Рецензии на произведение «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища»

Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Интересно! А представляю Вас в той форме...


Марина Славянка   17.01.2024 17:52     Заявить о нарушении
А-а, на того лейтенанта заглядывались многие...

Альберт Иванович Храптович   18.01.2024 18:47   Заявить о нарушении
Да ясное дело, раз Вы и в эти свои годы
Выглядите просто
великолепно!🌹
Жаль, что Вы моим творчеством
не
интересуетесь взаимно...
Зазнались, видать.
ну, что поделать.

Марина Славянка   18.01.2024 18:56   Заявить о нарушении
Марина, упрёк справедлив. Исправлюсь.
Но не зазнался, конечно. Скажу по секрету - уже далеко не тот, что даже 3-4 года назад. Силенок маловато. А тут эти ржавые насели, приходится на них отвлекаться, а есть и еще ке-каке совершенно неотложные дела, о которых не буду. Нельзя.

Альберт Иванович Храптович   19.01.2024 07:33   Заявить о нарушении
Я понимаю. Кое-что интуиция подсказывает.
Держитесь!!!

Марина Славянка   19.01.2024 08:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Мне, как человеку сухопутному, сложны некоторые понятия морского учения.
Тем паче, хочется сказать всему морскому братству по-сухопутному - БРАВО!!!

А вот это совершенно точно Вами замечено: "Надо сказать, что делали это по-разному. Кто на совесть, а кто и с прохладцей, лишь бы время шло."

И таких, для которых "лишь бы время шло", в прошлом было очень много.
На суше это называлось - просиживать штаны.

С уважением,

Татьяна Сергеевна Дмитриева   21.12.2023 19:19     Заявить о нарушении
Точное определение, только для гражданского люда. На службе протирать штаны можно было только в тылу.
Вы знаете, Татьяна Сергеевна, однажды во время работы в Москве, мне по делам нашего Комитета понадобилось что-то решить в Службе тыла ВС СССР. Так вот когда я зашел во двор огромного здания, где они размещались, то просто оторопел от невероятного числа генералов-тыловиков. Просто не поверил своим глазам...

Альберт Иванович Храптович   21.12.2023 19:34   Заявить о нарушении
Мне так же приходилось в это время бывать в тех кабинетах.
И тоже удивляться, сколько нахлебников просиживает штаны!
Однажды привезли поправки в бюджет РФ от комитета но налогам и финансам.
Даю бумагу начальнику отдела. Он лениво пробежал глазами, посмотрел на свои наручные часы, обнажи их (что-то дорогое, типа коллекционных швейцарских), поправил галстук (тоже не меньше 1 тыс долл), одёрнул дорогой пиджак.
А когда поднял на меня глаза, то в них читалось:"Ну что, тебе больше всех нужно?" На помятом лице (никак не меньше, чем после проведённой бессонной ночи в казино) выражалось такое недовольство, будто я ему жить мешаю.
Вот такие были чиновники в аппарате Госдумы в 90-х.



Татьяна Сергеевна Дмитриева   21.12.2023 19:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

С "мичманом" всё стало понятно.
Лыка главного корабельного старшины.
Подробности стрельб весьма интересны.
Я в основном по линии БЧ-5 занимался.
И так загружен был, что остальное
как-то в параллели оставалось.

Василий Овчинников   11.09.2021 19:48     Заявить о нарушении
Да, это так - лыка главного корабельного старшины, только у него поперек обычного матросского погона, а у мичмана времен СССР вдоль погона.

Альберт Иванович Храптович   12.09.2021 05:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Я стажировался в Гремихе на 667»Буки». Думал, буду назначен на нее командиром ЭТГ. Но... В итоге Владивосток.
По выпуску все похоже даже в некоторых мелочах.

Левит Александр   26.02.2021 23:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Отлично написано об отличном жизненном этапе - начале взрослого пути.

Евгений Ширяев   12.08.2020 07:22     Заявить о нарушении
Да, вот так сложилось у меня. А из Севастопольского ВМИУ пришли на подводную лодку целых пять будущих механиков. Вот они у нас прохлаждались, ожидая окончания стажировки.

