Рецензии на произведение «Гл. 13 О злых старухах и не только»

Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

Да, это все очень верно и оттого грустно. Но ведь гордыня, которая соблазнила и испортила русичей зародилась задолго до революции. Конечно, не в литературе дело, ведь она просто зеркало. Поэтому чем-то хороша и утрата всяческих манер - гордость предстает в своем истинном виде, как она есть, что Вы так хорошо показали на примере ошалевших от своей значимости прихожанок...

Мария Березина   21.08.2014 19:42     Заявить о нарушении
Да, Мария, бедные люди... Это ведь воспитывалось десятилетиями - чувство своей значительности и значимости. Ведь пропагандистский аппарат на это работал! А при этом в уголках сердца и любовь к храму жила у бабок-то... И вот мы все встретились в Церкви в вначале 90-х... (не важно, кто раньше, кто позже, я беру рубеж) ...И мы увидели, что с человеком сталось. А начиналось раньше - Чехов фиксировал - Вы правы - "Рассказ неизвестного человека" - горничная-животное. Все уже готовилось. Поэтому вывод из тех событий полуторастолетий - по меньшей мере: нужно жить по отцам, в духовном напряжении на полную катушку. Тогда может быть, и отчасти придем в чувство. Ног большинство предпочитает жизнь в пол-ноги ( духовную, разумеется...).

Екатерина Домбровская   21.08.2014 21:01   Заявить о нарушении
По-моему, самый страшные люди у Чехова - это Абогин(фамилья-то какая!) и Лаптев (Три года). Хуже любого Фредди Крюгера.
Вообще с Чеховым как-то сложно. Я не могу его ни полюбить, ни отринуть, ни принять. Может, время не пришло?

Мария Березина   21.08.2014 21:37   Заявить о нарушении
Нужен какой-то особенный угол зрения. У меня он сложился недавно - в погружении в его личность и в красоту текстов, которая стала открываться. Я много плакала, перечитывая. Вероятно, рой ассоциаций подымался - не сюжетного, конечно плана. Пришлось менять мои читательские привычки, штампы восприятия. А потом изначально позиция защиты его от нападавших мне не могла не помочь приблизиться к моему подзащитному))).

Екатерина Домбровская   21.08.2014 22:00   Заявить о нарушении
Я случайно знаю, как изучают Чехова в Америке. Наших же натаскали и они рассуждают со студентами - был ли Чехов антисемитом? Потому как написал рассказ "Тина". Или не был - потому что "перекати-поле". Ах, какой противоречивый!
А уж как они толкуют "святую ночь" и сказать-то срам.

Мария Березина   21.08.2014 22:11   Заявить о нарушении
Да. я все это имела несчастье читать и смотреть - физически больно было! Но если бы не достали - то и писать бы не стала, наверное.

Екатерина Домбровская   21.08.2014 22:18   Заявить о нарушении
Студентов жалко. Как можно, глядя в молодые лица, лить им такие помои.

Мария Березина   21.08.2014 22:27   Заявить о нарушении
Согласна. И понимаю, что все это еще аукнется нам.

Екатерина Домбровская   22.08.2014 00:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, дорогая Екатерина!

Читаю с большим интересом, хотя концепция Вашего повествования мне пока не близка - осмелюсь подчеркнуть это "пока". На сегодня же интересует меня, в основном, Ваш авторский взгляд на современное состояние русского Православия, поскольку, к стыду своему, почти ничего не знаю.
К Вашему большому труду я отношусь с уважением, отдаю дань восхищения прекрасному языку и блестящей авторской эрудиции. Всё же, не могу решить для себя - Ваш ли я читатель? Пожалуйста, помогите мне, ответив на мой вопрос: что видите Вы в этих блоковских строчках?

"В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос."

