Рецензия на «Гл. 17. Аще забуду тебе Иерусалиме» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина. Давно прочла Вашу "Весну души" и долго собиралась написать рецензию, но не получалось, потому что никак не могла ответить на главный вопрос, который задала мне Ваша книга: что же такое смирение? Промолчать в ответ на обиду? Простить обидчика в сердце? - все это я умела делать без всякого смирения, усилием воли и самовоспитанием. А вот какого смирения искала Ваша героиня и, судя по последним строкам, нашла?
(Впрочем, сам вопрос возник только после того, как был получен ответ на него, а до ответа никакого вопроса не было, была только боль за грудиной, когда я читала Вашу книгу, и бессонные ночи, когда думала о ней. Вопроса не было, а боль - была).
И вот однажды, прочитав небольшой Ваш рассказ (Вечный метроном), в котором героиня в конце длинного и бестолково проведенного дня, восклицает, ложась спать: как хорошо! - и тут же принимается укорять себя: а что хорошего? - и перебирать свои огрехи, в этот момент я вдруг поняла... Вам, Екатерина, конечно известно это чувство: не понимал - и вдруг понял. Щелкнуло, и ты уже знаешь. И словами толком не можешь сказать, а уже понимаешь - внутренней стороной кожи.
Так и у меня было: я вдруг поняла, что такое смирение - это сказать: как хорошо! - и остановиться. Главное - остановиться. И это мгновение остановки - это чувство блаженства, которое меня наполнило в этот миг - оно теперь всегда со мной. Оказывается, смирение - радостное и спокойное чувство. Не всегда получается - остановиться, но даже когда не получается, память о блаженстве смирения помогает воздержаться от бесполезных укоров в свой адрес.
И за эту улыбку, за этот ясный тихий свет я от всей души благодарю Вас, Екатерина.
С уважением и - позволите? - любовью, Виктория.

Виктория Тарасюк 2   09.11.2014 00:14     Заявить о нарушении
Дорогая Виктория... Вы написали мне отзыв такой неизъяснимой красоты... Это уже и не отзыв даже, а некое собственное духовное излияние, мастерское, надо сказать... Я восхищена ине могу слов подобрать. Скорее всего - радость от встречи с Вами, от Вашего текста, от Ваших слов...
О смирении. По святым отцам и даже отчасти по опыту Анны. "Черта Божества" - так в святоотеческой литературе именуется Смирение. А это значит, что оно в принципе не может быть выражено досконально человеческим словом. Это СОСТОЯНИЕ ХРИСТА. Для человека - путь к нему и старание, усилия подражать. "В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе", - пишет апостол Павел филипийцам. Какая емкость этого определения - представляете? И как человеке должен идти, чтобы придти хотя к отдаленному подобию? А это - цель. Для меня понятие смирения в последние годы лучше всего умещается в формулу: "Смирение - это полное послушание воле Божией". Но ведь ее надо научиться слышать и видеть, распознавать?
Смирение - это с миром принимать все, что не пошлет Господь. Без боли? Никак нет. С болью и с миром, припадая к Стопам Господа. Двигаясь к смирению - человек обретает сокровище: радостотворный плач."Сеявшие слезами радостью пожнут" - говорит царепророк Давид. Святые отцы определяют два вида смирения: человеческий труд, тяжелейший труд и крестоносный путь самоотвержения (а это не просто не съесть котлету!Это, в высшем выражении быть готовым за послушание старцу сердцем признать черное - белым, в том числе там, где ты был силен.Скажем, в профессии. И это добра значит лишиться? А вместе с тем и своего взгляда на жизнь? Своей "правды" - увидеть себя во всем и всегда виноватым?!!! Да как же можно? Можно ли?!!! Можно ли отречься от своей правды ради Божией Правды. как небо от земли отличающейся?))
Итак, отцы различали смирение "аскетическое" - когда мы сами идет на все эти унижения и "пьем поругание как воду" ежедневно в самых разных вариантах, - смиряем свою гордыню с помощью Божией, смиряем мудрования своего мощного ума.
