Рецензия на «Сквозняки Овертона» (Миланна Винтхальтер)

Во времена СССР литературные произведения, относящиеся к контркультуре, писались в стол, потому что не могли попасть в публичное читательское пространство из-за цензуры, а если и распространялись, то исключительно путём самиздата.

Времена изменились и сегодня Проза.ру предоставляет возможность свободной публикации любых текстов, за исключением нарушающих законодательство РФ.
Однако сочинений и, соответственно, авторов альтернативной литературы на сайте мало.

Не секрет, что писательская аудитория на Прозе в большинстве своём бэби-бумеры и авторы, относящиеся к так называемому " потерянному поколению", в то время как сочинители альтернативных произведений относятся к следующему "поколению пепси" или миллениалам, характерной особенностью которых является полный отказ от социальности и морализма. Для них не имеет значения место и время действия, как и социальная принадлежность персонажей, добро приравнено к злу, фантастическое смешано с реальным, нравственные ориентиры отсутствуют, никого и ничего они не обличают, и нет никаких призывов к действию. Для большинства авторов-читателей сайта, воспитанных на ценностях традиционной литературы, такой подход мягко говоря непривычен и частенько вызывает внутренний протест. В отзывах они , как правило, не могут не отметить художественную оригинальность текста, а вот по поводу содержания отмалчиваются или раздраженно высказывают непонимание.

Один такой бумер пожаловался мне, что ни хрена не понял, прочитав рассказ Миланны Винтхальтер " Сквозняк Овертона". Попытался и я " объять необъятное".
Фабула рассказа понятна любому бумеру: молодой парень
совершает двойное убийство по неизвестной для него и для окружающих причине и должен быть казнен, но тут вмешиваются некие силы в лице представителей масс-медиа, "законодателя законодательств", адвоката и вместе с общественностью оказывают давление на судью, которая признает убийцу невиновным и его освобождают из-под стражи прямо в зале суда. Вот такой вот прецедент!

Как бы я поступил окажись на месте автора альтернативной литературы? Начал бы грузить такую фабулу различными мелкими и не очень деталями, столь любимый приём альтернативщиков.
Вот и автор сделала нашего парня по имени Йохан андрогином. Зачем? Скорее всего по причине гибкой психики, которой обладают андрогины - они умеют быстро меняться и приспосабливаться, но могут и сломаться под сильным давлением окружающих (забегая вперёд скажем, что именно это и произойдёт). Название для первой стадии Окна Овертона - Амброзия. Это напиток богов, пыль дьявола или самый вредоносный сорняк и опаснейший аллерген? Для бумера таких ребусов и загадок в тексте много. Сколько? Отвечу используя гиперболу автора в отношении татуировок на теле одного из героев - триллион!

Затем автор добавила герою плохую наследственность: его мамочка Мириана Лоун психопатка, застрелила бабушку Йохана, то есть свою собственную мать, то ли из "потёртого дробовика" или из винтовки, взятой в гараже ( автор рассказа не определилась точно).

Папа тоже неподарок: некто Андео, бисексуал с "фиолетовыми глазами, раздвоенным языком", любящий героин и группу Пинк-Флойд. А ещё "он совокупляется с парнями на могиле Карлоса Кастанеды, и утверждает, что это нормально." Помимо этих достоинств Андео " одержим теорией заговора и идеями масонства", что не мешает ему снимать снафф - короткие фильмы с настоящими убийствами без спецэффектов.

Не надейся читатель, что застреленная бабушка положительный персонаж. Она любила по ночам смотреть снафф-кино, пока сама не превратилась из зрительницы в исполнительницу главной роли, став жертвой.

Дальнейшую сюжетную линию и описание персонажей подробно пересказывать не буду, чтобы не множить сущее без необходимости, скажу лишь, что структура рассказа построена вокруг окон Овертона, которые открывают и закрывают герои в очерёдности, определённой политиком Джошуа Тревиньо.

Согласно теории Овертона любая концепция, идея, философия, которые присутствует в обществе, могут проходить шесть ступеней развития — от стадии "немыслимого" до " действующей нормы".
Именно в такой последовательности и выстроено повествование. Целевая аудитория, на которую рассчитан рассказ, определена автором:
" Поколению Айфонов и Асоциальных сетей посвящается". Им-то всё должно быть понятно. Чего не скажешь про других.
Как же много должен знать бумер, чтобы насладиться рассказом " Сквозняк Овертона" в полной мере!
Должен прочитать роман Джорджа Оруэлла " 1984", запрещённый, кстати, в Советском Союзе, а иначе будет не понятна ссылка на Большого Брата и упоминание комнаты 101.
Знать, как расшифровывается аббревиатура CCTV и почему так названа третья часть рассказа.
Упомянутый вскользь " золотой миллиард" тоже требует расшифровки.

Но и это ещё не всё! Эпилог окончательно добивает несчастного читателя-бумера, потому что становится не понятно - всё, что произошло с героями до этого момента уже случилось или ещё произойдет? Оба варианта равновероятны и логически объяснимы. Отличный ход, автор!

Но всё перечисленное выше, мелочи по сравнению с главным оружием автора, работающего в жанре " другой" литературы. Ирония! Добавлю от себя - циничная ирония. Плохо это или хорошо? Не имеет значения. Подход другой. Оценочное мнение не годится. Как написал один из авторов в комментариях к этому рассказу - " рецензии и обсуждения, убили вещь". В некотором смысле он прав и тогда мой отзыв будет контрольным выстрелом за левое ухо. Это я типа пошутил.

Однако, надо сделать какой-то вывод. Какой? Ммммм...Как-то так:
Бумерам читать произведения Миланны Винтхальтер следует внимательно и вдумчиво, получая удовольствие от процесса, совершенно не беспокоясь о конечном результате и послевкусии.

АС

Александр Секстолет   13.11.2020 18:12     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Миланна Винтхальтер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Секстолет
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.11.2020