Рецензии на произведение «Триста шагов по следам воспоминаний»

Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Это так прекрасно, что я прочитала, так печально, что все мои слова вываливаются из фраз, как пазлы из общей картины. Мистика или нет? А может, стоит попробовать однажды выйти из сценария и самостоятельно сыграть свою собственную роль? Это так однажды мне хотелось сделать, вопреки рассудку. Хотелось бы, чтобы счастье никогда не заканчивалось...
Очень красиво пишите, слова, как мелодия, нигде нет лишних нот.
С пожеланием новых задумок!
С симпатией
Лидия

Маленькаялгунья   05.03.2024 00:52     Заявить о нарушении
Да, сложно придумать жанр для этой истории. Мистика? Иллюзия? Никто не знает, потому что того, что случилось в реальности не бывает. Но, в остальном, можно себе гипотетически представить ситуацию, когда всё вроде бы складывается так, как должно, как правильно, а в результате получается совсем другое - неожиданное и даже немыслимое. Жизненный парадокс.
Спасибо за отзыв, Лидия!
С пожеланием ярких впечатлений и чудесного настроения,

Вера Июньская   05.03.2024 08:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Вера, доброе утро!

Вы такая умница, где же посмотрели такой замечательный сюжет?! И как же хорошо его раскрыли.

Знакомы такие "санатории", где-то их называют дома престарелых, или придумывают более благозвучные названия, и не везде так по-доброму относятся к пожилым одиноким и больным людям. Это не суть важно.

Важно то, что, если с одиночеством человек хоть как-то может справиться, то со своей ненужностью- не всегда, да что там говорить- редко удается.

А ощущение себя нужным-основа и смысл нашего существования. Кто и что бы не говорил об этом.
И такие приюты хотя бы создают иллюзию этого.

300 пазлов, как 300 шагов к прошлому, к любви и счастью
День за днём тонкими пальчиками музыка воспоминаний создавала портрет, тот, который навсегда запечатлелся в душе.
И сердце захолонуло...
Благодарю, Вас Вера за глубокое понимание таких непростых человеческих переживаний,
Всего Вам самого доброго, Светлана

Лана Вальтер   15.02.2024 08:04     Заявить о нарушении
Доброе утро, Лана!
Про сюжет. Он родился только в моей голове; в то время, когда я была увлечена складыванием пазлов. Именно тогда, находясь в процессе, я задалась вопросом: а может ли появиться картина, отличная от той, что предложена в качестве образца на коробке?
Ну и, как это бывает, мгновенно начал рождаться сюжет для рассказа.
Место действия определилось без проблем. Ведь у меня уже есть рассказ "За секунду до боя курантов", там герои проживают жизнь в подобном учреждении.

Мне не хотелось слишком драматизировать обстановку... это же только декорация!
Но судьба героини, а она - живой человек, распорядилась так, как вполне закономерно для любого... рано или поздно.

Спасибо, что вы прочувствовали эту историю и поделились своими впечатлениями.

С уважением и пожеланиями всего доброго и радостного,


Вера Июньская   15.02.2024 08:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Вера, я подозреваю, что замучил вас за последнее время своими отзывами. Но вы сами дали мне ссылку на этот рассказ, поэтому, наверное, было бы невежливо не отозваться.

Вы привели этот текст в качестве примера того, что не все ваши вещи относятся к бытописательству и реализму. Что я могу сказать? Сам текст очень качественный. Никаких придирок к стилистике, образности и тому подобное у меня нет. Но, справедливости ради, всё же скажу - данный текст создаёт весьма зримую атмосферу, он достаточно пластично лепит образы, однако всем нет ничего от потустороннего, сверхъестественного. То есть, оно, это мистическое, прописано буквально, но не ощущается нервами читателя. Так, во всяком случае, я почувствовал. Но текст, повторяю, очень хороший сам по себе.

Леонтий Варфоломеев   06.01.2024 21:39     Заявить о нарушении
Леонтий, подозреваете ошибочно. Я сама чувствую себя неловко, что подвергла вас очередному испытанию.
Перечитала текст ещё раз. Всё-таки предложения длинноваты и не очень легко поддаются правильному восприятию.

"...данный текст создаёт весьма зримую атмосферу, он достаточно пластично лепит образы, однако (со)всем нет ничего от потустороннего, сверхъестественного. То есть, оно, это мистическое, прописано буквально, но не ощущается нервами читателя."

Я не обещала нечто потусторонее. Просто привела пример, отличный от других моих текстов с описанием, по вашему мнению, бытовухи.

