Рецензии на произведение «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме»

Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Примите и мое Вам благодарение .В этой главе я и себя узнала и надеюсь что и пользу получила для души .Благодарю Вас за Ваш такой нужный нам труд !

Галина Отто 3   20.12.2018 06:51     Заявить о нарушении
Уважаемая Галина, я чрезвычайно рада и благодарна вам за такой отзыв.В этой главе много боли, надеюсь и правда, довольно суровая, но и не безнадёга. Ведь так? Примите мой поклон.

Екатерина Домбровская   20.12.2018 12:47   Заявить о нарушении
Безнадежности не почувствовала ,а только увиделся свет на пути Анны идущей по нему.

Галина Отто 3   27.12.2018 03:39   Заявить о нарушении
Благодарствуйте! Этот Светит всем шествующим ко Христу с открытым сердцем и в послушании святому Преданию. Очень вам признательна.

Екатерина Домбровская   27.12.2018 21:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте,Дорогая Екатерина Романовна.

От первой до последней повести я шла рядом с Вашей Анной.Стала она мне близкой подругой,а,точнее,духовной сестрой,ради которой хотелось бы и в огонь и в воду.Радовалась вместе с ней ее умению раскрывать смысл в лаконичных словах Духовника;училась у нее беспрестанной работе над собой; печалилась,читая строки о сыне; вспоминала себя,когда шла речь о трудах на земле;была счастлива,наблюдая возмужание прекрасной дочери Анны.

Анна росла в поисках себя.Заканчивается роман тем,что поиск этот бесконечен.Никогда духовный человек не может сказать себе:"Наконец-то я совершенен,абсолютно чист.Можно теперь и в Рай!"Так и Анне предстоит еще продолжить свой Путь.Каким он будет? Возможно, она обоснуется в деревне и продолжит дело Духовника.К ней будут приезжать за помощью и советами.Давая их,она будет еще и еще раз видеть себя в других,как в зеркале,переосмысливая снова свой жизненный опыт.

Духовник ведь тоже постоянно в борьбе со своим эго,как бы ни учили его.И он рос возле Анны,хотя она и подозревала даже об этом.

В романе много выдержек из Библии,цитат из произведений классиков.Без конца удивляешься Вашей эрудиции.Богатейшая лексика,логическая канва мыслей,-все говорит о том,что книга удалась,что она нужна и никогда не будет забыта.

Несомненно,главная заслуга и оригинальность книги в том, что на образе обычной,на первый взгляд,женщины показано,как должно работать над обратной стороной души,о которой большинство людей и знать не хочет.

Спасибо,низкий поклон и дай Вам Господь здоровья!

Светлана Давыденкова   14.03.2017 19:09     Заявить о нарушении
Низкий поклон ВАм, дорогая Светлана! Ради такого читателя - или СОТАИННИКА, как выражались отцы об очень близких по духу людях, автор тоже готов и в огонь, и в воду!Огромнеая благодарность Вам за всем, и в том числе за отловленные описки и ошибки - этого в тексте, здесь стоящем, увы, немало - книга вышла в уже прошедшем корректуру варианте, а не все главы здесь удалось заменить на чистые. Тут есть свои небольшие трудности - здемсь допотопное форматирование - нет выделений шрифтом, не работают сноски - все приходится делать механическим путем, руками... А это время, которого мне, к сожалению, катастрофически не хватает: и в глобальном смысле слова, и в обыденном: все это время приходилось заниматься в срочном порядке переизданиями других книг, что-то готовить новое... Сейчас же уже в который раз я обновляю, а точнее переписываю большую книгу о Чехове - она тоже здесь стоит. Так что в вашем лице я приношу свои извинения всем читателям за эти вынужденные и надеюсь, временные небрежности. Очень буду рада видеть вас в читателях и "Воздыханий окованных", и кениги о Чехове - все они пронизаны теми же и особенными проблемами духовной жизни, все родились по благословению Духовника.
Сердечный поклон, признательность, благодарение!

