Рецензии на произведение «Драма у Сюльте-фьорда»

Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Идея автора данной страницы – каждый день Великой Отечественной войны обозначать конкретным эпизодом просто великолепна… И эта статья вполне может в этот ряд вписаться, даже если и имеет ряд несоответствий с мнением комментирующего. Источники этой статьи, скорей всего, следующие:

1. Хроника ВОВ Советского Союза на Северном морском театре вып. 5, а конкретней - 26 августа 1943 г.
2. Статья Мирослава Морозова «A-20 над Балтикой» на http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/a20balt/a20balt.html, который между прочем автор труда «Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали «смертниками»
3. Александр Широкорад «Торпедоносцы в бою… Их <также> звали смертниками»

Документом в данном случае могут быть лишь «Хроники», а два следующих пункта из приведенного списка только интерпретацией «Хроник», так как «интерпретации» другими документами почему-то никак не подтверждается. Да и созданы эти интерпретации в XXI веке и если сопоставить их тексты, хотя бы по случаю 26 августа, то не ошибусь предположить, что «передирались» они дуг у друга. А хроники «писались» как раз по окончанию войны и на «живых» документах, созданных по ходу самих событий.

Видать автор в «Хроники» не влезал, иначе бы заметил, что на июль 1943-го ВВС СФ располагали: «140 истребителей (исправных 110), 25 штурмовиков (исправных 19), 44 бомбардировщика (исправных 36), 54 разведчика (исправных 48), 16 торпедоносцев (исправных 12), 4 транспортных (исправные) и 18 учебных (исправных 11). Всего 301 самолет (из них исправных 240)», но никак - «к середине лета 1943 года ВВС Северного флота имели в своём составе 619 самолётов, в том числе 94 штурмовика, 68 торпедоносцев, 34 бомбардировщика».
И правильно Мирослав Морозов утверждает, что «Несмотря на то что наше командование не имело на тот момент сил, необходимых для атаки подобного соединения, оно не стало отказываться от попытки достичь успеха».

В «Хрониках» нет подробностей торпедной атаки данного конвоя, к примеру, дистанций, с которых конвой был торпедирован, но у Морозова они появляются и никакими ссылками на какие-либо доки не подкрепляются, что Широкорадом было приобщено себе в текст и выданное за истину.

Сомнения «успехов» наших «сталинских соколов» вообще умаляют всякую значимость «Хроник», путем противопоставления каким-то «гипотетическим» архивным данным противоположной стороны. А вывод кокой? Наши-то свои потери признали, а вот немцы своих не признают! Значит у наших-то побед не было, а наших-то «желторотых» драли, как хотели! Ну, извините, друзья, могу лишь задать вопрос – а сей мэм в какое время выполз, не вовремя ли пересмотра итогов Второй мировой войны? А пересматриваются они с какой стороны?

Так что «Шура, пилите, пилите…», история, оказывается, всякой стороне полезна, и каждая сторона на ее свою ставку делает…

А за труды Ваши большое спасибо, они здоровые ассоциации вызывают, а значит не «пустые»…

Владимир Мутин 2   22.07.2022 14:56     Заявить о нарушении
Цитата «К середине лета 1943 года ВВС Северного флота имели в своём составе 619 самолётов, в том числе 94 штурмовика, 34 бомбардировщика, 68 торпедоносцев» взята из книги П.Н. Иванова "Крылья над морем", М., Воениздат, 1973, стр. 244. При этом Иванов ссылается на Архив ИО ВМФ, д. 12701, лл. 10-12.

Олег Каминский   22.07.2022 19:46   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег, все же необходимо учитывать, какие количественные данные не приводил бы Иванов, какие «Хроники»– это некая отправная точка. А с 1 июля до 26 августа прошли полноценные 57 дней войны, пусть и локального характера, но даже по «Хроникам» наши потери в ВВС СФ составили за этот период ~35 машин разного предназначения, и они документально подтверждены. К тому же нам не известно какое состояние конкретной матчасти было на момент б/в 26 августа. Да и базировались торпедоносцы и штурмовики в разных местах, и задаешься вопросом, почему бы им не собраться вместе в стороне над просторами Баренцева моря и группой затем лететь на цель? И почему Бостоны, видя, что Илов рядом нет, не сделали выжидательный маневр? Очевидно посчитали, что «мессеры» их заметили и момент неожиданности будет упущен?
И вряд ли трагедия 26 августа 43-го - это результат грубейшего просчёта авиационного командования Северного флота. В момент выполнения задания вся ответственность ложится на исполнителей. Бостоны свою задачу выполнили – они торпедировали именно транспорты. По их заявлению один транспорт они потопили, что и контролер на Пе-2 подтвердил, а то, что фрицы от этого отказываются – им этого не запретишь. А воздушный бой разыгрался между истребителями. Таких эпизодов над Баренцевом морем не одна сотня за войну. Но трагедия то получилась не тогда – это был рядовой, хотя и тяжелый, эпизод войны, в трагедию это превратили сегодня! Но в глубине души проскакивает мыслишка, хоть и загубили наши и технику, и людей, но и фрицам все же досталось, пусть даже фрицы от этого отнекиваются ныне, но наши потери оказались восполняемыми, а восполняемость с противоположной стороны с каждым таким эпизодом начинала пробуксовывать, что уже осенью 43-го в момент проводки союзного конвоя стало заметным.