Хорошо, что вы добавили, что именно так (конкретно) ВЫ почувствовали. Я, поначалу, подумала, что вы обобщаете, говоря, что вся эта история "... не ощущается нервами читателя". Хорошо, что есть другие мнения.

Что почувствовала (конкретно) я, читая ваш отклик?
Существует, на мой взгляд, некий невидимый барьер, который категорически не пропускает в ваше сознание нечто вроде флюидов, квантов, лучей, энергетических токов и тому подобного, которыми насыщен рассказ. Наверное, нужен был определённый ракурс, с которого следует взглянуть на происходящее, а, может, удобный диван, чашка кофе, наконец...) Но это всё шутки. На нет и суда нет, как говорится.

И в заключение, обратимся к статистике. (как экономист, я люблю цифры :-). Счёт 23:2, то есть число положительных откликов к отрицательным. Честно вам скажу: такая картина меня устраивает... вполне.)

Спасибо, Леонтий, за честное высказывание.

Я осмелюсь вам предложить почитать одно мнение по поводу этого рассказа, но - в личку.

Вера Июньская   07.01.2024 11:01   Заявить о нарушении
Я ответил вам в личке.
Что касается статистики - неясно, куда вы включили мой отзыв, в плюс или в минус? Я, вообще-то, дал положительную оценку, просто высказал замечание по одному частному аспекту.
И то, что это сугубо мое впечатление, которе может не совпадать с мнением 23 других рецензентов, думаю, понятно и без объяснений.

Леонтий Варфоломеев   07.01.2024 11:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Здравствуйте, Вера!

«У каждого писателя есть темы, которые появляются во всех его текстах, — это одна из важных черт индивидуального стиля, она делает прозу автора узнаваемой. Нас неосознанно тянет к одному и тому же, какому-то важному вопросу, вокруг которого кружат наши мысли.»
Людмила Улицкая

Мне кажется, что я уловил одну из ваших тем... Тема глубокой любви; любви, которая пройдет через все жизненные перепетии главной героини; любви многоуровневой, в которой партнёр рассматривается не как симпатичный любовник, а как родственная душа, собеседник, учитель, проводник или ангел.
В рассказе "Дыши" главный герой берёт в руки книгу и даёт оценку этой книги и мы понимаем,что ох уж не простой это бомж... очень даже непростой.
В "Камиле" и в "Триста шагов..." эта тема перекликается больше всего.
)))Ваша Камила, между прочим, плагиатор ещё тот - целый кусок текста скопировала из вашего рассказа.)))
Рассказы совершенно разные и по стилистике и по темпу повествования... Если "Камила" это фейерверк какой-то, то в "Триста шагов..." все размеренно и неторопливо... Но тема то (или лейтмотив) одна? В первом случае она звучит, как желание, Камила только ещё загадывает, сочиняет историю... Во втором же рассказе это уже воспоминание о истории...
В "За секунду до боя курантов" героиня приукрашивает историю, а может быть даже сочиняет заново.

"Триста шагов..." и "За секунду..." Тоже вреде перекликаются, ну хотя бы местом действия... Не буду даже вспоминать, чем они перекликаются, потому что для меня это не важно. А важно то, что рассказы совершенно разные. Если первый отточенный мастерски сделанное произведение, каждая деталь выверена и продумана... то второй рассказ это балаган какой-то, чувствуется, что автор как бы отвязался по полной... Не знаю даже какой из этих двоих мне нравится больше. Но их даже сравнивать нельзя, как нельзя сравнивать классическое блюдо от шефа в дорогом ресторане и брызги шампанского.

Игорь Дац   30.07.2023 07:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
Честно говоря, не ожидала такого глубокого - правильно будет сказать - исследования моей мотивации для понимания той сквозной темы, которая присутствует в этих сочинениях. Пыталась ли я примерить на себя образы своих героинь; окунуться в переживания страстей, способные подвигнуть на бездумные, не контролируемые поступки; пожертвовать благополучием и комфортом ради одного единственного чувства - Любви? Сложно ответить на этот вопрос.

При моём рациональном отношении к жизни, ответственности, расчётливости, привычке думать "на пять шагов вперёд" вполне естественно однажды передо мной встал вопрос: "а что может ощущать женщина в состоянии невозможности совладать с собой?" Когда ничего от тебя не зависит, когда все усилия для сопротивления напрасны, когда, условно говоря, есть одно единственное желание - в Любовь, как в омут с головой?
А почему бы в поисках ответов не придумать свой собственный мир и не погрузиться в его, незнакомую в реальности, атмосферу страсти и счастливой муки?