Прошу поверить, что для меня это очень важно.
Заранее благодарю Вас.
С уважением

Татьяна Денисова 2   19.10.2013 20:28     Заявить о нарушении
Дорогая Таня, я очень рада, что Вы читаете. А на Ваш вопрос -экзаменовку - я ответить сходу не готова. Просто не думала над этим. А импровизировать не хочется. Не так давно вы подобным образом спрашивали меня о Достоевском: люблю ли я Достоевского? Вот Вы прочли довольно много глав и Достоевский всегда присутствует в них. В свое время я много занималась им. Но вот ответ - отчасти - на первый Ваш вопрос Вам дан - ну, что из этого теперь? Что изменилось?
А ответить на сложный вопрос - мой ли Вы читатель, я думаю, Вы сумеете и без моей помощи. Мне конечно дорог каждый читатель, но завоевывать сердца по отдельности каждого читателя, вероятно, мне просто не под силу. Надо ведь еще и работать.
Будет время - не откажите в любезности - объяснить и мне строчку Блока. У Вас ведь свой ответ несомненно есть. Когда-нибудь и я попытаюсь это сделать, но сейчас просто не могу из-за занятости книгой.
Кланяюсь, благодарю.

Екатерина Домбровская   20.10.2013 00:57   Заявить о нарушении
Вообще же, вот подумала, судя по первым реакциям и комментариям, по отзывам и нынешней рецензии (комментарии) моя книга - несомненно не Ваша. Если дойдя ее до половины , все остается при своем многозначительном "пока" - думаю и к концу мало что измениться. Ну что ж, это дело житейское. Я ведь тоже нередко отдаю СЕБЕ отчет, что чья-то книга - не моя. Правда, не всегда о том считаю нужным сообщать авторам. У них своих забот хватает...
Но поскольку Вы мне это сообщили (не в окончательном виде), придется мне смириться заранее с тем фактом, что я написала (еще не дописала!) книгу не для Вас. Что ж тут поделать? Ума не приложу. Хотя , конечно, немного жаль...

Екатерина Домбровская   20.10.2013 01:14   Заявить о нарушении
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.

Цитировать, вопрошая, надо полностью: начиная с кровавого флага.
Спрошу Вас и я: отчего это Вам так важно разобраться с бедным Блоком? Спрошу и еще: что для Вас смерть Блока? Отчего он так долго и страшно кричал, умирая, что и на улице слышно было?

Екатерина Домбровская   20.10.2013 01:35   Заявить о нарушении
Извините, дорогие мои Татьяна и Екатерина, за непрошеное вторжение, мои слова скорее обращены к Вам, Татьяна.
Я эту книгу начинал читать трудно. Почему так? Она написана не для среднего читателя, требует труда души, раздумий, самоанализа, да и приличной эрудиции - тоже. Меня заинтересовал взгляд автора на личность и творчество А.П.Чехова не по горизонтальной линии, как это чаще всего случалось у других исследователей его творчества, но ещё и по вертикали, образующей крест в точке пересечения этих линий. Такой взгляд дарит мне особое понимание не только личности писателя, но и самого себя. Через эту книгу я проверяю своё отношение к Богу, к окружающим меня людям, к творчеству.
Именно эта глава меня взбудоражила основательно, сегодня перечитал её, сделал для себя пометки для продолжения разговора с Екатериной Романовной, но чувствую, что опять мне не хватит времени - скоро должен до вечера уйти, хоть и приболел слегка. Дела ждут неотложные.
Я тоже думал изначально, что эта книга не для меня, что много в ней скучной премудрости заложено, куда как легче Веллера читать. Потом осознал, что она написана не для лёгкого чтения, что она мне нужнее сотен других "жвачных" книг, что через эту книгу я должен обратиться к новым книгам, прежде мною не читанным.
А Ваш вопрос, Татьяна, будет висеть БЕЗ ОТВЕТА, пока Вы сами себе на него не ответите. Видимо, однозначность ответа тут невозможна.
Извините за вторжение. Надеюсь, вы меня не накажете.
Ваш Виталий.

Виталий Валсамаки   20.10.2013 09:25   Заявить о нарушении
Ещё раз извините, я в спешке не расшифровал значение своего понимания вертикали и горизонтали. Если очень кратко, горизонталь - это связь человека с обществом, а вертикаль нас соединяет с Богом. В распознании творчества такой взгляд наиболее важен для нас. Не секрет, что творчество многих "деятелей" лишено вертикали.

