Рецензии на произведение «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1»

Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

"В настоящее время в нашей историографии, почему-то, господствует мнение, что Германская империя в 1915 году планировала чуть ли не полное завоевание всей европейской территории Российской империи и её покорение."
В нашей историографии господствует мнение о том, что в 1915 году Германия решила нанести основной удар на Восточном фронте, пытаясь вывести Россию из войны. В начале 1915 г. британцы и французы пришли к выводу о необходимости добиться абсолютного превосходства в силах и средствах над Германией и Австро-Венгрией, а до того - отсиживаться на Западном фронте в обороне, кроме частных наступательных операций в Артуа и Шампани и десантной операции против Турции. Россию, по выражению ЛЛойд-Джорджа, западные союзники решили "предоставить ее судьбе". Русское командование приняло на 1915 г. гибельную стратегию двойного удара против австрияков и германцев. Великого князя Ник.Ник., видимо, ничему не научила гибель армии Самсонова. В этих условиях немцам действительно хотелось разделаться со слабейшим противником - Россией, чтобы покончить с войной на два фронта и обрушиться на западных противников Тройственного союза, еще не развернувших полностью своих сил (это касается в первую очередь англичан). Гинденбург, Людендорф, Бетман-Гольвег (рейхс-канцлер) Конрад фон Гетцендорф (австро-венгерский главком) выступали тогда за разгром России и ликвидацию Восточного фронта. Их доводы приводить здесь не буду. Важен факт стратегического решения германо-австрияков покончить в 1915 г. с Россией. Только Фалькенгайн был против, полагая, что немцев ждет участь Наполеона в 1812 г. Принятый в конце января 1915 г. австро-германский план кампании предусматривал на Западе активную оборону, а на Востоке — решительное наступление германцев и австрияков с целью разгромить русскую армию и отбросить ее возможно дальше в глубь страны. Вот цитата из доклада генерал-майора Секта летом 1915 г.: «истинной целью войны на Восточном театре является скорейшее и полное сокрушение России».
"...и даже в Африке и Китае"
Нельзя сказать, что немцы достаточно успешно воевали в Африке и Китае. Те подразделения, которые имелись в Африке, вели вялую полупартизанскую войну, которую в конечном счете проиграли. В Китае, кроме славного поражения от японцев (Циндао), похвалиться германцам также было нечем.
"Генерал фон Макензен... получил приказ: в начале мая нанести в Западной Галиции сокрушительный фланговый удар по неудержимо рвущимся вперед русским войскам." Это тактическое решение для выполнения стратегического плана немцев - вывести Россию из войны. "Взятие Петрограда и Москвы", конечно, в стратегических планах немцев отсутствовало, присутствовали "стратегические Канны".
"В апреле 1915 г. генерал фон Лауэнштейн... двинулся тремя колоннами из Восточной Пруссии"
Здесь ничего не говорится, скажем, об Августовской наступательной операции немцев (февраль 1915 г.), в результате которой русские войска отошли на линию Гродно-Липск-р.Бобр-Осовец (10-я русская армия потеряла при отступлении почти целый корпус, рассеянный немцами при попытке его окружения). Зато Праснышская операция (начало марта) закончилась для нас неплохо: немецкое наступление захлебнулось и они перешли к обороне на Среднем Немане. На юге Карпатская операция не принесла решительного успеха ни той, ни другой стороне (март-апрель), хотя успех склонялся на нашу сторону (взятие Перемышля). Тогда немцы нанесли удар между Вислой и Карпатами (Горлицкий прорыв - апрель-июнь) и преуспели из-за неудачного использования резервов русским командованием, подавляющего превосходства немцев в тяжелой артиллерии (сдан Львов). Летом 1915 г. у немецкого командования созрел план разгрома русской группировки в Польше. В итоге немецкое наступление (июль-август), имевшее целью глубокий двойной охват выпуклой дуги, которая представляла русский фронт в Польше, не привело к окружению наших войск. Нашим генералам удалось отвести войска до линии Бобр, Верхний Нарев, Брест-Литовск, Ковель. Общий итог летних кампаний 1915 г. - захват немцами западных областей русской Польши, Литвы и Галиции австрияками. Великий князь Ник. Ник., кое-чему научившийся в 1915 г., был отстранен от верховного командования. Это было одной из роковых ошибок царя. В этих условиях и случился Свенцянский прорыв. Он заставил русские армии отойти на линию Западная Двина, Двинск, Вилейка, Барановичи, Пинск, где фронт стабилизировался.
"Он неоднократно предлагал Николаю Второму «мир без аннексий и контрибуций» и в 1915, и в 1916 годах."
Не знаю, откуда такие сведения. В 1914 г. да, предлагал. Но в 1915 г. зондирование позиций сторон об условиях сепаратного мира, имевшее место в Швеции, закончилось ничем "из-за непомерных требований немцев".

Алексей Аксельрод   04.11.2018 00:07     Заявить о нарушении
С рядом ваших тезисов согласен.
Целью германско-австрийского наступления 1915 года был именно разгром царской армии, а отнюдь не захват Москвы и Петербурга или полный разгром русской государственности. Именно об этом я и написал.