Вы говорите, что мои истории очень разнятся друг от друга. Совершенно верно! Я не люблю повторяемости... Вы бы сильно удивились, увидев, как сильно отличается рассказ "Полустанок" от "Триста шагов.." или "За секунду..". А цикл "Про Зинаиду и Николая" про эту счастливую семейную парочку живущую жизнь с юмором и позитивом вообще из "другой оперы". Это я к тому, что Улицкая, в принципе, права насчёт темы, но вот авторский стиль не обязательно может быть узнаваемым. Для меня всегда было интересно попробовать себя в чём-то новом... получить, так сказать, новый опыт.
Не знаю, насколько мне это удаётся... судить читателю.
Чтобы прочих откликов не затерялась ваша удивительная рецензия сохраню её себе отдельно..:-) Она дорогого стоит.
Спасибо вам преогромное.
С уважением, Вера.

Вера Июньская   30.07.2023 10:54   Заявить о нарушении
среди прочих откликов - опечатка

Вера Июньская   30.07.2023 11:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)


Да жизнь она такая, тем и прекрасна, и не надо искать в ней смысл,надо жить пока есть ради чего. Понравилось. Спасибо.

Николай 56   03.04.2021 11:20     Заявить о нарушении
Благодарна Вам, Николай, за столь трогательные слова и одобрение.
С уважением,

Вера Июньская   03.04.2021 19:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Вначале захватило: "товарищи отдыхающие" в психиатрической лечебнице. Потом картина из пазлов. И все она никак не собирается. Потом сложилось и: "на нее смотрел Он". Но в ответ: "... там в стране далекой есть у меня жена..."
Вот уж действительно - плод одиночества, раздумий и отверженной Любви.
Спасибо за сюжет. Понравилось.

Игорь Рябой   03.03.2021 23:42     Заявить о нарушении
психиатрическая лечебница, здесь, условно - декорация, где проходит жизнь, не похожая на обычную.. Конечно, рассказанная истории за пределами возможного. Метафора, мистика...
Вы всё тонко почувствовали и расставили правильные акценты, что для меня, как для автора, очень важно. Говорю это потому, что встречались читатели, которые вообще не поняли о чём идёт речь. Поэтому - спасибо Вам, Игорь, за понимание и правильное восприятие сюжета.

Вера Июньская   04.03.2021 00:00   Заявить о нарушении
история - опечатка

Вера Июньская   04.03.2021 00:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

По форме рассказ совершенно профессиональный, мелкие поправки предыдущего рецензента не кажутся мне значительными. Но я всегда в спорах о литературе говорю, что одного профессионализма мало. Несколько не хватает чего-то, "цепляющего" читателя - как говорил Л.Толстой, "чтобы его за уши нельзя было оторвать от рассказа". У Стивена Кинга есть похожий по теме рассказ "Протока", я считаю его одним из лучших рассказов во всей мировой литературе. (Я не делаю никаких скидок на "низкий жанр" и думаю, что Кинг мог бы стать "серьёзным" писателем не ниже Хемингуэя, но он сознательно выбрал большие деньги, хотя при этом никогда не халтурил).
Не подумайте, что это у меня критиканство. Я всю жизнь мечтал писать прозу, но так и не определился с формой. Пишу иногда для себя, не публикую, но это отрывки, близкие моим же верлибрам, наподобие Розанова или современного Ильянена. А повествовательная проза с событиями и диалогами - это явно не моё. И рассказ как Вы я вряд ли смог бы написать.
Рассказ Кинга можно прочесть например вот здесь:
http://mir-knigi.info/books/fantastika-i-fentezi/uzhasy-i-mistika/13265-protoka.html

Владимир Алисов   28.01.2021 17:34     Заявить о нарушении
Я понимаю, интертекстуальные связи существуют… недавно мне сказали, что сюжет одной моей миниатюры напоминает рассказ О.Генри… теперь вот - Стивен Кинг. Если О.Генри я и читала когда-то давно в юности и успела забыть, то «Протока» мне точно не попадалась. Хотелось бы заверить читателя, что в данном рассказе нет никакого художественного заимствования, так как сюжет рождался исключительно в моей голове в момент складывания картины из пазлов.
Было бы неплохо определиться с термином «не цепляет». Вернее, как к нему относиться. Рассказ не может «цеплять» всех подряд. У каждого читателя существуют литературные предпочтения… имеет значение возраст, жизненный опыт, степень развития воображения, пол, наконец. И что же должен испытывать автор, когда предложенная вниманию читателя история кого-то не «зацепила» ? Один из вариантов – прикинуть счёт… на данный момент он составляет 18:3, то есть, троих рассказ не впечатлил по разным причинам. Но, радоваться рано! А сколько читателей вообще ушли, не сказав ни слова… :-))
Владимир, всё это, конечно, шутки. Вообще-то я не могу серьёзно относиться к своим творческим опытам. Это, скорей, как я уже говорила, возможность отыскать в себе что-то новое, то, чего я про себя ещё не знаю.
Спасибо, что осилили довольно объёмный рассказ.
«Протоку» прочитаю.. конечно, заинтриговали Вы меня...)

