Рецензии на произведение «Сквозняки Овертона»

Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Во времена СССР литературные произведения, относящиеся к контркультуре, писались в стол, потому что не могли попасть в публичное читательское пространство из-за цензуры, а если и распространялись, то исключительно путём самиздата.

Времена изменились и сегодня Проза.ру предоставляет возможность свободной публикации любых текстов, за исключением нарушающих законодательство РФ.
Однако сочинений и, соответственно, авторов альтернативной литературы на сайте мало.

Не секрет, что писательская аудитория на Прозе в большинстве своём бэби-бумеры и авторы, относящиеся к так называемому " потерянному поколению", в то время как сочинители альтернативных произведений относятся к следующему "поколению пепси" или миллениалам, характерной особенностью которых является полный отказ от социальности и морализма. Для них не имеет значения место и время действия, как и социальная принадлежность персонажей, добро приравнено к злу, фантастическое смешано с реальным, нравственные ориентиры отсутствуют, никого и ничего они не обличают, и нет никаких призывов к действию. Для большинства авторов-читателей сайта, воспитанных на ценностях традиционной литературы, такой подход мягко говоря непривычен и частенько вызывает внутренний протест. В отзывах они , как правило, не могут не отметить художественную оригинальность текста, а вот по поводу содержания отмалчиваются или раздраженно высказывают непонимание.

Один такой бумер пожаловался мне, что ни хрена не понял, прочитав рассказ Миланны Винтхальтер " Сквозняк Овертона". Попытался и я " объять необъятное".
Фабула рассказа понятна любому бумеру: молодой парень
совершает двойное убийство по неизвестной для него и для окружающих причине и должен быть казнен, но тут вмешиваются некие силы в лице представителей масс-медиа, "законодателя законодательств", адвоката и вместе с общественностью оказывают давление на судью, которая признает убийцу невиновным и его освобождают из-под стражи прямо в зале суда. Вот такой вот прецедент!

Как бы я поступил окажись на месте автора альтернативной литературы? Начал бы грузить такую фабулу различными мелкими и не очень деталями, столь любимый приём альтернативщиков.
Вот и автор сделала нашего парня по имени Йохан андрогином. Зачем? Скорее всего по причине гибкой психики, которой обладают андрогины - они умеют быстро меняться и приспосабливаться, но могут и сломаться под сильным давлением окружающих (забегая вперёд скажем, что именно это и произойдёт). Название для первой стадии Окна Овертона - Амброзия. Это напиток богов, пыль дьявола или самый вредоносный сорняк и опаснейший аллерген? Для бумера таких ребусов и загадок в тексте много. Сколько? Отвечу используя гиперболу автора в отношении татуировок на теле одного из героев - триллион!

Затем автор добавила герою плохую наследственность: его мамочка Мириана Лоун психопатка, застрелила бабушку Йохана, то есть свою собственную мать, то ли из "потёртого дробовика" или из винтовки, взятой в гараже ( автор рассказа не определилась точно).

Папа тоже неподарок: некто Андео, бисексуал с "фиолетовыми глазами, раздвоенным языком", любящий героин и группу Пинк-Флойд. А ещё "он совокупляется с парнями на могиле Карлоса Кастанеды, и утверждает, что это нормально." Помимо этих достоинств Андео " одержим теорией заговора и идеями масонства", что не мешает ему снимать снафф - короткие фильмы с настоящими убийствами без спецэффектов.

Не надейся читатель, что застреленная бабушка положительный персонаж. Она любила по ночам смотреть снафф-кино, пока сама не превратилась из зрительницы в исполнительницу главной роли, став жертвой.

Дальнейшую сюжетную линию и описание персонажей подробно пересказывать не буду, чтобы не множить сущее без необходимости, скажу лишь, что структура рассказа построена вокруг окон Овертона, которые открывают и закрывают герои в очерёдности, определённой политиком Джошуа Тревиньо.

Согласно теории Овертона любая концепция, идея, философия, которые присутствует в обществе, могут проходить шесть ступеней развития — от стадии "немыслимого" до " действующей нормы".
Именно в такой последовательности и выстроено повествование. Целевая аудитория, на которую рассчитан рассказ, определена автором:
" Поколению Айфонов и Асоциальных сетей посвящается". Им-то всё должно быть понятно. Чего не скажешь про других.
Как же много должен знать бумер, чтобы насладиться рассказом " Сквозняк Овертона" в полной мере!
Должен прочитать роман Джорджа Оруэлла " 1984", запрещённый, кстати, в Советском Союзе, а иначе будет не понятна ссылка на Большого Брата и упоминание комнаты 101.
Знать, как расшифровывается аббревиатура CCTV и почему так названа третья часть рассказа.
Упомянутый вскользь " золотой миллиард" тоже требует расшифровки.

Но и это ещё не всё! Эпилог окончательно добивает несчастного читателя-бумера, потому что становится не понятно - всё, что произошло с героями до этого момента уже случилось или ещё произойдет? Оба варианта равновероятны и логически объяснимы. Отличный ход, автор!

