Рецензии на произведение «Беллона»

Рецензия на «Беллона» (Елена Крюкова)

Читается трудно и медленно. Объяснение: написан роман не через отстранённый взгляд, а пропущенный через себя, через свой нерв Это чувствуется. Ещё не прочитав рецензии Сергея Левина, подумалось, сколько же сил, сколько нерва было затрачено на то, чтобы пережить каждый эпизод за своих героев.
"Я планов наших люблю громадьё!" - говорил Маяковский. В романе всплывают через свои переписки "герои", любители "громадьё планов".Лишь несколько документальных штрихов. И самое страшное, что эти "штрихи, планов громадьё" катком, танком прокатились по судьбам людей. А ведь ничего и не изменилось. И во имя воплощения своих идей калечатся судьбы миллионов.
Одна удивительная особенность романа: кинематографичность. Да ведь здесь уже представлена полная раскадровка фильма. И кажется: вот представлен исторический документ, и камера сразу же заглядывает под крыши жилищ, выхватывая судьбы людей разных, но общих своей трагедийностью.

Яков Каунатор   13.10.2016 03:09     Заявить о нарушении
Яков, дорогой, да, читайте трудно и медленно... и сполна проживая все-все.
Книга основана (не люблю я эти слова - "основана" и т.п.) на нескольких реальных историях. Мальчик Лео в романе, сын Двойры (Вори), которого она родила в концлагере (и его сумела спасти надзирательница!) - реален. (Он сейчас живет в Италии). Марыся Полозова - та, угнанная в Германию - умерла недавно... Девочка Ника Деньгина на параде 7 ноября 41-го - живет сейчас в Москве. Юра Макаров, сын Ивана Макарова, тоже уже близится к закату жизни... Одна из подруг нашей семьи - узница Освенцима... Эта книга сплетена из этого всего, что я знаю, в чем я выварилась с детства (у меня отец воевал, и в какой-то мере наше поколение - это дети "послевойны"). Яков, как хорошо, что с Вами теперь будет этот роман. - Кому-то я меняла имена (как Лилиане Николетти, Ивану Макарову), кому-то нет. Ника-художница, связывающая все и вся (ведь роман - это, фактически, ее рисунки...) - это воспоминание о Наде Рушевой... - НО это все, конечно, кухня. Вещь всегда развивается сама и говорит сама за себя...

Елена Крюкова   13.10.2016 10:19   Заявить о нарушении
Да что же это такое? Почему? Зачем Вы выбрали этот откровенно слабенький и пустой рассказик?
Признаюсь откровенно, я искренне рад, что встретил Вас в дебрях Прозы,ру. Завидую и Вашей молодости и Вашему таланту(о чувстве зависти у меня в повести о капитане Конецком)))
Я очень поздно стал писать, уже и за 60 стукнуло. Два обстоятельства толкнули меня на этот коварный путь. Первое - случайно пересёкся в интернете со своим давешним студенческим другом Борисом Юдиным, оказавшемся сегодня одним из лучших современных поэтов. Это - он! Он приложил руку к моему падению. Второе обстоятельство - наивная и глупая надежда заработать писательством после увольнения с завода, где я проработал здесь, в США 13 лет.(нас всех уволили, завод перебрался в Европу). Денег, естественно, не заработал, хотя и вышли две книги, в Канаде и в Германии.
Рассказ этот - один из первых, а потому и плохой, слабенький.
Хотелось бы, чтобы прочитали моё эссе "Сегодня вновь растрачено души". Или ту же повесть о Конецком. Чтобы уж совсем плохое мнение обо мне не осталось)))
Искренне рад встрече с Вами. Искренне восхищаюсь Вашим талантом.

Яков Каунатор   13.10.2016 11:30   Заявить о нарушении
Яков! Обязательно почитаю. Не то слово - я Вас тоже открыла :)
И я Вас не потеряю.
Только что вернулась с презентации "Солдата и Царя" в одной из городских библиотек... народу было много, ура :) (не часто так бывает) Я рассказывала не столько о героях и образах, сколько о смыслах вещи.
Спасибо прозе.ру, тут происходят судьбоносные встречи.....

Елена Крюкова   13.10.2016 19:25   Заявить о нарушении
ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Рад за Вас. Для писателя встреча с читателями - как живительный воздух, радует и вдохновляет. А потому - творчества и вдохновения!

Яков Каунатор   13.10.2016 19:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Беллона» (Елена Крюкова)

Я пока что в процессе чтения. А то с премией поздравил, книгу не прочитав.Читаю очень медленно. Не могу еще ни о чем судить. Обязательно напишу по прочтении романа. Пока что хотел бы срочно указать на некоторые детали, которые нужно исправить.
В блокадных дневниках Ники в третьей главе нужно исправить год с сорок второго на сорок первый.
В четвертой главе вновь в блокадных страницах: Бадаевские склады сгорели после бомбежки 8-10 сентября 1941-го. В февральском дневнике 1942-го года нельзя уже написать "недавно". Для них это было в прошлой жизни.
Ленинградская девочка не могла мечтать "о булке хлеба". Такое словосочетание невозможно в ленинградской речи, где "хлеб" - ржаной или смешанный, а "булка" - это из белой пшеничной муки. Булку могли называть "белым хлебом". Но понятия булки как целостного в речи ленинградцев не было (социальный слой не имеет значения).
Я очень внимательно читаю. Мои поправки, надеюсь, только помогут.

