Рецензии на произведение «Спор с Натаном Эйдельманом»

Рецензия на «Спор с Натаном Эйдельманом» (Андрей Иванович Ляпчев)

Спасибо, забавная статья!
Не вдаваясь в подробности, я бы рискнул кое что в ней поменять местами: те мысли, которыми Вы её закончили, я бы вывел впереди, усилив знаменитой цитатой Николая Михайловича Карамзина из его «Истории Государства Российского»: «История злопамятнее народа!».
А закончил её той Вашей блестящей фразой, которая достойна быть украшением и даже эпиграфом к любой аналитической статье на исторические темы: «Понимание ограниченности своих знаний приводит человека к смирению (адекватной самооценке) и терпимости к мнениям и недостаткам других людей» (эх, надо бы попросить её у Вас взаймы!).
Натана Яковлевича безмерно уважаю. Не кривя душой, скажу: с подозрением открыл эту статью, боясь, что Вы беззастенчиво «потопчитесь» по его творчеству, но, прочитав, успокоился.
У меня до сих пор на письменном столе вырезка из журнала «Огонёк» за 1990 год с его чудесной статьёй «Такие люди…» о двух блестящих российских архивистах – Борисе Николаевском и Николае Валентинове (Вольском) с замечательной вступительной статьёй Станислава Рассадина. Позволю себе пару цитат из вступления:
«…Сам Эйдельман прожил прожил счастливую, весёлую жизнь… и это чистая правда… чья причина… наиглавнейшая, была в том же, чем объяснял свою лёгкость, казалось, бы уж никак не приличествующую моменту, Пущин (в «Большом Жанно»): «поводом к веселью было, думаю, чувство, что выбор сделан и дело сделано: худо-бедно, а сделано»…
«…Одна из последних фраз, которую Натан сказал жене, когда его везли на «скорой», была: «Вот видишь, я же всегда говорил, что умру в пятьдесят девять». Да, говорил. И объяснял: не он сам, а его герои, люди, о которых он писал не потому, что выбирал их (наоборот, они выбирали его) подсказывают ему его судьбу. Александр Герцен, Иван Пущин, Михаил Лунин, Николай Карамзин умерли в этом возрасте или около того…».
Поэтому спорить с Натаном Эйдельманом… и с Вами я не берусь.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   17.08.2018 13:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Владимир.
Спасибо за добрый отзыв.
Эта статья - самая ранняя у меня. Ещё до интернета писал её "для себя"...
Уважаю Натана Яковлевича, не являясь по большинству вопросов его единомышленником. Он - продолжатель лучших традиций русских западников. Мне ближе славянофилы... Но уж если спорить, так лучше всего с людьми достойными... (Помню название одного из некрологов на смерть Александра Михайловича Панченко. "Умер академик Панченко. Спорить больше не с кем".)
Согласен с Вами: выбирают не авторы, а их герои...
Ещё думаю, что Эйдельман "вовремя умер". Уходила эпоха, когда среди идейных противников "по обе стороны" было немало порядочных людей...
С искренним уважением,


Андрей Иванович Ляпчев   18.08.2018 18:04   Заявить о нарушении
Виталий Юрьевич!
Прошу принять мои извинения за ошибочное написание Вашего имени.

Андрей Иванович Ляпчев   18.08.2018 20:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Спор с Натаном Эйдельманом» (Андрей Иванович Ляпчев)

Приятно читать автора, задумывающегося над прочитанным.
А, не глотающего и выкидывающего, подобно уткам, попадающиеся факта - в виде теорий.
В тоже время, чтобы понять происходящее – надо разглядывать не изнутри, а – сверху.
И тогда понятно бывает – что было и почему сегодня…
Мы участники противостояния христианских ценностей (нового человека) и сатанинских (ветхого).
Христос утверждал о том, что все природные богатства планеты Земля отданы Богом в равное пользование всем людям, населяющим земной мир.
Именно так и жили первые христиане в своих коммунах (и так жили люди в древности).
Христианство «ударяло» по устоям сатанинской цивилизации и частной собственности. Создание христианской цивилизации Человеков невозможно в условиях тотальной власти частной собственности в земном мире над сознанием людей. И эту монополию власти частной собственности над народами планеты Земля христианство должно было отнять у богатых рабовладельцев Древнего Рима. Иначе Христу и его последователям невозможно было приступить к практической реализации своего глобального проекта по созданию духовной цивилизации нового типа, которая должна была обеспечить мощнейший прорыв человечества в будущее, чтобы сделать людей если не подобными Богу, то максимально приближенными к уровню духовного развития небесных Ангелов. Вот почему именно богатые частные собственники Древнего Рима поспешили быстрее физически уничтожить Христа и навечно похоронить его безумные (для них) идеи, подменяя незаметно – своими (сатанинскими). Сегодня либералы (частные собственники) Запада осуществляют задачу полного порабощения человечества с помощью создания новых политических, экономических и социальных систем, защищающих частную собственность и обеспечивающую ей монополию власти на вечные времена в земном мире.
Но им ещё противостоит христианская идея поддерживаемая мечтой о Новом Человеке, начиная с Византии до современной России.
Да, в России – невзирая на опьянение большинства населения и множество предателей, типа «эйдельманов».
Эйдельманы – это не национальный признак, а тип искренних нелюдей.
Кстати, в начале 19 века, современники Гёте, по воскресным дням могли прикупить женщину, которую муж мог спокойно продать, приведя на верёвке – как корову.