Кое-что прокомментирую.
Вы пишете: «Нельзя сказать, что немцы достаточно успешно воевали в Африке и Китае». Так я и не заявлял, что эти боевые действия было «успешными» для немцев. Однако для англичан их войска в Африке были «занозой в заднице чуть ли не до 1918 года, а в Циндао малочисленные германские войска (оторванные от своей родины на десятки тысяч километров) доблестно сопротивлялись японской армии. Без боя они не сдавались даже там.
Следующее. Вы пишете: «Здесь ничего не говорится, скажем, об Августовской наступательной операции» - ну так я в этой главе и не ставил своей задачей описать ВСЕ операции 1915 года, включая разгром нашего ХХ корпуса в феврале 1915 г, или Праснышскую операцию. Был дан лишь краткий обзор боевых действий весны-лета 1915 года на Восточном фронте.
Вы пишете, что не знаете про попытки заключить сепаратный мир на Восточном фронте в 1915 – 1916 годах.
Прочитайте здесь: http://www.proza.ru/2017/03/28/1477 про это.

Сергей Дроздов   03.11.2018 20:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

Спасибо, уважаемый Сергей Борисович.
Прекрасная статья, анализ происходящих событий.
Он очень познавательный, глубокий и интересный.
Казалось бы - дела давно минувших дней, но как они актуальны сегодня, хотя бы с точки зрения т. н. территориального вопроса.
Очень понравились Ваши характеристики-оценки деятелей того времени - Николая II, по которому столь томно вздыхает Поклонская, Алексеева, других...
Сердечно Вас благодарю и ждём новых стр. увлекательного анализа.
СПАСИБО!!!

Иван Кожемяко 3   31.10.2018 18:16     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик, дорогой Иван Иванович!
Согласен с Вами.
Продолжение следует.
С уважением,

Сергей Дроздов   31.10.2018 19:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

Публикация полезна для таких, как я - Просветительское спасибо. Актуальна.

Боги войны, а не штык - молодец, решили исход. За кадром агитаторы - профессионалы.

Мучительный вопрос: отчего тн христианские страны несколько веков ведут и ведут войны между собой?!..

С уважением,

Серафим Григорьев -3   31.10.2018 12:50     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Серафим!
Согласен с Вами.
Видимо, есть в христианской религии какой-то изъян, если она веками позволяет христианским странам вести ожесточенные войны между собой, с благословения своих "пап" и патриархов, под руководством "просвещеннейших христолюбивых монархов", которые посылали на смерть и истребление себе подобных своих подданных.
Вопрос этот не мне, а попам и разным религиоведам надо адресовать.
С уважением,

Сергей Дроздов   31.10.2018 13:01   Заявить о нарушении
Сергей, вероятно вы давно не посещали церкви. Сакральное, неоднократное: М и р в а м!.. Это западает в душу. Кротость и проч, не в силах пространно... Церкви не начинают боевых действий. Источник - борьба капиталов.

Гимн Франции - самый кровавый.

С уважением,

Серафим Григорьев -3   31.10.2018 13:11   Заявить о нарушении
Насчет гимна Франции - согласен, а вот ВСЕ войны христианских государств (между собой) велись по благословлению их пап, патриархов и прочих духовных "предводителей".
"Мир вам" был на словах, а на деле - кровавые войны из-за самых дурацких поводов, порой.

Сергей Дроздов   31.10.2018 13:30   Заявить о нарушении
Сергей, вам ли не знать, что в 14-м году Патриарха в Р\И не было.

С уажением,

Серафим Григорьев -3   31.10.2018 23:02   Заявить о нарушении
Ну и что из этого?
Был Св. Синод и целая куча митрополитов.
Кто-то из них возвысил голос против мировой войны с христианскими государствами?!

Сергей Дроздов   01.11.2018 09:24   Заявить о нарушении
Узнаю почерк офицера ПВО, близко их знавал - крутые парни. Однако слово (патриархов) из песни не выкинешь. И все же, верующие люди любят атеиста, атеисты ставили их к стенке (или на соловки) только за веру. Так не должно быть.

Локализуем тему: все коронованные и республиканцы хороши. Достаточно хорошо знаю крестьян и работяг, моряков, студентов и интеллигентов, вояк и батюшек.

Никому из них война не нужна даром, особенно работягам и крестьянам, которых большевики втянули добровольно-принудительно в гражданскую. Издревле их затевали власть имущие, чтобы укрепить свою власть и пограбить: налет - отход. С комплектацией военных священников - бальшая проблема.

С уважением,

Серафим Григорьев -3   01.11.2018 09:54   Заявить о нарушении
А при чем тут "Однако слово (патриархов) из песни не выкинешь", Серафим?!
Разве при наличии в нашей стране патриархов (до Петра 1-го, их упразднившего) она не вела войн с христианскими державами?!
Вела конечно, и патриархи наши всецело эти войны поддерживали.
Так что нечего тут пытаться их оправдывать.

