Рецензии на произведение «Ладьи и корабли»

Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

"если обратиться к серьёзным источникам, например, к военному трактату Флавия Вегеция Рената"

Это автор Поздней Римской империи. Более ранние источники свидетельствуют, что через крупные реки римляне переправлялись по временным наплавным (понтонным) мостам, представлявшим собой вереницу сцепленных между собой кораблей. На Колонне Траяна изображаются раздетые римские легионеры, держащие дротики, к которым прикреплены узлы с обмундированием; так, видимо, форсировались небольшие реки. Впрочем Вегеций повествует о переправах через водные преграды с помощью двух рядов кавалеристов на отборных конях; между ними проходила пехота и повозки (по мелководью). Иногда практиковалось отрытие каналов, отводивших воды реки и делавших ее мелкой. Вегеций также сообщает, что для быстрого форсирования не очень широкой водной преграды связывались пустые бочки, на которые накладывали доски. Германские союзники римлян переправлялись вплавь. Когда Дунай превратился в естественный рубеж Империи, в его среднем и нижнем течении устраивались порты-стоянки для постоянного речного флота, позволявшего римлянам в случае необходимости перевозить войска на левобережье для ведения военных действий против местных варваров.

"Но в древнем Риме не было ни паяльных ламп, ни бензина, чтобы их заправить."
Зато на рубеже эр, когда римляне утвердились на Ближнем Востоке, они принялись разрабатывать минеральные ресурсы Мертвого моря, которое называли Асфальтовым озером, "производящем битум" (как выразился Плиний Старший). А битум шел для того, чтобы смолить днища кораблей. Конечно, применялась и смола сосен. Флавий Вегеций пишет о том, что хвойные деревья, шедшие на постройку кораблей, стремились рубить между 15 и 22 числами июля и августа, в период осеннего равноденствия и за две недели до 1 января, когда деревья были по наблюдениям наиболее "сухими". Для защиты от гниения дерева и коррозии металла применялись медные гвозди и пластины.

"Вот и льнули к рекам древнерусские города и сёла"
К рекам льнули города и села во всем мире.

"Если предположить, что подобные корабли были и у русичей..."
Действительно остается только предполагать. Мы не знаем, когда славяне научились строить корабли (челны-однодревки славяне - не "русь"! - выдалбливали задолго до - с 7-го века - и при князе Игоре Старом; его же походы на Каспий могли осуществляться только на кораблях скандинавского и или иного типа). Арабские авторы сообщают о купцах-русах, хоронящих своих сородичей в погребальном корабле - типичный скандинавский обряд, а также о грабительских речных рейдах русов в землях восточных славян: они плыли на кораблях по тем или иным рекам и неожиданно нападали на прибрежные славянские селения, грабя и убивая застигнутых врасплох жителей. Известно, кроме того, что балтийские славяне (поморяне) быстро освоили технологию постройки морских судов ("лодей" по-общеславянски, сравните польское "лодзь" и чешское "лодь") и переняли скандинавскую тактику грабежа соседей. Морским разбоем увлекалось и балтское племя куршей - их боялись даже разбойники-даны, от которых до наших дней дошла молитва о защите от морских набегов куршей.

"А наш струг запросто подходил к низкому речному берегу"
Полагаю, что это не столько "наше", сколько общеславянское детище, поскольку в специальных статьях, посвященных стругам, утверждается, что они известны с 6-го века, когда славяне еще не разделились на южных, западных и восточных. В одной из таких статей сказано: "... известны ещё и ранне-средневековые корабли балтийских славян, которые также были найдены в достаточно большом количестве, и которые, в силу своих конструктивных особенностей, в том числе обладая более плоским и крепким, чем у скандинавских аналогов дном, прекрасно соответствовали как требованиям, предъявляемым для путешествий по открытому морю, так вполне годились и для каботажных, прибрежных, мелководных плаваний, а равно и путешествий по рекам и внутриконтинентальным озёрам..." По воззрениям современной науки, ильменские славяне - потомки балтийских славян, переселившихся в 6-7 вв. на землю будущего Господина Великого Новгорода.

"Не случайно в шахматах, непонятная для русских людей, фигура «РАТХА» названа ладьёй."
Ну, положим, русские люди (точнее первоначально новгородцы) восприняли шахматы (персидское название, означающее "шах умер") и названия шахматных фигур от персов (частью в арабизированной форме), а не от индусов (индийские шахматы - чатуранга - заметно отличаются по правилам игры от общепринятых, которые, собственно, и выработали персы). По-русски ладью называли также и турой (заимствовано у французов), т.е. "башней" (чехи и поляки и сейчас называют эту фигуру башней - "вежей", хотя у них известны и "лодь" с "лодзью"). Считается, что у персов и арабов колесница ратхи была крылатой и стилизованно изображалась в виде птицы, раскрывшей крылья (сказочная птица "рух" арабско-персидских сказок - отсюда английское "рук" - ладья). Новгородцам же фигурка птицы "рух" напомнила носовое украшение русской ладьи - отсюда и пошло название "ладья", победившее "туру".