Екатерина Домбровская   15.03.2017 10:05   Заявить о нарушении
Да,поняла я все.И все понимают.Песок это,на который и внимание обращать не надо было...Чего меня понесло? Извините!Привязалась я к Вам.Оторваться не могу.Очень нужны мне Ваши книги.Поищу их в наших храмах,может,продают.Вы только страницу на Прозе не закрывайте.Сколько еще таких овечек,как я, может обрадоваться Вашему письму.
Кланяюсь низко.Здоровья!

Светлана Давыденкова   15.03.2017 10:28   Заявить о нарушении
Светлана, дорогая! Весну души вряд ли найдете вне Москвы - почти весь тираж ушел по 3 монастырям и подворьям ,где служил Владыка. Часть я разослала по заказам прямо в ФБ... Прождается в "Лабиринте" но оч. дорого. Если захотите - я вам вышлю но где-то в конце месяца - у меня осталось немного экз. в деревне - мы туда поедем как снего немного стает. Пришлете в личку адрес. А Воздыхания и тзданы пока только в Канаде - книгу там можно заказать, но она обходится всем ( в том числе и автору) около 2000 р. - включая расходы на пересылку. Сейчас - дай Бог! - готовится в РОссии ее издание - надеюсь, что скоро появится, но всё в руках Божиих. Чехов еще вот в работе - публикую здесь и по главам на ФБ. Здесь уже включительно 8 глав относительно чистый вариант. Про "песок" не сочиняйте - это важный и дорогой, золотой песочек! Обнимаю Вас!

Екатерина Домбровская   15.03.2017 10:52   Заявить о нарушении
Екатерина Романовна,я не подумала,что могу распечатать из Прозы...Так и сделаю.
Живу на Западной Украине,но и здесь Вас знают и любят.

Светлана Давыденкова   15.03.2017 13:25   Заявить о нарушении
Тогда погодите распечатывать - я постараюсь чистые главы подменить. Или уж сами в распечатке поправьте!

Екатерина Домбровская   15.03.2017 14:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина. Давно прочла Вашу "Весну души" и долго собиралась написать рецензию, но не получалось, потому что никак не могла ответить на главный вопрос, который задала мне Ваша книга: что же такое смирение? Промолчать в ответ на обиду? Простить обидчика в сердце? - все это я умела делать без всякого смирения, усилием воли и самовоспитанием. А вот какого смирения искала Ваша героиня и, судя по последним строкам, нашла?
(Впрочем, сам вопрос возник только после того, как был получен ответ на него, а до ответа никакого вопроса не было, была только боль за грудиной, когда я читала Вашу книгу, и бессонные ночи, когда думала о ней. Вопроса не было, а боль - была).
И вот однажды, прочитав небольшой Ваш рассказ (Вечный метроном), в котором героиня в конце длинного и бестолково проведенного дня, восклицает, ложась спать: как хорошо! - и тут же принимается укорять себя: а что хорошего? - и перебирать свои огрехи, в этот момент я вдруг поняла... Вам, Екатерина, конечно известно это чувство: не понимал - и вдруг понял. Щелкнуло, и ты уже знаешь. И словами толком не можешь сказать, а уже понимаешь - внутренней стороной кожи.
Так и у меня было: я вдруг поняла, что такое смирение - это сказать: как хорошо! - и остановиться. Главное - остановиться. И это мгновение остановки - это чувство блаженства, которое меня наполнило в этот миг - оно теперь всегда со мной. Оказывается, смирение - радостное и спокойное чувство. Не всегда получается - остановиться, но даже когда не получается, память о блаженстве смирения помогает воздержаться от бесполезных укоров в свой адрес.
И за эту улыбку, за этот ясный тихий свет я от всей души благодарю Вас, Екатерина.
С уважением и - позволите? - любовью, Виктория.