Солнца Г.И.   28.09.2013 15:34     Заявить о нарушении
СОЛНЦА И.Г.: Эйдельманы – это не национальный признак, а тип искренних нелюдей.
АНДРЕЙ ЛЯПЧЕВ: Натан Яковлевич Эйдельман, прежде всего, был хорошим человеком. Если говорить о «национальном признаке», можно сказать, что Натан Яковлевич Эйдельман – русский человек еврейского происхождения. (Есть не мало «русских евреев», «русских немцев», «русских грузин», «русских татар», которые являются «из русских русскими».) Я во многом не согласен с его взглядами, но очень уважаю этого человека.
СОЛНЦА И.Г.: Мы участники противостояния христианских ценностей (нового человека) и сатанинских (ветхого).
АНДРЕЙ ЛЯПЧЕВ: У Вас какой-то «черно-белый и плоский мир» получается…
СОЛНЦА И.Г.: Христос утверждал о том, что все природные богатства планеты Земля отданы Богом в равное пользование всем людям, населяющим земной мир.
АНДРЕЙ ЛЯПЧЕВ: Это очень «вольные трактовки»…
СОЛНЦА И.Г.: Сегодня либералы (частные собственники) Запада осуществляют задачу полного порабощения человечества с помощью создания новых политических, экономических и социальных систем, защищающих частную собственность и обеспечивающую ей монополию власти на вечные времена в земном мире. Но им ещё противостоит христианская идея поддерживаемая мечтой о Новом Человеке, начиная с Византии до современной России…
АНДРЕЙ ЛЯПЧЕВ: Я один из довольно редких современных людей, интересующихся Византией. Там было много хорошего… Но духовной пропасти между Византией и «Западом» не было.
И Томас Мор, причисленный католической церковью к лику святых, выступал против частной собственности, как очень немногие…
Но Вы наверняка со мной согласитесь, что это очень обширная тема, выходящая далеко за рамки рецензии.
А что касается Византии и России, я часто вспоминаю стихотворение Владимира Сергеевича Сольвьева «Панмонголизм» и очень боюсь, как-бы оно не оказалось пророческим.

Андрей Иванович Ляпчев   28.09.2013 16:26   Заявить о нарушении
Андрею Ивановичу Ляпчеву привет от Солнца.
Спасибо.
Я не против Эйдельманов - я против сатанизма.
А пропасти между Византией и западом - не было.
Было - противостояние ценностей.
Противостояние - перешедшее в Россию.
Которую - более 400лет разрушают...
И, дай Бог - не...
желаю счастья

Солнца Г.И.   28.09.2013 17:14   Заявить о нарушении
И Солнцу привет от Андрея Ляпчева.
И я против сатанизма в любых его проявлениях, но при чем здесь Эйдельман?
А противостояние ценностей есть всегда и везде.
Но в основном это внутреннее противостояние.
Было «две Византии», «два СССР»… Есть «две России» и «два Запада»…
Желаю Вам всего доброго

Андрей Иванович Ляпчев   28.09.2013 17:26   Заявить о нарушении
Андрею Ивановичу Ляпчеву привет от Солнца.
Пока Вы ко мне с добром – я к вам с милостью (шутка).
Вы правы, форм противостояний много.
Но есть одно устойчивое противостояние – Человека нелюдям.
Вы согласитесь, что по сию пору определения Человека – нет.
И мало кто задаётся вопросом – почему?
Ведь даже обезьяну с её вшами – расписали по «полочкам»…
Вот одна из форм проявления противостояния.
Чтобы обезьяньи ценности внедрить в Человека и сделать Человека копией и подобием обезьяны…
А Россия одна – в ней нелюдей масса, которые скрываются масками (человеческими).
О Человеке – нет ничего, поэтому маски все, якобы, человеческие…
Желаю счастья

Солнца Г.И.   28.09.2013 17:52   Заявить о нарушении
Дело ведь не в "определениях".
К тому же любое определение достаточно условно и абстрактно.
А в конкретных случаях мы, как правило, понимаем, что значет быть Человеком. Те люди, кто хочеть это понимать.
А тем, кто не желают понимать, никакие определения не помогут.
Всего Вам доброго.