Вера Июньская   28.01.2021 19:57   Заявить о нарушении
Наверно я подошёл слишком уж "по гамбургскому счёту". Разумеется, здесь в сети много слабых авторов, к которым Вы конечно не относитесь. Но слабому автору и бесполезно делать замечания, он вряд ли сможет подняться на более высокий уровень. А кому больше дано, от того и ожидаешь чего-то большего. О "цепляющем" читателя - а это довольно загадочно. В лит.институте обучают литературной технике, профессионализму. Но тем не менее, настоящими писателями всё равно становятся далеко не все выпускники. Я и сам всю жизнь пытаюсь разгадывать этот секрет, думаю, что здесь интуиция помогает больше, чем теория.
Всё же попытаюсь сформулировать, почему Ваш рассказ не очень зацепил. Думаю, дело в том, что текст несколько суховатый, мало художественных деталей, чуть с уклоном даже в некоторую "научную" стилистику. Но это я очень приблизительно выражаюсь. Я больше люблю в литературе практику, чем теоретические обоснования. Ну, и субъективный вкус конечно тоже имеет значение. Есть одно место в романе Георгия Иванова "Третий Рим", я помню его почти наизусть, считаю идеальным образцом прозы:

"Сознание Юрьева было совершенно ясным. Он отлично знал свой возраст, знал, сколько должен Якову или какого цвета платье Золотовой, брошенное тут же на полу. Но ни возраста, ни Якова, ни цвета платья больше не существовало. Было только ледяное, сияющее пространство, в котором неслись куда-то их души.
- Я люблю тебя. Это рай... - сказала ее душа и голос ее души был таким же льдом и сияньем, как то, в чем они неслись. - Все-таки - я погибла, дохнула она сияньем и льдом и опять повторила: "Рай".
Все время, пока в большой плетеной бутыли был эфир (иногда приходилось вынырнуть изо льда и звезд, чтобы плеснуть еще эфиру на высыхающую вату тогда, на мгновенье, все кругом тяжелело, проступали смутные очертания комнаты, сладкий вкус во рту и томительный звон в ушах) - все время этого полета в ледяном пространстве, сознание Юрьева было совершенно ясным."

Владимир Алисов   28.01.2021 20:31   Заявить о нарушении
Да! Замечательный отрывок! Я понимаю, что Вы имели в виду по поводу "сухости".
Небольшую скидочку всё-таки попрошу... Литературного института в моём активе нет... так что уж извиняйте:-)
Интересно, когда добавляешь цвет, звуки, ароматы, свет и прочие "ингредиенты", то потом принимаешь упрёк, что всё повествование кажется размазанным, отягощённым подробностями, пояснениями и деталями, а когда "сжимаешь" текст до разумных пределов, то получается излишняя "сушка". Но, это нормально, никто и не обещал, что в писательском деле будет легко..)
Для меня на сей момент самая (или одна из) высокая литературная планка, это "Дар" Владимира Набокова.