Альберт Иванович Храптович   12.08.2020 08:05   Заявить о нарушении
С большим интересом снова перечитывал этот сборник.
Интересны не только тексты ПРОИ, но и рецензии и диалоги по ним.
Позволю себе 2 совета (хотя понимаю, что нет предела совершенствованию).
1) В каждом ПРОИ назвать год. Я увидел только год окончания школы (1956) и год окончания училища (1960). С недоумением подсчитываю - 4 года учёбы. Тогда как в ВУЗах в то время везде было 5 лет. Или в военных МУ иначе?
2) Желательно в каком-то из этих ПРОИ или хотя бы в виде ответа на это моё замечание прочитать некоторые технические подробности о ПЛ. Я назову только 2.
а) Прочный и лёгкий корпус. Вы мимоходом называете только прочный. Зачем нужны оба? Прочный - это внешний? И что в пространстве между ними?
б) Как идёт торпеда после выстрела? Регулировка курса и глубины невозможна? А где и каким образом она остановится? Боевая и практическая?
С заинтересованностью и уважением

Евгений Ширяев   14.01.2021 05:55   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений Владимирович, проблема здесь вот в чем. С одной стороны, задавая вопросы, Вы, безусловно, правы. Однако в комментариях (рецензиях) к повести есть и слова одобрения за то, что повесть написана о важных вещах и проблемах БЕЗ ИЗЛИШНЕЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ и ОТВЛЕЧЕНИЙ на технические и служебные подробности. Откровенно говоря, когда писал, о том не думал. Так получилось, видимо, потому, что подспудно, понимал - нельзя топить главный смысл в многочисленных подробностях. Иначе выйдет слишком длинно и непонятно.
Но Вас, специалиста, прекрасно понимаю, благодарю за Ваши, безусловно, интересные и нужные по смыслу, вопросы и с удовольствием на них отвечу.

1). За Ваше замечание по поводу дат, особая благодарность. Понимаете, когда у других вижу в произведениях отсутствие временных ориентиров, испытываю досаду. А вот в своем глазу такое не заметил. Исправлю!
2) Прочный и легкий корпус. Прочный корпус внутренний. В нем всё - и люди, и техника, и оружие. Он находится в оболочке из Легкого корпуса. Это тонкостенная тоже стальная оболочка крепится к прочному корпусу ребрами жесткости с помощью сварки. (Из Интернета - ТТХ пларк 949А проекта: «Прочный корпус выполнен из стали АК-33 разработки ЦНИИ "Прометей" толщиной от 45 до 68 мм». Легкий - толщиной 4-8 мм). Зазор между прочным и легким корпусом составляет от 5 см до полуметра и даже больше, в зависимости от того, что там расположено. А там - цистерны Главного балласта (заполняются водой при погружении и продуваются воздухом высокого давления при всплытии), баллоны этого самого ВВД, а у лодок с крылатыми ракетами - контейнера с ними. И множество других механизмов и приспособлений. А часть ЛК просто прикрывает прочный корпус, придавая ему определенную форму. В том числе образует внешнюю палубу, ограждение боевой рубки и т.д.
В легком корпусе, который не служит в качестве герметичных цистерн ЦГБ, а просто заполняется водой при погружении, делается много шпигатов (отверстий прямоугольной формы), через которые вода поступает при погружении и сливается при всплытии;
3) Торпеды в прошлом были ПРЯМОИДУЩИМИ, то есть шли к цели прямо, как стрела или пуля. Зависело от мастерства командира - попал или не попал. А сейчас они все САМОНАВОДЯЩИЕСЯ или наводящиеся по проводам. Позвольте не рассказывать детально, ограничусь только тем, что одни наводятся на шум, издаваемый целью, а другие - на кильватерный след корабля. По проводам -понятно без слов. Противолодочные торпеды наводятся не только по курсу, но и по глубине. Практические торпеды от боевых отличаются только головной частью. У боевой - боезаряд, а у практической его имитация по форме и весу(обычно заполнена водой, вытесняемой воздухом после прохождения дистанции, потому она остается там на плаву и поднимается потом на торпедолов).
Особенно Вы меня развеселили вопросом: "А где и каким образом она остановится?". Считаю шуткой, но отвечаю серьёзно: любая машина остановится после выработки горючего до нуля. А боевая торпеда еще и тогда, когда попадет в цель.
Надеюсь такое объяснение будет достаточным для тех, кто не имеет дела с техникой.
Отсюда, думаю, читатели (а повесть, вместе с комментариями, по-прежнему читают многие) поблагодарят Вас за Ваши вопросы.
С признательностью за них и за интерес к повести,