А второй тип смирения - "Божественное"- это уже то, что в итоге Сам Бог дает в благодати человеку и он становится богоподобным. Все ли подвижники доходят до этого обретения?Редчайшие единицы. А смирять себя и принимать смиряющие воздействия человек должен до конца жизни. Опираться на самоукорение всегда и всюду, терпеть поношения, а они бывают - огого! -какими. Много чего претерпеть - в том числе и себя, свои неможни, свою греховность - дойдя до ада сердца, которое должно быть познано естественным путем, - ведь сердце человеческое - центр жизни - есть обитель великого паразита, хранящего все, все, все... "Держи свою душу во аде и не отчаивайся"- учил преподобный Силуан Афонский. Вот чему надо учиться и вот к чему надо стремиться! К обретению СОКРУШЕННОГО и смиренного сердца. История Анны - это история сокрушения сердца.Его сопротивлений, его болезней, его послушания Богу, а главное - действия в человеке Самого Бога по мере его послушания и ревностного следования по пути сокрушения, а не преждевременного самоуспокоения."Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" - гласит 50 псалом. У некоторых в конце такого крестного пути от Господа приходит постепенно ощущение свобода: "Праведному закон не лежит". "Чувства навыком" у такого "обучены", как говорит апостол, не только различать добро и зло, но и всему остальному: путь крестный -путь ПОКАЯНИЯ, пусть глубочайшего самопознания, пусть схождения во ад - собственного сердца, а потом только - начинаниЕ восхождения - все вместе со Христом. ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТ ОТРАДУ И УТЕШЕНИЕ ТОЛЬКО В САМОУМАЛЕНИИ И САМОУКОРЕНИИ. Потому и героиня рассказика - старая женщина в итоге вовсе не бестолкового дня, а дня прожитого на человеческий взгляд примитивно и просто, а на Божеский взгляд - совсем не просто,- в смирении, в послушании, в Боге, в пребывании в своем внутреннем человеке, в трезвении и внимании пребывая в своем сердце и живя для других - говорит,вовсе не останавливаясь - тут Вы все-таки немного неправы, а в самом таком пребывании души - "Как хорошо!" Хороша предельная усталость... Хорошо, что день прожит не по своей воле... Хорошо, что она не обидела никого... Хорошо, что давно уже живет и видит все происходящее - в Боге... Она с Ним - потому и хорошо. И хорошо человеку не головой знать из книг, а чувствовать из большого и очень трудного опыта, что человек ничто, а Бог - все. Елисавета ведь давно знала, что как только незаметно в чем-то одержав верх, или иное что сделав, она незаметно начинает надуваться своим "что" - даже на бессознательном уровне, она начинает стремительно падать обратно и как молния удаляться от Бога и Духа. Трудно комментировать рассказик как страницу аскетики, но мною он задумывался как штрих к облику человека уже СВОБОДНОГО. Главное - не надуться, а беречь вот это обретенное состояние "сдутости" - своего предельного истощания в жизни(кенозис по-гречески), дабы жил в сердце Христос. Как хорошо! Но как трудно! самоотречения да самоотречения... На каждом шагу, которые посылает Любящая Рука небесного Отца такому человеку. Даже апостолу Павлу было придано "жало в плоть" (некая постоянно мучившая болезнь), чтобы не гордился.
Смирение - это победа над гордостью и превозношением. Но надо и понять, во время многолетнего своего шествования к Богу, что такое гордость не просто в житейском понимании, а в онтологическом, метафизическом, как само воплощение, квинтэссенция падшей природы человека. Так что сначала- истощание, схождение во ад, а потом начало воскресения: и обретение свободы ( в том числе от всякого букварства), и возвращение благодати, которую не оскорбляет человеческая потаенная гордыня. Научается таковой человек - по оставлению его благодатью - понимает, что возгордился, надулся и спешит каяться и плакать Господу. Благодать такого всему учит и воспитывает Сама.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 10:31   Заявить о нарушении
Простите, дорогая Виктория, множество опечаток. Вот поспешишь - так не только насмешишь, а заплачешь!