Виктория Тарасюк 2   09.11.2014 00:14     Заявить о нарушении
Дорогая Виктория... Вы написали мне отзыв такой неизъяснимой красоты... Это уже и не отзыв даже, а некое собственное духовное излияние, мастерское, надо сказать... Я восхищена ине могу слов подобрать. Скорее всего - радость от встречи с Вами, от Вашего текста, от Ваших слов...
О смирении. По святым отцам и даже отчасти по опыту Анны. "Черта Божества" - так в святоотеческой литературе именуется Смирение. А это значит, что оно в принципе не может быть выражено досконально человеческим словом. Это СОСТОЯНИЕ ХРИСТА. Для человека - путь к нему и старание, усилия подражать. "В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе", - пишет апостол Павел филипийцам. Какая емкость этого определения - представляете? И как человеке должен идти, чтобы придти хотя к отдаленному подобию? А это - цель. Для меня понятие смирения в последние годы лучше всего умещается в формулу: "Смирение - это полное послушание воле Божией". Но ведь ее надо научиться слышать и видеть, распознавать?
Смирение - это с миром принимать все, что не пошлет Господь. Без боли? Никак нет. С болью и с миром, припадая к Стопам Господа. Двигаясь к смирению - человек обретает сокровище: радостотворный плач."Сеявшие слезами радостью пожнут" - говорит царепророк Давид. Святые отцы определяют два вида смирения: человеческий труд, тяжелейший труд и крестоносный путь самоотвержения (а это не просто не съесть котлету!Это, в высшем выражении быть готовым за послушание старцу сердцем признать черное - белым, в том числе там, где ты был силен.Скажем, в профессии. И это добра значит лишиться? А вместе с тем и своего взгляда на жизнь? Своей "правды" - увидеть себя во всем и всегда виноватым?!!! Да как же можно? Можно ли?!!! Можно ли отречься от своей правды ради Божией Правды. как небо от земли отличающейся?))
Итак, отцы различали смирение "аскетическое" - когда мы сами идет на все эти унижения и "пьем поругание как воду" ежедневно в самых разных вариантах, - смиряем свою гордыню с помощью Божией, смиряем мудрования своего мощного ума.
А второй тип смирения - "Божественное"- это уже то, что в итоге Сам Бог дает в благодати человеку и он становится богоподобным. Все ли подвижники доходят до этого обретения?Редчайшие единицы. А смирять себя и принимать смиряющие воздействия человек должен до конца жизни. Опираться на самоукорение всегда и всюду, терпеть поношения, а они бывают - огого! -какими. Много чего претерпеть - в том числе и себя, свои неможни, свою греховность - дойдя до ада сердца, которое должно быть познано естественным путем, - ведь сердце человеческое - центр жизни - есть обитель великого паразита, хранящего все, все, все... "Держи свою душу во аде и не отчаивайся"- учил преподобный Силуан Афонский. Вот чему надо учиться и вот к чему надо стремиться! К обретению СОКРУШЕННОГО и смиренного сердца. История Анны - это история сокрушения сердца.Его сопротивлений, его болезней, его послушания Богу, а главное - действия в человеке Самого Бога по мере его послушания и ревностного следования по пути сокрушения, а не преждевременного самоуспокоения."Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" - гласит 50 псалом. У некоторых в конце такого крестного пути от Господа приходит постепенно ощущение свобода: "Праведному закон не лежит". "Чувства навыком" у такого "обучены", как говорит апостол, не только различать добро и зло, но и всему остальному: путь крестный -путь ПОКАЯНИЯ, пусть глубочайшего самопознания, пусть схождения во ад - собственного сердца, а потом только - начинаниЕ восхождения - все вместе со Христом. ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТ ОТРАДУ И УТЕШЕНИЕ ТОЛЬКО В САМОУМАЛЕНИИ И САМОУКОРЕНИИ. Потому и героиня рассказика - старая женщина в итоге вовсе не бестолкового дня, а дня прожитого на человеческий взгляд примитивно и просто, а на Божеский взгляд - совсем не просто,- в смирении, в послушании, в Боге, в пребывании в своем внутреннем человеке, в трезвении и внимании пребывая в своем сердце и живя для других - говорит,вовсе не останавливаясь - тут Вы все-таки немного неправы, а в самом таком пребывании души - "Как хорошо!" Хороша предельная усталость... Хорошо, что день прожит не по своей воле... Хорошо, что она не обидела никого... Хорошо, что давно уже живет и видит все происходящее - в Боге... Она с Ним - потому и хорошо. И хорошо человеку не головой знать из книг, а чувствовать из большого и очень трудного опыта, что человек ничто, а Бог - все. Елисавета ведь давно знала, что как только незаметно в чем-то одержав верх, или иное что сделав, она незаметно начинает надуваться своим "что" - даже на бессознательном уровне, она начинает стремительно падать обратно и как молния удаляться от Бога и Духа. Трудно комментировать рассказик как страницу аскетики, но мною он задумывался как штрих к облику человека уже СВОБОДНОГО. Главное - не надуться, а беречь вот это обретенное состояние "сдутости" - своего предельного истощания в жизни(кенозис по-гречески), дабы жил в сердце Христос. Как хорошо! Но как трудно! самоотречения да самоотречения... На каждом шагу, которые посылает Любящая Рука небесного Отца такому человеку. Даже апостолу Павлу было придано "жало в плоть" (некая постоянно мучившая болезнь), чтобы не гордился.
