Рецензии на произведение «Потери командиров авиационных соединений»

Рецензия на «Потери командиров авиационных соединений» (Олег Каминский)

Список потерь командиров авиасоединений, действительно, претендует на полноту сведений. Тем не менее я бы хотел добавить к нему еще несколько персоналий, которые мне известны:

Гв. подполковник Савченко Павел Афанасьевич (1908).
В КА с .10.1930. Командир 332-й ШАД
Умер от болезни 05.04.1944.

Подполковник Владимиров Филимон Владимирович (1908, Смоленская обл., Велижский р-н, д. Четверня).
Командир 331-й ИАД.
Погиб в бою 03.02.1944. Захоронен - д. Багай-Барановка Саратовской обл.

Полковник Травкин Дмитрий Николаевич (24.12.1903, г. Ленинград).
В КА с .10.1919.
Командир 47-й САД. Пленен 26.07.1941. 08.01.1942 передан гестапо. Погиб.

Полковник Абрамычев Сергей Ильич (1903, г. Москва).
Командир 113-й ав. див. ДД.
Погиб при катастрофе самолета ИЛ-4 23.11.1942. Захоронен - д. Дягилево Рязанской обл.

Полковник Срывкин Владимир Алексеевич (24.09.1904, г. Ростов-на-Дону).
В КА с 1926. Командир 201-й ИАД. Умер 29.05.1944.

Никита Романов 4   16.05.2017 16:48     Заявить о нарушении
Большое спасибо за уточнения. Правда, кое-какая информация противоречит другим данным.
Например, Владимиров к моменту гибели не являлся командиром 331-й ИАД. Он командовал 201-й ИАД с 18.07.1943 по 15.08.1943, был снят, как не сумевший организовать боевую работу частей дивизии и своего штаба, затем был зачислен в резерв, а погиб 03.02.1944 в должности заместителя командира 331-й ИАД, которой с 25.11.1943 по 01.03.1947 командовал полковник И. А. Семененко.
Срывкин также к моменту смерти не являлся командиром дивизии. Он командовал 10-й ГИАД с 24.08.1943 по 15.12.1943. После него дивизией командовали И. М. Хлусович с 16.12.1943 по 01.06.1944 и В. П. Ухов с 02.06.1944 по 12.1946. Умер Срывкин 29.05.1944, его должность неизвестна, вероятно, он находился в резерве.

Олег Каминский   17.05.2017 10:31   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег!

В свою очередь благодарю Вас за поправки.

Я проверю данные по каждой персоналии. А что касается полковника Срывкина В.А. - действительно ей на тот период командовал полковник Хаустович.

Авторы 2-го тома справочника "Комдивы" почему-то неверно описали его позднюю биографию, хотя при составлении книги они напрямую работали со многими архивными сведениями.

Краткая выдержка из биографической статьи о нем:

Полковник Срывкин В.А. - командир 10-й Гв. ИАД.

В апреле 1944 г. был ранен и умер от ран 29 мая 1944г.

Никита Романов 4   17.05.2017 18:12   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег Александрович!Спасибо за интересную информацию.
Смирновы (Алексей Андреевич 1906г.р.-КМ 3 гв.ШАД и Владимир Васильевич 1902г.р. КМ 233 ШАД ) расположились в Вашем списке рядом.Так получилось,что с Алексеем Андреевичем в 1925-1930г и в Липецке,и на решении конфликта на КВЖД, в составе 40 эскадрилии им В.И.Ленина служил мой дед.
.В 1942г в 50 бап 2ВА ,который во время финской возглавлял Владимир Васильевич пришел мой отец-сержант из молодняка и дожил до Дня Победы.
У меня два вопроса:
1.Есть ли у Вас список награжденных орденами из состава 50 бап по дате 15.01.40г?(т.е. ДО присвоения звания ГСС)
2. С кем,по Вашему мнению, в качестве воздушного стрелка на Ил-2 вылетел в последний полет 27.07.43 Смирнов Владимир Васильевич?
Спасибо,с уважением