Альберт Иванович Храптович   14.01.2021 07:01   Заявить о нарушении
Спасибо, этого уже достаточно. Только ещё некоторый комментарий по форме и по существу.
Написанные разъяснения можно оставить здесь, но тогда в ПРОИ "Поступление в ВМУ" вставить фразу: "Некоторые общие и технические сведения о ПЛ даны в ответах на рецензии".
А лучше поместить это в PS к указанному ПРОИ.
И вот видите - даже я (всё-таки старлей запаса ВМФ) не помню, какой корпус является внешним. После Вашего разъяснения понятно - почему именно так. А что говорить о женщинах, которые тоже с любовью отзываются на Ваши писания? Пощадите их, АИХ.
Вопрос - когда и как остановится практическая торпеда - я задал вовсе не шутя.
Теперь понятно. По количеству топлива и курсу можно грубовато вычислить её место и время всплытия.

Ну а временнЫе ориентиры конечно вставьте. И дополнительно хотя бы здесь мне всё-таки ответьте - действительно в военных МУ был 4-летний срок обучения? Или только у подводников, при их-то дополнительной сложности? Даже я в РЕЧНОМ ВУЗе учился 5 лет (1954-1959). Странновато это. Не примыкет ли это дополнительным штрихом к причинам гибели Курска?

Евгений Ширяев   14.01.2021 09:30   Заявить о нарушении
Да, я просто забыл ответить на этот Ваш вопрос, Евгений Владимирович, хотя и собирался.
До конца 1960 года в Высших военно-морских училищах срок обучения был 4 года. уже в 1961 выпуска не было, т.к. перешли на 5 лет. На качестве выпущенных офицеров такое увеличение сроков не сказалось никак. И в прошлом, и в настоящем были те, кто учился по-настоящему и те, кому лишь бы выпуститься, а там... (Кстати, "а там" действительно отличники учебы часто проваливались, а троечники достигали успехов. Правда, потом тонули "Курски". Но заметьте, виноваты в том были не выпускники до 1960 года выпуска).
За советы по ПРОИ искренне благодарю. Подумаю. (Кстати, несколько строк по легководолазной подготовке в училище я вставил по предложению одной из читательниц).

Альберт Иванович Храптович   14.01.2021 12:25   Заявить о нарушении
Интересен Ваш ответ в диалоге о том, как вылавливают практические торпеды. Его тоже можно вставить в PS, если соберётесь это сделать.

Евгений Ширяев   14.01.2021 13:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

И с учёбой, и со стажировкой отлично справились, Альберт Иванович! Судя по всему, и служба у Вас будет успешной! Мои поздравления! Р.Р.

Роман Рассветов   01.01.2020 23:32     Заявить о нарушении
А вот поздравлять рановато, Роман. Возможно, если будете читать, передумаете.

Альберт Иванович Храптович   02.01.2020 05:45   Заявить о нарушении
А как же, обязательно буду читать! Я больше всего люблю быль. Мои "озёра" тоже быль, история нашей семьи. Р.

Роман Рассветов   02.01.2020 19:40   Заявить о нарушении
В этом мы тоже с Вами совпадаем, Роберт Владиславович...

Альберт Иванович Храптович   03.01.2020 06:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Читаю и вздыхаю, Альберт Иванович! Флот - удел и дело СИЛЬНЫХ и СТОЙКИХ! Слава им! Ох, и хорошо, что девчонок не берут - слабаки они.))) С улыбкой,

Элла Лякишева   17.08.2019 21:18     Заявить о нарушении
Хорошо сказано, Элла! Но не все девчонки слабаки, это факт.