Смирение - это победа над гордостью и превозношением. Но надо и понять, во время многолетнего своего шествования к Богу, что такое гордость не просто в житейском понимании, а в онтологическом, метафизическом, как само воплощение, квинтэссенция падшей природы человека. Так что сначала- истощание, схождение во ад, а потом начало воскресения: и обретение свободы ( в том числе от всякого букварства), и возвращение благодати, которую не оскорбляет человеческая потаенная гордыня. Научается таковой человек - по оставлению его благодатью - понимает, что возгордился, надулся и спешит каяться и плакать Господу. Благодать такого всему учит и воспитывает Сама.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 10:31   Заявить о нарушении
Простите, дорогая Виктория, множество опечаток. Вот поспешишь - так не только насмешишь, а заплачешь!
Кстати, путь царя Давида к власти... Господь руками пророка помазывает его на царство, а после этого начинается десятилетний путь мучений, страданий, унижений, бегств и опасностей для жизни бедного Давида. Для чего? Для того, чтобы в его "избранном Богом" сердце (О том Бог говорит Сам пророку Самуилу, что зрит на сердце этого мальчика) была сокрушена гордость - тот самый внутренний "саул". Давид всегда был послушен Богу, и даже, уже великим царем, когда честолюбивый сын Аввесалом восстал на него, он смиренно уходит из дворца пешком, оставляет трон, не сопротивляясь и не ропща.
Зато за него поборолся Бог. Давид - образ кротости и смирения. Прообраз Самого Христа.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 10:48   Заявить о нарушении
Простите, Бога ради... Но я все думала, что значило Ваше слово "остановиться"? Остановиться в самоедстве? Так ведь тут вовсе не нужно самому регулировать маршрут: остановка - поехали- остановка... Нужно увидев свое недолжное, от чего болит тонкая совесть, от чего тяжесть какая-то , найти причину, даже если она на первый взгляд непонятная... И покаяться мысленно Господу, записать грех на бумажке и дождаться ОТВЕТА!!!!! А ответ - это луч Благодати кающемуся, смиряющемуся сердцу: "Как хорошо!" Пример тому - последние дневники св. Иоанна Кронштадтского. Он прямо и просто записывает по дням свои согрешения: вот кому-то позавидовал (несомненно в чувстве сердца только), вот раздражился на какую-то тетку, не там стоящую в храме... И какую же мгновенно чувствует его сердце тесноту. Он мгновенно вопиет внутренне Господу и получает вновь - прощение и пространство сердца. Это потрясающий урок. А то, что самолюбие уже преодолено... Честно говоря, в это очень трудно поверить... Глядя на Иоанна Кронштадтского... Что-то тут не так. Хотя временами нам действительно кажется, что вот это я уже имею, этому научился, это преодолел... Как только внутри себя подумал - Господь тут же смиряет нас за эти мысли.
А еще в рассказике мне хотелось немного сказать против букварства, которое так сильно в современной нашей церковной жизни. Вон у нее, у Елизаветы, четки-то висят на гвозде. И как же она может не страдать, если не успевает заниматься умным деланием, которое ей, вероятно, благословлено? Страдает... А Бог попускает вот такую жизнь и тысячи помех, для чего? Для того, чтобы человек страдал и боролся, бился, окаявал себя и научался как-то ТЕРПЕТЬ СВОЮ НЕГОЖЕСТЬ. Чтобы рождалось новое, благодатное ощущение этой негожести: не просто попустительство своему нерадению, а страдание и жизнь, которая уже держится одним упованием на милость Божию вот к такому нерадивому дурачку, как Елисавета. А Упование не посрамит, как известно. И это не приемы аскетики, это уже достигнутые СОСТОЯНИЯ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, за которыми немалый опыт. Так мне кажется, милая Виктория. Помоги, помоги нам всем Господи! Ты один ведаешь глубины наших сердец: уврачуй, укрепи, просвети...
Написала очень много и прошу за это прощения.Столь ведь трудна и серьезна тема. ВашаК.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 11:05   Заявить о нарушении
Дорогая Екатерина. Огромное Вам спасибо за Ваш пространный отзыв на мою маааленькую рецензию. Я сначала написала огромную, длинную, но когда нажала "Опубликовать", у меня случился сбой в сети и рецензия пропала. и я подумала, что если главное - остановиться, то и рецензия должная быть короткая и легкая, как вздох.
Я подозревала, что понять мое "главное - остановиться" будет трудновато, потому что это не объяснение, а попытка передать живой опыт. Я ведь и раньше старалась на обиды не отвечать, в пререкания не вступать, свою правоту не доказывать... и т.д. и т.п., когда не получалось - долго себя пилила, а если получалось, то все равно мысленно отвечала обидчикам и никакого удовлетворения от собственной кротости не испытывала. а как "щелкнуло", то кротость стала не натужная, а легкая, веселая какая-то даже. если и не сдержусь когда, то не самоедствую, а пойду, и что-нибудь хорошее для обиженного мной человека сделаю, а если не получу прощения - люди же разные, то что ж, отойду в сторону, а попозже снова подойду, так обида и проходит.
Остановиться - это для меня и есть принять реальность: свое и мира несовершенство, т.е. мир-то, конечно, совершенен, это мои представления о нем ограничены. к сожалению, когда пытаешься передать живое переживание, оно, как правило, превращается в засушенный цветок из гербария.
А в одном месте я с Вами, Екатерина, поспорю. Не всегда
правильно "жить для других". для собственной души это, наверное, полезно, но вот для других... других иной раз и окоротить следует (сказать "нет") - для их же собственной пользы. С уважением и благодарностью за Ваше прекрасное любящее сердце, за Ваше служение - с любовью, Виктория.

