Рецензии на произведение «По мотивам рассказа Бориса Кривошеева»

Рецензия на «По мотивам рассказа Бориса Кривошеева» (Эдуард Тубакин)

Эд, я прочитала БК, прежде чем писать этот отзыв. Мне понравилась его, если хочешь так сказать, квестово-шутерная вещь практически полностью, за исключением пары моментов: окончание с библиотекой и обозначенной книгой. Вот такая конкретная манера обозначения литературного произведения в любом произведении, кроме литературной критики, мне всегда кажется избыточной. Для проверки читательского культурного слоя достаточно давать лишь намёк на знакомый образ, аллюзию.

***

Кстати, я из твоей открытой переписки (сорри) узнала о твоей воцерковленности и вдохновенности во время служб - рада за тебя, потому что сохранять веру, даже вопреки, - это работа души.

Ив Олендр   17.06.2013 05:49     Заявить о нарушении
Спасибо Ив. Скажу больше. В церковь я пришел от безнадежности и беспросветности внутреннего состояния и избавления от одной пагубной привычки И это в шестнадцать лет. Именно вера вытащила меня с того света. Но в церковь я хожу редко, потому что стыжусь своих грехов и не верю священнослужителям.

Что касается прои БК, то не сказать, что плохо по форме: бойко, динамично, захватывающе, но по форме: выхолощено, пусто, вторично. Даже, если убрать те два момента, не спасет рассказ. Не зря я сравнил рассказ с компьютерными играми. Да, зрелищно, но бестолково. В игре главное победить, пройти до конца, а в художественном произведении искупаться душой в метафорах и аллюзиях, преобразиться, пусть не испытать катарсис, но вынести что-то новое или утвердиться в старых истинах. В этом прои ничего этого нет. Прочитал и забыл, и ничего не шкарябнуло.

Эдуард Тубакин   17.06.2013 03:32   Заявить о нарушении
По поводу первой части я тебе напишу письмо.

А по поводу второй - катарсис могут вызывать самые неожиданные вещи. Например, меня по-настоящему зацепил достаточно простой по форме рассказ "Катька", по имени козы, которая и не имеет практически никакого отношения к повествованию, основанному на реальных событиях.

Автору удалось добиться воздействия какими-то невероятно простыми штрихами, показав состояние голода ребёнка, отчаяния матери, общей апатии выживающей семьи. Думаю, что пробирает более всего, когда экстраполируешь содержание на себя.

А в этом рассказе персонаж оказался тебе чужд - ты не увидел никаких мотивов его поступков, не примерял их на себя, не нашёл поводов, чтобы как-то принять или пожалеть ГГ.

Вот и весь повод для того, чтобы произведение само по себе или после наращивания читательского "мяса" оставалось навсегда в твоей "копилке", секретной закрытой библиотеке, в которой хранятся движения души каждого проникающегося красотой или идеями внешних образов, будь то вербальные произведения или какие-то материальные объекты, или даже событийный ряд жизни - повод впустить в себя, чтобы сделать частью себя (мы ведь можем отторгать даже реально произошедшее с нами, то что тогда можно говорить о чужих абстрактных текстах?).

Ив Олендр   17.06.2013 05:48   Заявить о нарушении
Мне кажется литература превращается в модный аксессуар. Висит этакая бирюлька, не знаешь куда ее приспособить: вертишь-крутишь туда сюда, никуда она не подходит да и не должна подходить. Пост-модернизм проторил широкую дорогу к этой тенденции.

Эдуард Тубакин   17.06.2013 12:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «По мотивам рассказа Бориса Кривошеева» (Эдуард Тубакин)

Эдуард, а я написала БК следущее:
...странно, что дон Хуан де Сол, обладая таким могуществом, не мог умереть, если этого хотел. Да и в Господа он не верил.
А сам он - отнюдь не бог))).

Господь живёт в духовном мире в вечной радости и блаженстве (поддерживая одновременно каждый атом материальных и нематериальных вселенных своими внешними энергиями и обитая в каждой живой душе в качестве Параматмы); у него нет оснований печалиться, среди его качеств есть и отрешенность.

А Ваш герой дон Хуан, скорее, похож на господина, про которого можете почитать в книге Alan F. Alford
GODS OF NEW MILLENIUM
Scientific Proof of Flesh & Blood Gods
Kodder & Stoughton

Алан Ф. Элфорд
БОГИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
МОСКВА • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕЧЕ» • 1999
глава "ТАЙНОЕ ЛИЦО ЯХВЕ".