Альберт Иванович Храптович   18.08.2019 05:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Так интересно описываете события, словно с Вами побывала на учениях.
Мне интересно вот что: что из себя представляет торпедолов. На подобие сетки или нечто другое?)

Натали Третьякова   08.07.2019 06:35     Заявить о нарушении
С удовольствием объясню, Натали.
Торпедолов - обычный небольшой, примерно метров 30 длиной катер. На корме у него в палубу встроен некий пологий, спускающийся до самой воды, полукруглый лоток диаметром около метра.
У практической торпеды вместо боеголовки точно такое же по форме и весу практическое зарядное отделение. При подготовке такой торпеды к выстрелу оно заполняется водой, а после прохождения установленной дистанции автоматически продувается воздухом, потому торпеда не тонет, а плавает. Над водой у неё примерно с полметра её длины, на волне она то всплывает, то скрывается под водой.
Торпедолов осторожно подходит к плавающей вертикально торпеде, моряк с длинным шестом в руках на конце которого петля с тонким, но прочным тросом, набрасывает петлю, как лассо на торпеду. Если всё получилось, (а на волне сделать такое нелегко), торпедолов дает ход вперед, трос натягивается, торпеда всплывает горизонтально, и её лебедкой выбирают на тросе на палубу и там закрепляют на одном из 5-6 стеллажей.
Вот как-то так, Натали. Радуюсь Вашему интересу к деталям. Спасибо!

Альберт Иванович Храптович   08.07.2019 07:18   Заявить о нарушении
О, спасибо! Вы так подробно описали, что вопросов не осталось)

Натали Третьякова   08.07.2019 11:13   Заявить о нарушении
Товарищ командир-Разрешите обратиться?
Вы так доходчиво объяснили Натали,как устроен торпедолов!
Разрешите и мне вопрос?
Правда,что дейдвуйдный подшипник у подлодки из дерева?
Дейдвудный сальник на судне регулировали,чтоб 4-5 капель в минуту капали,перетягивать нельзя,подщипник можно поплавить.А на лодке как?Ведь 300 метров глубина,это не 5-6 м?В гугле порылся,да что то так и не нашёл. Спасибо.

Владимир Крючков   09.08.2019 15:45   Заявить о нарушении
Владимир, охотно сделал бы это. Но подробно уже не могу - прошло много времени. А что могу, так это то, что действительно дейдвудный , только не подшипник, а сальник делается из особого сорта дерева. Оно с погружением подводной лодки на глубину под внешним давлением самоуплотняется на валу, но не настолько, чтобы мешать вращению оного. Кроме дейдвудного там дополнительно есть еще и обычный сальник. Протечки всё равно есть, но небольшие, их откачивают за борт.
Вот и всё, что еще осталось в памяти.

Альберт Иванович Храптович   10.08.2019 05:04   Заявить о нарушении
Спасибо.А я прочитал в гугле про дерево-не поверил.Там ещё было замечено,что часто менять надо.Это же докование,вал вынимать,потом центровка по новой,а это штучные специалисты делают!В общем ясно,поддерживать флот в нормальном состоянии,затратно,да ещё специалисты нужны хорошие.
Спасибо за ответ,доброго вам здравия!

