Рецензии на произведение «Почему Лев Толстой был отлучён от церкви?»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
может быть более того?
Григорий Аванесов 16.12.2020 08:19 Заявить о нарушении
А что, если каждый человек имеет право на свое понимание? И может быть б
олее того, ДОЛЖЕН его (свое понимание) иметь?
Мирослав Твердич 05.04.2020 15:32 Заявить о нарушении
есть разные инстанции, взгляды,
скажем, с позиции вечности...
Валентина Томашевская 05.04.2020 16:13 Заявить о нарушении
Валентина, здравствуйте!
Мне понравилось изречение одного пожилого человека. На вопрос - есть ли Бог? он ответил показывая на своё сердце: "Если ты веришь и он здесь есть, значит Он есть". Я считаю это пока для меня самым ёмким объяснением.
С уважением,
ИраЛео
Ирина Склярова 03.03.2017 16:26 Заявить о нарушении
И сам Толстой, и друзья его, и близкие знали, что он верит в Бога. Просто не всё в православии принимал, за это и был отлучён от церкви. Но что в церкви главное, если не вера в Бога?
Вера Петрянкина 21.01.2017 19:26 Заявить о нарушении
Мы знаем, что он отлучен от Церкви, но не знаем, отлучен ли от Бога.
Тишанская Таисия 16.01.2017 22:27 Заявить о нарушении
9 сентября 2023 года – 195 лет Льва Николаевича Толстого (1828-1910).
В «Исповеди» Толстой признался, что «с 16-ти лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть» (23; 3). Разум возобладал над детской верой. Тот же характер ума был и у толстовских героев, ищущих истину путем мысли. На «гордость мысли» как на большой грех указывала князю Андрею Болконскому княжна Марья. В «гордости мысли» и «глупости мысли» упрекал себя Константин Левин. О самом Толстом старцами Амвросием и Варсонофием сказано было, что он «горд очень».
Архимандрит Леонид (Кавелин) после долгой беседы с Толстым в 1879 г. в Троице-Сергиевой Лавре поделился своим впечатлением: «Заражен такою гордыней, какую я редко встречал. Боюсь — кончит нехорошо». Старец Иосиф после памятной для Толстого встречи сказал Марии Николаевне о брате, что «у него слишком гордый ум и что, пока он не перестанет доверяться своему уму, он не вернется к Церкви». Слова эти воспринимаются теперь как пророческое предостережение. Услышаны ли они были Толстым? Помнил ли он о них?
http://www.optina.ru/pub/p24/
Валентина Томашевская 18.10.2022 08:03 Заявить о нарушении
В это лето поездила я по городам и весям нашенским...
Была и в Ясной Поляне - впечатления потрясающие, возможность переосмысления много устоявшегося в пригляде и на эту историю с отлучением Л.Н. Толстого. К нему не применялась жесткая форма отлучения от Церкви - анафемой. Церковь давала ему возможность на возврат через личное осмысление его самого своих критических высказываний в её адрес, как и неоднозначных поступков тоже. Что ж "греха-то таить", вот и мне кажется, здесь присутствуют и возрастно-временные факторы семейных взаимоотношений, как и кризис неких переосмыслений - порой весьма эмоционально-болезненных для почтенного возраста даже философски мыслящего глубоко талантливого человека. Не секрет, потому и не буду напрягаться подбором слов, экскурсоводы Ясной Поляны говорили о том же, примерно в тех же словах, что нашла после в Инете, а сейчас цитирую дословно из моих файлов, что скопировала для себя тогда же по-возвращению уже домой:
"Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь, кроме него самого."
Льву Николаевичу, думается, физически не хватило уже времени. Смерть поторопилась и угасла свеча его мятежной жизни где-то на полпути к, немаловажному для человека вообще и писателя в частности, житейскому решению...
Да, Толстой видел мир по-своему, по-своему и понимал суть христианства - веры и безверия (одухотворение или полярность того - бездуховность, как опустошение души, ума и сердца).
В данном случае - отлучение не есть здесь однозначность сурово-жестких мер провозглашения анафемы, это как "испытательная мера" - что дается для возможности личного переосмысления самого себя и своей веры в Творца... и до некоего срока отлучает от причастия святых таинств Христовых. Мне кажется Толстой все это и сам прекрасно понимал. Но, амбиции гения русской мысли... и почтенный возраст старца с характером... да житейские обстоятельства... все спрессовало эту драму и усугубило его физиологическую дискомфортность, приблизив внезапностью болезни и эту нечаянную смерть. Да, мир потерял человека. Но, писатель, мыслитель, философ - живет в своих бессмертных трудах, его гениально авторском слове! Но и как с любым, ушедшим в заоблачную высь, с ним ушла и его тайна - его правда, которой нам уже не дано ни узнать ни понять во всей её реальной глубине. Потому как, хоть чужая душа и бывает приоткрыта для других, но все же она "таинственно-чувственное вместилище".
Людмила Солма 24.09.2012 20:13 Заявить о нарушении
Правильно Мень сказал.Другое дело,что у Толстого есть ответ Синоду. Его лучше почитать.
Сергей Горцев 24.08.2012 13:57 Заявить о нарушении
Валентина Томашевская 24.08.2012 16:29 Заявить о нарушении
"Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне Синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты — одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить, третьи выражают со мной единомыслие, которое едва ли в действительности существует, и сочувствие, на которое я едва ли имею право; и я решил ответить и на самоё постановление, указав на то, что в нём несправедливо, и на обращения ко мне моих неизвестных корреспондентов. Постановление Синода вообще имеет много недостатков: оно незаконно или умышленно-двусмысленно, оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам.
Оно незаконно или умышленно-двусмысленно — потому, что если оно хочет быть отлучением от церкви, то оно не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое отлучение; если же это есть заявление о том, что тот, кто не верит в церковь и её догматы, не принадлежит к ней, то это само собой разумеется и такое заявление не может иметь никакой другой цели, как только ту, чтобы, не будучи в сущности отлучением, оно бы казалось таковым, что собственно и случилось, потому что оно так и было понято.<…> Оно есть, наконец, подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах.<…> Так что постановление Синода вообще очень нехорошо. То, что в конце постановления сказано, что лица, подписавшие его, так уверены в своей правоте, что молятся о том, чтобы Бог сделал меня для моего блага таким же, каковы они, не делает его лучше."
Актуально:
Оно есть, наконец, подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах
Валентина Томашевская 24.08.2012 16:42 Заявить о нарушении
Валентина Томашевская 24.08.2012 16:43 Заявить о нарушении
Он сам за себя заступился. И еще как.
Кстати,есть еще очень сильное письмо Софьи Андреевны в защиту мужа.
Сергей Горцев 24.08.2012 17:34 Заявить о нарушении
Сергей Горцев 24.08.2012 17:36 Заявить о нарушении
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0500.shtml
"В периодическом прощении грехов на
исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением."
да, своеобразное понимание.
Валентина Томашевская 25.08.2012 23:36 Заявить о нарушении
как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем."
Валентина Томашевская 26.08.2012 00:19 Заявить о нарушении