Приведу пример одного единственного (!) предложения из его романа, как говорится, – без комментариев.
***
«Он шел мимо валуна со взлезшими на него рябинками (одна обернулась, чтобы подать руку меньшой), мимо заросшей травой площадки, бывшей в дедовские времена прудком, мимо низеньких елок, зимой становившихся совершенно круглыми под бременем снега: снег падал прямо и тихо, мог падать так три дня, пять месяцев, девять лет, – и вот уже, впереди, в усеянном белыми мушками просвете, наметилось приближающееся мутное, желтое пятно, которое, вдруг попав в фокус, дрогнув и уплотнившись, превратилось в вагон трамвая, и мокрый снег полетел косо, залепляя левую грань стеклянного столба остановки, но асфальт оставался черен и гол, точно по природе своей неспособен был принять ничего белого, и среди плывущих в глазах, сначала даже непонятных надписей над аптекарскими, писчебумажными, колониальными лавками только одна единственная могла еще казаться написанной по-русски: Какао, – между тем как кругом все только что воображенное с такой картинной ясностью (которая сама по себе была подозрительна, как яркость снов в неурочное время дня или после снотворного) бледнело, разъедалось, рассыпалось, и, если оглянуться, то – как в сказке исчезают ступени лестницы за спиной поднимающегося по ней – все проваливалось и пропадало, – прощальное сочетание деревьев, стоявших как провожающие и уже уносимых прочь, полинявший в стирке клочок радуги, дорожка, от которой остался только жест поворота, трехкрылая, без брюшка, бабочка на булавке, гвоздика на песке, около тени скамейки, – еще какие-то самые последние, самые стойкие мелочи, – и еще через миг все это без борьбы уступило Федора Константиновича его настоящему, и, прямо из воспоминания (быстрого и безумного, находившего на него как припадок смертельной болезни в любой час, на любом углу), прямо из оранжерейного рая прошлого, он пересел в берлинский трамвай.»
****
Для меня абсолютно непостижимо, как можно ТАК талантливо писать! Моему восхищению нет предела...)

Вера Июньская   28.01.2021 20:57   Заявить о нарушении
Я конечно же знаю, что Набоков - это роскошная виртуозная проза, однако же и здесь не без вопросов. Иногда мне его стилистическая чрезмерность кажется похожей на то, что человек питался бы одними тортами вместо хлеба. Известно, что Набоков не любил и всю жизнь критиковал Достоевского как раз за плохой стиль, который он называл "бульварной журналистикой". Но я думаю, что здесь проявлялась обычная писательская зависть, потому что Набоков понимал, что при всей изощрённости стиля ему не дотянуться до уровня Достоевского. А почему это так - вот и ещё одна литературная тайна.

Владимир Алисов   28.01.2021 21:20   Заявить о нарушении
да нет... это как раз та проза, про которую Вы сказали накануне: "за уши не оторвать!" :-) А кто говорит, что нужно её "есть" большими порциями? Я "Дар" читала и перечитываю по чуть-чуть... это буквально моя настольная книга.
Какой смысл думать о том, кто-кого любил и критиковал за стиль? Передо мной шёлковое полотно, с искусно вышитым вручную сложнейшим орнаментом... этим, бесконечно талантливым, мастером...
Я способна только наслаждаться и ничего более.

Вера Июньская   28.01.2021 21:40   Заявить о нарушении
Ну конечно, проза прекрасная. Да, в небольших рассказах такой стиль лучше. Читательские вкусы это тоже загадка. Часто жалуются, что трудно читать Джойса, а я "Улисса" перечитываю всю жизнь. Зато Пруст не очень нравится.

Владимир Алисов   28.01.2021 21:45   Заявить о нарушении
я тоже пожалуюсь, что Джойса читать трудно.
Зато Маркеса, Гессе, Пруста... - одно удовольствие )

Вера Июньская   28.01.2021 22:11   Заявить о нарушении
Мне только Гессе очень близок из этих троих. Пруст не очень, а Маркеса я, признаюсь честно, вообще считаю дутой фигурой. А одна девушка мне как-то написала, что прямо не выносит Пруста, потому что он в жизни был "извращенцем и негодяем". Но это уж факторы нелитературные.
Ещё одна из самых любимых книг у меня трилогия Боргена "Маленький лорд".
Читал сейчас Ваши записи из цикла "Тирания чувств", вообще они мне нравятся больше рассказа. Ну, может быть, тоже мои личные вкусы сказываются.

Владимир Алисов   28.01.2021 22:17   Заявить о нарушении
У Гессе мне ещё очень нравятся его стихи.
Спасибо за впечатления о "Тирании...", но вот моё, так называемое, стихотворчество - это зряшный опыт... один-два текста, за которые мне не стыдно, а остальное надо бы убрать, но пока висит :-)

Вера Июньская   28.01.2021 22:32   Заявить о нарушении
Я почитал Ваши стихи. Ну, я всегда могу высказываться только правдиво. Стихи неплохие, но вообще это уровень где-то на низкой ступени профессиональных, почти любительский.
Субъективно они мне нравятся.

Владимир Алисов   28.01.2021 22:39   Заявить о нарушении
Владимир, а каком профессионализме Вы говорите!?
Это не то, что низкий, это - ниже плинтуса среди любительских...)
Для меня мучительно считать слоги и выстраивать грамотно рифму.
Хорошо, что я вовремя бросила это занятие. И больше к нему не возвращаюсь.

