Рецензия на «Ладьи и корабли» (Михаил Сидорович)

"если обратиться к серьёзным источникам, например, к военному трактату Флавия Вегеция Рената"

Это автор Поздней Римской империи. Более ранние источники свидетельствуют, что через крупные реки римляне переправлялись по временным наплавным (понтонным) мостам, представлявшим собой вереницу сцепленных между собой кораблей. На Колонне Траяна изображаются раздетые римские легионеры, держащие дротики, к которым прикреплены узлы с обмундированием; так, видимо, форсировались небольшие реки. Впрочем Вегеций повествует о переправах через водные преграды с помощью двух рядов кавалеристов на отборных конях; между ними проходила пехота и повозки (по мелководью). Иногда практиковалось отрытие каналов, отводивших воды реки и делавших ее мелкой. Вегеций также сообщает, что для быстрого форсирования не очень широкой водной преграды связывались пустые бочки, на которые накладывали доски. Германские союзники римлян переправлялись вплавь. Когда Дунай превратился в естественный рубеж Империи, в его среднем и нижнем течении устраивались порты-стоянки для постоянного речного флота, позволявшего римлянам в случае необходимости перевозить войска на левобережье для ведения военных действий против местных варваров.

"Но в древнем Риме не было ни паяльных ламп, ни бензина, чтобы их заправить."
Зато на рубеже эр, когда римляне утвердились на Ближнем Востоке, они принялись разрабатывать минеральные ресурсы Мертвого моря, которое называли Асфальтовым озером, "производящем битум" (как выразился Плиний Старший). А битум шел для того, чтобы смолить днища кораблей. Конечно, применялась и смола сосен. Флавий Вегеций пишет о том, что хвойные деревья, шедшие на постройку кораблей, стремились рубить между 15 и 22 числами июля и августа, в период осеннего равноденствия и за две недели до 1 января, когда деревья были по наблюдениям наиболее "сухими". Для защиты от гниения дерева и коррозии металла применялись медные гвозди и пластины.

"Вот и льнули к рекам древнерусские города и сёла"
К рекам льнули города и села во всем мире.

"Если предположить, что подобные корабли были и у русичей..."
Действительно остается только предполагать. Мы не знаем, когда славяне научились строить корабли (челны-однодревки славяне - не "русь"! - выдалбливали задолго до - с 7-го века - и при князе Игоре Старом; его же походы на Каспий могли осуществляться только на кораблях скандинавского и или иного типа). Арабские авторы сообщают о купцах-русах, хоронящих своих сородичей в погребальном корабле - типичный скандинавский обряд, а также о грабительских речных рейдах русов в землях восточных славян: они плыли на кораблях по тем или иным рекам и неожиданно нападали на прибрежные славянские селения, грабя и убивая застигнутых врасплох жителей. Известно, кроме того, что балтийские славяне (поморяне) быстро освоили технологию постройки морских судов ("лодей" по-общеславянски, сравните польское "лодзь" и чешское "лодь") и переняли скандинавскую тактику грабежа соседей. Морским разбоем увлекалось и балтское племя куршей - их боялись даже разбойники-даны, от которых до наших дней дошла молитва о защите от морских набегов куршей.

"А наш струг запросто подходил к низкому речному берегу"
Полагаю, что это не столько "наше", сколько общеславянское детище, поскольку в специальных статьях, посвященных стругам, утверждается, что они известны с 6-го века, когда славяне еще не разделились на южных, западных и восточных. В одной из таких статей сказано: "... известны ещё и ранне-средневековые корабли балтийских славян, которые также были найдены в достаточно большом количестве, и которые, в силу своих конструктивных особенностей, в том числе обладая более плоским и крепким, чем у скандинавских аналогов дном, прекрасно соответствовали как требованиям, предъявляемым для путешествий по открытому морю, так вполне годились и для каботажных, прибрежных, мелководных плаваний, а равно и путешествий по рекам и внутриконтинентальным озёрам..." По воззрениям современной науки, ильменские славяне - потомки балтийских славян, переселившихся в 6-7 вв. на землю будущего Господина Великого Новгорода.

"Не случайно в шахматах, непонятная для русских людей, фигура «РАТХА» названа ладьёй."
Ну, положим, русские люди (точнее первоначально новгородцы) восприняли шахматы (персидское название, означающее "шах умер") и названия шахматных фигур от персов (частью в арабизированной форме), а не от индусов (индийские шахматы - чатуранга - заметно отличаются по правилам игры от общепринятых, которые, собственно, и выработали персы). По-русски ладью называли также и турой (заимствовано у французов), т.е. "башней" (чехи и поляки и сейчас называют эту фигуру башней - "вежей", хотя у них известны и "лодь" с "лодзью"). Считается, что у персов и арабов колесница ратхи была крылатой и стилизованно изображалась в виде птицы, раскрывшей крылья (сказочная птица "рух" арабско-персидских сказок - отсюда английское "рук" - ладья). Новгородцам же фигурка птицы "рух" напомнила носовое украшение русской ладьи - отсюда и пошло название "ладья", победившее "туру".

Об этнониме "русичи". Ныне с легкой руки Карамзина это слово у нас очень популярно и собирательно обозначает древнерусскую нацию, предков современных русских людей.
В древнерусских источниках оно упоминается только в "Слове о полку Игореве" и, видимо, является производным от более древнего этнонима - "русь". Видимо, по мере становления централизованного восточно-славянского государства с центром в Киеве, в древнерусском языке появился этноним русичи/русици (в "Слове" - русици), обозначавший единое название народа (племенные наименования постепенно отмирали). По правилам древнерусского языка в единственном числе русичи должны были превратиться в "русин" (кривичи - кривитеин, слово в греческой транскрипции Багрянородного; вятичи - вятчанин). Действительно, жители Закарпатской Руси сохранили самоназвание "русины". Однако в Слове под русичами скорее всего понимались насельники Киевской и Северской земель (вплоть до Курска) - именно эта территория первоначально называлась "Русская земля" и именно воины этих земель составляли армию князя Игоря.

Алексей Аксельрод   08.09.2023 11:14     Заявить о нарушении
Это всё к чему?

Ну, да, если реку можно было перейти вброд, тогда переходили вброд. Понтонные мосты? ну, да если в реку можно было ввести корабли. А если нельзя ввести, тогда как?

Мелкие без трюма суда с низко наклонённым форштевнем? У славян? Ну, да Я даже во Вьетнаме на такой лодке катался по реке Меконг. От древней вьетнамской лодки она отличалась только наличием мотора, а всё остальное - то-же, вплоть до нарисованных глаз. Думаю, любая нация, если только у неё есть речное судоходство, неизбежно должна была создать такую конструкцию.

Русь Северская? Да существовала.

А ещё существовала Русь Аланская на северном Кавказе, и Русь Сурожская в Крыму, и Русь Варяжская на Балтике, и Русь Залесская.

И что?

Михаил Сидорович   11.09.2023 07:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Сидорович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.09.2023