Сергей Дроздов   01.11.2018 11:02   Заявить о нарушении
Т-щ полковник, "... прорыв" о реальных событиях конкретного времени. У меня есть опыт редактирования кадровых офицеров после того, как их сюжеты снимали с эфира ЦТ.

Итак, последнее слово за вами... Жалею, что не довелось мне прочитать ваши легендарные "... байки". В Инете 1 глава, увы.

С уважением,

Серафим Григорьев -3   01.11.2018 11:17   Заявить о нарушении
Дело не в "последнем слове", а в исторической достоверности моего ответа.
Мои "Байки" совершенно свободно висели тут на Прозе 3,5 года, и все желающие свободно могли их прочитать в полном формате.
Жаль, что у вас до этого тогда "руки не дошли".
Теперь их также свободно можно приобрести за небольшие деньги на "амазоне" и прочих книжных сайтах. Ссылки на них размещены.
С уважением,

Сергей Дроздов   01.11.2018 11:23   Заявить о нарушении
Извините, физическая немощь... По одной главе понял, что творческий ВУЗ по вас плакал, когда вы пошли в ВВУЗ. Однако талант не пропьешь...

С уважением,

Серафим Григорьев -3   01.11.2018 11:38   Заявить о нарушении
Спасибо за комплимент, Серафим!
Здоровья вам!!!

Сергей Дроздов   01.11.2018 11:48   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Алексей!

Сергей Дроздов   31.10.2018 10:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

Добрый день, Сергей!
Интересная и очень актуальная монография! Вы прекрасно и объективно рассказали о трагических событиях. Спасибо!
По легенде немецкий посол плакал, когда вручал ноту об объявлении войны. Потому что умные люди понимают, что такое воевать на нескольких фронтах. В будущей глобальной войне России тоже придется воевать на нескольких фронтах. Поэтому опыт Германии в ПМВ бесценен и требует тщательного изучения.
"Как видим, тот факт, что вместо «волевого» великого князя Николая Николаевича Верховным главнокомандующим русской армии стал Николай Второй, немецкими военачальниками был воспринят с нескрываемым удовлетворением."
Да, ничего не меняется в нашем лучшем из миров. Элита была и остается самым слабым звеном в России.
С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   31.10.2018 12:41     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО, за ваше внимание и отклики, Александр!
Я полностью согласен с Вашими выводами.
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   31.10.2018 10:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

Прошу извинить меня, но очень хочется сказать о редком интересе и уважении, которое вызывают Ваши статьи и эта почему-то особенно. Такой основательный научный подход и неизвестная информация, увлекательно изложенная и обильно подтвержденная фактическим и мемуарным материалом вызывают просто удовольствие от чтения и осмысления. Должен признаться, что нечасто на Прозе испытываю похожее.

А по существу, конечно, главное впечатление - шок от неподготовленности к войне (недостаток офицеров, быстрое разложение, низкий моральный и боевой дух, толпы пленных и беженцев, «очищение! Территории»...) и все это практически с начала войны. И теперешние сказки о почти победе, которой помешали «большевики». В общем и удивительно и не верить нельзя и больно и невольно думаешь, как из этой безнадеги могло возникнуть то, что возникло. То есть тень оптимизма появляется. Ведь смогли же тогда.

Ну и мне, как обитателю почти этих мест, интересно читать: Шауляй, Виндава, Либава, Митава, Паневежис...А страшная Восточная Пруссия это вообще Калининград.

Спасибо! Извините за излишнюю эмоциональность.
С уважением

Валерий Короневский   30.10.2018 17:48     Заявить о нарушении
Огромное СПАСИБО, Валерий, за Ваш интерес к моим статьям и такой сердечный комментарий к данной работе.
Всегда рад общению с Вами и с большим вниманием знакомлюсь с Вашими размышлениями и оценками.
С уважением и благодарностью за поддержку,

Сергей Дроздов   30.10.2018 22:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

До Вашей статьи примерно представлял бедственное положение в русских войсках и тылах. Но оно, оказывается, было ещё хуже.
С интересом и расположением, Александр.

Алексас Плаукайтис   30.10.2018 16:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик и Ваш интерес, Александр!
Продолжение следует.
С уважением,

Сергей Дроздов   30.10.2018 16:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свенцянский прорыв 1915 г. ч. 1» (Сергей Дроздов)

На днях один историк-любитель как раз об этом времени написал буквально следующее:
"Николай 2-й стал Главкомом и прекратилось Великое Отступление, войска с этого дня пошли на Запад....остановили и свензянский прорыв ликвидировали и начались атаки на запад.Теперь уже была другая война.Читайте отчеты комфронтов, там ...утверждается, что дух окреп, солдат поверил в окончание отступления".

Спасибо за статью, Сергей! Зеленое!

Игорь Семенников   30.10.2018 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и поддержку, Игорь!
Таких горе-историков нынче развелось великое множество.
На Запад, стало быть, армия царя- батюшки с осени 1915 года прямо таки поперла...
"А мужики-то и не знают..." (с)
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   30.10.2018 14:18   Заявить о нарушении