Виталий Валсамаки   20.10.2013 09:38   Заявить о нарушении
Дорогой Виталий, благодарю Вас - молитвенно. Вопрос: "моя книга или не моя" - очень личный. Обычно авторы решают его внутри себя, не вынося на публику. И знаете почему? Потому что не считают себя безошибочным мерилом ценностей и потому не считают нужным заявлять о них, как о суждении, имеющем какую-то ценность и вес для других. Во всяком случае, такой критерий (моя - не моя) для меня звучит несколько странно...
Ну ничего, друг Гораций, и такое бывает... А для меня лично на все времена единственно важно, наставительно и существенно поучение дивного Псково-Печерского старца наших времен схиархимандрита серафима (Розенберга):

"Всем угодить трудно: "Горе, егда добре рекут вам вси человецы" (Лк 6, 26) (равно и благочестивые, и злочестивые). Честь в глазах других — пустое: не ищи похвал, не будь честолюбив, не ищи всем нравиться; от хороших и за хорошее не ищи почета; не кажись лучшим, чем есть; не старайся быть большим, чем на деле есть....
Аще кто хощет старей быти, да будет всех менший и всем слуга (Мк 9, 35). Усвой!

Екатерина Домбровская   20.10.2013 11:54   Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогие Екатерина и Виталий!
Прежде всего, я искренне стремлюсь разобраться в своих впечатлениях, ведь вот, Виталий говорит, что повествование это глубокое, сложное, уж никак это не "лёгкое чтение" - с чем я совершенно согласна. И как было не воспользоваться возможностью, предоставленной современной техникой, - вступить в контакт с самим автором с просьбой о помощи. (Не надо бы, так мне кажется, говорить обо мне совсем - предмет это маловажный и неинтересный )
О самой поэме и, особенно, об этой строчке - много, как вы знаете, было споров и раздоров в своё время. Чтобы объяснить моё собственное видение, придётся мне начать несколько издалека. Отечественная история - парадоксальна. Но ведь парадоксальность (вспомним хотя бы школьные уроки современной физики) - глубинное свойство материи. Таким образом, парадоксальность = природность, а поскольку природа творение Бога, то... надеюсь, понятно. Вспомним также известное высказывание Рильке: "Россия граничит с Богом" (по памяти).
Строка Блока, в контексте поэмы, есть словно бы концентрированное выражение этой парадоксальности. И если хотим мы рассматривать русскую историю как процесс единый и непрерывный - а этот призыв и мне бесконечно дорог, то вот и путеводная звезда - эта стихотворная строчка. В самом деле, ведь она воссоединяет "оборванную" нить между веками XIX, XX и нынешним веком - а вместе с ними и всей нашей истории! Ах, не пора ли нам излечиться, наконец, от "синдрома проклятого прошлого", то "царистcкого", то, как теперь, "советского" - ведь болезненный это, самоубийственный синдром! Надеюсь, не надо пояснять, что я отнюдь не рассматриваю отечественную историю, как сплошной позитив - это было бы и наивно и несправедливо, да и никогда и ни у одного народа такого не было.
Вот, вкратце и неискусно, мой нынешний взгляд на эту поэтическую строчку.
С уважением и благодарностью за беседу (впрочем, надеюсь на продолжение)