Виктория Тарасюк 2   10.11.2014 17:16   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, дорогая Виктория. Я очень рада, что Вы обрели покой душевный. тут и добавить нечего. Только вот как сопрягается с этим покоем учение Силуана афонского (я упоминала) - я пока представить не умею.Ну, со временем. Жить для других... Иногда говоришь нет, вынужденно, от бессилия, от обстоятельств, конечно. Но во-первых, это очень самому больно и большое страдание. Потому что есть заповедь... Ну, если человеку как ребенку сказать"нет", имея в виду "спички" в руках младенца, - это я понимаю. Но и на такое решение нужно иметь достаточно высокое рассуждение совершенных. Может быть, мы с Вами одни и те же понятия понимаем в разных тональностях по разности опыта и наставников. Пахомия Великого, который умирал со словами"Нет! Я еще не покаялся!" я понимаю, а вот остановку - честно говоря нет. Да и апостол заповедовал подвизаться, "Гоните, говорил, пока не достигните". А коли уже достигнуто царство свободы и смирения - ну так Господь забирает совершенных,как достигших? Вроде так отцы писали? Вообще-то очень полезное слово среди множества жемчугов есть у Исаака сирина о том, что Господь от нас ждет даже не исполнения заповедей, а исправления сердца. А какое оно, сердце? Вот тут и вся загвоздка...
Поклон Вам глубокий и моя сердечная благодарность за внимание, чтение и интересную беседу!

