Рецензия на «Триста шагов по следам воспоминаний» (Вера Июньская)

Добрый день, Вера! Пойду просто по тексту, тем более, что я не критик. Просто буду приводить свои ощущения, даже ещё не перешедшие в мысли. Кстати, меня, как и одного из твоих рецензентов, заинтересовало название Бурашево, и я зачем-то стал при этом думать, там "ё" или "е", не поскупердяйничал ли автор. То есть, меня это как-то тормозило в восприятии. Я терялся. Я не знал, как правильно произносить. Помнишь у Горина была юмореска (это так называется?), как писатель приехал в деревню на лекцию, перепутал, кажется, место, а его фамилию или путали, или не знали, как правильно с ударением произносить. К ним должен был приехать другой. А потом всем после 250-ти стало всё равно. С ударением. И вот, я пока не после 250-ти. Поехали.

"В правом крыле довольно ветхого помещения располагалось отделение для особо неуравновешенных; левая часть служила пристанищем для пациентов тихих, отстранённых, погружённых в собственные ощущения и переживания." -
- А что, буйные не погружены в собственные ощущения и переживания? У них это как-то по-другому? Через чужие ощущения?

"кидали кубик, не догадываясь о существующих правилах игры"... -
- Непонятно, какой игры. С шахматами-то понятно. Кубики бывают у разных игр. И, чтобы знать существующие правила, надо, прежде всего, знать название игры. Просто "кубики"? Может, и есть, да я не знаю.

"Её взгляд задержался на мрачной картинке осеннего пейзажа." -
- Вот я сразу начал представлять какую-то небольшую картину. Стоило сказать, что это на коробке или из коробки, если там много их, и тогда будет переход к твоим любимым пазлам естественным (как уже отмечал до того, не люблю это слово, как и кластер, контент (очень моден сейчас).
Итак, к трёмстам доехали. Автор не уводит взгляд от этого магического числа, а подводит к нему.

" Солнце пробилось прямыми лучами сквозь чистое стекло и улеглось ярким прямоугольником на байковом одеяле аккуратно застланной постели." -
- Если это не одинарное стекло, а рама, там должно быть несколько прямоугольников. Могут, правда, быть раскрыты обе створки, но маловероятно. Тем более, что Кира хотела согреться под одеялом. Кстати, а какое время года? Пока непонятно. Сад - густой, с редкими просветами. Но он может быть таким и осенью.

Про давление и "температурку", "мензурочку" с таблетками на ночь уже было сказано другими. Да, вряд ли это добровольно.

"с удовольствием погрузиться в невнятные размышления, предаваясь отрывочным воспоминаниям о событиях отдалённого прошлого." - А далее: "Сначала мысли имели одинаковый размер и обличие"...
- Это как-то одно с другим не перекликается. Невнятность и отрывочность не характеризуются одинаковым размером и обличием. И далее опять: " Постепенно, в мысленном хаотическом потоке...". Убрала бы ты "одинаковый размер и обличие", и стало бы всё на свои места.

"Просто прежние цвета, запахи, чувства, азарт, аппетит и вкус к жизни утратили особую насыщенность, концентрированность, и теперь всё представлялось чем-то искусственным и суррогатным." -
- Мне часто, к сожалению, кажется, что это сейчас у меня больше суррогатного и искусственного. Но это к твоей вещи не относится.

Переход к песенке "Миленький ты мой" хорош, это уже отмечалось предыдущими. Не стоило, по-моему, сразу давать всю характеристику уборщице в описаниях. Лучше в действиях. Это ты хорошо придумала про дополнительные окончания куплета.

Пазлы, пазлы. Хорошо. Только я бы не смог свои воспоминания о чём-то сложить из пазлов в единую картинку. Получаются кусочки с середины, с края, а вот ощущения от них более цельны. Почти как от всего. Но кадра. Редко видео на 3 секунды.

" ...Его письма вошли, ворвались в её жизнь практически без спроса, не оставляя выбора для раздумий и возможности сопротивления." -
- Тут и далее хорошо про письма. Так бывает. Было. Неожиданно, без спроса. Сколько же лет это продолжалось? ...прощали друг друга за несуществующую вину... Всегда ли так было? Вина разве не для того, чтобы существовать? Как и страдание... Сосуществовать.

Картинка осеннего пейзажа. Вы хотите мистики? Сейчас, малыш, мы будем присутствовать при страшном преступлении. Ожившая картина.

" Рассвело. До завтрака оставалось полчаса." -
- Здесь и ранее всё-таки намекается на осень. Светает поздно.