Татьяна Денисова 2   20.10.2013 14:50   Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, благодарю Вас за ответ.Очень хорошо, что Вы его написали: стало много яснее. В диалоге не одна сторона должна только открываться и давать пояснения, а взаимно. Я , признаться, так и думала, что Вас на самом деле волнует определенный историко-политический мотив - нашего отношения к прошлому. То "царистскому", то к "советскому"...
Если бы Вы прочли мою книгу "Воздыхания окованных" - этого вопроса бы у Вас не было.
Скажу про себя. Мое отношение к истории, к прошлому укладывается в единую формулу: история есть обнаружение духовной реальности, то есть действия в мире людей Промысла Божия".
Какие же разрывы тут могут быть?
Для меня обращение к истории всегда - попытка познать эту духовную реальность в земной жизни и действие в ней духовных законов. Для меня не существует этих выдуманных прерывностей: одна история, потом другая...
Хотя масштабы катастрофы 1917 года (зревшей много раньше) я оцениваю пессимистически на данном этапе жизни. Хотя сознание православного человека - в принципе оптимистично. Просто мой оптимизм разрешается уже не здесь - а в конечных судьбах Божественной эсхатологии.
Политизацию православия, искусства, богословия и философии я давно уже считаю издержками производства, оскоплением духовности, глубинных способностей ума. На этом пути - одни только пустые и тупиковые враждебные дискуссии.
Разумеется, впереди всех процессов жизни - Иисус Христос. Только венчик у него терновый, а в руках Его - мученический Крест, а не кровавый флаг. Но это уже область поэтики. К Блоку я никак не намерена придираться.
Главная нить Священного потока истории (а после сказанных выше слов об истории, она становится для нас именно священной) взаимоотношения народа, отдельных человеков и Бога, сотстояние веры и тех нарушений, измен и падений, которые влекут за собой деградацию веры. Деградация веры в России - следствие печальных процессов, которые не могли не происходить в Церкви, находившейся под страшным давлением чуждой фронимы (менталитета). Церковь триста лет ослаблялась, а вслед за этими процессами обезоруживался духовно человек, который уже не мог противостоять диавольской работе разрушения душ.
О Блоке я сейчас говорить не могу и не хочу: я отрицаю схоластическую филологию с ее игрой в бисер. в разгадывание загадок текстов. А чтобы разгадывать духовные смыслы, нужно очень глубокое погружение в личность, в историю души и полный пересмотр текстов поэта. Ничего старого взять невозможно. Даже самые талантливые критики уже были духовно поврежденными и ослабленными людьми. А сейчас начало нарождаться новое духовное поколение, которое пока в массе своей не вошло в силу и не могло успеть этого сделать по многим объективным причинам - в частности из-за почти полного разрыва традиции.
Никаких исторических периодов я не отрицаю, считаю это полным идиотизмом и рассудочной выдумкой маловеров, но оцениваю их прежде всего по критерию духовному: человеческие души и их отношения с Богом. А это очень сложные, противоречивые процессы, которые логарифмическим линейками политиканов не измеряются.
Думаю, именно это вы хотели от меня услышать?
Если я еще представляю для Вас интерес - начните читать "Воздыхания" - это история большой русской семьи почти за 200 лет - вплоть до нынешнего и лично меня даже. Эта книга скажет вам много больше, чем теоретические выкладки.
Если захотите - можно будет вам и книгу как-то передать при оказии...

Екатерина Домбровская   20.10.2013 15:20   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Екатерина, за этот подробный и содержательный ответ - Вы мне действительно помогли. Чтение, конечно, продолжу - с учётом для себя некоторого концептуального несовпадения авторских и моих, читательских, на данный момент, взглядов. Но, как Вы и пишете, это - естественный, живой процесс( по памяти). Вот, даже и с самим Толстым я не во всём согласна ) что тут поделаешь. Итак, постараюсь просветиться, прежде всего, в отношении современного русского Православия, а то в самом деле неловко: пожалуй, даже о нынешнем католицизме (который, по моему впечатлению, оправдывает, и даже с избытком, пророческие слова Достовского) мне известно несколько больше: предполагаемые купюры
в посланиях Апостолов, "Opus Dei", обеление содомитов, агрессивные планы "католизации" православных стран... впрочем, полагаю, всё это Вам хорошо известно.
Вашу книгу "Воздыхания окованных" (кстати, какое прекрасное название!) прочту, видимо, сначала в эл. версии - благодарю Вас!
С уважением, признательно

Татьяна Денисова 2   20.10.2013 16:52   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Буду очень рада Вашему чтению "Воздыханий". Помимо всего прочего - так в основе уникальный семейный архив и богатейшая переписка...А книга полностью называется "Воздыхание окованных. Русская сага".

Екатерина Домбровская   20.10.2013 17:46   Заявить о нарушении
Да, очень интересно, спасибо, дорогая Екатерина!
В свою очередь, была бы рада Вам на своей стр., но, с другой стороны, понимаю, конечно: работаете над книгой, не хочется отвлекаться.

Татьяна Денисова 2   20.10.2013 21:17   Заявить о нарушении
Между главами я обычно делаю небольшой перерыв и непременно зайду почитать.До встречи!

Екатерина Домбровская   20.10.2013 23:47   Заявить о нарушении
Татьяна Денисова 2 20.10.2013 14:50

>>>>Но ведь парадоксальность (вспомним хотя бы школьные уроки современной физики) - глубинное свойство материи. Таким образом, парадоксальность = природность, а поскольку природа творение Бога, то... надеюсь, понятно. <<<<
-----------------------------

Простите, это совершенно неверно. Парадокс – категория гносеологическая, природность – онтологическая. В переводе с греческого «парадоксос» означает «неожиданный, странный». То есть, оцениваемый как таковой лишь в сознании познающего субъекта. В природе нет ничего парадоксального. Есть природные феномены, воспринимаемые нами в силу особенностей нашего познавательного аппарата как парадоксальные, только и всего…

