Рецензия на «Почему Лев Толстой был отлучён от церкви?» (Валентина Томашевская)

В это лето поездила я по городам и весям нашенским...
Была и в Ясной Поляне - впечатления потрясающие, возможность переосмысления много устоявшегося в пригляде и на эту историю с отлучением Л.Н. Толстого. К нему не применялась жесткая форма отлучения от Церкви - анафемой. Церковь давала ему возможность на возврат через личное осмысление его самого своих критических высказываний в её адрес, как и неоднозначных поступков тоже. Что ж "греха-то таить", вот и мне кажется, здесь присутствуют и возрастно-временные факторы семейных взаимоотношений, как и кризис неких переосмыслений - порой весьма эмоционально-болезненных для почтенного возраста даже философски мыслящего глубоко талантливого человека. Не секрет, потому и не буду напрягаться подбором слов, экскурсоводы Ясной Поляны говорили о том же, примерно в тех же словах, что нашла после в Инете, а сейчас цитирую дословно из моих файлов, что скопировала для себя тогда же по-возвращению уже домой:

"Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь, кроме него самого."

Льву Николаевичу, думается, физически не хватило уже времени. Смерть поторопилась и угасла свеча его мятежной жизни где-то на полпути к, немаловажному для человека вообще и писателя в частности, житейскому решению...

Да, Толстой видел мир по-своему, по-своему и понимал суть христианства - веры и безверия (одухотворение или полярность того - бездуховность, как опустошение души, ума и сердца).

В данном случае - отлучение не есть здесь однозначность сурово-жестких мер провозглашения анафемы, это как "испытательная мера" - что дается для возможности личного переосмысления самого себя и своей веры в Творца... и до некоего срока отлучает от причастия святых таинств Христовых. Мне кажется Толстой все это и сам прекрасно понимал. Но, амбиции гения русской мысли... и почтенный возраст старца с характером... да житейские обстоятельства... все спрессовало эту драму и усугубило его физиологическую дискомфортность, приблизив внезапностью болезни и эту нечаянную смерть. Да, мир потерял человека. Но, писатель, мыслитель, философ - живет в своих бессмертных трудах, его гениально авторском слове! Но и как с любым, ушедшим в заоблачную высь, с ним ушла и его тайна - его правда, которой нам уже не дано ни узнать ни понять во всей её реальной глубине. Потому как, хоть чужая душа и бывает приоткрыта для других, но все же она "таинственно-чувственное вместилище".

Людмила Солма   24.09.2012 20:13     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентина Томашевская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Людмила Солма
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.09.2012