Владимир Крючков   10.08.2019 09:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Альберт Иванович, добрый день!
Про нас с Вами можно сказать: Если сам не Иван, то отец Иван. Иваныч! Неплохое сочетание с нашими именами. Вспомнил, как дразнила меня соседская девчонка: Вадим Иваныч, скидывай штаны на ночь, а как день, опять надень. Но я отвлёкся...
Еще вчера прочитал три первые главы Вашей биографической повести, но откликнуться не успел, был рекрутирован на огород.
Повесть читаю с большим интересом. Это и понятно. Мне, служившему на суше, всё плавающее на воде и под водой кажется фантастикой и полагаю, что самый цимус ожидает меня впереди. Ваши восторженные впечатления о Риге мне понятны. Бывал там неоднократно и тоже восторгался этим городом красавцем. Бродил по кривым и узким улочкам старого города, в Домском соборе слушал органную музыку, обошел все музеи, в русском театре смотрел спектакль "Трамвай желания" с Джигарханяном в главной роли, пил пиво в подвальчике и вкушал рижский бальзам в маленьком уличном ресторане. А на причале на Даугаве отдыхал барк "Товарищ", вернувшийся с дальнего плавания. Хотелось побывать на его борту, но туда не пускали, так что любовался с берега. Но что интересно, в 2000 году мы с женой целый месяц провели в Буэнос-Айресе, где тогда жил мой младший сын, и там мы с ним побывали на борту красавца фрегата "Свобода" (La Fragata Libertad). Стоявшие у трапа два вахтенных матроса нас свободно пропустили на борт, только предупредили, чтобы не спускались в трюм. Мы обошли всю палубу и всё осмотрели. Посещению фрегата я посвятил целую главку в воспоминаниях "Буэнос-Айрес - Париж Южной Америки".
Еще Рига запомнилась мне тем, что именно там я получил неожиданное назначение в РВСН. Было это в 1959 году, когда Хрущев сократил армию на 1200000. В Ригу я приехал из ГДР за новым назначением. В приёмной отдела кадров и узнал о сокращении от одного бедолаги, ждавшего решения о своей участи. Если сокращают своих, то меня, наверняка, сократят. Но не сократили, направили в РВСН. А я-то рассчитывал, что может удастся остаться в Риге. Увы!..

А Вас после Риги ждала, хотя и трудная, но интересная служба. А меня ждёт интересное о ней повествование. Не так ли, уважаемый автор?

Вадим Прохоркин   25.04.2020 16:31     Заявить о нарушении
Вадим Иванович, приятно вспомнить и молодость, и те дни в Риге, о которой и у Вас такие теплые воспоминания. Да, были времена в Советском Союзе, когда мы все были вместе. Теплится надежда, что когда-нибудь эти новые границы исчезнут, как в ЕС, и все будут свободно ездить друг к другу, общаться и наслаждаться культурными ценностями без виз.
Спасибо за отзыв,

Альберт Иванович Храптович   08.05.2019 05:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава III. 1. Стажировка. Выпуск из училища» (Альберт Иванович Храптович)

Серьёзная стажировка и достойно Вы её прошли!
Наш весь выпуск приказом министра обороны, всех без исключения, отправили в РВСН. В отделении подготовки исходных данных, куда меня назначили, все офицеры были выпускники училища подводного плавания им. Ленинского комсомола, начальник отделения был капитан-лейтенант, подводник, и два старших офицера - капитан 3 ранга, надводник, и капитан-лейтенант, служил на Итурупе (командир части, в которой угнало баржу с "четвёркой отважных"). У меня ушло четыре года на написание рапортов с просьбой перевести на любой флот, пока меня, наконец, не назначили в УРАВ, откуда перевели в военную приёмку. Эти четыре года были потерянными для меня. Часть ребят сумела вырваться, как и я, часть осталась в РВСН.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   11.08.2018 20:18     Заявить о нарушении
Ага, вот уже начинаем пересекаться, хотя бы и косвенно. Мои однокашники, видимо соблазнившись тем, что там, в РВСН, всё новое, передовое, можно быстро сделать карьеру, (возможно им сумели внушить, убедить), согласились уйти туда. А потом действительно, сколько кого знаю, долго и упорно пробивались назад, на флот. И на самом деле не всем это удавалось, только самым настойчивым.
Видимо и Вы были из их числа.
С почтением,

Альберт Иванович Храптович   12.08.2018 05:43   Заявить о нарушении
Есть очень маленькая надежда, что хоть кто-то сможет в минимальном объеме применить в жизни описанные ниже принципы, решив массу нерешаемых прежде проблем.
Умные люди добиваются прежде всего того, что хотели. Максимально эффективно и с минимальными потерями. Это главное и единственное отличие таких людей.
Нужны деньги = "минимальные затраты, максимальный эффект" = пойти грабонуть кого-то в переулке, предварительно оглушив.
И при том не нужно искать себе оправданий, что он де Пи'р, все равно пропьет или "ради детей-же". Если уж тебе так в невмоготу поправить своё материальное положение, то просто признайся, что ты подонок, а не ищи себе отмазы. Так честнее.

