Рецензии на произведение «Нежность в кирзачах»

Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Прочла повесть, а потом сразу посмотрела фильм. Честь и хвала создателям фильма за бережное отношение к слову автора, за сохранение атмосферы повести и за очень удачное оживление героев её.
Кажется, так всё просто написано, но временами остро, куда острее глубоких метафор, пронизывает насквозь эта авторская лексическая скупость. Само по себе нахождение девочек в гуще военных действий - антитеза, которой достаточно для художественного конфликта, но раскрытие их характеров, разность поведения и встречи со смертью настолько обостряет этот конфликт, что ни у кого не остаётся и тени сомнения в осуждении войны. Лица девочек при расставании с жизнью мне видятся удивлёнными, не верящими до конца, что такое возможно. Как же так - жизнь в самом начале, юность в самом соку, и вдруг смерть... Но самая большая мука досталась всё же их старшине: жить дальше, глядеть в лица оставшихся в живых, растить сына Риты и ничего уже не мочь сделать для них, своих "девчат". От памятной плиты в конце фильма легче никак не становится. А в книге и того нет. Остаётся только память. И живое желание сделать всё, чтобы никогда не повторилось такое невыносимое горе...

Мария Евтягина   13.09.2019 17:52     Заявить о нарушении
Один из лучших откликов.
И о языке повести очень точно и интересно сказано.
Спасибо, Мария.

Сергей Соломонов   13.09.2019 18:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Здравствуйте, Сергей!
Собственно, на войне никому не место, да и самим войнам не место бы, но это из облаков утопии, к сожалению. А уж женщинам и подавно там делать нечего. И Борис Васильев настолько очевидно и больно до непереносимости это донес, что вообще не могу понять, как еще находятся товарищи, видящие другие толкования.
Первый раз я прочла повесть еще в отроческом возрасте, так я до сих пор помню, как проревевшись по девчонкам, меня пронзила жалость к старшине. Я подумала, а вот как ему после этого было? Ведь суровый Васьков тщательно скрывал свое трепетно-рыцарское отношение к женщинам. Ну, это я уже позже поняла)
А тот автор, ну что ж, мы не сомневаемся, что будучи на месте старшины, он бы вызвал НКВД, ЦРУ, спецназ и Мстителей до кучи, все б выжили, войну немедля прекратили, а его увешали медалями по самую маковку. Простите, не удержалась.
Умеете Вы писать рецензии, Сергей, как никто. Очень прицельно, ясно и душевно.
Спасибо!

Ирина Анди   19.05.2019 14:31     Заявить о нарушении
Лучше бы произведения...

Роман Огнев   19.05.2019 14:49   Заявить о нарушении
Ирина, благодарен за добрый отклик.
Да, наверное, самые яркие впечатления - после первого прочтения повести. Её несложно осилить за один раз, не откладывая чтения, поэтому цепляет сильно.

Не помню уже фамилии того умника, что вылез со своей интерпретацией. Тошнит уже от этих критиканов, ведомых одним желанием - выпендриться за счёт другого.
Спасибо! С прошедшим днём Победы.

Сергей Соломонов   19.05.2019 21:37   Заявить о нарушении
Таланты пишут нетленные шедевры, а завистливые посредственности путаются у них под ногами. Каждому своё...

Роман Огнев   19.05.2019 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Сам Борис Васильев тоже говорил о том, что посвятил эту повесть всем женщинам на войне. "У войны не женское лицо". Это понятно. Возмутительно, конечно, что находятся те, кто пытается опорочить даже такую тему. Мелкие корыстолюбцы находятся везде, но они всегда в меньшинстве. Ведь и сама повесть, и фильм "А зори здесь тихие" 1972 года покорили сердца сотен миллионов людей. Вот это главное.

Юрий Орлов-Орланов   18.05.2019 17:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Юрий.
Что касается интерпретации того автора, то кроме стремления выпендриться за чужой счёт, лично я ничего оригинального в его позиции не увидел.
Время от времени всплывают эти новые интерпретаторы с очередной ахинеей.
С прошедшим праздником Победы.

Сергей Соломонов   18.05.2019 21:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Тоже поздравляю с прошедшим Днём Победы! Да, согласен. Так и есть. Это касается и нынешних ремейков тоже. Правда, об этом уже сказали и в предыдущих комментариях, и здесь, повторяться не буду.