Сергей Левин 2   27.06.2015 21:38     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо-спасибо!!!! Я пишу ведь много, идут большие массивы текстов... и я не всегда удерживаю в памяти такие вот важные детали...
Ну да, полгода - для войны - большой срок. Это у нас полгода - "недавно"... все так. Год - поправлю.
И - да, "булка хлеба" - это ведь сибирское!!! Верно! Я жила в Восточной Сибири, хотя сама волжанка... и, хоть отец у меня прожил в Питере 15 лет (сначала Фрунзенское военно-морское, потом - после войны - Академия художеств), и я бывала в Питере бессчетно... но вот Сибирь вкралась в речь девочки :) Спасибо огромное за внимательное чтение. Вас ждут еще страницы, с которыми можно (и, может быть, нужно) поспорить... и наверняка замечания, п.ч. я никогда не могу довести текст до безупречности (да и мои редакторы тоже :))))

Елена Крюкова   28.06.2015 12:26   Заявить о нарушении
Только что закончил свое медленное чтение. Понимаю, что прочитана последняя глава, но сам продолжаю находиться там, где и герои Вашего романа. Не могу даже представить, чего стоило исполнить этот замысел. Мне кажется, что даже если очень сильный человек напишет такую книгу, то после его нужно будет буквально выхаживать, выкармливать с ложечки, выводить на прогулки. У Вас остались силы? Спрашиваю как доктор.
Чтобы Вы поняли, насколько мне понятен и близок Ваш замысел, расскажу о том, что пришлось пережить. Когда-то много лет назад случилась у нас беда: страшно заболела старшая дочь. В те дни пришлось забыть обо всем остальном и непрерывно что-нибудь делать необходимое на данный момент, отключив в себе эмоции. Операции предшествовали многочисленные обследования. Помню утро. Ее привезли на МРТ. Тихий коридор. Никого кроме нас. Мы ждем. Она уже второй день бредит. А в то утро она очень связно рассказывала мне, как сейчас немцы вывели, собрали детей, гонят вдоль берега озера, потом через поле, впереди - овраг, там ждут их. И она все понимает, что произойдет. И не мне рассказывает, а просто сообщает будто по радио... Помогло мне, что рядом никого не было. Она ненадолго заснула, а у меня осталось пару минут, чтобы себя собрать заново.
Так что ребенок, который все видит, все пропускает через себя, все переживает с теми, кого уже нет - это для меня не авторский прием, а сама жизнь без прикрас.
О том, как легко потерять человеческий облик, превратиться в зверя или хуже зверя, сказано и написано много. Можно ли, дойдя до дна в своем падении, вновь обрести человеческое? Об этом прежде было сказано куда меньше, чаще немного нравоучительно ("Вдруг у разбойника лютого совесть господь пробудил"), когда верится с трудом. Вы категорически отвечаете на этот вопрос утвердительно. Я на протяжении всего романа, как и любой читатель, спрашивал себя строго, верю ли я в возможность поступков Гюнтера, Ивана, Гадюки, других? Вы заставляете поверить. И я верю. И Вы убеждаете меня, что все персонажи книги, где бы не находились и кем бы ни приходились - люди, причем друг на друга похожие. И все способны на все: никто не застрахован от перспективы стать самым страшным преступником, и никто не лишен надежды совершить искупительный подвиг, каковым Вы наградили порой самых нелюдей.
Это вертится в моей голове сейчас. Наверняка еще о многом придется передумать. Спасибо, низкий поклон Вам.
На работе оставил записи, где отметил некоторые замечания. Детали, иногда важные. Потом напишу, успеется.

Сергей Левин 2   01.07.2015 21:36   Заявить о нарушении
Сергей... я плачу над Вашим письмом.
Господи, да вот ради Вас, ради ДУШИ ЖИВОЙ, может, написана эта книга о душах живых... Все они ТАМ умерли, да, - но ...!
Есть у меня один замысел. Я Вам потом расскажу, напишу, сейчас не могу.
Я просто счастлива сейчас.
Доктор - сообщаю Вам, дорогой доктор, что я очухивалась после книги... полгода, или больше... ничего не писала...
А потом пришли новые замыслы, и я вошла в них и поплыла.
насчет писем: вот адрес мой elena_kriukova@mail.ru и можно писать туда
обнимаю. Слова закончились.

Елена Крюкова   01.07.2015 22:35   Заявить о нарушении
Отправил письмо по эл. почте. Если вдруг не откроется - сообщите.

Сергей Левин 2   02.07.2015 21:04   Заявить о нарушении
Сергей... не получила письма вообще.
если отсюда (с прозы.ру) посылать - точно не дойдет.
надо набрать в майл.ру адрес (вручную).
у меня нижнее подчеркивание, а не тире.
очень-очень жду Вашего письма.
попробуйте найти меня на Фейсбуке - там я - Елена Крюкова
обнимаю, жду :-***

Елена Крюкова   02.07.2015 22:11   Заявить о нарушении
Полагаю, что проблема у меня с Эл. почтой на работе. Когда вернусь, отправлю письмо с домашнего компьютера.

Сергей Левин 2   03.07.2015 13:02   Заявить о нарушении