Екатерина Домбровская   10.11.2014 18:05   Заявить о нарушении
Дорогая Екатерина, большое спасибо Вам, что уделили мне столько внимания, столько доброты и сердечности излили на меня. И прошу прощения за свою излишнюю бойкость и некоторую самоуверенность. Разумеется, я не могу ответить на вопрос, что же такое смирение так, как это делали великие святые. Но в своей обычной жизни, размышляя над Вашими книгами, я получила неожиданную поддержку и помощь, за что Вас от всего сердца благодарю. С любовью, Виктория.

Виктория Тарасюк 2   10.11.2014 22:29   Заявить о нарушении
Несомненно помощь нам приходит от Господа, причем иногда от совершенно случайных подсказок. Это наше великое счастье. Пространно написала, потому что пыталась уяснить Ваш подход и трактовку. Не могу сказать, что поняла Вас , но это абсолютно ничего не значит. Как я уже выше написала, может быть звучание слов и понятий в разных тональностях,и регистрах и с разным смысловым наполнением. В этом действительно есть немалая проблема в общении даже людей одной веры и одного культурного пространства. Но поговорила с Вами с радостью и с несомненной пользой и для себя, за что и Вас от всего сердца благодарю.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 22:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина Романовна, здравствуйте!
Я пишу Вам не рецензию, а сообщение делаю.
Во избежание неприятностей для себя и моей семьи я буду вынужден закрыть свою страницу. Идут аресты неугодных для хунты людей. Осторожность надо проявить, выжить и победить.
Видимо, создам новую страницу под псевдонимом и продолжу публиковать статьи.
Всего Вам доброго! Слежу на фейсбуке за всеми Вашими публикациями.

Виталий Валсамаки   26.06.2014 10:22     Заявить о нарушении
Дорогой Виталий! Храни Господь Вас и Вашу семью! Я тоже вижу Вас, переживаю, тревожусь, но верю в благоприятный исход. Будет новая страница - зайдите ко мне непременно. Я тихо пойму, кто это... Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   26.06.2014 11:25   Заявить о нарушении
Да, я обнаружусь.
Двоих моих друзей уже повязали. Моя осторожность вынужденная. Глупо нынче для геройства кидаться грудью на амбразуры, надо выжить и стать, как минимум, литературным снайпером.


Виталий Валсамаки   26.06.2014 12:58   Заявить о нарушении
Несомненно, Виталий - именно так. Беречься - береженного Бог бережет!
Вы еще много сделаете для народа, для искусства, для себя самого.

Екатерина Домбровская   26.06.2014 15:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Ура! И Слава Тебе Господи! Анна-в раю, дождалась благодати!

Бронислав   24.01.2014 14:05     Заявить о нарушении
Дорогой читатель, Вы очень ошибаетесь.

Екатерина Домбровская   24.01.2014 14:06   Заявить о нарушении
Простите, вы наверное не поняли меня, самое главное и хорошее,- трудный, достойный путь Анны. Она счастлива и благославенна, это ли ни радость...