Юрий Орлов-Орланов   18.05.2019 23:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Сергей! С каким волнением откликнулась душой на эту Вашу вещь! Кажется, что это сказала я, а не Вы, - настолько ЭТО и моИ мысли и понимание! Помню, как первый раз читала повесть. Только человек большой души и большого человечного таланта мог написать так пронзительно! И фильм - гениальный, это несомненно! Много лет я храню в памяти и повесть эту, и фильм, - как сокровище из Золотой коллекции искусства. Поэтому, когда вздумали сделать ремейк фильма, я была в негодовании: ЗАЧЕМ?! К чему ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ Прекрасное? Всё равно, что взять статую, скажем, Давида и приделать к ней дополнительные предметы! Идиотская глупость и беспардонность! Я расцениваю ремейки как демонстрацию творческой несостоятельности её авторов, тупой бесстыдной пошлости! Ремейки "Анны Карениной", "Шерлока Холмса", - позорны, - разве можно сделать что-то лучше ГЕНИАЛЬНОГО? А вот пытаются. Своих-то идей в головёнке не водится, видать!.. Спасибо, Сергей!

Инна Люлько   18.05.2019 08:47     Заявить о нарушении
Инна, благодарен за неравнодушный отклик.
Что касается экранизаций, то старые и новые Зори отличаются примерно так же, как оригинал отличается от подделки. Господин Давлетьяров явил мыльный пузырь, целью которого было не новое прочтение, а стремление превзойти устаревшую(как он считал) киноэстетику Ростоцкого. Конечно, пузырь лопнул, и новый "шедевр" забыли через неделю после премьеры.
А фильм 1972 года будут помнить долго.

Сергей Соломонов   18.05.2019 11:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Небольшую, но очень толковую рецензию Вы написали, Сергей, на повесть Бориса Васильева! С самим произведением познакомился во время службы в армии. Кто-то из офицеров принес два номера журнала "Юность", в которых она была напечатана. Читали несколько вечеров вслух в бытовке после отбоя - так увлекла нас эта повесть. Действительно, это одно из лучших произведений о войне. Если бы Б.Васильев не написал ничего, кроме "А зори здесь тихие", то и тогда он, несомненно, вошел бы в классическую не только советскую, но и мировую литературу.

Экранизация повести режиссером Ростоцким, пожалуй, нисколько не исказила и не уронила ее достоинств, а только подчеркнула их гуманнистическую направленность. Это редкий случай, когда книга и фильм успешно дополняют друг друга. Полагаю, что сейчас они уже не могут существовать отдельно в качестве произведений разных жанров.

Спасибо за публикацию, Сергей!

С уважением!

Александр Халуторных   13.05.2019 20:11     Заявить о нарушении
Александр, благодарен за такой проникновенный отклик!
В какие замечательные годы проходила ваша армейская служба, завидую. Шестидесятые - моя самая любимая эпоха. Жаль, что застал её совсем мало. В 69-м только пошёл в школу.

Согласен, что экранизация Ростоцкого и творение Васильева неразрывны.
А вот тот мыльный пузырь, который не понять зачем явил удивлённой публике господин Давлетьяров - это убийство повести. Ни Васильев, ни Ростоцкий не дожили до этого позора, и слава Богу.

Вы правильно сказали: Васильев вошёл бы в число классиков даже в том случае, если бы создал одни только Зори.
Моё уважение.

Сергей Соломонов   13.05.2019 21:29   Заявить о нарушении
Сергей, с любопытством ждал выхода в свет фильма Давлетьярова, тем более, что его предваряла основательная рекламная компания. Посмотрел... Абсолютно пустая картина! Пытаюсь вспомнить игру актеров, съемки, режиссерские находки... Ноль! Не отложилось в памяти совершенно ничего!

Говорят, что китайцы включили повесть в школьные учебники и выпустили свой фильм, сценарий к которому написал сам автор, но у нас об этой экранизации молчат. Вряд ли и она оказалась удачной.