Владимир Мутин 2   23.07.2022 09:19   Заявить о нарушении
Вероятно, 301 самолет насчитывался в начале июля, затем после пополнения, к середине лета 1943 года ВВС Северного флота, несмотря на потери, имели в своём составе уже 619 самолётов...

Олег Каминский   23.07.2022 11:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Но разбитый ме-110 в статью не добавили))Хотя в общем то даже номер его известен. А вот легко повреденный ме109 не зачтен правильно, его покоцали в ходе подготовки к вылету.

Сергей Кукин   18.08.2021 11:39     Заявить о нарушении
А можно подробней про эти Ме-110 и Ме-109, степень их повреждений?

Олег Каминский   18.08.2021 14:02   Заявить о нарушении
110й из 13й эскадрильи поврежден на 50% при посадке в хебуктене, 109й из 2й группы поврежден на 10% в Лоустари.

Сергей Кукин   18.08.2021 14:15   Заявить о нарушении
В статье говорится только о безвозвратных потерях. Поэтому нет смысла упоминать поврежденные самолеты.

Олег Каминский   18.08.2021 14:34   Заявить о нарушении
50% это фактически безвозврат в условиях заполярья. номер 110го 5184 можете проверить всплыл ли он где нибудь после этого.

Сергей Кукин   18.08.2021 14:53   Заявить о нарушении
"Выделив для атаки очень крупного конвоя противника всего 7 ударных самолётов, командование не только обрекло их на заведомо невыполнимое задание, но и послало лётчиков на явную смерть."
Это не так от слова совсем. Например 5.3.44 крупный конвой атакуют 6 илов и 2 бостона. Результат потерь нет, реально сбито 2 ме109, на судах конвоя несколько раненых и кое какие повреждения.

Сергей Кукин   18.08.2021 15:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Очень яркое, познавательное исследование!
Цитаты автора: "Всю эту вражескую армаду обнаружил в 12 часов 50 минут наш самолёт-разведчик, который немедленно передал сообщение об этом".
"Первыми, в 17 часов 3 минуты в район цели прибыли не штурмовики, а торпедоносцы. Связь с группой штурмовиков отсутствовала, о её местонахождении ничего не было известно".
Это очень долго, хотя бы потому, что в течении 4 часов 13 минут, немецкие истребители не могли барражировать над конвоем... менялись???
Про конвой, по всей видимости, ничего не было известно...Конвой случайно обнаружен самолетом разведчиком...
Во всей этой истории меня удивляет тот факт, что немецкие истребители сопровождения конвоя бросились за нашими самолетами вдогонку, оставив его...Это говорит о том,что они чувствовали полнейшую безнаказанность в воздухе.
По Каминскому О.А. над конвоем барражировали 10 немецких истребителей.
Наше прикрытие составляло 8 Р-39 и 8 Як-1... Уже в полтора раза больше. Документально не подтверждено, что на охрану конвоя прилетело большее количество истребителей противника... Итого, прибавляем 3 Харрикейна... 19 единиц, из которых 10 не вернулись... При том, что немцы потерь не имели вообще... как летчики Ченоморского флота могли сбить 21 немецкий истребитель, если их всего было 10?
И еще ИНТЕРЕСНЫЙ момент...по всей видимости, все три А-20 "Бостон" выжили! Их защитили Р- 39! Получается немцы уничтожили половину из первой восьмерки сопровождения, и это при том, что вряд ли все 10 немецких истребителей бросились вдогонку "Бостонам" и Р-39...
А вот Ил-2, наша вторая восьмерка Як-1 почему-то не смогла защитить.Очень странно...
Для полноты картины,представляю ссылку другого неизвестного автора, по данной же проблеме:

С неизменным уважением к Олегу Александровичу!