Иванов Алексей Одесса   17.01.2020 14:22   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Иванов!
Списком награжденных орденами из состава 50-го бап я не располагаю.
Думаю, что полковник В. В. Смирнов, ведя свою дивизию в бой, находился за штурвалом Ил-2. А на месте воздушного стрелка, вероятно, находился инженер по электроспецоборудованию дивизии инженер-майор Вячеслав Сергеевич Денисов (1914). Во всяком случае, в списке погибших Смирнов и Денисов указаны рядом...
С уважением,

Олег Каминский   17.01.2020 19:30   Заявить о нарушении
Непростой это новоиспеченный "воздушный стрелок" Денисов проживающий в центре Москвы.Может ли он быть родственником Денисова С.П. который в 1940 давал представление Смирнову В.В. на звание ГСС!?

Иванов Алексей Одесса   17.01.2020 20:38   Заявить о нарушении
Всё может быть...

Олег Каминский   17.01.2020 21:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери командиров авиационных соединений» (Олег Каминский)

Очень доставляют многочисленные строчки "сбил советский истребитель, но при выходе из атаки столкнулся с ним" и "столкнулся со своим самолетом". И такие причины просто пестрят во всех Ваших работах по немецким потерям, навскидку их число сопоставимо с числом потерь в воздушных боях. Судя по всему, это цитаты из немецких отчетов. Ну надо же, какие неосторожные ребята - сотни боевых вылетов, сотни часов налета (если не тысячи), и такая вот засада, ну просто как эпидемия! Летают, понимаешь, самонаводящиеся остатки разбитых напрочь русских самолетов и сбивают экспертов люфтваффе... А другие эксперты, даже командиры эскадр, на ровном месте бьются о свои самолеты. Да и судя по их отчетам, расчеты зенитных орудий у нас были просто свирепыми, сбивали всех подряд без оглядки на чины и звания, а летчики-истребители ВВС РККА надо полагать в это время пили водку и танцевали под гармошку :) Судя по всему, очень-очень сильно, прямо таки до зубовного скрежета не желали признавать ребятки из Люфтваффе свои потери в воздушных боях, ну как же - Алоизыч сказал, что славянам недоступно сие, а тут такая вот загогулина...
И есть большая просьба - скажите, есть ли чьи-нибудь работы по действиям авиации обеих сторон на разных фронтах и в разных операциях, опирающиеся на отчеты генерал-квартирмейстера Люфтваффе, вот как у Хазанова по Курской битве? Вообще было бы супер с анализом потерь хотя бы как у Вас, по ведущим асам - где сбили, кто сбил. А то в работах на основе наших данных, сбили всех и еще чуток сверху, в работах на основе немецких данных - потерь в воздушных боях вообще практически нет, только зенитки, сами друг друга сшибают и об осколки самолетов бьются.

Алексей Марков 3   28.04.2017 22:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери командиров авиационных соединений» (Олег Каминский)

Интересная подборка персональных данных и сравнение численности потерь командиров авиационных соединений ВВС РККА и Люфтваффе.

Совершенно верно - «не  стоит  делать  каких-то  глобальных  выводов  о  соотношении  потерь  авиации  обеих  сторон,  основываясь  лишь  на  этих  цифрах». И не только потому, что «большинство  советских  командиров  лично  участвовали  в  боевых  вылетах  гораздо  меньше,  чем  немецкие  командиры».

Самое существенное, что в начале военных действий на советско-германском фронте в составе Люфтваффе на советско-германском фронте действовало 22 управления соединений (эскадр), а в составе ВВС - 43 управления авиадивизий и 5 управлений авиабригад, т.е. в 2,2 раза больше. К концу войны разрыв этот увеличился кардинально. Больше было командиров соответствущего уровня — больше и безвозвратные боевые и небоевые потери среди них.

Игорь Абросимов   02.01.2017 19:30     Заявить о нарушении
Да, разумеется, разница в количестве участвующих в боевых действиях войск определенным образом влияет и на разницу в потерях.