Александр Халуторных   14.05.2019 00:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Приветствую, Сергей !
По сути добавить к рецензиям могу лишь только то, что кроме Вас никто (или почти никто) не напомнил вслух о полувековом юбилее этой замечательной повести.
Возможно, что как-то отметят юбилей фильма, снятый чуть позже (сейчас это иногда практикуется, - особенно, если ещё живы некоторые актёры тех старых фильмов).
И в целом как-то не принято что ли отмечать юбилеи именно произведений (хотя, и странно !).
Да вот на днях был столетний юбилей сильнейшего поэта-фронтовика Бориса Слуцкого. Никто и не вспомнил о нём...По крайней мере особо нигде не упоминалось в СМИ. А ведь такие, как он, - наш "золотой фонд" в литературе.
...Кстати, я читал финальный кусок из этой повести (просто мощнейший по накалу и простоте описания) при поступлении в Театральную Академию (ГИТИС). Тогда повесть была ещё моложе в два раза и был жив её автор.
"Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина."
Накричал там я на эмоциях тогда...при том, что вид мой внешний (воротничок рубашки стоечкой, бабочка, костюм) явно шёл вразрез выбранному материалу (очевидно отсюда и возник дикий внутренний зажим). Сейчас бы, конечно же, прочёл совершенно по-другому.
С уважением,

Евгений Кузнецов 27   12.05.2019 11:38     Заявить о нарушении
Какое замечательное, эмоциональное воспоминание. Интересно, Евгений, одобрила ли экзаменационная комиссия ваш отрывок из Зорь.

У меня с повестью и фильмом Ростоцкого тоже связаны воспоминания. Если помните, когда старшина размахивал гранатой, в угол избушки вжались три немца. Одним из немцев был Александр Мезенцев, мой знакомый, недавно ушедший из жизни в звании народного артиста.
Малоизвестный театральный актёр. Последняя его кинороль - Бокий в сериале Урсуляка про разведчика Исаева(молодого Штирлица). Мезенцев был потрясающе скромен, никогда не выпячивался, хотя сыграл в кино несколько главных ролей. О Зорях так и вовсе никогда не вспоминал, видать, стыдился этой эпизодической роли в великом фильме.

Благодарен вам за очень интересный отклик. Да, поколение Васильева уходит, и незаслуженно забываются их творения. Я не ретроград, но , по-моему, творцы соцреализма по уровню одарённости превосходит нынешнее писательское поколение.

Сергей Соломонов   12.05.2019 12:12   Заявить о нарушении
Сергей, насчёт одобрения именно отрывка - я не знаю. Главное, что поступил (видимо, просто такой фактуры на курсе не хватало, а не потому, что хорошо прочёл))).
Про эпизодические роли...да, иногда даже в титрах не указывают (как Вашего знакомого, да и по личному опыту знаю). Может быть поэтому и не упоминал он об этом.
Вот ещё жив классик Юрий Бондарёв...Пожалуй, что он последний из того военного поколения.
И про уровень писательский я с Вами согласен, хотя тоже не ретроград (мне рано ещё))))...

Евгений Кузнецов 27   12.05.2019 12:47   Заявить о нарушении
Да, Бондарев, наверное, последний из писателей-фронтовиков.
Помню, очень впечатлил его Берег.

Сергей Соломонов   12.05.2019 12:58   Заявить о нарушении
Экранизация тоже удалась...)))

Евгений Кузнецов 27   13.05.2019 15:47   Заявить о нарушении
У Алова и Наумова, насколько помню, все экранизации сильные.
Один Бег чего стоит с Ульяновым, Баталовым и Дворжецким.

Сергей Соломонов   13.05.2019 20:12   Заявить о нарушении
Это - дааа !!! Целиком и полностью согласен !!!

Евгений Кузнецов 27   15.05.2019 13:18   Заявить о нарушении
Иногда рецензии и замечания в виде бесед, как в данном случае, читать не менее интересно, чем само произведение. Хочется что-то и своё добавить. Особенно, когда такая тема. Я вот не встречал полнометражного фильма по повести Бека "Волоколамское шоссе". Знаю, что есть фильм-спектакль. Тоже очень хорошо и правдиво написано.