"Совершенно странным образом пазлики застревали, цеплялись друг за друга краями и не хотели ложиться на правильное место. Казалось, они сопротивлялись и желали самостоятельно устраиваться только по известному им одним контуру." -
- Да, наверное, так и есть, когда пытаешься заняться воспоминаниями. Кусочки не всегда послушны.

"...Там далеко, далеко в прошлом шёл снег. Разноцветные лампочки качались на ветру и освещали ледяную площадку катка." -
- Здесь и далее хорошо про каток. Про разноцветные лампочки. Может, я к катку не равнодушен в своих воспоминаниях? Стадион "Динамо"? Сказала бы только не "ледяную площадку катка", а как-то чуть теплее. Так слишком официально.

Ну вот, с божьей помощью, подошёл конец. Рассказу, нашим изысканиям на текущий момент. Если убрать кое-какие недостатки из того, что я заметил, и оставить достоинства, то получится весьма неплохой грустный откровенный рассказ. Там, в стране далёкой.
Твой Георгий.

Георгий Прохоров   15.01.2021 23:24     Заявить о нарушении
Здравствуй, Георгий! Да, это получился настоящий рассказ-изыскания… Признательна тебе, от всей души.
С самого начала мне показалось, что ты слишком близко подошёл к тексту и по этой причине не увидел общей картины. Помнишь, принцип рассматривания полотен импрессионистов: нужно отойти подальше, чтобы увидеть изображение в полном объёме. С одной стороны, эта логика представляется верной, но, с другой, надо признать, что ты всё-таки прав. Ведь любое произведение состоит из отдельных предложений, абзацев, отрывков и, если какая-либо фраза построена стилистически небрежно, метафора – банальна, в описании деталей – неточности, а в сюжете нарушена последовательность событий, то вся работа пойдёт насмарку.

В написании мемуаров мне кажется, всё достаточно просто: тебе нужно вспомнить как можно подробнее всё, о чём ты хочешь написать; остаётся лишь изложить текст красивым, правильным языком. В придуманных историях – гораздо сложнее. Поначалу приходится задать и ответить себе на важные вопросы: где происходит действие? Кто главная героиня? Нужны ли второстепенные персонажи? Какова последовательность и развитие событий? Каким будет завершение истории и чем сердце успокоится? Это всё я сейчас говорю не в оправдание, а просто пытаюсь размышлять по поводу твоих впечатлений о рассказе.

Что касается Бурашево… Естественно, я пошла в Википедию, чтобы посмотреть, есть ли в принципе такая лечебница. Чтобы тебе не искать, привожу краткую справку. Насколько я поняла, буква Ё там не упоминается.
***
с. Бурашево находится в 16 километрах от г. Твери. Учреждение основано в 1884 году, оно являлось одной из первых земских психиатрических больниц России. Основателем больницы был выдающийся русский психиатр М.П. Литвинов (1846-1918).
Бурашевская колония для психически больных, как она тогда называлась, была передовым медицинским учреждением для оказания психиатрической помощи населению, не только в Тверской губернии, но, и в целом России. Исторически, основным принципом при оказании психиатрической помощи в Тверской губернии, являлся принцип нестеснения и широкого использования трудовой терапии. Была основана и сохранена до настоящего времени больничная научная библиотека, куда были собраны классические труды по психиатрии отечественных и зарубежных авторов.
В настоящее время больница представляет собой современное медицинское учреждение, рассчитанное на 1006 штатных коек, обеспечивающее специализированной помощью более 2/3 населения Тверской области.
***
По поводу кубиков. Ты задаёшь вопрос, как здравомыслящий человек, но, те кто кидал кубик, у них нет никаких сомнений, что любая игра может сопровождаться бросанием кубика :-)

Прямоугольники света… Бывают рамы, которые состоят из одного прямоугольника…стеклопакеты, к примеру… не вижу здесь ошибки.

Про невнятные размышления… размер и обличье. Мне представляется, что, порой, поток мыслей превращается в такое хаотичное движение, что не знаешь, как его урезонить…Иногда они текут упорядоченно, стройно, объёмно, а потом могут сбиться в кучку, рассеяться… то обретают объём, цвет, яркость… то мельчают, уходят в небытие… Так что, трудно это описать коротко и с полной достоверностью.

Ну и каток – это моё страстное увлечение юности. Обожала холод, движение, музыку, качающиеся лампочки на ветру…Уральская душа… тут уж ничего не поделаешь. Именно таким личным воспоминанием и решила закруглить эту грустную историю.

Ещё раз спасибо тебе, Георгий, за разговор. С удовольствием вернулась к тому времени, когда писала рассказ… к счастливому времени )

Вера Июньская   16.01.2021 11:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вера Июньская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георгий Прохоров
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.01.2021