Господь в состоянии услышать любого, чьё сердце открыто, - услышать без всяких технологических наворотов. А у Вас... как в песне у Макаревича "оО бесконечно одинокий/внештатный командир Земли".))))
*****************************************************

На Русском Севере в деревнях старики и старушки нередко умирали благостно: попрощавшись со всеми, ложились - и засыпали вечным сном. Достаточно много достоверных случаев описано - и не таких давних.

Кроме того, убийца всегда забирает на себя карму жертвы.
Разве что Хуан де Сол хотел умереть с чистой кармой? Это большой грех и отнюдь не панацея: провоцировать свою смерть.

Ну, а Достоевским восхищаться?..))) Ни одна книга не стоит человека просвещённого, пущенного в мир, - Лев Толстой сказал что-то в этом роде.
По вашему рассказу выходит: цель оправдывает средства. Так ли?))))

С уважением,
Любовь

Любовь Царькова   08.04.2013 13:43     Заявить о нарушении
Согласен, Любовь. Борис написал ахинею, но похоже сам не понял еще какую. Вчера в храме богослужение шло. Я стоял и чувствовал благодать божию, и понял, насколько Господь всемогущ, как он счастлив и какое огромное счастье может подарить человеку, стоит тому лишь поверить в него. А ведь это так не много. И батюшка весь заплаканный был, когда его встречали на входе с крестом, видимо перед службой долго молился и волновался. Какой там хуан с ним сравнится. Да после Благовещения жить хочется с утроенной силой, а не умирать непонятно от чего и для кого, как в рассказе Бориса.

Эдуард Тубакин   08.04.2013 14:04   Заявить о нарушении
Эдуард, как я рада за Вас! Если такой великолепный литературный стилист как Вы, встанет на Путь - это будет не только успех Вашей души, но оВы много душ спасёте своим творчеством.
А Борис не такую ахинею написал, там крупная игра, если почитаете указанную главу у Алана Элфорда.
С тепдлом,
Любовь

Любовь Царькова   08.04.2013 14:10   Заявить о нарушении
Я давно на нем, Любовь, воцерковленный с 16 лет. Просто не люблю распространяться, считаю веру делом сугубо интимным, личным, да и не хочу возбуждать здесь воинствующих атеистов. Частично свое отношение к православию описал в своем рассказе "Оська". А спасает лишь один Господь, а мы все, его послушная паства.

Эдуард Тубакин   08.04.2013 14:17   Заявить о нарушении
"воцерковленность" - это ёщё не всё и обольщаться не нужно, Эдуард -
http://www.proza.ru/2012/04/01/881

Любовь Царькова   08.04.2013 14:21   Заявить о нарушении
И не думаю :))) у меня были и есть искушения и покруче :);):)

Эдуард Тубакин   08.04.2013 14:26   Заявить о нарушении
Храни Вас Бог!

Любовь Царькова   08.04.2013 14:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «По мотивам рассказа Бориса Кривошеева» (Эдуард Тубакин)

Привет Эдуард!

Извини, только сегодня обнаружил, что обещанная рецензия уже готова:) Но, если честно, я в недоумении...

Ты написал у меня на странице: "В рассказе усматриваю одну большую несуразицу". Я понял это в том смысле, что рассказ нормальный, но в нем есть одна логическая (или какая другая) ошибка. Теперь же, прочитав твою рецензию, в которой нет ничего об ошибках, а только о твоем видении рассказа как киберпанковской бродилки-шутера, я склонен трактовать ту фразу так: рассказ - одна сплошная несуразица.

Или я чего-то не так понял?

Всего,

Борис Кривошеев   04.04.2013 09:01     Заявить о нарушении
Привет, Борис. Да, правильно понял. В рассказе нет ничего от литературного произведения. Есть некий сценарий, не знаю, синопсис, художественно выполненный, а литературу не заметил. Понимаешь, в чем вся штука: в литературе должна быть легкая недосказанность, не прописаны те или иные моменты, по которым читатель бы, помозговав, мог собрать целое. Я сколько не пытался, не смог. Мне показалось, это кусок из какой-то повести, будет продолжение, я наконец-то узнаю, что случилось, кто такие бодхидройды, отчего совершаются самоубийства, кто такой заказчик, почему книги хранятся в секретном месте и их выдают в виде бонуса, почему выбор героя пал на роман ФМД. Искал намеки, кивки, иносказания и... НИЧЕГО!!! Пустота. А пустота, сам понимаешь, не может быть законченным литературным произведением. Это скорее наметки на скорую руку. Как-то так прочлось. Извини.