Юрий Орлов-Орланов   18.05.2019 16:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Сегодня в библиотеке остановилась перед книгой Васильева, там четыре произведения, одно из которых не читала, но давно собираюсь прочитать - "Летят мои кони". Книга Васильева очень толстая, а я уже по работе книг набрала, да по нескольким делам надо было потом идти, так что не взяла пока Васильева. Но в ближайшее время возьму обязательно. Это честный писатель. Сейчас таких, может, и совсем не осталось. Талантливые есть: Пелевин, Водолазкин, но и в их книгах заметно желание создать продаваемый продукт - а по отношению к литературе это уже не совсем честно.

С добрыми пожеланиями.

Вера Вестникова   24.04.2019 21:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера, за интересный, как всегда, отклик.
Если честно, мне больше нравится Васильев ранний - периода Офицеров, Зорь, романа про Егора Полушкина. На мой вкус, более поздние его вещи менее удачны. Но вот то, что он честный писатель, бесспорно.

Сергей Соломонов   24.04.2019 21:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Это противоестественно - женщина на войне. Да за одну эту фразу поклон низкий. Прочитала и заплакала. Потому что мама моя была солдат на вонй. Ефрейтор.

-Мамочка, а ты кого-нибудь убила?

-Стреляла в сторону неприятеля, а за пулями своими не бегала. Не знаю, унесли они чьи-то жизни или нет. Думаю, Господь отнес.

Засыпанная заживо в блиндаже взрывом она там умирала. Днем. А папа рыл в мерзлой земле отверстие напротив окна блиндажа. И так рыл, что снес все мясо, прости, на пальиках и почти костями. И откопал дырочку. А мама умирая увидела в темноте этой могилы своей тоненький лучик, как ниточку. И поползла. И вот эта ниточка спасла её. ОНа припала ротиком и дышала. Но когда вход откапали, она была без сознания, но вынесли - она отдышалась.
-Живи, - кричал папа, - живи, - кричал он. Сильно любил. И она краем сознания зацепилась за его гнолос и выжила. Оглохла. И потом в тишине жила. В городской лучший кинотеатр я им покупала билеты на дневной сеанс. И всегода второй ряд просила и 23 и 24 место. Тапм рядом был динамик. А она трубку слуховую картонную с собой брала и стыдливо в красивой сумочке прятала и вынимала в темноте. И тогда слышала. Она была рафинированная горожанка. Из Красноярска. Закончмла техникум бюджетное оделение и работала в краевом управлении статистики. Пришла разнордка - двух девушек добровольно на фронт. Выз-вали, заставил написать заявление и отнести в военкомат. А она ведь у меня маленькая. С тоненьким голоском. Глаза - василькового цвета. Ко всем на Вы. Бунина и Северянина прекрасно наизусть читала.
А папа старшиной был в роте. И она его - красавца писанного, который всем нравился - страшно доводила. Задошку открытую растопыренную за ухо и

-Разрешите доложить, старшина Ваня.

Пап говорит, что она поражала своей беззащитностью. Так и хотелось спрятать и укрыть от всех. И от пуль уберечь. И при всей такой вот хрупкости она свистела в два пальца как соловей-разбойник. Она говорила, что они из столбовых дворян. Может быть. Стучала костяшками пальцев по столу и говорила, что за непокрытым столом тошько в людской едят. Покрываю. В память о ней. И вон она прямона меня смотрит. Родненькая моя. И любила и берегла. И одевала я её и обувала. Да не просто так. Она не признавала плохой и дешевой обуви. Только кожаные и модельные туфельки на ножке золушки тридцать пятого размера. И говорила, что днвушка может быть в ситцевом платьице,но обута должна быть красиво. И ноготки - ухоженные. Два главных признака. Смеюсь.
Отдельное спасибо за поднтую тему и за такую прекрасную подачу материала. Это как бы и про мою маму тоже.
Будьте здоровы и теплой нам всем весны.

Валентина Телухова   23.04.2019 05:50     Заявить о нарушении
Спасибо за развёрнутый и такой душевный отклик, Валентина.
Поколение ваших родителей достойно оргомного уважения уже за то, что вынесло на своих плечах тяжкий груз войны. Они лучшие.
Мирного неба вам.
Моё уважение.