Бронислав   24.01.2014 14:19   Заявить о нарушении
К сожалению не понимаю вашей иронии. Анна вам вряд ли ответит, пропасть между вами велика, не услышать...

Бронислав   24.01.2014 14:37   Заявить о нарушении
Ну, как же не поняла я Вас - поняла, надеюсь: я просто знаю, и так учит и Церковь, что благодать не оставляет детей Божиих на разных этапах их шествия ко Христу. Просто временами они как бы оставляются благодатью, чтобы было испытано их собственное произволение, вера и стойкость. Благодать присутствует, а человек чувствует оставление. Так нужно, так полезно и промыслительно. Вы не все главы прочли - избежали начала, а если бы прочли сначала, Вы бы увидели, что Благодать вела Анну за руку, как и многих других, а ее, многострадальную, даже и особенно вела, даровав ей великого старца.
Что касается меня, как автора, разумеется, мне очень далеко до Анны! Но поверьте: я ее люблю и сострадаю ее пути: обретениям и ошибкам, а больше всего ее плачу,сокрушению сердца и покаянию.
Большое Вам спасибо, дорогой читатель. Вы очень добры к моей героине! Разве меня это может не радовать? Кланяюсь Вам!

Екатерина Домбровская   24.01.2014 14:51   Заявить о нарушении
Спасибо за ваше тепло! Первые главы еще вчера были прочитаны. И все было и откровения, и ночь без сна, и думы разные. Все перед глазами и в душе каждый вздох и мысль вашей Анны.
То, что произведение Богоугодное и талантливое не мне судить.
Р.S. Особенно понравились ваши старушки.
Спасибо, еще раз!

Бронислав   24.01.2014 15:12   Заявить о нарушении
Это Вам спасибо! Эту книгу, когда она по главам публиковалась, многие читали. Теперь реже, а уж такой отклик - поистине милость Божия! Кланяюсь Вам.

Екатерина Домбровская   24.01.2014 16:23   Заявить о нарушении
...И знаете еще почему мне дорог Ваш отзыв, потому что к моей Анне было и есть у некоторых очень недоброе отношение: ее называли в отзывах "сумасшедшей", "истеричкой", "никого не полюбившей и ничему не научившейся в своем бесплодном подвиге", а книгу эту мою - вредной. Хотя мне известно, что в среде монашествующих - и не только, в монастырях мою Анну приняли, и даже некоторые "на ночь читали", чтобы сверять с ее путем и свои прожитые дни...
Еще раз - благодарю.Очень тронута.

Екатерина Домбровская   24.01.2014 17:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

«Крестом Твоим, Господи, и мене укрепив, постов мне даруй, Благий, благомощно скончати отхождение!»
_____________________________________________________
Вот и прочитал все Уважаемая Екатерина... Смотрю на Вас, смотрю в себя и не думаю, что я попаду в рай. Жизнь Анны для меня стала откровением и пониманием того, что мне ой как далеко до такого разумения. Но я буду стараться и каяться... Спасибо Вам за все! Да оградит Пресвятая Богородица Вас от всех бед и предстояний! Всегда Ваш раб божий Рафаил...

Руслан Абеликс   17.12.2013 23:44     Заявить о нарушении
Низкий поклон, дорогой брате. Я тоже смотрю на Анну, а главное - на ее наставника, на окружавших ее людей - монахинь - и не только - со все возрастающим удивлением и почтением. Ваши чувства мне очень близки: все мы, по святоотеческому слову, жизнь нашу тутошнюю походим между страхом и надеждой. Надеждой на милосердие Божие. Но страх временами бывает сильнее и спасительнее... Спасибо, что подвиглись на прочтение такой большой вещи. Я и Вам желаю всех мирных и пре-мирных благ.