Франк Де Сауза   21.10.2013 08:21   Заявить о нарушении
Реплики я не отделываю; имела в виду, о физике: "часть больше целого", виртуальные частицы... да и сама ОТО (заранее соглашаюсь, что сейчас она подвергается критике) разве не парадоксальна? Что же есть у нас кроме "познавательного аппарата"? Вот ведь и Ваша реплика - результат его функционирования )

Татьяна Денисова 2   21.10.2013 16:41   Заявить о нарушении
Парадоксов можно найти множество. Но они не имеют отношения к природе - в том смысле, что парадоксальность - не свойство природы, а сами парадоксы, соответственно - не природная категория. Утверждая, что природа парадоксальна, мы неправомерно объективируем наше собственное восприятие природы.

Франк Де Сауза   21.10.2013 17:26   Заявить о нарушении
Извините, но это игра словами - бесполезная, на мой взгляд.

Татьяна Денисова 2   21.10.2013 17:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина Романовна, здравствуйте!
Именно эта глава меня взволновала особенно, здесь я встретил мысли мне близкие, давно тревожащие. На один из вопросов получил ответ от Марка Подвижника, вот он: «Радуйся… когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою. Если кто от одного слова не оказывается послушным, того не понуждай через прение, сам воспользуйся благом, которое он потерял. Ибо незлобие принесет тебе великую пользу. Но когда вред от одного распространяется на многих, то не терпи его, ища пользы не своей, но многих. Общее благо важнее частного».
Двадцать лет искал эти слова.
Вся глава насыщена моими откликами на многие вопросы моего личного опыта и долгих наблюдений.
К сожалению, я сейчас не имею времени продолжить, до конца высказать свои впечатления, но вечером, когда буду уже свободен, ещё раз перечитаю и напишу более вразумительно.
Не прощаюсь.
С восхищением - Виталий.

Виталий Валсамаки   19.10.2013 10:08     Заявить о нарушении
Дорогой Виталий, а знаете, я много лет и много раз читала марка Подвижника, и так же, как и вы искала ответа на эти непростые вопросы, и так же была изумлена и рада, словно нежданному подарку этому дивному слову. Польза многих- это подтверждено словами многих отцов.А личная польза - она всегда в смирении.
Благодарю Вас низким поклоном: в этой главе с Божией помощью нащупалось главное. Но подожду, что еще Вы добавите...

Екатерина Домбровская   19.10.2013 11:00   Заявить о нарушении
Наконец-то, дорогая Екатерина Романовна, я получил возможность продолжить начатый разговор.
Вчера вечером, как это всегда бывает по выходным дням, в гости пожаловали три внука (8, 10, 12лет) - любят у бабушки с дедушкой ночевать. Разумеется, шум, смех и никакой возможности сосредоточиться.
В этой главе затронуты наиважнейшие вопросы внутренней жизни церкви, и хотя для меня эта тема не новая, с Вашей помощью я прихожу к пониманию этой проблемы. Особенно она остра здесь, на Украине.
Вы, конечно, помните трагедию раскола нашего Православия, когда при активной поддержке политического оборотня Кравчука, другой церковный оборотень - митрополит Филарет (Денисенко), создал Киевский Патриархат. Мне известно, что ранее этот страшный человек имел солидные шансы возглавить Московский Патриархат. К счастью, этого не случилось. Но не о нём хочу говорить.
Я наблюдаю вокруг себя то, о чём Вы пишите в этой главе: именно внешнее служение церкви. "Приятно и престижно устроились в церкви" иные её служители. В нашем городе уже открыто обсуждается подобное явление, ибо местный храм уже давно превращён в семейное прибыльное частное предприятие. Другой бог - собственное "Я", он торчит во всём. Не стану Вас утомлять разоблачениями, но отчётливо понимаю, что Православию наносится ощутимый вред. Эту тему я обсуждал с одним из бывших служителей храма.
Есть другие вопросы, которые я изначально хотел затронуть в нашем разговоре, но сейчас решил воздержаться. Я вижу, что переписка с читателями и разъяснение собственной позиции отнимают у Вас очень много времени и сил. Сам часто удивляюсь Вашей выносливости, умению при этом ещё и уделять время творчеству.
Я так не могу. Когда в работу впрягаюсь, мне нельзя мешать. Люблю тишину и полное погружение в новую тему.
Впредь постараюсь не занимать много Вашего внимания.
С пожеланием добра и спокойствия - Ваш Виталий.