Но всё перечисленное выше, мелочи по сравнению с главным оружием автора, работающего в жанре " другой" литературы. Ирония! Добавлю от себя - циничная ирония. Плохо это или хорошо? Не имеет значения. Подход другой. Оценочное мнение не годится. Как написал один из авторов в комментариях к этому рассказу - " рецензии и обсуждения, убили вещь". В некотором смысле он прав и тогда мой отзыв будет контрольным выстрелом за левое ухо. Это я типа пошутил.

Однако, надо сделать какой-то вывод. Какой? Ммммм...Как-то так:
Бумерам читать произведения Миланны Винтхальтер следует внимательно и вдумчиво, получая удовольствие от процесса, совершенно не беспокоясь о конечном результате и послевкусии.

АС

Александр Секстолет   13.11.2020 18:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Как литература разнообразна! Честно говоря, такого сюжетного мира, который описан в этом вашем рассказе, я, пожалуй , не встречал.

С уважением
Владимир

Владимир Швец 3   18.07.2019 10:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Круто! Хотя 2/3 я не понял ))

Капитан Медуза   19.05.2017 17:50     Заявить о нарушении
=))) это сюрреалистическое художественное переосмысление теории Овертона жеж.

Миланна Винтхальтер   20.05.2017 08:37   Заявить о нарушении
Не, про окна Овертона знаю, я многих других вещей недопонял, в смысле - не знаю терминологии... Но это ничего, по сути-то всё ясно ))

Капитан Медуза   20.05.2017 08:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Сначала был текст. Вполне. Со всеми смыслами. Потом рецензии и обсуждения, которые убили вещь, сведя ее до очередного "Творения номер 17".

Утаил   15.07.2016 12:33     Заявить о нарушении
А потом случился этот отзыв, из которого я сначала ничего не поняла. А потом подумала и такая: "Ааааа!" И опять ничего не поняла.

Миланна Винтхальтер   15.07.2016 15:35   Заявить о нарушении
Да пошёл ты, Утаил :) Что за ник у тебя такой дебильный? Выложи сначала на свою страницу, хоть букву, или напиши, хоть одно годное слово кому-то в рецензии, потом фыркай.
Нижний Утаил :)))

Мысли По Полочкам   15.07.2016 16:06   Заявить о нарушении
А Вы, Игорь, чьх сторон будете?

Мысли По Полочкам   18.07.2016 16:05   Заявить о нарушении
Пффф. Ни одни рецензии и обсуждения не испортят "вполне текст со всеми смыслами". Текст - он сам по себе. И сколько не лей под ним меда или дерьма - лучше или хуже он не станет. Что касается "Сквозняков", то этот текст настолько крут, что ни одна рецензия в полной мере его не оценит.

Так что, Утаил, лучше пройти мимо, чем написать такую хрень.

Мысли По Полочкам, согласен, ник реально странный)

RJ.

Рэй Джокер   20.07.2016 20:44   Заявить о нарушении
Шта? Да не выдумывал я ничего. Лень спорить, правда. Останемся при своем. Да и коммент я для Мил написал, и суть его не в том, чтобы устроить грамматические баталии.

Всего доброго. RJ.

Рэй Джокер   20.07.2016 22:20   Заявить о нарушении
Игорь, да не стоит заводиться. Я был бы очень Вам признателен, если Вы сбросите мне ссылку на это правило, и я восполню пробел в образовании. Я ведь не называл себя гуру филологии, да и вообще не собирался превращать ситуацию в словесную бойню. Я привык так писать - если в предложении есть двойное отрицание, то перед существительным ставится 'ни', а перед опровергающим его глаголом 'не'. Ошибаюсь - так поправьте резонно, со ссылками на правила и конкретными примерами. Кроме шуток, восприму и буду благодарен. Так что, не стоит на ровном месте устраивать конфликт)

Мил, прости за Флуд, затрешь потом эти комменты)

RJ.

Рэй Джокер   20.07.2016 22:36   Заявить о нарушении
Да мы с Вами вообще о разном, я про "ни", Вы - про множественное число. Я и ссылку скинул про ни/не...

Насколько я понял из предыдущего коммента, Вы утверждаете, что слова "одни" - нет?

Рэй Джокер   20.07.2016 22:59   Заявить о нарушении
Да я ведь и не против. Лично мне это слово не претит. Если Вам оно не угодно - искореняйте, всё правильно.

На том и закончим. Развели тут автору под офигенным текстом... )

RJ.

P.S. "В бой идут одни старики"...

Рэй Джокер   20.07.2016 23:23   Заявить о нарушении
И Вам сладких снов!)

RJ.

Рэй Джокер   20.07.2016 23:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Быть традиционным российским писателем несложно.

Как же классно писать очередной рассказ о подвигах советских солдат, о водке, выпитой с давно умершими друзьями, о наивных детках и глупых взрослых! Вызвать улыбку или пробить на горькую слезу. Юморески и пустая, шаблонная политота. Афоризмы и анекдотики.

Тонны неумело сложенных букв. Банальщина.