Екатерина Домбровская   18.12.2013 10:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Христос воскресе, Екатерина!
Прочла Ващу книгу, чувствуя сердцем шаги главной героини - нашей современницы...
Последнее упоминание "множества тарелочек" и скудной снеди очень проникновенно - таким богатством кажется маленькая луковка и сухая морковка.
Поклон Вам!
С уважением,

Татьяна Кожухова   12.05.2013 09:03     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Татьяна: увидели в самом малом - большое и важное. Благодарю Вас за терпеливое и внимательное прочтение. Низкий мой Вам поклон.

Екатерина Домбровская   12.05.2013 09:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Вот и провел я несколько незабываемых дней с Вашей Анной, уважаемая Екатерина.
Я, конечно, человек не такой близкий к Церкви, как Вы, но, если и похож на кого из книги, - наверное на Павла.
В "смирение" Анны мне, как и Духовнику её не очень поверилось. Её "мудрования" пересиливают часто душу и не открывают, но - закрывают её.
Всё-таки, наверное, Духовник не очень ей подходил и не был понятен.
"Любить с креста" мог только Он, а мы, христиане, можем только приближаться в течение жизни к такой любви, только приближаться - вот, что нужно было бы осознать Анне. Тогда бы и открылась душа её, как в монастыре дальнем у Саши (Фиолепта). Как открыты там деточки, пьющие чай с просфорками.
И ещё - как же великолепны описания природы в повести, - перечитывал по нескольку раз.
Большое Вам спасибо за труд Ваш!
С низким поклоном,

Александр Сизухин   12.04.2013 15:26     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, уважаемый Александр за прочтение книги, за внимание к ней, за рассуждения.
Низкий Вам поклон!С признательностью - Екатерина.

Екатерина Домбровская   12.04.2013 15:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Весь «Иерусалим» заполнялся теперь для Анны и светился в ее сердечном восприятии Христом – образом Христа, живой Личностью Господа Иисуса Христа – заветным концом пути: «желаний кра;ю», как поет о том Церковь.Двадцатилетний путь Анны говорит о том,что она приготовила себя к встрече с живой личностью Господа Иисуса Христа. Она "ждет, и предвкушает , и надеется, и верит". А все потому, как я понимаю, что слово Духовника " проросло в душе и сердце Анны, пустило корни, обрело свою подлинную духовную силу."
Я и мои сестры по приходу , читая записки Анны, пришли к выводу, что мы много лет топчемся на месте в духовном делании, так как "понятия наши о духовной жизни еще сохраняли свой первозданный мирской облик." И все в один голос говорят, что Записки Анны помогают заглянуть в свое сердце и работать над переменой ума. Путь Анны в духовном делании поучителен для нас.(Это одно из высказываний моих сестер) А другая сестра по приходу сказала мне: Я уже не могу заснуть, не почитав Записки... и не проверив свое сердце. Спасибо , дорогая Катя, за столь своевременный духовный труд. С уваж. и любовью к вам Зина

Зинаида Малыгина   09.04.2013 12:49     Заявить о нарушении
Дорогая Зина, это я должна благодарить Вас и сестер за такое открытое, доброе отношение к моей книге. То, что написанное в ней пригаждается для собственной работы над внутренним человеком - для меня - самая высокая похвала. Не зря все было - значит, дошло слово Духовника до многих сердец, а именно это и было моей главной задачей: показать путь покаяния человека, путь очищения, на которым человек обретает сокрушенное сердце. А все дальнейшее - уже от Господа в значительной степени...
Спасибо Вам всем, мои дорогие сестры по духу. Прошу Ваших молитв, а мне, Зиночка, пришлите имена моих читательниц, чтобы и я могла их поминать с любовью и благодарностью.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   09.04.2013 13:10   Заявить о нарушении
Прошу прощения за ошибки и опечатки. Читать: пригОждается и "показать путь покаяния человека, путь очищения, на которОм"...

Екатерина Домбровская   09.04.2013 13:13   Заявить о нарушении