Ильдар Гатауллин   13.08.2021 07:17     Заявить о нарушении
Завышение количества воздушных побед. Нашими и немцами. Приписки или нет?
19 марта
<100 прочитали
Почему-то захотелось написать небольшую заметку по теме, которую, наверное, не обсуждал только ленивый. А причина этому довольно проста - у меня вдруг возникли некоторые соображения и аналогии по этой теме, которыми захотелось с кем-нибудь поделиться.

Ну а так как этот канал называется "ВВС Северного флота", то и примеры будут взяты из истории воздушной войны в Заполярье.

Когда-то что-то подобное я уже описывал здесь довольно подробно, но в разных статьях, поэтому, чтобы не лопатить опять литературу, выискивая новые примеры, я просто кратенько напомню основные цифры из прошлых заметок. Итак...

18 июля 1942 года. Отражение налета вражеских бомбардировщиков на Мурманск. Наши истребители заявляют сбитыми шесть "Юнкерсов-88" и один "Мессершмитт-109". Плюс зенитчики записывают на свой счет еще два "Юнкерса-88".

Итого - заявлено сбитыми девять самолетов, хотя в реальности немцы потеряли всего два "Юнкерса" из испытательного отряда Erpr.St/KG30.

Вот, кстати, обломки одного из них:

Обломки бомбардировщика "Юнкерс-88", сбитого 18.07.1942 г. (фото - Е. Халдей). Из собрания автора.
Теперь посмотрим на заявки немцев (в другом сражении)...

29 октября 1942 года. В воздушном бою в районе аэродромов Ваенга-1 и Ваенга-2 немецкими летчиками из 8./JG 5 было заявлено пять сбитых и два предположительно сбитых самолета ЛаГГ-3.

В действительности, из боя не вернулся один наш истребитель - ЛаГГ-3 старшины Филиппова С.Д. из 255-го ИАП ВВС Северного флота.

Памятная табличка на камне на месте гибели Филиппова С.Д. установлена 05.10.2019 г. (фото - Э. Миронов)
Ну и еще один пример с заявками и потерями с двух сторон.

26 августа 1943 года. Атака немецкого конвоя.

Сначала конвой атакуют торпедоносцы А-20 "Бостон" под прикрытием истребителей Р-39 "Аэрокобра". В результате воздушного боя с подошедшими "Мессершмиттами", наши теряют три истребителя и заявляют сбитыми восемь сбитых истребителей противника.

Схема торпедного удара по германскому конвою 26.08.1943 г. (из книги М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками").
Потом в атаку идут три Ил-2 под прикрытием истребителей Як-1. Эта группа теряет все штурмовики (хотя, не совсем понятно - от корабельной ЗА или от истребителей), и заявляет сбитыми по разным данным 4 или 5 истребителей противника.

В дальнейшем, при обеспечении посадки самолетов, возвращающихся с задания, наши истребители опять вступают в бой с истребителями противника, заявив (по некоторым данным) восемь воздушных побед. В результате этого боя с нашей стороны было потеряно два "Харрикейна", еще один "Харрикейн" был подбит и разбился при посадке.

Таким образом, в боях 26.08.1943 г. североморцы потеряли девять самолетов (3 "Аэрокобры", 3 Ил-2 и 3 "Харрикейна"), заявив около двадцати сбитых истребителей противника. Немцы, по некоторым данным, заявили сбитыми двадцать шесть советских самолетов (4 - из первой волны, 9 - из 2 волны и 13 - из отряда "Харрикейнов"). А вот по их потерям мне известно лишь об одном разбитом при посадке (на 50%) после боя"Мессершмитте-110".

Итого имеем:

18.07.1942 - наши заявили 9, по факту сбили 2 - "приписали" + 7;
29.10.1942 - немцы заявили 5, по факту сбили 1 - з"приписали" + 4;
26.08.1943 - наши заявили 20, по факту подбили 1 - "приписали" + 19;
26.08.1943 - немцы заявили 26, по факту сбили 9 - "приписали" + 17.
В общем, во всех описанных случаях, завышение сбитых можно наблюдать с обоих сторон. Причем, чем масштабнее бой, тем больше "приписано".

А вот теперь я напишу о том, ради чего все это затеял.
Мое мнение будет очень простым - я, не исключая совсем варианты, что приписки лишнего количества сбитых в некоторых случаях могли носить пропагандистский характер, или ради желания получить награды, считаю, что в основном они делались от банального отсутствия информации и средств объективного контроля.

