Рецензии на произведение «Гл. 29-35 Диавольский клапан»

Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

"...герой Чехова – Андрей Коврин никаких святоотеческих предупреждений и слыхом не слыхивал. Он ведь был магистром философии, а не магистром богословия, а философия, как выражался любимый преподаватель Тимофея, есть не что иное, как «безблагодатный путь к Богу». Однако вряд ли Андрей Коврин в своих занятиях философией искал пути к Богу. Чехов о том вообще молчит, словно никакой высшей цели у занятий Коврина и не имелось, а смысл его усердия упирался в лучшем случае в его честолюбивые и тщеславные мечтаниях о достижении каких-то высот".

Эти (как и прочие другие) мысли очень близки, дорогая Екатерина.

Борис Пинаев   12.11.2013 03:57     Заявить о нарушении
Еще и еще - благодарю. Вы знаете - ближе к концу этой главы, кажется, в общем разговора про Коврина, я вставила кусок, где цитатка из Николая Кавасилы. Она для меня очень важна - она дает глубину понимания и сочувствия - в духе чеховского сочувствия к человеку, что даже за извращенными тщеславными стремлениями человека где-то в невидимых глубинах живет изначально присущее образу Божию стремление к "беспредельной воде" - к Богу, к Вечности, к совершенствованию, к тому, для чего человек предназначен. Эта мысль не то, что бы смягчает духовный анализ и приговоры Ковриным, она в моем понимании придает Чеховское именно звучание - в этом суть его так называемой мягкости и сочувствия человеку. Тихий плач о человеке. И он не раз говорил о высоком предназначении человека, знал об этом и вероятно , переживал эту мысль опытно.
Мой Вам низкий поклон - благодарствую за поддержку!

Екатерина Домбровская   12.11.2013 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, свет Екатерина!
Раньше как-то встречала мысли о вертикали и горизонтали в творчестве Пушкина... Но не примеряла этих мыслей к своей повседневной жизни. Наверное мешала та самая расслабляющая мечтательность, а не сиюминутная конкретность.

"Потому-то мы рвемся вдаль, что не умеем работать около себя; потому-то мы и мечтаем о любви ко всем, что не умеем любить действительно тех, кто около нас; потому-то мы и живем в будущем, что не умеем жить в настоящем. И потому-то настоящее уплывает, уходит от нас таким же худым, как было. Мы не улучшаем его своей любовью, своим трудом. Окружающие нас люди не чувствуют нашего света, а мы, ленивые, нерадивые рабы, утешаем себя мечтами, порывами, мы любим что-то, мы работаем над чем-то... но к сожалению, все это фантазии, то есть в пустоте...»

Разумеется, в этом письме епископ говорил только о «линейном» будущем, – будущем, ползущем по горизонтали лишь земной жизни, в жертву которому и приносится реальное настоящее, но не о будущем «по вертикали», которое можно было бы именовать устремлением, вознесением ума человеческого ко Христу, потому что именно действие в сердце человека в е р т и к а л ь н о г о будущего и возвращало его в реальное земное время, научало противопоставлять мечтательному прожиганию жизни – трезвенный реализм повседневного служения Богу и ближнему. Жизнь виделась Тимофею в виде креста: горизонталь земного линейного времени, которая могла быть плодотворно осуществлена лишь при наличии вертикальных духовных устремлений человека к Богу, к соединению с Ним. Вертикаль оплодотворяла и давала жизнь и смысл горизонтали."

Вот-вот и надо, чтобы "Вертикаль оплодотворяла и давала жизнь и смысл горизонтали". Иначе пустота. Пропасть пустоты. Как бы не угодить в таковую...

Благодарю Вас за интерес, с которым читаю и вчитываюсь... Дай Бог Вам, Катя, сил и здравия. Ваша Т.

Татьяна Вика   25.08.2013 17:03     Заявить о нарушении
Дай Бог Вам, Таня многая лета, за то что своим духовным расположением, восприимчивостью и открытостью Вы так поддерживаете меня, подаете надежду на то, что не зря испещряются буквами строки. "Как бы не угодить в пустоту..." правильно говорите! А для этого, мне кажется и вертикаль должна строиться правильно по прописям святых отцов, а тут есть такие трудности, такие невозможно высокие и иной раз даже непонятные и парадоксальные ступени, какой является, к примеру,смирение. Легко ли уяснить себе это понятие? Великие трудности на этом пути. Только б не сорваться в эту пропасть пустоты...