Виталий Валсамаки   20.10.2013 22:41   Заявить о нарушении
Дорогой Виталий, я непременно все-таки отвечу Вам, но чуть позже - завтра: из-за семейных беспокойств. Тема серьезная. Требует внимания!

Екатерина Домбровская   20.10.2013 23:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

"Но когда вред от одного распространяется на многих, то не терпи его, ища пользы не своей, но многих. Общее благо важнее частного".
Если бы сегодня вред распространялся только от одного, вредоносных людей сегодня тьма. Как у Маяковского:

"Очень много разных мерзавцев
ходят по нашей земле и вокруг".

Проблема еще в том, что эти вредоносные мерзавцы захватили ТВ, СМИ, проникли в искусство: театр, эстраду и т.д.
Зло более организационно, чем добро, поэтому, чтобы скрутить его, нужна воля правительства, твердая рука верховной власти, а ее пока нет.
С уважением и добрыми пожеланиями
НИК

Николай Иванович Кирсанов   29.06.2013 18:56     Заявить о нарушении
Дорогой НИК, хорошо Вас понимаю: всю жизнь сражалась как публицист вплоть почти до последнего времени. И вот только последний год стала выходить из авангарда. И 20 лет назад они все захватили и двадцать лет и больше измываются над Россией. Я ищу глубокие причины, вернее, причины эти открывает история жизни последних 200 лет - трансформация национального самосознания и духа. Охотников обсуждать следствия и лечить болезни среди наших рядов много, только вот о причинах думать не хотят и больного исследовать как следует тоже не умеют. Потому что тут нужно святое беспристрастие и опора на Христа. А мы все еще сидим в экономизме и прочих измах.
Вот такое у меня брюзжание. В "Вооздыханиях" я и пыталась на примере нескольких покуолений одной большой русской семьи, слившей несколько родов увидеть - с документами в руках и с собственными воспоминаниями то, что происходило в России и как и в какую сторону менялись люди.
Так что сидят на наших головах и харкают нам в лицо не случайно.
И добро объединиться не может, потому что оно полу-добро. Пишут с пеной у рта в защиту русского языка. а как пишут? Посмотреть и в голову не приходит! (это просто отзвуки разных впечателний.
Но я не виновата: это вы больные струны задели: вот они и застонали!)

Екатерина Домбровская   29.06.2013 21:22   Заявить о нарушении
Надеюсь, Вы не обидитесь? Я с Вами искренно говорила и не без горькой улыбки. Так что дальше горьких строк это все никуда не идет...

Екатерина Домбровская   29.06.2013 21:24   Заявить о нарушении
Спасибо!
Вы все правильно сказали.

Николай Иванович Кирсанов   30.06.2013 11:17   Заявить о нарушении
Ну, слава Богу, а то вы в больную тему попали, меня и понесло... Мы ведь с Вами об одном и том же говорим...

Екатерина Домбровская   30.06.2013 11:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

"Образованные, нередко сделавшие в миру светскую карьеру женщины, придя в Церковь, они мало в чем изменились, остались такими же уверенными в себе особами."- подчеркиваю для себя, с печалью и горечью, наблюдая пример и результат...
Гордыню и гордость всегда ставила на разные полочки, жутко, конечно, но подпитки окружают и манят, ощущаю и себя во многом продуктом ускоренно-облегченного воспитания.
Спасибо, Катюшенька, за очень-очень многое в Ваших строчках.
С любовью, уважением и самыми добрыми пожеланиями,

Татьяна Столяренко-Малярчук   27.06.2013 13:41     Заявить о нарушении
Милая Таня, Вы очень честный и смелый человек. Для некоторых нужны годы и годы церковной жизни, чтобы человек поверил и признал в себе наличие гордости (гордыни). Хотя она насилует всякого человека. И долго, и мучительно. А освобождение от нее - это венец пути - это смирение, которое достичь - не раз взойти на крест...
Гордость - это, наверное, когда гордятся чем-то конкретным у себя и в себе. А гордыня - это то, что посеяно в человека от Адамова грехопадения. Некая внутренняя предрасположенность - выражающаяся в самолюбии и эгоизме. Преодолевается самоотречением.
Все это такие трудные вещи, а уж достижение освобождения - это и огромные усилия, подвиг и, самое главное, - дело Рук Божиих.
Но Церковь учит, что почувствовать в себе действие гордости (или гордыни) возненавидеть ее в себе - самое великое дело в спасении человека. А уничтожить ее у такового может только Бог.