И чтобы не мусолить бумагу на эту тему, и пытаться объяснить, что же я имею в виду, я просто приведу простую аналогию из недавней современности. И это будет старый добрый авиасимулятор "Ил-2 Штурмовик", в котором я летал в начале двухтысячных на довольно известных тогда онлайн-серверах - "Геннадиче", "Алексе", "Тумане войны" и, конечно же, на "ADW".

Сохранившийся у меня на компьютере баннер сервера ADW.
Там, во время боя, сбитый подтверждался простой надписью на экране - "Самолет противника сбит". И всё было ясно и понятно, и никаких приписок и быть не могло!

Правда были случаи, когда подбитый противник совершал вынужденную посадку и не выпрыгивал с парашютом, а отсиживался в самолете. Тогда килл сбившему не засчитывался.
Или было чуть по другому, и уже падающий сбитый самолет расстреливал еще кто-то, и тогда победа доставалась ему.
И такие ситуации довольно часто вызывали бурю эмоций в чате или на форуме сервера! )))

Во время войны такого не было и быть не могло. И поэтому количество сбитых, в основном, определялось по субъективному мнению участников. И лишь иногда подтверждалось объективными данными.

А вообще, как говорил один из летчиков-бомбардировщиков про Александра Ивановича Покрышкина - "А ты думаешь, меня е*ёт, сколько он сбил самолётов? <...> Ты вот думаешь, за что я Покрышкина уважаю? За то, что он мог то, чего не мог никто другой, а именно обеспечить нам такую защиту в воздухе, которую я ни до, ни после того не встречал."
И это правильно - главное - выполнить поставленную задачу. А сколько сбил - это уже вторично.

Источники информации: Справочники М. Быкова "Советские асы 1941 - 1945. Победы Сталинских соколов" и "Все асы Сталина. 1936 - 1953.", проекты "Подвиг Народа" и ОБД "Мемориал", книга А. Скробача "Без страха и упрека" (летопись боевого пути 46-го ШАП ВВС СФ), книга М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками", статья И. Борисенко "История Zerstorerstaffel JG 5", информация и фото из собрания автора и с форума http://sk16.ru/forum/

Ильдар Гатауллин   12.08.2021 16:17   Заявить о нарушении
Ссылка почему-то не копируется ...
Пришлось скопировать текст....

Ильдар Гатауллин   12.08.2021 16:22   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Ильдар, за обстоятельную рецензию!
Хочу сказать насчет барражирования немцев над конвоем. Дело в том, что наличие у немцев РЛС позволяло "вести" наши ударные группы с момента их взлета с аэродрома Ваенга вплоть до момента сближения с конвоем. Благодаря этому немцы имели возможность четко отслеживать все наши действия в "реальном времени" и в кратчайшие сроки стягивать в район конвоя крупные силы истребителей, постоянно базировавшихся на аэродромах Луостари и Хебуктен.
Ну, а сколько немецких истребителей бросились вдогонку за нашими самолетами, а сколько осталось барражировать над конвоем - осталось не известным...
С неизменным уважением,

Олег Каминский   12.08.2021 17:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Читая о боя немецких и советских самолётов постоянно видишь информацию о "проверенных" советских счетах и "достоверных" счетах фрицев. Причём наши именно " сознательно врали", а "честные и неподкупные фрицы" прямо образец правдорубия. Просто размышления

Андрей Легостаев   12.08.2021 14:05     Заявить о нарушении
Да, верить на слово никому нельзя. Документам - можно.

Олег Каминский   12.08.2021 17:38   Заявить о нарушении
Андрею Легостаеву.
Андрей, в отличие от Вас, сидящего на плюшевом диване и ковыряющем пальцем ниже спины, автор сей публикации работал в архивах и если приводит цифры, то каждую обоснованно.
Без уважения,

Сергей Кувалда   12.08.2021 20:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Картина маслом..., как любил говорить персонаж одного кинофильма.
21 "сбитый", это как аргумент "им тоже досталось, да больше нашего"
С выводами абсолютно согласен - все логично

Только вот мне кажется, что силлогизм звучит как "верная смерть", а не "явная" (хотя знаток изящной словесности из меня так себе)
С ув. Павел

Павел Селезнев   11.08.2021 20:08     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание!
С уважением,

Олег Каминский   12.08.2021 08:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Правильные выводы, Олег.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   11.08.2021 14:56     Заявить о нарушении
Однако многим такие выводы не нравятся...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   11.08.2021 19:20   Заявить о нарушении