Кстати, путь царя Давида к власти... Господь руками пророка помазывает его на царство, а после этого начинается десятилетний путь мучений, страданий, унижений, бегств и опасностей для жизни бедного Давида. Для чего? Для того, чтобы в его "избранном Богом" сердце (О том Бог говорит Сам пророку Самуилу, что зрит на сердце этого мальчика) была сокрушена гордость - тот самый внутренний "саул". Давид всегда был послушен Богу, и даже, уже великим царем, когда честолюбивый сын Аввесалом восстал на него, он смиренно уходит из дворца пешком, оставляет трон, не сопротивляясь и не ропща.
Зато за него поборолся Бог. Давид - образ кротости и смирения. Прообраз Самого Христа.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 10:48   Заявить о нарушении
Простите, Бога ради... Но я все думала, что значило Ваше слово "остановиться"? Остановиться в самоедстве? Так ведь тут вовсе не нужно самому регулировать маршрут: остановка - поехали- остановка... Нужно увидев свое недолжное, от чего болит тонкая совесть, от чего тяжесть какая-то , найти причину, даже если она на первый взгляд непонятная... И покаяться мысленно Господу, записать грех на бумажке и дождаться ОТВЕТА!!!!! А ответ - это луч Благодати кающемуся, смиряющемуся сердцу: "Как хорошо!" Пример тому - последние дневники св. Иоанна Кронштадтского. Он прямо и просто записывает по дням свои согрешения: вот кому-то позавидовал (несомненно в чувстве сердца только), вот раздражился на какую-то тетку, не там стоящую в храме... И какую же мгновенно чувствует его сердце тесноту. Он мгновенно вопиет внутренне Господу и получает вновь - прощение и пространство сердца. Это потрясающий урок. А то, что самолюбие уже преодолено... Честно говоря, в это очень трудно поверить... Глядя на Иоанна Кронштадтского... Что-то тут не так. Хотя временами нам действительно кажется, что вот это я уже имею, этому научился, это преодолел... Как только внутри себя подумал - Господь тут же смиряет нас за эти мысли.
А еще в рассказике мне хотелось немного сказать против букварства, которое так сильно в современной нашей церковной жизни. Вон у нее, у Елизаветы, четки-то висят на гвозде. И как же она может не страдать, если не успевает заниматься умным деланием, которое ей, вероятно, благословлено? Страдает... А Бог попускает вот такую жизнь и тысячи помех, для чего? Для того, чтобы человек страдал и боролся, бился, окаявал себя и научался как-то ТЕРПЕТЬ СВОЮ НЕГОЖЕСТЬ. Чтобы рождалось новое, благодатное ощущение этой негожести: не просто попустительство своему нерадению, а страдание и жизнь, которая уже держится одним упованием на милость Божию вот к такому нерадивому дурачку, как Елисавета. А Упование не посрамит, как известно. И это не приемы аскетики, это уже достигнутые СОСТОЯНИЯ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, за которыми немалый опыт. Так мне кажется, милая Виктория. Помоги, помоги нам всем Господи! Ты один ведаешь глубины наших сердец: уврачуй, укрепи, просвети...
Написала очень много и прошу за это прощения.Столь ведь трудна и серьезна тема. ВашаК.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 11:05   Заявить о нарушении
Дорогая Екатерина. Огромное Вам спасибо за Ваш пространный отзыв на мою маааленькую рецензию. Я сначала написала огромную, длинную, но когда нажала "Опубликовать", у меня случился сбой в сети и рецензия пропала. и я подумала, что если главное - остановиться, то и рецензия должная быть короткая и легкая, как вздох.