Фальшивое одобрение и стопка листов, навеки похороненных под толстым слоем пыли…

Простите, но этого добра и так навалом...

А слабо написать о том, о чем обычно молчат? О том, что для прогрессивной культуры (чаще всего, с приставкой "контр") давно стало нормой?

Не слабо.

Есть среди нас те, кто не боится пойти другой дорогой.

"Сквозняки Овертона" убедили меня в том, что для российской литературы еще далеко не все потеряно. И пусть нынешнее соотношение заурядщины и качественной альтерпрозы - 99/1, надежда есть - дикий пульс постмодерна и трансгрессии бьется.

Сложная для восприятия неподготовленным читателем, но от этого не менее бьющая в душу штука. Снафф-мама, слепая гитаристка с родителями-героинщиками, юноша-андрогин, пристреливший к чертям эту самую гитаристку прямо под клиентом…

Голова кружится от изобилия, но ясно одно – на месте все составляющие пьянящего литературного коктейля, который каждый день лакаем мы – поклонники контркультурной прозы.

Ну а встреча отца и сына в тюрьме, упоминание моих любимых Pink Floyd… Всего и не перечислишь, что зацепило.

Two Tumbs Up! RJ.

Рэй Джокер   06.06.2016 19:39     Заявить о нарушении
Итак, я читала твои рецензии вслух своему отцу. слушай, пока есть последователи контркультуры, еще не потеряно то виденье, которое мы хотим донести.
Не зря Паланик писал мне в 2010: be wild, write wild bitch.)))
Я пытаюсь писать Wild, и спасибо что теперь есть ты,Рэй Джокер!
Пинту пива за тебя,
милвинт

Миланна Винтхальтер   06.06.2016 20:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Почему это некоторые так любят всюду искать мораль?

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?

Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь.

(Алиса в Стране чудес)

Первое, что приходит на ум после прочтения - БРЕЕЕД!
Может это новое веяние в литературе? Бредовый постмодернизм? Бредонизм? Бредокаденство?
Но Бред не как "бред сумасшедшего", а Бред как когда впервые читаешь Хазарский словарь Павича и еще мозг не перестроился на сто тысяч оттенков его гениальности.
Бред на грани фарса, китча, на грани сарказма, на куче граней того, что мы уже знаем.
И тем не менее отнести к чему-то, я не могу.
Читается легко, весело и задорно, не смотря на насилие, убийства, кровь и прочие любимые атрибуты автора. (Преподнести снафф с такой легкостью, будто они там снимали кулинарную передачу, это надо уметь)
На самом деле, очень необычная вещь, которую с первого раза проглотить именно поняв и осмыслив - трудно. С первого раза видно только то, что автор жонглирует словами как жонглер парой сотней мячиков. Но прочитав второй раз все встает на свои места, складывается в красивый узор, нарисованный, правда, лезвиями на коже невинного ягненка, но это уж авторское.
Не знаю как не знакомым людям, но я узнала троих. Три героя, как минимум очень ярко прописаны, вплоть до родинок на подбородке =) тут автор, решил схалтурить, описав просто реальных людей, но тем и интереснее с другой стороны.
В общем-то главное что хотелось сказать, что вся чернуха которая тут описана, она не чернуха, она просто та жизнь, о которой обычно молчат, вот и все. И вроде бы, кажется, это описано далекое футуристическое будущее, но к сожалению, это настоящее. И все эти герои существуют, живут в соседних подъездах, просто никто их не рекламирует.. пока.. но кто знает на кого в следующий поспорят эти девушки?

пс Верни Винтхальтер, она не заслужила.

Мысли По Полочкам   30.05.2016 13:58     Заявить о нарушении
Анют, вот это тот самый случай, когда рецензия круче текста. Шучу, не круче, конечно. Опять шучу.))))
А теперь серьезно. За такое глубинное понимание я кладу цветы к твоим ногам. Да, ты права, это бред. Но это метафорический, иносказательный, в конце концов, кинематографический бред. Героев здесь нет (условно троих ты узнала, кстати, как я угадала, что половина Винтхальтер куда-то собралась :) ) Так вот. Героев здесь нет, ни положительных, ни отрицательных. Есть артехтипы, прототипы и просто типы. Есть цвета и оттенки, есть поведенческие реакции. Есть абстрактный мир и абстрактная ситуация, основанная на измышлениях м-ра Овертона.
Это сложный для понимания текст, и ты его осилила в полной мере! Может, потому что ты у меня золотая умница, а может потому что неоднократно вскрывала сумасшедшую голову автора. Браво тебе! Даже не "спасибо за понимание", а "браво за понимание".
Винтхальтеры живы оба. Один ты знаешь где, а второй пишет тебе с утра пораньше :))))
Твоя Темная Половина Винта.

Миланна Винтхальтер   31.05.2016 07:22   Заявить о нарушении
А, и еще. Мой новый стиль - бредовый постмодернизм. Все запомнили?)))))))))

Миланна Винтхальтер   31.05.2016 07:25   Заявить о нарушении