Олег Каминский   03.01.2017 09:26   Заявить о нарушении
Прочел: "...потери командиров авиационных соединений советских ВВС составили 34 человека, а командиров авиационных соединений немецко-фашистской авиации на советско-германском фронте - 16 человек". Таким образом, разрыв точно такой же, как количественная разница в командирах соответствующего уровня (даже если брать только первые месяцы военных действий). Как мне представляется - это и есть основная причина разницы в потерях. Не единственная, но основная. По-моему, если сопоставлять потери сторон, то ее надо назвать в первую очередь.

Игорь Абросимов   03.01.2017 20:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери командиров авиационных соединений» (Олег Каминский)

Интересные сведения! Правда, не надо забывать о том, что в первые годы войны у нас воевали плохо обученные летчики. А у немцев все летчики уже обладали большим военным опытом. Пока наши набрались опыта, много из них погибло!

Виталий Овчинников   28.12.2016 19:14     Заявить о нарушении
Да, к сожалению...

Олег Каминский   29.12.2016 10:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери командиров авиационных соединений» (Олег Каминский)

Грустные мысли возникают при сравнении причин потерь наших и немецких военачальников.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   21.12.2016 12:41     Заявить о нарушении
На мой взгляд, различные причины потерь являются своеобразной иллюстрацией общей культуры и профессионализма.
С уважением,

Олег Каминский   22.12.2016 10:43   Заявить о нарушении
Не понял, какие "грустные мысли возникают при сравнении ПРИЧИН потерь наших и немецких военачальников"? И в том и в другом случае причины боевых потерь - аналогичны. Были также потери той и другой стороны, связанные с воздушными катастрофами... (При этом несколько советских командиров погибли по последней причине, когда их соединения в действующую армию не входили). Все это конечно грустно, но почему это чувство возникает при СРАВНЕНИИ?

Игорь Абросимов   03.01.2017 19:58   Заявить о нарушении
Боевые потери разные, а потери от выпитой спиртосодержащей жидкости и от низкой квалификации грустные при сравнении.

Владимир Врубель   03.01.2017 22:38   Заявить о нарушении
Владимир, понял, что Вы имели в виду. Но... «Потери от выпитой спиртосодержащей жидкости» стало причиной (вероятной) смерти одного командира дивизии, причем в период, когда соединение было выведено из состава действующей армии. И мы не знаем при каких обстоятельствах данный единичный случай произошел... Что касается других небоевых потерь, то ряд из них не связаны с летной работой (автокатастрофы), а также призошли в тыловых и резервных частях. Как известно, потери в результате авиационных катастроф происходят всегда и везде, из материала очерка следует, - в них, а не только от непосредственного воздействия противника, гибли и командиры эскадр Люфтваффе. Так что сравнение ПРИЧИН потерь командиров соединений для каких-то особых выводов материала, на мой взгляд, не дает. Другое дело КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ показатели, но об этом я уже написал в отдельной рецензии на данный весьма интересный очерк.

Замечу кстати, что в очерке по Люфтваффе приведены данные только по советско-германскому фронту, а по ВВС КА — в целом, что заставляет вносить определенную коррекцию при сравнениях и причин и количественных показателей..

С новогодними пожеланиями — Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   04.01.2017 13:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Я тоже желаю Вам и Вашим близким здоровья и благополучия в новом году.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   04.01.2017 15:09   Заявить о нарушении
Прросто у нас командиры полков и выше летали редко и эпизодически.Многие были средними летчиками,что не мешало некоторым из них проявлять себя способными командирами.Командиры групп и эскадр летали много.И продвижение по службе у них в прямой связи от боевых успехов.И главное,о чем уже не раз писали-цель истребительной авиации РККА-обеспечение прикрытия бомбард.и штурмов.авиациина боевых и прикрытие сухопут.войск от действий люфтваффе,даже если численный перевес на стороне врага. У них в порядке было уклонение от боя,если они в меньшинстве.

Виталийл   23.02.2019 09:21   Заявить о нарушении
Благодарю за высказанное мнение!

Олег Каминский   23.02.2019 09:30   Заявить о нарушении