Екатерина Домбровская   27.06.2013 13:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

В костёлах ещё хуже Катенька, службы-то идут на двух языках, литовском и польском и, когда приходит время одним выходить, а другим заходить, начинается давка - всё это ужасно...Литовские бабушки шипят ненавистью на полячек, польки обзывают литовок язычницами, и нет этой нелюбви конца...«В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны…» Страшно. И знаете что ещё пугает, ведь если завтра разверзнутся небеса, мало кто падёт на колени, и взовёт к Господу, а вытянут свои мобильники и начнуть фотографировать, прости Господи, если это только мои страхи...

Элеонора Андриевская   25.06.2013 00:26     Заявить о нарушении
Дорогая Эля, действительно страшные предзнаменования. Но я всегда вспоминаю про нескольких праведников из-за которых , как сказал Господь Аврааму, если они найдутся, будет помилован город. Все надежда на эти немногие светильники земли!

Екатерина Домбровская   25.06.2013 00:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

Доброе утро, Катечка! Какие нужные вопросы Вы поднимаете в этой главке. Прежде всего Ваше глубокое чтение и защита Чехова от поверхностного взгляда не только просто читателей, но и от людей, которые имеют возможность вещать на большую аудиторию (NN и пр.) Вижу как болит сердце у Вас от высказываний о Чехове этих литераторш. И тема злых старушек когда-то тоже меня удивлявших, пока сама не поумерила свою гордыню и не стала к чужим слабостям относиться снисходительнее. Наверное, с возрастом еще приходит понимание жизни и поэтому терпимее становишься во всем. Я многим своим знакомым говорю, не обижайтесь душевно на многие вещи, которые не всегда нравяться даже в церкви. Это, к сожалению, срез общества, как и учителя, так и врачи, к которым нам не хотелось бы идти. Идите в просто в церковь, как к проводнику, а не к какому-то частному лицу. Сил Вам и здоровья, Катя, ждем продолжения. Ваша Галя.

Галина Иванова 3   18.06.2013 10:39     Заявить о нарушении
Дорогая Галя, Вы совершенно правы: от нашего терпения, смирения, великодушия очень много зависит. И старушки могут меняться на глазах - с ними много проще , нежели с просвещенными дамами... Я бы сказала, старушки те - жертвы воспитания. От просвещенных - спроса больше.
В отношении Церкви - Вы совершенно тоже правы. Но осмысливать эпохи, думается, нужно: как и последние 100 лет, так и бывшие ранее, подготовившие то, что случилось с Россией.
Сне видится, что именно Чехов (вслед за Достоевским) дал неотразимый портрет своего времени, предреволюционного времени и всех его "тихих" и "милых" пороков. Чем не мила душечка? А тем, что она уже не дух, а одна воплощенная плоть и плотью пропитанная душевность. Насколько все это видел и понимал Чехов? Думаю, видел и понимал и очень глубоко... Вот и бьюсь над тем, чтобы это раскрыть...
Спасибо Вам великое за то, что не потеряли интереса к чтению не очень веселой книги...

Екатерина Домбровская   18.06.2013 11:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Катечка, за развернутый ответ. Во всем с Вами солидарна. Продолжаю читать Ваши Воздыхания и вторично Весну, это как большая духовная подпитка. Так радуюсь, что имею эти книги. Буду ждать завершения Пути, чтобы увидеть его выход в печатном виде. Чтение книги не сравнимо с чтением интернетного варианта, совсем все по другому воспринимается. Целую Ваша ГАля.

Галина Иванова 3   18.06.2013 12:17   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Галечка. Издатель уже есть... А вот книга-то не готова - тем паче, что это будет только первая часть трилогии...

Екатерина Домбровская   18.06.2013 12:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, милая Катя!
Такие вопросы подняты, так освещены и поняты... к сожаленью, злободневны и повседневны... о бабушках и бабах, и ревности не по разуму. Как-то просто стараюсь не замечать или забывать эти детали.
А ведь они и не так уж мелки - из них складывается атмосфера церковная...