Запреты не нужно нарушать, делая это, ты тратишь энергию, которую можно применить для более эффективного решения твоих задач. От них нужно отказаться. Совсем. То есть, перевести запрет из категории морали, в категорию обычного социального фактора, который учитывается для максимально эффективного решения задачи. Не более того.

У меня запреты и так находятся в категории социального фактора, т.е. неинтернализированы. А выше написанно о запретах, которые мне даже неизвестны (в том числе как социальный фактор). Со своей стороны я ничего не нарушаю - это окружающие себе лишние барьеры ставят, а потом возмущаются. Им никто не мешает брать пример с меня, что я им обычно и говорю в таком случае.
Большое спасибо, все совершенно понятно! Вы привели очень хороший пример. Плюс ко всему дополнение - яснее не может быть. Важно уловить принцип и все завертится вокруг него. Сегодня же устрою себе генеральную перепись запретов и комплексов.
Я, можно сказать, родилась с пониманием этого. Видеть, как окружающие возмущаются тем, что ты нарушаешь "запреты", о которых ты даже ничего не знаешь - одно удовольствие.
Что бы не так им обидно было.
Я очень много раз попадала в такую ситуацию. Не так давно мне прочли целую лекцию на тему людей-эгоистов, которые перестали хотеть детей, и ленятся зарабатывать деньги.
Я верю что некоторые люди заботятся от души и у них есть внутренняя потребность это делать. Но что будет если я им скажу что у меня нет такой внутренней потребности? Я не хочу заботиться о детях, мужьях и женах. Они скажут "Да как же так можно то?" Верно? И начнутся попытки тебя "образумить", надавить, застыдить и так далее. То есть, подчинить общественным нормам. И вот тут человек попадает в ситуацию социальной манипуляции, его ВЫНУЖДАЮТ принимать решения, себе во вред и делают из человека раба. И вот для таких ситуаций этот тезис.

Вот это совершенно ужасно. В остальном по большому счёту согласна.
Почему вы берёте крайние случаи? А если заботиться о том, кто тоже заботится в ответ. Не алкаши или девочки-шлюшки, которые тянут деньги из воспитанных мальчиков. Неужели нет матерей, которые любят своих детей? Мужей, которые уважают своих жён? Друзей, которые помогут от души?
Ом.

Сибирская Хиджра   24.04.2019 09:44   Заявить о нарушении
Черт, так и тянет сказать: Сибирская язва! Думаю, Вы нас разыгрываете. Впрочем, ладно. Это Ваше дело.
Удивительно, как может кого-то задеть и подвигнуть на размышления... что? Не мой же отрывок из "Записок". Скорее рецензия моего коллеги по службе на флоте.

"Запреты не нужно нарушать, делая это, ты тратишь энергию, которую можно применить для более эффективного решения твоих задач. От них нужно отказаться. Совсем".
Нет уж, извините. "Не убий", "Не укради" и т.д. 10 заповедей - это не от Бога, а тысячелетний опыт человечества. Отказываться от них, даже ради "максимально эффективного решения задачи", - просто глупо. Дальше - тупик.
Да, согласен, решают таким образом свои задачи некоторые. Но это уроды.

Вижу, Вы сами понимаете это: "Неужели нет матерей, которые любят своих детей? Мужей, которые уважают своих жён? Друзей, которые помогут от души?".
Есть! И здесь Вы правы, Сибирская... душа!

Альберт Иванович Храптович   25.04.2019 04:51   Заявить о нарушении
Сибирская язва
Не знать конечно было б странно. Мы на факультете с Bacillus turingiensis работали в качестве модельного объекта. Она требует точно таких же условий культивирования и спорообразования как и Bacillus anthracis и вообще мало от неё отличается. Только заражает она не млекопитающих, а насекомых. У меня диплом называется "Влияние изотопного состава воды на рост и споруляцию Bacillus turingiensis". На тяжёлой воде значит бациллы выращивали - круто. Так что в этих делах я толк знаю.

Мысли же о порочности тешник ШЭЛ, и прочего куллчифера разумеется были навяеяны рецензией.

Сибирская Хиджра   26.04.2019 08:31   Заявить о нарушении