Вера Июньская   28.01.2021 23:01   Заявить о нарушении
Знаете, я к поэзии отношусь своеобразно. Подсчёт слогов и тому подобные вопросы, которыми иногда увлекаются, меня мало интересуют, я стихи воспринимаю в целом, интуитивно, и в своих стихах часто выбираю формальную неправильность, если чувствую, что так лучше звучит и воспринимается. Это не самонадеянность графомана, я в молодости начинал с рифмованных стихов, и они получали высокую оценку профессионалов и критиков. Но подсчётом слогов и т.п. я никогда не занимался, всё сочинялось самопроизвольно "по слуху".

Владимир Алисов   28.01.2021 23:14   Заявить о нарушении
Помню, совсем недавно Быкову задавали вопрос: нужно ли постигать науку стихотворчества? Выполнять в точности рекомендации разных методичек и обучающих программ? На что Быков ответил, что изучать надо, но использовать нет смысла... правила стихотворчества как раз и существуют для того, чтобы их нарушать. Что он и делает сам с успехом..)

Вера Июньская   28.01.2021 23:30   Заявить о нарушении
Да, примерно так. Я часто спорю на эти темы с одним моим знакомым поэтом, переводчиком и теоретиком литературы. Он замечательный мастер, но у него подход к поэзии только с точки зрения строгих законов и литературной иерархии авторов. Кстати, вот как он интересно перевёл знаменитый стих Гейне "На севере диком...", который мы обычно знаем в переводе Лермонтова. Перевёл по своей теории перевода, в соответствии с ритмом и размером оригинала, а не вольный перевод Лермонтова:

Под белым плащом стоит бобылём
хвойное дерево,
и грезит на Севере,
где льды да снега кругом,
о пальме, южной и пылкой,
что на Святой земле
грустит такой же бобылкой
на выжженной солнцем скале.

Владимир Алисов   28.01.2021 23:53   Заявить о нарушении
да, бобыль с бобылкой... это оригинально :-)

Вера Июньская   29.01.2021 09:08   Заявить о нарушении
Мне эти бобыль с бобылкой как раз не очень понравились. У каждого переводчика свой подход... Мне подумалось, что эти простонародные архаичные выражения как-то не очень подходят к немецкому тексту.

Владимир Алисов   29.01.2021 11:52   Заявить о нарушении
да, это слишком вольный смелый допуск.. Вряд ли в немецком существует полный аналог этих выражений.
Я даже специально посмотрела подлинник, чтобы удостовериться..)

Henrich Heine

Ein Fichtenbaum steht einsam

Im Norden auf kahler Höh';

Ihn schläfert; mit weißer Decke

Umhüllen ihn Eis und Schnee.

Er träumt von einer Palme,

Die, fern im Morgenland,

Einsam und schweigend trauert

Auf brennender Felsenwand.

(подстрочный перевод)

Сосна (м.р.) стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

Вера Июньская   29.01.2021 12:13   Заявить о нарушении
"Верлибр напоминает подстрочник каких-то очень хороших стихов, написанных на неведомом никому, может, инопланетном, может, потустороннем языке.
Верлибр — это тень стихов.
Он словно из другого мира, где не действуют наш ритм, наши созвучия".

Н.Елисеев

Владимир Алисов   29.01.2021 14:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Добрый день, Вера! Пойду просто по тексту, тем более, что я не критик. Просто буду приводить свои ощущения, даже ещё не перешедшие в мысли. Кстати, меня, как и одного из твоих рецензентов, заинтересовало название Бурашево, и я зачем-то стал при этом думать, там "ё" или "е", не поскупердяйничал ли автор. То есть, меня это как-то тормозило в восприятии. Я терялся. Я не знал, как правильно произносить. Помнишь у Горина была юмореска (это так называется?), как писатель приехал в деревню на лекцию, перепутал, кажется, место, а его фамилию или путали, или не знали, как правильно с ударением произносить. К ним должен был приехать другой. А потом всем после 250-ти стало всё равно. С ударением. И вот, я пока не после 250-ти. Поехали.

"В правом крыле довольно ветхого помещения располагалось отделение для особо неуравновешенных; левая часть служила пристанищем для пациентов тихих, отстранённых, погружённых в собственные ощущения и переживания." -
- А что, буйные не погружены в собственные ощущения и переживания? У них это как-то по-другому? Через чужие ощущения?