Об этнониме "русичи". Ныне с легкой руки Карамзина это слово у нас очень популярно и собирательно обозначает древнерусскую нацию, предков современных русских людей.
В древнерусских источниках оно упоминается только в "Слове о полку Игореве" и, видимо, является производным от более древнего этнонима - "русь". Видимо, по мере становления централизованного восточно-славянского государства с центром в Киеве, в древнерусском языке появился этноним русичи/русици (в "Слове" - русици), обозначавший единое название народа (племенные наименования постепенно отмирали). По правилам древнерусского языка в единственном числе русичи должны были превратиться в "русин" (кривичи - кривитеин, слово в греческой транскрипции Багрянородного; вятичи - вятчанин). Действительно, жители Закарпатской Руси сохранили самоназвание "русины". Однако в Слове под русичами скорее всего понимались насельники Киевской и Северской земель (вплоть до Курска) - именно эта территория первоначально называлась "Русская земля" и именно воины этих земель составляли армию князя Игоря.

Алексей Аксельрод   08.09.2023 11:14     Заявить о нарушении
Это всё к чему?

Ну, да, если реку можно было перейти вброд, тогда переходили вброд. Понтонные мосты? ну, да если в реку можно было ввести корабли. А если нельзя ввести, тогда как?

Мелкие без трюма суда с низко наклонённым форштевнем? У славян? Ну, да Я даже во Вьетнаме на такой лодке катался по реке Меконг. От древней вьетнамской лодки она отличалась только наличием мотора, а всё остальное - то-же, вплоть до нарисованных глаз. Думаю, любая нация, если только у неё есть речное судоходство, неизбежно должна была создать такую конструкцию.

Русь Северская? Да существовала.

А ещё существовала Русь Аланская на северном Кавказе, и Русь Сурожская в Крыму, и Русь Варяжская на Балтике, и Русь Залесская.

И что?

Михаил Сидорович   11.09.2023 07:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Написано со знанием дела. Хороший труд получился про седое туманное утро. Вы правы. Не один пытливый ум мучает вопрос: "А как оно там было". Недавно смотрел фильм о том, как австралийские аборигены отправлялись на охоту на уток. Они снимали кору с огромных деревьев и делали из коры что-то подобное на лодки, причём одноразовые. Так что в сообразительности нашим предкам не откажешь. С уважением,

Сергей Корольчук   15.05.2020 21:28     Заявить о нарушении
Действительно, походы длились месяцами. Где брать провиант? Рассчитывать на захват у противника - авантюризм. Тут всё зависит от удачи. Везти в повозках? Простой подсчёт. Одна лошадь в повозке везёт 400 кг. Если всё продовольствие везти высушенным до полного обезвоживания, можно втиснуть суточный паёк в один кг.

Если на десять бойцов одна обозная лошадь, тогда получается 40 кг груза на одного воина. Это очень мало. Ведь кроме еды нужновезти палатки, инструменты для строительства лагеря и осадных сооружений (топоры, лопаты, кирки, пилы, тёсла, котёл, хотя бы один на десятерых, таган, верёвки для связывания осадных лестниц.

Так и набирается порядочный вес. На продовольствие остаётся от силы половина обозного груза. А это максимум - 20 дней. А у противника в крепости - весь урожай - годовой запас. Вот и пришлось бы обозу челночными рейсами подвозить к армии продовольствие. А это дело опасное. Но корабли и струги прекрасно решают проблему припасов. У них огромная по сравнению с лошадью грузоподъёмность.

Тут я прочитал отрывки из летописи казанских татар "Джагфар тарихы".

Там русская история подана чуть иначе, чем в наших преданиях. В частности описан поход Святослава на Хазар.

Так вот. Оказывается, он вывед свой флот вниз по Днепру, обогнул крымский полуостров. В Херсонесе к нему присоединились византийские корабли с осадной техникой. Вместе они вошли в Азовское море и поднялись по Дону до Саркела, который взяли решительным штурмом, разбив стены баллистами. Но до ледостава не успели перетащить струги в волгу. Пришлось зимовать в Саркеле. И только на следующий год весной ударили вниз по Волге на Итиль.

Именно из-за этой задержки Хазары успели вывезти из Итиля золотой запас. И Святославу нечем стало расплатиться с византийцами за осадную технику.

Его поход на усмирение Болгарии изначально и был "платой" византийцам за их услуги.

Правда это, или нет, не важно. Важен сам подход. Военная компания была тщательно спланирована, рассчитана. Исключительно трезвый рациональный подход.