Вспомнился митрополит Петровских времен Феофан Прокопович. В последнее время он достиг до такой высоты власти, до какой не достигал ни один из архиереев после патриархов. Он был другом Бирона и Остермана и богатейшим сановником в России. Все архиереи по необходимости преклонялись перед ним. Ученая репутация его стояла высоко не только в России, но и на западе; вся русская церковная литература сосредоточивалась около него и зависела от его одобрения; его знакомства искали и русские, и иностранные ученые и писатели; он был сильным покровителем молодых талантов, в том числе Кантемира и Ломоносова.
Память его омрачена связью с тайной канцелярией, с ужасами бироновщины...

Он сознавал это свое моральное падение на путях блестяще начавшейся его карьеры и в предсмертные минуты, по преданию, воздыхал: "О главо, главо! Разуму упившись, куда ся преклонишь?"

Задуматься бы о связях, о стезях, о словах и оценках...

Вам поклон и пожелания сил и здравия. С почтением,

Татьяна Вика   18.06.2013 07:03     Заявить о нарушении
Да, Танюша, все это очень тяжело, много приятнее писать о светлом - и свою душу насыщаешь... Но что делать? Все-таки надо трезво видеть жизнь. Для меня важно было понять корни подобных трансформаций. А именно - сознательное и целенаправленное воспитание в человеке гордости - та самая идеология, которая и сформировала и породила и грубость, и ревность не по разуму, и такое сильное уклонение в фарисейство , из которого нередко человек не может и выбраться годами... И все - гордыня, которую под теми или иными видами в человеке - в нескольких поколениях - культивировали. Но если кто-то рядом, ругая советсткую эпоху, культивирует гордыню иного характера - становится еще отвратительнее: ведь там она замешивается в один замес и с якобы традициями, и с якобы аристократизмом и даже с православием.
Нет, нельзя на это закрывать глаза. Это великая и ужасная ложь. И ее следует видеть. Так мне думается...
Спасибо Вам, дорогая Таня, за пример - о многом сказал.

Екатерина Домбровская   18.06.2013 11:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 13 О злых старухах и не только» (Екатерина Домбровская)

Современная глава!
Вместе с Тимофеем хочется защитить и классиков, и простых людей от таких продвинутых и агрессивных критиков.
По поводу типажа вспомнилась деловая церковная дамочка, мешающая всем в храме во время службы, бегающая с листовками, поучениями и поручениями, и очень довольная собой. Ей и молиться некогда, она при важных делах.
...с гордостью трудно человеку расстаться, если он не устранит ее подпитки...
А ведь сейчас достойная цель жизни (и в церкви тоже) - добиться этих подпиток: власти, положения, денег, званий.
Получается общий строй современной жизни культивирует гордость и эгоизм.
Еще очень верно про отчуждение и недружелюбие.
Критиковать и осуждать желающих море, в лучшем случае просто смотреть на других равнодушно, и еле терпеть их присутствие.
И чем лучше материальное положение людей, тем они недоверчивее, презрительнее и высокомернее.
...Правда и Красота – в Божией жизни.
Но почему мирские законы так легко входят и в церковь?
Веры не хватает, учителей или требования к верующим снижены, лишь бы приходили...
В церкви ищут помощи в своих бедах и болезнях, а изменения себя самого ищут редкие.
А Тимофей, как настоящий герой, при всей грустной нашей реальности, дарит читателям надежду на понимание Правды и Красоты.

Иволга Летняя   17.06.2013 08:48     Заявить о нарушении
Дорогая Иволга! Вы сами поставили и сами же ответили в совершенстве на все поставленные вопросы. Спасибо Вам, что разделяете понимание и подходы - это дороже всего. Современная жизнь культивирует гордость и его близнеца эгоизм. НО современность эта затянулась лет эдак на 100 у нас...
Сердечно Вас благодарю и кланяюсь Вам - Ваша Е.

Екатерина Домбровская   17.06.2013 11:31   Заявить о нарушении
solneznjэ prэvet эs Vэzantээ!
more laskowoe, kak skaska!

Иволга Летняя   26.06.2013 15:24   Заявить о нарушении
Наконец-то! Я так рада за Вас, мои девочки!

Екатерина Домбровская   26.06.2013 18:21   Заявить о нарушении