"кидали кубик, не догадываясь о существующих правилах игры"... -
- Непонятно, какой игры. С шахматами-то понятно. Кубики бывают у разных игр. И, чтобы знать существующие правила, надо, прежде всего, знать название игры. Просто "кубики"? Может, и есть, да я не знаю.

"Её взгляд задержался на мрачной картинке осеннего пейзажа." -
- Вот я сразу начал представлять какую-то небольшую картину. Стоило сказать, что это на коробке или из коробки, если там много их, и тогда будет переход к твоим любимым пазлам естественным (как уже отмечал до того, не люблю это слово, как и кластер, контент (очень моден сейчас).
Итак, к трёмстам доехали. Автор не уводит взгляд от этого магического числа, а подводит к нему.

" Солнце пробилось прямыми лучами сквозь чистое стекло и улеглось ярким прямоугольником на байковом одеяле аккуратно застланной постели." -
- Если это не одинарное стекло, а рама, там должно быть несколько прямоугольников. Могут, правда, быть раскрыты обе створки, но маловероятно. Тем более, что Кира хотела согреться под одеялом. Кстати, а какое время года? Пока непонятно. Сад - густой, с редкими просветами. Но он может быть таким и осенью.

Про давление и "температурку", "мензурочку" с таблетками на ночь уже было сказано другими. Да, вряд ли это добровольно.

"с удовольствием погрузиться в невнятные размышления, предаваясь отрывочным воспоминаниям о событиях отдалённого прошлого." - А далее: "Сначала мысли имели одинаковый размер и обличие"...
- Это как-то одно с другим не перекликается. Невнятность и отрывочность не характеризуются одинаковым размером и обличием. И далее опять: " Постепенно, в мысленном хаотическом потоке...". Убрала бы ты "одинаковый размер и обличие", и стало бы всё на свои места.

"Просто прежние цвета, запахи, чувства, азарт, аппетит и вкус к жизни утратили особую насыщенность, концентрированность, и теперь всё представлялось чем-то искусственным и суррогатным." -
- Мне часто, к сожалению, кажется, что это сейчас у меня больше суррогатного и искусственного. Но это к твоей вещи не относится.

Переход к песенке "Миленький ты мой" хорош, это уже отмечалось предыдущими. Не стоило, по-моему, сразу давать всю характеристику уборщице в описаниях. Лучше в действиях. Это ты хорошо придумала про дополнительные окончания куплета.

Пазлы, пазлы. Хорошо. Только я бы не смог свои воспоминания о чём-то сложить из пазлов в единую картинку. Получаются кусочки с середины, с края, а вот ощущения от них более цельны. Почти как от всего. Но кадра. Редко видео на 3 секунды.

" ...Его письма вошли, ворвались в её жизнь практически без спроса, не оставляя выбора для раздумий и возможности сопротивления." -
- Тут и далее хорошо про письма. Так бывает. Было. Неожиданно, без спроса. Сколько же лет это продолжалось? ...прощали друг друга за несуществующую вину... Всегда ли так было? Вина разве не для того, чтобы существовать? Как и страдание... Сосуществовать.

Картинка осеннего пейзажа. Вы хотите мистики? Сейчас, малыш, мы будем присутствовать при страшном преступлении. Ожившая картина.

" Рассвело. До завтрака оставалось полчаса." -
- Здесь и ранее всё-таки намекается на осень. Светает поздно.

"Совершенно странным образом пазлики застревали, цеплялись друг за друга краями и не хотели ложиться на правильное место. Казалось, они сопротивлялись и желали самостоятельно устраиваться только по известному им одним контуру." -
- Да, наверное, так и есть, когда пытаешься заняться воспоминаниями. Кусочки не всегда послушны.

"...Там далеко, далеко в прошлом шёл снег. Разноцветные лампочки качались на ветру и освещали ледяную площадку катка." -
- Здесь и далее хорошо про каток. Про разноцветные лампочки. Может, я к катку не равнодушен в своих воспоминаниях? Стадион "Динамо"? Сказала бы только не "ледяную площадку катка", а как-то чуть теплее. Так слишком официально.

Ну вот, с божьей помощью, подошёл конец. Рассказу, нашим изысканиям на текущий момент. Если убрать кое-какие недостатки из того, что я заметил, и оставить достоинства, то получится весьма неплохой грустный откровенный рассказ. Там, в стране далёкой.
Твой Георгий.