Михаил Сидорович   16.05.2020 08:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Приятно узнать, Михаил, что Вы и в столярном-плотницком делах волокёте! Я в 14,5 лет поступил на постоянную работу в столярный цех и в вечерней школе три последних класса отучился, а потом ушёл на стройку, и 40 лет посвятил строительству, знаю все основные строительные специальности, много лет работал бригадиром комплексной строительной бригады... Однажды помогал соседу изготовить деревянную плоскодонную лодку из еловых досок, и вёсла мы с ним мастерили, и конопатили, и смолили... Хорошая лодка получилась! Спасибо! Р.Р.

Роман Рассветов   15.08.2018 20:19     Заявить о нарушении
К сожалению, всё дальше уходит та эпоха, когда каждый мужчина мог и лодку построить и балалайку смастерить, и землю вспахать, и рыбы наловить, и дом построить.

Теперь специализация, разделение труда. Даже контакт в мобильном телефоне почистить не могут. Только меняют всю клавиатуру. А если она больше не выпускаются - покупай новый телефон.
Возможно, меня тем и привлекают минувшие эпохи.

Михаил Сидорович   15.08.2018 21:00   Заявить о нарушении
Я построил в Латвии гараж с подвалом и смотровой ямой, и, на берегу Даугавы, в садовом кооперативе, очень красивую дачу с подвалом под всю дачу и баней в нём, практически всё сделал сам, кроме подключения электрических счётчиков, и то, только потому, что не имел права это делать... Мечтал построить большой двухэтажный дом для своей семьи, но, на это нужны большие деньги, а их нет... Может, в следующей жизни? Р.Р.

Роман Рассветов   16.08.2018 14:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Очень интересный и познавательный текст. Его легко и приятно читать.

Сигрун Фьельстад   06.03.2018 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Сигрун. Мне кажется, Вам понравилось бы "Слово о вервульфах". Оно такого же плана. У меня есть и спорные тексты, например "Два корня". Весь альбом состоит из моих догадок относительно истории.

Михаил Сидорович   07.03.2018 05:51   Заявить о нарушении
Спасибо за наводку. Прочитаю и тот текст как-нибудь.
Я думаю, что в плане истории догадки - это нормально, даже при всех достоверных сведениях в истории много тёмных мест, о которых мы никогда не узнаем наверняка, так ли было или нет, поэтому остаётся только предполагать.

Сигрун Фьельстад   07.03.2018 10:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Дорогой Михаил! Очень интересно написали про ладьи и корабли. Верно заметили, что князьям на ладьях приходилось грести и были они в хорошей физической форме!

Ольга Сангалова   04.11.2017 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Жизнь в малонаселённых землях привязана к рекам даже в наше время. Если людей мало, а расстояния велики, реки широки, не хватает рабочей силы на постройку дорог. Тогда лучшими дорогами становятся реки. Всем они хороши, кроме одного - сильно петляют, что удлиняет путь.

Михаил Сидорович   05.11.2017 08:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Интересная какая статья - как раз в тему мне, на подумать. У нас соавт. не русичи - скандинавы, но местность такая же: глушь, леса, летом по рекам-озерам, зимой - по ним же. Спасибо. Пару полезных мыслей себе почерпнула.

Милена Острова   05.08.2017 00:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Милена. Я неважно себя чувствую. Возможно, некоторое время не смогу заглядывать. Извините. Но я обязательно вернусь.

Михаил Сидорович   05.08.2017 06:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Спасибо, Михаил Сидорович! С большим интересом прочитал ваш рассказ. Хочется предложить посмотреть фото из миниатюры "Деревенский флот-1"
http://www.proza.ru/2014/09/04/1688
Всего самого доброго! С уважением, ВВиктор

Виктор Афсари   22.02.2016 14:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Очень мне нравится ваше умение алгеброй проверять гармонию. Всё четко, точно, никаких фантазий и предположений. Еще в "Рукописи Туманных гор" четкости этой дивилась, Лиахим в поднабрался от вас), в воспроизвел этот ваш талант.
С интересом прочитала. Порадовалась, что обнаружила еще нечитанное.

Раиса Крапп   19.12.2015 01:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Раиса. Есть такое.

Там Константин возражал было. Дескать, воины Аскольда и Дира перемещались только на кораблях, дескать, в летописи нет упоминания про войско шедшее по берегу. А в походе Игоря есть такое упоминание. Я ответил арифметической задачей - рассчёт требуемого количества кораблей для перемещения 5 000 человек. Мой способ оказался в 4 раза дешевле. А то, что нет в летописи упоминания о войске, шедшем по берегу? Так ведь там и о штанах нет упоминания, но означает ли это, что войско шло в поход без штанов? Просто некоторые вещи кажутся летописцу настолько очевидными, что он о них не упоминает.

Михаил Сидорович   19.12.2015 04:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

Очень интересная информация! Узнала много нового!

Диана Дикая   19.11.2015 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Диана. Удивительно, как много простых, в сущности, вещей мы не знаем. Как снова и снова изобретаем, даже не велосипед, а долблёную лодку.

Михаил Сидорович   19.11.2015 20:29   Заявить о нарушении