Я подозревала, что понять мое "главное - остановиться" будет трудновато, потому что это не объяснение, а попытка передать живой опыт. Я ведь и раньше старалась на обиды не отвечать, в пререкания не вступать, свою правоту не доказывать... и т.д. и т.п., когда не получалось - долго себя пилила, а если получалось, то все равно мысленно отвечала обидчикам и никакого удовлетворения от собственной кротости не испытывала. а как "щелкнуло", то кротость стала не натужная, а легкая, веселая какая-то даже. если и не сдержусь когда, то не самоедствую, а пойду, и что-нибудь хорошее для обиженного мной человека сделаю, а если не получу прощения - люди же разные, то что ж, отойду в сторону, а попозже снова подойду, так обида и проходит.
Остановиться - это для меня и есть принять реальность: свое и мира несовершенство, т.е. мир-то, конечно, совершенен, это мои представления о нем ограничены. к сожалению, когда пытаешься передать живое переживание, оно, как правило, превращается в засушенный цветок из гербария.
А в одном месте я с Вами, Екатерина, поспорю. Не всегда
правильно "жить для других". для собственной души это, наверное, полезно, но вот для других... других иной раз и окоротить следует (сказать "нет") - для их же собственной пользы. С уважением и благодарностью за Ваше прекрасное любящее сердце, за Ваше служение - с любовью, Виктория.

Виктория Тарасюк 2   10.11.2014 17:16   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, дорогая Виктория. Я очень рада, что Вы обрели покой душевный. тут и добавить нечего. Только вот как сопрягается с этим покоем учение Силуана афонского (я упоминала) - я пока представить не умею.Ну, со временем. Жить для других... Иногда говоришь нет, вынужденно, от бессилия, от обстоятельств, конечно. Но во-первых, это очень самому больно и большое страдание. Потому что есть заповедь... Ну, если человеку как ребенку сказать"нет", имея в виду "спички" в руках младенца, - это я понимаю. Но и на такое решение нужно иметь достаточно высокое рассуждение совершенных. Может быть, мы с Вами одни и те же понятия понимаем в разных тональностях по разности опыта и наставников. Пахомия Великого, который умирал со словами"Нет! Я еще не покаялся!" я понимаю, а вот остановку - честно говоря нет. Да и апостол заповедовал подвизаться, "Гоните, говорил, пока не достигните". А коли уже достигнуто царство свободы и смирения - ну так Господь забирает совершенных,как достигших? Вроде так отцы писали? Вообще-то очень полезное слово среди множества жемчугов есть у Исаака сирина о том, что Господь от нас ждет даже не исполнения заповедей, а исправления сердца. А какое оно, сердце? Вот тут и вся загвоздка...
Поклон Вам глубокий и моя сердечная благодарность за внимание, чтение и интересную беседу!

Екатерина Домбровская   10.11.2014 18:05   Заявить о нарушении
Дорогая Екатерина, большое спасибо Вам, что уделили мне столько внимания, столько доброты и сердечности излили на меня. И прошу прощения за свою излишнюю бойкость и некоторую самоуверенность. Разумеется, я не могу ответить на вопрос, что же такое смирение так, как это делали великие святые. Но в своей обычной жизни, размышляя над Вашими книгами, я получила неожиданную поддержку и помощь, за что Вас от всего сердца благодарю. С любовью, Виктория.

Виктория Тарасюк 2   10.11.2014 22:29   Заявить о нарушении
Несомненно помощь нам приходит от Господа, причем иногда от совершенно случайных подсказок. Это наше великое счастье. Пространно написала, потому что пыталась уяснить Ваш подход и трактовку. Не могу сказать, что поняла Вас , но это абсолютно ничего не значит. Как я уже выше написала, может быть звучание слов и понятий в разных тональностях,и регистрах и с разным смысловым наполнением. В этом действительно есть немалая проблема в общении даже людей одной веры и одного культурного пространства. Но поговорила с Вами с радостью и с несомненной пользой и для себя, за что и Вас от всего сердца благодарю.

Екатерина Домбровская   10.11.2014 22:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктория Тарасюк 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.11.2014