Эдуард Тубакин   04.04.2013 09:11   Заявить о нарушении
Потом, у самого завалящего убийцы должны быть мотивы, история. У твоего нет. Не хватило мне психологизма что ли, зато загадок с избытком, но свод загадок не радует :);):)

Эдуард Тубакин   04.04.2013 09:19   Заявить о нарушении
Кстати сюжет очень схож с сюжетами компьютерных игр, если играл когда-либо. Там тоже дается некая данность, некая катастрофа, эксперимент после которых Земля фантастически преображается, герою надо добраться до каког-либо места, найти артефакт, попутно убивая каких-нибудь нехороших бяк. Дается некая враждебная условность, а ты крутись как хочешь :);):);)

Эдуард Тубакин   04.04.2013 09:30   Заявить о нарушении
Да, Эдуард, что тут можно сказать? Понимаешь, у меня к литературе немного другое отношение. Я считаю, что прочтение современного литературного текста зависит не от автора, а от читателя. Каков бэкграунд, таково и прочтение. И с моей точки зрения, это хорошо. Времена разжовывания, разъяснения, прозрачных намеков - они остались в XIX веке, а сейчас время другое: семиотическое пространство сгустилось, почти любой образ опирается на массивный фундамент ассоциаций. В моем рассказе любой мотив, любое слово так или иначе может (не должно, но очень даже может) вызывать конкретные синтетические ассоциации. Это во-первых. Во-вторых, конкретика часто губид пафос произведения. Что добавит к тексту информация о том, кто такой Заказчик? Понятно же, что это большой человек, если у него огромный "офис", охрана, если он ворочает заказами на убийство высших сущностей мира. Что еще более конкретное могло бы сыграть на пользу рассказу?

Извини, но мы живем в век информации. У кого ее больше, тот лучше понимает происходящее. Если тебе перечисленные мотивы показались загадками ("кто такие бодхидройды, отчего совершаются самоубийства, кто такой заказчик, почему книги хранятся в секретном месте и их выдают в виде бонуса, почему выбор героя пал на роман ФМД"), то я ничем не могу помочь. На мой взгляд, это настолько прозрачные отсылки к общеизвестным фактам, текстам, тенденциям, что уж они-то менее всего должны были вызвать недоумение.

Например: бодхи - это просветление, значит, бодхидроиды - это человекоподобные роботы, выполняющие функции святых. Подразумевается, что у бодхидройдов миллионы фанатов. Одной из проблем в обществах с развитой экономикой (Япония, США и т.д.) является массовый характер самоубийств после смерти того или иного кумира (поп-, рок-, кино-звезд). Ну, и так далее. В рассказеэти мотивы просто утрированно гиперболизированы:) Это же совершено очевидно, лежит на поверхности.

В любом случае. спасибо:)
Всего,

Борис Кривошеев   04.04.2013 10:02   Заявить о нарушении
Может быть, Борис, это я такой не развитый, не увидел супер прозрачных намеков, параллели с реальной жизнью, может быть живу в другом мире, где нет самоубийств и скорби по поводу смерти кумиров:);):) все-таки литература, пусть и будущего это не только одны сплошные ссылки и отсылки к чему-либо, к кому-либо, не схема, не набор предложений и лихо закрученного сюжета, это еше и некая магическая притягательность текста, которой, увы, опять-таки по моему мнению, отсутствует. Хотя другие рецензенты, прямо из кожи лезли вон, чтобы найти какие-либо смыслы.

Эдуард Тубакин   04.04.2013 10:10   Заявить о нарушении
Потом один раз пальцем в небо я все-таки попал. И потвердил твои слова, что прочтение (и понимание) современного текста зависит не от автора, а от читателя фразой: "мясо" литературности автор предлагает читателям нанизывать на каркас сюжета самостоятельно. Не дословно, но смысл тот же. Что мне было ближе с тем и сравнил. Не огорчайся и не серчай. С уважением!

Эдуард Тубакин   04.04.2013 10:20   Заявить о нарушении
Очень даже может быть:) Это я по поводу всего сразу.
Вот ты в свое время похвалил "Пикник на траве", где еще больше загадок и меньше прозрачности:) А этот рассказ просто, но просто тебе он не в тему. Это нормально, более того, это хорошо:) У меня тут все рассказы довольно разные, поэтому один может нравится, а другой - всенепременнейше нет:)

Я, конечно, не буду доказывать, что в рассказе есть и смысл, и полностью продуманная и сбалансированная логика. Я ведь законченый постмодернист, поэтому для меня любое прочтение - даже негативное - это замечательный результат.

Всего,

Борис Кривошеев   04.04.2013 10:28   Заявить о нарушении