Андрей Иванович Ляпчев   28.09.2013 18:15   Заявить о нарушении
Вот здесь - Ваш оптимизм бес-почвенен.
Точнее, почва для бесов (нелюдей).
Понимание бес определений - это и есть почва.
Что мы уже реально ощущаем и чувствуем.
Желаю счастья

Солнца Г.И.   28.09.2013 19:29   Заявить о нарушении
Несколько веков назад из Вас получился бы инквизитор.
Вы слишком "увлечены" борьбой с бесами. А некоторым бесам именно это и нужно.

Андрей Иванович Ляпчев   28.09.2013 19:39   Заявить о нарушении
Многие!
Не верят в то, чего не могут видеть глазами.
Но.
Ветер тоже невидим, но он имеет силу.
А электричество…?
Вот и бесы!!
Кто скрывает настоящий их облик и суть?
Чтобы окончательно дискредитировать эту тему и превратить её в фэнтэзи!?!
Даже в таких, как у Вас Головах – сделав близким ум…

Солнца Г.И.   29.09.2013 15:30   Заявить о нарушении
Вы невнимательны.
Даже из моих сообщений здесь можно понять, что я не сомневаюсь в существовании бесов.
Но часто и так бывает: человек уверен, что боретсяс бесами, фактически становясь игрушкой в их руках.

Андрей Иванович Ляпчев   29.09.2013 15:43   Заявить о нарушении
Трудно что-то возразить.

Владимир Старовойтенко   26.11.2014 10:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Спор с Натаном Эйдельманом» (Андрей Иванович Ляпчев)

Давайте начнём с того, что всякие там маниловы, плюшкины и собакевичи в России не ПОявились, а ПРОявились:благодаря Манифесту о вольности дворянства дворяне, освобождённые от Петровского государственного тягла, были предоставлены сами себе. Посему лучшая их часть направила освободившееся время и силы на самосовершенствование, а то и на совершенствование окружающего общества (вспомним тех же декабристов), худшая - на удовлетворение своих животных потребностей (типа как Салтычиха). Что касается крепостных крестьян - им в этой истории по-любому не повезло. Если посмотреть на их положение от Грозного и до Петра1, будет ясно видна тенденция не к освобождению, а к закрепощению. Увеличение срока сыска беглых с пятилетнего до пожизненного, отсутствие возможности сменить своего владельца, отсутствие права распорядиться собственным хозяйством и пр. И даже запрет на продажу крепостных, казалось бы, в теории, такой привлекательный, на практике успешно обходился - беги, крепостной, в суд, жалуйся такому же крепостнику... если добежишь)
Что же касается роли крепостного права в экономике, то тут Эйдельман очень удачно его сравнивает с гениально подгоняемой телегой. С одной стороны, она обгоняла паровичок, с другой, при ставке на телегу и более дешёвых людей, упустили из виду технологии, что впоследствии не очень здорово отразилось на прогрессе.
Наконец, по поводу последнего штриха. Честь, долг и ответственность может быть развита как у калашниковых, так и у д.артаньянов. Причём толпы калашниковых вполне могут мочить друг друга исключительно за торжество идеи, а толпы д.артаньянов на почве общности интересов вполне себе скооперироваться. Другое дело, что д.артаньянам свойственно хотя бы немножко думать о себе и думать головой, а калашниковым поступать по принципу "вот приедет барин, барин нас рассудит"

Добрая Девочка   27.03.2013 00:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Добрая Девочка.
(Хочется даже сказать, Добрая Женщина, ибо Ваша рецензия - рецензия взрослого человека.)
"Мочить друг друга", как показывает опыт тысячелетий, могут все! И калашниковы и д.артаньяны. Но думать головой и, главное, кооперироваться, у калашниковых лучше получается. И надеются калашниковы на себя, они ведь не крепостные.