Сергей Соломонов   23.04.2019 08:28   Заявить о нарушении
Спасибо. Так растрогалась. А она нас с братом больными родила. Я вот мучительно же живу. Только в 14 лет тпоняли, что у меня - диабет. И колюсь уже больше сорока лет. И все удивляются, что так долго живу. Да не живу я. Болею. Только дисциплина и этот стойкий интерес к жизни и мое любопытство и моя любовь к детям и внукам и моя память меня держат. Неплохой плотик я себе свила? Смеюсь. А у брата затемнение легких. Из окопов этих под Сталинградом. И он давно уже ушел. Но трое детей. Хорошие все. И у него пять внуков. И вот его внучка Настя - копия моя мамочка. И такие же глазки и такой же уступчивый характер, и такая же доброта. Будет уже есть, попросишь - отдаст. Или кошку колбасой накормит. Кошатница. Мы закричали, когда к Дозору подошла. Огромный пес и очень старый. Ему уже пятнадцатый год. А она обняла, он лизнул и отошел и посмотрел на нас орущих с таким недоумением, как будто сказать хотел, вы что? Я ребенка не обижу. А она ему с праздничного стола весь холодец отнесла прямо в чашке и скормила.Смеялись от души. Вообще-то мама меня удивляла. Страна и отечество так с ними обошлись нехорошо. Все отняли. В глушь пешком по тайге гнали из Красноярска. Чудом добрались вдоль Енисея до его устья. Умнейший человек России - мой дедушка с высшим юридическим образованием не нужен стал. Конюхом был. А вот детей всех выучил. Всех пятеро - девочки с техникомовским образованием - мальчики с высшими.И мама пошла на войну. И дяди пошли. И ранены были.А дядя Вася навеки остался на Мамаевом кургане в отдельной могиле. И вот содрали в перестройку с памятника табличку из цветного металла. И тогда наши поставили табличку обыкновенную из керамики. Сейчас уже некому поехать, А раньше ездили. Вот так вот в истории страны отражаются наши лица. Мы только не часто думаем над этим. И река жизни течет себе, постоянно обновляясь. Куда она вынесет моих внучат? И когда я уже стану илом на её дне? Но так хочется света. Для всех.А быть может и прояснится?
Будьте здоровы. Вы такой умный и самобытный автор. Мне нравится все, что написано. Потому что запом инается. Потому что правда жизни отражена. Находок Вам.

Валентина Телухова   23.04.2019 09:06   Заявить о нарушении
Я думаю, что этот мир к вам добр, и близкие ни при каких обстоятельствах не оставят, поддержат. В любви близких наша сила.
Моей матушке через несколько дней будет восемьдесят один. Дитя войны. Сильно сдала, но держится очень мужественно. Поддерживаю изо всех сил.

Будем жить. Впереди самая красивая пора весны.
Жизненных сил и доброго месяца мая.

Сергей Соломонов   23.04.2019 20:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Да. Васильев создал великую вещь. Объединив разные типажи, показал на их примере сплоченность людей во имя...

Жаль. До чего же мне сейчас жаль, что тот самый дух сплоченности и единения, ощущаемый нами от юбилейных Парадов Победы в прошлом, растворился в никчемной помпезности сегодняшних шоу на Красной Площади, ставших круглогодичными и крайне циничными, отчего вызывающими исключительно брезгливые эмоции.

Васильев писал о другом.

Спасибо, Сергей.

Мать Моржиха   21.04.2019 19:55     Заявить о нарушении
Наташа, человеческое спасибо за глубокое понимание темы.
Моё уважение.

Сергей Соломонов   22.04.2019 00:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нежность в кирзачах» (Сергей Соломонов)

Мой поклон юбилею повести. Хорошо, что вспомнил "некого автора на прозе". Солдафон он и есть солдафон. Что же он не написал анти "А зори..." с ротой смерша против фашистских диверсантов. Слабо творить хотя бы неправду, да и не в этом дело. В свое время подсунул я своей дочери повесть. -Рашен боевик- говорю-почитай. Смотрю а у нее вечером слезы...Да и у меня сейчас от воспоминаний. Спасибо, Сергей.

Алексей Тихомиров 3   21.04.2019 17:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Алексей.
У тебя умный ребёнок. Хотя, если на тот момент она была мала, читать вторую часть повести, где девчонок одну за одной убивают, это страшно. Слёзы при прочтении такого - реакция нормального человека.
С приближающимся днём Победы.

Сергей Соломонов   22.04.2019 00:02   Заявить о нарушении