор компиляции показывает незнание некоторых исторических и придворных реалий того времени, которые А.О. уж точно знала.
Всего самого доброго!

Александр Сахаров 2   31.01.2012 21:03   Заявить о нарушении
Потрясена Вашим сообщением, Александр. "Дошла гиря до полу!"
Вот, самый постмодернизм и есть, с его бесчестными идейками "все тексты равноценны..." Для меня слова "постмодернист" и "подлец" - синонимичны.
"Невыносимое он днесь выносит" - ведь это, увы, про нас.


Татьяна Денисова 2   31.01.2012 23:31   Заявить о нарушении
И это ведь не всё.
Число подобных публикаций растёт как на дрожжах... Нет смысла всё выкладывать даже в комментариях. У нас в Московском лермонтовском сборнике (вышло два выпуска, готовим третий) есть раздел - "Защитим Лермонтова". Но как бы не пришлось посвящать этому целые тома (как серия "Антифоменко"). Но тогда и работать на новое некогда будет, это будет переход в глухую оборону.
Спасибо за поддержку!

Александр Сахаров 2   01.02.2012 14:44   Заявить о нарушении
Александр, порадовали ) есть защитники! Бог вам в помощь!
Мне кажется, насущно необходима чёткая государственная политика в области литературы и, в частности, классического наследия. Чтобы не тратились силы и время высококлассных специалистов на опусы бесчестных шутов и хапуг. Не по-хозяйски ведь это, непроизводительно, подобно тому, как если бы физики-теоретики занялись разоблачением разных фольклорных измышлений на физические темы. Вы понимаете, конечно, что я хочу сказать.
Hа худой конец, сгодился бы даже "Закон о правах потребителя" ) В самом деле, если я купила некачественную колбасу, то имею право жаловаться!
А некачественную книжку? напичканную фальсификацией, прямой ложью, наносящую вред моему моральному здоровью? - то же театральная постановка, фильм. Колбасу-то специалисты делают, вот и в литературоведение пусть неспециалисты не лезут! по крайней мере, без санкции специалистов. Конечно, в моей реплике всё упрощено и слишком эмоционально... крик души.

С уважением и солидарностью

Татьяна Денисова 2   01.02.2012 15:53   Заявить о нарушении
Уфф! Вы ещё про театр и кино напомнили. Пощадите...
Всё это "осовременивание" классических произведений, и без того современных и злободневных... Начиная от несоблюдения формы одежды, причёсок (чего стоят "хвостатые" офицеры в английской версии "Войны и мира" или "лохматые" времён Николая 1, когда был даже приказ, регламентирующий стрижку... грив лошадей по полкам. А обращение друг к другу на современный лад (в XIX веке!), а манеры... Вспомнишь С. Бондарчука с его экранизациями.
Один радиожурналист договорился до того, что Мартынов хотел лишь лекго ранить Лермонтова, чтобы... спасти его для русской литературы, а то он "собрался в плен к горцам и хотел принять ислам, так его угнетали в России" (не дословно, но по смыслу), а другой, что Лермонтов сам просил Мартынова легко его ранить, чтобы получить отставку (в обоих случаях Мартынов "промахнулся" и убил поэта). Это тоже "осовременивание"!

Александр Сахаров 2   01.02.2012 23:49   Заявить о нарушении
А ведь, пожалуй, убогие их сужденья даже искренни - по себе судят.
Но поскольку против нашей страны ведётся беспощадная информационная война с далеко идущими целями, то правомерно и другое предположение.
Да, и мне знакомы подобные спектакли и экранизации...
Лучше другое вспомню: "Псковитянка" прошедшим летом в Мариинском )
"Без находок режиссёра?" - спрашиваю в кассе. "Нет, они восстановили постановку 1955 года."
И действительно, это был настоящий роскошный праздник! )
С уважением

Татьяна Денисова 2   02.02.2012 16:23   Заявить о нарушении
Дай Бог!
Я обычно тоже на дату выпуска (фильма) смотрю. После 1989 - только лично известные, до 1980 - практически любые (хотя стараюсь вспоминать, что сам глядел). Это когда детям подбираю.

Александр Сахаров 2   02.02.2012 20:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «О принципах литературоведческих исследований» (Александр Сахаров 2)

Очень актуальная статья. Причём не только для лермонтоведения. В пушкиноведении непрофессиональных работ ещё больше. И с этикой не всё в порядке. Что самое печальное, такими "трудами" забит интернет, поскольку их авторы - люди настырные и амбициозные, желающие сделать себе имя на "сенсационных" гипотезах и не стремящиеся их компетентно обосновать. Порой читаешь такие явные глупости (например, о том, что Пушкин был... обрезанный еврей)! Профессионалы их предпочитают не замечать, но надо обязательно публично опровергать в эпоху интернета, где "ересь" распространяется почти мгновенно.

Елена Николаевна Егорова   30.01.2012 01:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена Николаевна!
Увы, тут масса проблем, с которыми постоянно сталкиваешься. "Не замечать" - наглеют, заметить и опровергнуть - сделать рекламу, да ещё поднять на научный уровень: "нам-де учёные отвечают, значит, мы на равных". В Тарханах на конференции этого года целый круглый стол провели, а однозначного ответа нет.

Александр Сахаров 2   31.01.2012 21:06   Заявить о нарушении