Георгий Прохоров   15.01.2021 23:24     Заявить о нарушении
Здравствуй, Георгий! Да, это получился настоящий рассказ-изыскания… Признательна тебе, от всей души.
С самого начала мне показалось, что ты слишком близко подошёл к тексту и по этой причине не увидел общей картины. Помнишь, принцип рассматривания полотен импрессионистов: нужно отойти подальше, чтобы увидеть изображение в полном объёме. С одной стороны, эта логика представляется верной, но, с другой, надо признать, что ты всё-таки прав. Ведь любое произведение состоит из отдельных предложений, абзацев, отрывков и, если какая-либо фраза построена стилистически небрежно, метафора – банальна, в описании деталей – неточности, а в сюжете нарушена последовательность событий, то вся работа пойдёт насмарку.

В написании мемуаров мне кажется, всё достаточно просто: тебе нужно вспомнить как можно подробнее всё, о чём ты хочешь написать; остаётся лишь изложить текст красивым, правильным языком. В придуманных историях – гораздо сложнее. Поначалу приходится задать и ответить себе на важные вопросы: где происходит действие? Кто главная героиня? Нужны ли второстепенные персонажи? Какова последовательность и развитие событий? Каким будет завершение истории и чем сердце успокоится? Это всё я сейчас говорю не в оправдание, а просто пытаюсь размышлять по поводу твоих впечатлений о рассказе.

Что касается Бурашево… Естественно, я пошла в Википедию, чтобы посмотреть, есть ли в принципе такая лечебница. Чтобы тебе не искать, привожу краткую справку. Насколько я поняла, буква Ё там не упоминается.
***
с. Бурашево находится в 16 километрах от г. Твери. Учреждение основано в 1884 году, оно являлось одной из первых земских психиатрических больниц России. Основателем больницы был выдающийся русский психиатр М.П. Литвинов (1846-1918).
Бурашевская колония для психически больных, как она тогда называлась, была передовым медицинским учреждением для оказания психиатрической помощи населению, не только в Тверской губернии, но, и в целом России. Исторически, основным принципом при оказании психиатрической помощи в Тверской губернии, являлся принцип нестеснения и широкого использования трудовой терапии. Была основана и сохранена до настоящего времени больничная научная библиотека, куда были собраны классические труды по психиатрии отечественных и зарубежных авторов.
В настоящее время больница представляет собой современное медицинское учреждение, рассчитанное на 1006 штатных коек, обеспечивающее специализированной помощью более 2/3 населения Тверской области.
***
По поводу кубиков. Ты задаёшь вопрос, как здравомыслящий человек, но, те кто кидал кубик, у них нет никаких сомнений, что любая игра может сопровождаться бросанием кубика :-)

Прямоугольники света… Бывают рамы, которые состоят из одного прямоугольника…стеклопакеты, к примеру… не вижу здесь ошибки.

Про невнятные размышления… размер и обличье. Мне представляется, что, порой, поток мыслей превращается в такое хаотичное движение, что не знаешь, как его урезонить…Иногда они текут упорядоченно, стройно, объёмно, а потом могут сбиться в кучку, рассеяться… то обретают объём, цвет, яркость… то мельчают, уходят в небытие… Так что, трудно это описать коротко и с полной достоверностью.

Ну и каток – это моё страстное увлечение юности. Обожала холод, движение, музыку, качающиеся лампочки на ветру…Уральская душа… тут уж ничего не поделаешь. Именно таким личным воспоминанием и решила закруглить эту грустную историю.

Ещё раз спасибо тебе, Георгий, за разговор. С удовольствием вернулась к тому времени, когда писала рассказ… к счастливому времени )

Вера Июньская   16.01.2021 11:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Тонко, не спеша, со знанием дела, раскрыт быт приговорённой к психбольнице.
Замечательные думы, рассуждения, воспоминания.
Рад знакомству!
В презент посмейтесь на мою миниатюру в тему:
http://proza.ru/2017/02/08/1229
http://proza.ru/2020/03/11/1851

Ян Кауфман   23.12.2020 11:06     Заявить о нарушении
Ян, спасибо Вам большое за впечатления и оценку!
Зайду к Вам позднее. Очень занята конкурсными делами, ну, Вы - в курсе...:-)

Вера Июньская   22.12.2020 14:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Хорошо, интересно, тонкая психология, нарастающая динамика внутреннего напряжения, неожиданная концовка. Правильный русский язык.
Спасибо за интересное впечатление!

Маргарита Лосевская   20.11.2020 17:55     Заявить о нарушении
Маргарита, а Вам спасибо, что поделились этими впечатлениями :-)
Мне очень приятно.
С уважением, Вера.

Вера Июньская   20.11.2020 21:25   Заявить о нарушении