Рецензия на «Спор с Натаном Эйдельманом» (Андрей Иванович Ляпчев)

Давайте начнём с того, что всякие там маниловы, плюшкины и собакевичи в России не ПОявились, а ПРОявились:благодаря Манифесту о вольности дворянства дворяне, освобождённые от Петровского государственного тягла, были предоставлены сами себе. Посему лучшая их часть направила освободившееся время и силы на самосовершенствование, а то и на совершенствование окружающего общества (вспомним тех же декабристов), худшая - на удовлетворение своих животных потребностей (типа как Салтычиха). Что касается крепостных крестьян - им в этой истории по-любому не повезло. Если посмотреть на их положение от Грозного и до Петра1, будет ясно видна тенденция не к освобождению, а к закрепощению. Увеличение срока сыска беглых с пятилетнего до пожизненного, отсутствие возможности сменить своего владельца, отсутствие права распорядиться собственным хозяйством и пр. И даже запрет на продажу крепостных, казалось бы, в теории, такой привлекательный, на практике успешно обходился - беги, крепостной, в суд, жалуйся такому же крепостнику... если добежишь)
Что же касается роли крепостного права в экономике, то тут Эйдельман очень удачно его сравнивает с гениально подгоняемой телегой. С одной стороны, она обгоняла паровичок, с другой, при ставке на телегу и более дешёвых людей, упустили из виду технологии, что впоследствии не очень здорово отразилось на прогрессе.
Наконец, по поводу последнего штриха. Честь, долг и ответственность может быть развита как у калашниковых, так и у д.артаньянов. Причём толпы калашниковых вполне могут мочить друг друга исключительно за торжество идеи, а толпы д.артаньянов на почве общности интересов вполне себе скооперироваться. Другое дело, что д.артаньянам свойственно хотя бы немножко думать о себе и думать головой, а калашниковым поступать по принципу "вот приедет барин, барин нас рассудит"

Добрая Девочка   27.03.2013 00:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Добрая Девочка.
(Хочется даже сказать, Добрая Женщина, ибо Ваша рецензия - рецензия взрослого человека.)
"Мочить друг друга", как показывает опыт тысячелетий, могут все! И калашниковы и д.артаньяны. Но думать головой и, главное, кооперироваться, у калашниковых лучше получается. И надеются калашниковы на себя, они ведь не крепостные.

Андрей Иванович Ляпчев   27.03.2013 16:11   Заявить о нарушении
Дык и д.артаньяны - не мушкетёры) По крайней мере под д.артаньянами и калашниковыми я подразумеваю скорей два противоположных мировоззрения: первым важней карьера и приключения на свою задницу, вторым-идея, а вне идеи - не очень примечательная жизнь.
Рассматривать же чисто литературных персонажей как реальных исторических лиц как минимум глупо. От реального Д,Артаньяна у героя Дюма осталось только имя, а реальный Степан Калашников вообще никогда не существовал, ибо был не более чем романтическим героем поэта-романтика. Об отличии романтического героя от реального лица, думаю, говорить не стоит-ясно и так.
П.С.Прикол ещё в том, что Д.Артаньян скооперировался хотя бы с тремя мушкетёрами, а Калашников был вполне себе один в поле воин.
П.П.С. А несколько калашниковых, служивших разным идеям, будут попросту воевать друг с другом, причём не на жизнь, а на смерть

Добрая Девочка   27.03.2013 20:48   Заявить о нарушении
Мы просто одни и те же слова в разном значении понимаем.
Для меня "д Артаньян" - честолюбивый западноевропейский дворянин, "Калашников" - русский оборотистый купец и промышленник допетровской формации. (Самые известные - Строгановы.)

Андрей Иванович Ляпчев   28.03.2013 03:41   Заявить о нарушении
Не знаю, насколько Калашников оборотист и какой он там формации-у Лермонтова он просто романтический герой вне формаций, а опричнина- не более чем колорит. Про моральный облик Строгановых тоже не знаю. Знаю лишь, что в 1566 году их земли были взяты в опричнину)По их же просьбе).

Добрая Девочка   28.03.2013 07:23   Заявить о нарушении
Не знаю, насколько Калашников оборотист и какой он там формации-у Лермонтова он просто романтический герой вне формаций, а опричнина- не более чем колорит. Про моральный облик Строгановых тоже не знаю. Знаю лишь, что в 1566 году их земли были взяты в опричнину)По их же просьбе).
Скромность, конечно, украшает… Но Вы, Добрая Девочка, наверняка знаете больше о Строгановых, чем утверждаете…
А купец Калашников именно КУПЕЦ.
И под угрозой смерти он не забывает о семейном деле и просит у царя Ивана:
«Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью...»
И царь обещает:
«Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно».
Так что сыновей-наследников и братьев купец богатством и возможностью расширять фамильное дело обеспечил.

Андрей Иванович Ляпчев   28.03.2013 15:49   Заявить о нарушении
При этом идея беспошлинной торговли принадлежит отнюдь не Калашникову, а царю) А "не оставь милостью" - очень растяжимое понятие:
"Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью... "
Тем более не стоит забывать о разнице между романтическим героем Калашниковым и реальным купцом. Реальный купец, живший при Грозном, вполне себе шёл на компромисс. Именно потому, что КУПЕЦ, а не защитник угнетённых.
Ну это как разница между лермонтовским мцыри и реальным мцыри. В реале-то мцыри недельку побегал, убедился, что не нужен ни родне, ни отечеству, получил воспаление лёгких, а после того как вылечился остался в монастыре, под конец в качестве монаха. Причём, доживая до преклонных лет, периодически подумывал, что за дурь емму тогда в голову пришла с этим побегом))



Добрая Девочка   28.03.2013 20:37   Заявить о нарушении
Мысли Мцыри в преклонных годах мне не ведомы…
Да и к обсуждаемой заметке это не относится.
Натан Яковлевич говорил о персонажах книг Вальтера Скотта, Мигеля де Сервантеса, Александра Дюма, Дениса Ивановича Фонвизина, Николая Васильевича Гоголя…
Я прочитал у него фразу «один или несколько молодцов с «азиатскими правилами» способны обмануть, превзойти соответствующее число «европейцев»; однако несколько сотен или тысяч людей чести («д Артаньянов») всё же преуспеют в больших делах сильнее, чем соответствующее число деспотических исполнителей. Свобода и честь выгодны…» и вспомнил «Песню про купца Калашникова». Он тоже «человек чести»…
Вы, Добрая Девочка, говорите:
«Реальный купец, живший при Грозном, вполне себе шёл на компромисс. Именно потому, что КУПЕЦ, а не защитник угнетённых».
Так ведь и Д’Артаньян, хоть книжный, хоть реальный, тоже ради выгоды на компромисс пойдет… Сотни и тысячи наших людей пересекли Азию от Урала до Тихого океана, а д’Артаньяны в это время довели Францию до революции.

Андрей Иванович Ляпчев   29.03.2013 15:27   Заявить о нарушении
До революции довели страну и наши калашниковы)) А если сравнить уровень жизни Франции с уровнем жизни России, невольно на ум придёт мысль о правоте Эйдельмана.

Добрая Девочка   29.03.2013 22:57   Заявить о нарушении
Можно сравнивать уровеь жизни современой России и современной Франции.
Но Натан Яковлевич Эйдельман, - как и моя небольшая статья, - к этому сравнению не имеют совершенно никакого отношения.
Можно сделать вывод, что разговор закончен.
Всего Вам доброго, Добрая Девочка.

Андрей Иванович Ляпчев   30.03.2013 12:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Иванович Ляпчев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Добрая Девочка
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.03.2013