Екатерина Домбровская   25.08.2013 17:17   Заявить о нарушении
Ох, Катюша, - "Святые отцы, – не нами давно замечено, – читаются д е л а н и е м "!!! А не так как я...

Татьяна Вика   25.08.2013 18:05   Заявить о нарушении
Таня, Таня, все мы одним миром мазаны! Горемыки!

Екатерина Домбровская   25.08.2013 18:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Слов нет у меня. Снимаю шляпу и низко кланяюсь... Спасибо.
С Уважением...

Владимир Мигалев   22.08.2013 19:33     Заявить о нарушении
Ну что Вы, дорогой Владимир, я очень тронута и смущена. Давайте по-братски друг другу поклонимся - мне так более по сердцу. Заходите! Может почитаете эту книгу о Чехове сначала? Это ведь уже 23 глава... Была бы очень рада.
Позвольте пожать Вам руку.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 19:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Добрый вечер, дорогая Катя... трудно касаться мне Чеховской темы... не настолько хорошо я знаю, его творчество... и биографию... но описание процесса духовного преобразования человека бесконечно мне интересно...
"До какой черты наши труды приемлются Богом, а где начинается то, что ведет к земной автономии человека, удаляющегося, а не приближающегося делами своими, словом своим, музыкой, открытиями и прочими трудами – к Богу?" - вопрос вопросов... и я понимаю, что нет универсального ответа на него... но то как Тимофей пытается разрешить его для себя есть вешка, выставленная на пути, выбравших христианский опыт познания смысла всей нашей жизни...
"И как же чудодейственно самоукорение! Оно, и только оно, способно принести человеку утешение, мир и вырывать из демонских лап" - ловлю себя на мысли, что самоукорение вживляется очень болезненно, но вместе со всей этой болеощутимостью является и радость осознания, что есть надёжный способ освобождения себя от бесовских пут и ограждения от демонских воздействий... одно только, самоукорение перед собственным я умножает гордыньку, а перед лицом Господа обезоруживает зло и внешнее и внутреннее...
Очень ценны для меня такие вот откровения в Вашем тексте... Божией Помощи Вам, Катя, в работе над текстом... с неизменной благодарностью за Ваш труд и низким поклоном, -

Ольга Катц   22.08.2013 18:43     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Оля, мне тоже очень дорого Ваше внимание к этому тексту и именно Ваш угол зрения. Он и для меня - главный. Одного не уловила в точности: что значит "самоукорение перед собственным я?" К примеру, ты не виноват, тебе больно, но ты переживая находишь искренне свою вину - пусть даже в каких-то очень давних событиях жизни. Чем же тут гордиться, если ты увидел себя с безобразной стороны? Другое дело, если кто тщеславиться самоукорением перед людьми, - ну тут конечно, Но обычно всегда ясно: показуха или настоящее. настоящее самоукорение - всегда крест с соответствующей болью. Оно смиряет человека в собственном о себе мнении. А вообще извратить можно все... Все-таки самоукорение - всегда процесс интимный: Бог и душа. А потом и исповедь перед аналоем. Может. тут и не получится вкрадываться гордыньке? Стыд-то - он и есть стыд... Сокрушение и есть сокрушение... А какое самоукорение без этого? Ложь самому себе? Игра? так это чистой воды прЕлестный процесс. Но уж очень ... изысканный. Это вероятно свойственно праведникам. Им не в чем укоряться, так они выдумывают. А грешникам все проще - куда только глаза спрятать от стыда... Стыдом и спасаемся.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 18:51   Заявить о нарушении
Всё правильно, Катя... прелестный процесс... изысканный... и не обязательно перед лицом других людей... покаялся... очистил сердце... плакал и молился... предстоял перед Господом... но явился тщеславный помысел, коснулся сердца и словно ничего и не было очищающего... твоё я живо... заявляет о себе... и ты ничего сам не можешь с этим сделать... вот только собственные болезни и тяжкие скорби, происходящие от лишения Божественной Благодати усмиряют сердце... тогда это я уже само вопиет и взывает к Богу о помощи..........

Ольга Катц   22.08.2013 19:26   Заявить о нарушении
Все правильно : помысел самодовольства. Это точно и понятно. Но если человек знает его, то эти помыслы его смиряют, а человек их умеет гнать. Это же скот на копытах всевает! так и сказать ему: пшел вон! И вообще святые (сейчас перечитываю для 24 главы) умели здорово отбиваться на такие помыслы. А кто послабше, как мы, должны сразу призывать Господа на защиту или Великую Пречистую Язву бесов. Она тут же все изгоняет. Это и есть "невидимая брань".