Андрей Иванович Ляпчев   27.03.2013 16:11   Заявить о нарушении
Дык и д.артаньяны - не мушкетёры) По крайней мере под д.артаньянами и калашниковыми я подразумеваю скорей два противоположных мировоззрения: первым важней карьера и приключения на свою задницу, вторым-идея, а вне идеи - не очень примечательная жизнь.
Рассматривать же чисто литературных персонажей как реальных исторических лиц как минимум глупо. От реального Д,Артаньяна у героя Дюма осталось только имя, а реальный Степан Калашников вообще никогда не существовал, ибо был не более чем романтическим героем поэта-романтика. Об отличии романтического героя от реального лица, думаю, говорить не стоит-ясно и так.
П.С.Прикол ещё в том, что Д.Артаньян скооперировался хотя бы с тремя мушкетёрами, а Калашников был вполне себе один в поле воин.
П.П.С. А несколько калашниковых, служивших разным идеям, будут попросту воевать друг с другом, причём не на жизнь, а на смерть

Добрая Девочка   27.03.2013 20:48   Заявить о нарушении
Мы просто одни и те же слова в разном значении понимаем.
Для меня "д Артаньян" - честолюбивый западноевропейский дворянин, "Калашников" - русский оборотистый купец и промышленник допетровской формации. (Самые известные - Строгановы.)

Андрей Иванович Ляпчев   28.03.2013 03:41   Заявить о нарушении
Не знаю, насколько Калашников оборотист и какой он там формации-у Лермонтова он просто романтический герой вне формаций, а опричнина- не более чем колорит. Про моральный облик Строгановых тоже не знаю. Знаю лишь, что в 1566 году их земли были взяты в опричнину)По их же просьбе).

Добрая Девочка   28.03.2013 07:23   Заявить о нарушении
Не знаю, насколько Калашников оборотист и какой он там формации-у Лермонтова он просто романтический герой вне формаций, а опричнина- не более чем колорит. Про моральный облик Строгановых тоже не знаю. Знаю лишь, что в 1566 году их земли были взяты в опричнину)По их же просьбе).
Скромность, конечно, украшает… Но Вы, Добрая Девочка, наверняка знаете больше о Строгановых, чем утверждаете…
А купец Калашников именно КУПЕЦ.
И под угрозой смерти он не забывает о семейном деле и просит у царя Ивана:
«Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью...»
И царь обещает:
«Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно».
Так что сыновей-наследников и братьев купец богатством и возможностью расширять фамильное дело обеспечил.

Андрей Иванович Ляпчев   28.03.2013 15:49   Заявить о нарушении
При этом идея беспошлинной торговли принадлежит отнюдь не Калашникову, а царю) А "не оставь милостью" - очень растяжимое понятие:
"Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью... "
Тем более не стоит забывать о разнице между романтическим героем Калашниковым и реальным купцом. Реальный купец, живший при Грозном, вполне себе шёл на компромисс. Именно потому, что КУПЕЦ, а не защитник угнетённых.
Ну это как разница между лермонтовским мцыри и реальным мцыри. В реале-то мцыри недельку побегал, убедился, что не нужен ни родне, ни отечеству, получил воспаление лёгких, а после того как вылечился остался в монастыре, под конец в качестве монаха. Причём, доживая до преклонных лет, периодически подумывал, что за дурь емму тогда в голову пришла с этим побегом))



Добрая Девочка   28.03.2013 20:37   Заявить о нарушении
Мысли Мцыри в преклонных годах мне не ведомы…
Да и к обсуждаемой заметке это не относится.
Натан Яковлевич говорил о персонажах книг Вальтера Скотта, Мигеля де Сервантеса, Александра Дюма, Дениса Ивановича Фонвизина, Николая Васильевича Гоголя…
Я прочитал у него фразу «один или несколько молодцов с «азиатскими правилами» способны обмануть, превзойти соответствующее число «европейцев»; однако несколько сотен или тысяч людей чести («д Артаньянов») всё же преуспеют в больших делах сильнее, чем соответствующее число деспотических исполнителей. Свобода и честь выгодны…» и вспомнил «Песню про купца Калашникова». Он тоже «человек чести»…
Вы, Добрая Девочка, говорите:
«Реальный купец, живший при Грозном, вполне себе шёл на компромисс. Именно потому, что КУПЕЦ, а не защитник угнетённых».
Так ведь и Д’Артаньян, хоть книжный, хоть реальный, тоже ради выгоды на компромисс пойдет… Сотни и тысячи наших людей пересекли Азию от Урала до Тихого океана, а д’Артаньяны в это время довели Францию до революции.

Андрей Иванович Ляпчев   29.03.2013 15:27   Заявить о нарушении
До революции довели страну и наши калашниковы)) А если сравнить уровень жизни Франции с уровнем жизни России, невольно на ум придёт мысль о правоте Эйдельмана.

Добрая Девочка   29.03.2013 22:57   Заявить о нарушении
Можно сравнивать уровеь жизни современой России и современной Франции.
Но Натан Яковлевич Эйдельман, - как и моя небольшая статья, - к этому сравнению не имеют совершенно никакого отношения.
Можно сделать вывод, что разговор закончен.
Всего Вам доброго, Добрая Девочка.

Андрей Иванович Ляпчев   30.03.2013 12:06   Заявить о нарушении