Екатерина Домбровская   22.08.2013 19:34   Заявить о нарушении
Да... одна надежда... на Их защиту......

Ольга Катц   22.08.2013 19:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Это очень серьезная тема.

Водяная Дева 3   22.08.2013 17:22     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв. Рада знакомству.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 17:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Приятно читать подобные тексты.
С уважением,

Сергей Сафронов   22.08.2013 14:28     Заявить о нарушении
Сергей! Большое спасибо Вам. Заходите чаще, буду рада.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 17:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

C интересом прочитал.
Спасибо.

Валерий Кузнецов   22.08.2013 13:30     Заявить о нарушении
Это большая радость для автора. Спасибо! Доброго здоровья и творческих удач!

Екатерина Домбровская   22.08.2013 13:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Екатерина, я там по стихире оставила Вам рецензию, не подумайте, что сгоряча высказалась. Чем больше читаю, тем больше убеждаюсь, что Вы лучший Автор из всех, кто прописан на этом сайте. Вы, не просто замечательная Екатерина Домбровская, а человек с четко выраженной жизненной позицией и устоявшимися взглядами. Количество рецензий и благодарных читателей не имеет значения, Главное Они Есть! И это правильно!
Спасибо! С поклоном и христианской любовью, Татьяна.

Татьяна Кырова   22.08.2013 17:59     Заявить о нарушении
Таня, спасибо, сейчас пойду на Стихиру... Что могу сказать? Только то, что услав такие слова человек должен страшиться... многого. И быть безмерно благодарен за понимание и поддержку своим близким людям. А мы с Вами - люди близкие. Я в этом уверена. Кланяюсь в землю, прошу помолиться обо мне. Ваша Катя.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 13:40   Заявить о нарушении
Помолимся вместе! Я тоже чувствую, что мы близкие люди. Ваш труд необходим как-никогда, понимаю всю ответственность автора за каждое сказанное слово. Русской литературе сейчас нужна поддержка, подобно глотку живительного воздуха. И Вы, знаете, что пишу не для похвалы, а ради дела.
Храни Вас Бог!
Всегда рядом, Татьяна.

Татьяна Кырова   22.08.2013 14:27   Заявить о нарушении
Я Таня, уважаю Ваше слово и не думаю ничего недолжного. Понимаю то, о чем не говорим. Работа, она и есть работа. Целую Вас. Здесь фотка тоже потрясающая!

Екатерина Домбровская   22.08.2013 14:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Есть над чем поразмышлять.
"Черного монаха" я читал раньше, сейчас его заново переосмысливаю, благодаря Вам.
С уважением и пожеланием успехов
НИК

Николай Иванович Кирсанов   22.08.2013 11:27     Заявить о нарушении
Низкий поклон, Николай Иванович! Чувствую наше с Вами движение рядышком в осмысливании Чехова и не только. Это укрепляет сердце! Спасибо Вам большое.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 11:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29-35 Диавольский клапан» (Екатерина Домбровская)

Каждый раз сожалеешь, что очередная глава заканчивается. Так бы и читал и читал: не только впитывая глубокие и спасительные смыслы, открываемые нам Е.Домбровской, не только наслаждаясь прекрасным авторским языком, но и любуясь самим автором – будто написанное им отражено на экране, а подсвечивает его с той стороны своим светом и делает видимым для нас его горячее, христианское, ревнующее об Истине сердце…

Меня вот всё тянет в отзывах на работу автора использовать такие затертые термины как «блестящий», «великолепный» и т.п… Которых работа, я уверен, совершенно заслуживает! Но каждый раз ловлю себя на мысли, что сами эти слова отдают некоторой чужеродностью аскетическому, камерному строю чеховского языка и мысли, чеховского духа – и конгениальному им слову Е.Домбровской. Есть в них что-то невыносимо блескучее на фоне суровой трезвенности текстов Антона Павловича и его замечательного исследователя Екатерины Домбровской. Определенно, нужно мне подумать над этим…

А пока не придумал, скажу, что глава потрясающая – и глубиной прозрения и в то же время чистой и ясной простотой трактовки – какая и открывается только по-настоящему христианскому сердцу, а за ним – и рассудку! Замечательно, духовно-медицински точный анализ! Как удивительно: наверное, впервые Чехов так откровенно говорил о мистическом, впервые приблизился в тексте к страшным тайнам – и всё же оставил людям возможность не услышать, не пожелать услышать, заткнуть уши и придумать какие угодно трактовки авторскому намерению – только бы самим не задумываться об очевидном!

И еще как несомненную удачу автора – и в данной главе, и в целом в книге – можно и необходимо отметить то, как он дает нам понять: насколько неуклонно воспроизводится и в нашей современности круг тех же самых вечно актуальных духовных проблем, которые терзали всякое человеческое существо всегда на протяжении его истории. И то, как человек духовно зоркий, прошедший школу духовного наставничества, способен диагностировать в себе всякие недолжные, гибельные поползновения соблазнов, уныния, саможаления – и бороться с ними – средствами, испытанными поколениями истинных подвижников благочестия. И в этом смысле фигура Тимофея выступает для нас постоянной антитезой духовно слепым эгоцентрикам, бесплодно и судорожно мятущимся между экзальтацией и депрессией, какими предстают для нас многие чеховские герои, вяло и нехотя, но неуклонно сползающие в омут духовной гибели и увлекающих за собой страну… И тем самым автор оставляет нам и надежду и ориентир!

Спасибо большое, дорогая Екатерина!

Франк Де Сауза   22.08.2013 10:53     Заявить о нарушении
Дорогой Франк, не найду и я слов в ответ на Вашу рецензию, такого высокого плана, что я смотрю на нее, чуть отстранившись, хлопая глазами и про себя немного ухмыляясь: "Добрый рецензент, не знаешь ты автора-то, а он - жулик!" Не пугайтесь, Франк, автор ничего не крал, но всегда чувствует, что "выступает" не по подлинной своей силе, не по достигнутому действительно разумению, а только лишь проныривает в проблемы интуицией, а это ведь совсем другое. Потому и жулик.
Очень я побаивалась, как-то Вы воспримите? Сама я своим анализом недовольна, вижу и чувствую (опять интуиции) нужную глубину и точность, а руки коротки.
Вот что так важно Вы сказали для меня:
"Чехов так откровенно говорил о мистическом, впервые приблизился в тексте к страшным тайнам – и всё же оставил людям возможность не услышать, не пожелать услышать, заткнуть уши и придумать какие угодно трактовки авторскому намерению – только бы самим не задумываться об очевидном!" Вот это у Вас действительно конгениально! В этом ведь и есть тайна Чехова! Главой прежде , кажется, я писала, что Чехов становится для некоторых "мучителем" потому что не подсказывает круто и не раскрывает, не отделяет грубо плевелы от пшеницы, а без этого читателю , привыкшему к черно-белому взгляду на жизнь (вот он, корень зла!) безумно трудно достигать понимания. Чеховская проза - градусник, который ставит он читателю. И по понимаю сразу становится ясно, сильно ли и чем болен читатель и в каком он измерении жизни существует.
Я вижу в этом великую борьбу Чехова за человека духовного!
Вот бы еще справиться с протестанствующими моралистами, которые обвиняют Чехова в мироотрицании. Слов, ранее сказанных про Евангелие, что оно мироотрицательно, им мало. Хотят морали, хотят запросто видеть "любовь" в ихнем понимании, "кротость" в ихнем понимании, сочувствие и тому подобное. А тут водораздел и глубокий! Господи, помоги!
Протестанствующие моралисты - это в основном сегодняшние православные неофиты , занимающие в филологической науке фактически ключевые посты. Трудно им оказывать сопротивление. Но что делать? Другого пути нет.
Прошу, как всегда Ваших молитв и благодарю всем сердцем за Ваше чтение и за рецензии - я каждый раз очень много беру для себя в них, и опираюсь душевно на поддержку, чтобы не струхнуть, плетясь и семеня за шустрым Тимофеем.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 11:26   Заявить о нарушении
Людям, видимо, мало градусника, дорогая Екатерина - им нужны еще микстуры (лучше не горькие) и припарки (лучше не жгучие). Вот они и сердятся на Антона Павловича. )). Не хотят понять, что осознание проблемы - что и дает им Чехов - это уже половина лечения.

Помощи Божией Вам в трудах, дорогая Екатерина, и сил на оставшийся участок этого марафона!

Франк Де Сауза   22.08.2013 11:32   Заявить о нарушении
Спасибо, Франк. Бог милостив, надеюсь на поддержку близких мне и очень дорогих сердцу читателей - моральную имею в виду поддержку.Вам здравия и творческих свершений - читатель Ваш их тоже ждет.

Екатерина Домбровская   22.08.2013 11:35   Заявить о нарушении
Спаси Бог, Екатерина!

Франк Де Сауза   22.08.2013 11:41   Заявить о нарушении