Рецензия на «Драма у Сюльте-фьорда» (Олег Каминский)

Идея автора данной страницы – каждый день Великой Отечественной войны обозначать конкретным эпизодом просто великолепна… И эта статья вполне может в этот ряд вписаться, даже если и имеет ряд несоответствий с мнением комментирующего. Источники этой статьи, скорей всего, следующие:

1. Хроника ВОВ Советского Союза на Северном морском театре вып. 5, а конкретней - 26 августа 1943 г.
2. Статья Мирослава Морозова «A-20 над Балтикой» на http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/a20balt/a20balt.html, который между прочем автор труда «Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали «смертниками»
3. Александр Широкорад «Торпедоносцы в бою… Их <также> звали смертниками»

Документом в данном случае могут быть лишь «Хроники», а два следующих пункта из приведенного списка только интерпретацией «Хроник», так как «интерпретации» другими документами почему-то никак не подтверждается. Да и созданы эти интерпретации в XXI веке и если сопоставить их тексты, хотя бы по случаю 26 августа, то не ошибусь предположить, что «передирались» они дуг у друга. А хроники «писались» как раз по окончанию войны и на «живых» документах, созданных по ходу самих событий.

Видать автор в «Хроники» не влезал, иначе бы заметил, что на июль 1943-го ВВС СФ располагали: «140 истребителей (исправных 110), 25 штурмовиков (исправных 19), 44 бомбардировщика (исправных 36), 54 разведчика (исправных 48), 16 торпедоносцев (исправных 12), 4 транспортных (исправные) и 18 учебных (исправных 11). Всего 301 самолет (из них исправных 240)», но никак - «к середине лета 1943 года ВВС Северного флота имели в своём составе 619 самолётов, в том числе 94 штурмовика, 68 торпедоносцев, 34 бомбардировщика».
И правильно Мирослав Морозов утверждает, что «Несмотря на то что наше командование не имело на тот момент сил, необходимых для атаки подобного соединения, оно не стало отказываться от попытки достичь успеха».

В «Хрониках» нет подробностей торпедной атаки данного конвоя, к примеру, дистанций, с которых конвой был торпедирован, но у Морозова они появляются и никакими ссылками на какие-либо доки не подкрепляются, что Широкорадом было приобщено себе в текст и выданное за истину.

Сомнения «успехов» наших «сталинских соколов» вообще умаляют всякую значимость «Хроник», путем противопоставления каким-то «гипотетическим» архивным данным противоположной стороны. А вывод кокой? Наши-то свои потери признали, а вот немцы своих не признают! Значит у наших-то побед не было, а наших-то «желторотых» драли, как хотели! Ну, извините, друзья, могу лишь задать вопрос – а сей мэм в какое время выполз, не вовремя ли пересмотра итогов Второй мировой войны? А пересматриваются они с какой стороны?

Так что «Шура, пилите, пилите…», история, оказывается, всякой стороне полезна, и каждая сторона на ее свою ставку делает…

А за труды Ваши большое спасибо, они здоровые ассоциации вызывают, а значит не «пустые»…

Владимир Мутин 2   22.07.2022 14:56     Заявить о нарушении
Цитата «К середине лета 1943 года ВВС Северного флота имели в своём составе 619 самолётов, в том числе 94 штурмовика, 34 бомбардировщика, 68 торпедоносцев» взята из книги П.Н. Иванова "Крылья над морем", М., Воениздат, 1973, стр. 244. При этом Иванов ссылается на Архив ИО ВМФ, д. 12701, лл. 10-12.

Олег Каминский   22.07.2022 19:46   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег, все же необходимо учитывать, какие количественные данные не приводил бы Иванов, какие «Хроники»– это некая отправная точка. А с 1 июля до 26 августа прошли полноценные 57 дней войны, пусть и локального характера, но даже по «Хроникам» наши потери в ВВС СФ составили за этот период ~35 машин разного предназначения, и они документально подтверждены. К тому же нам не известно какое состояние конкретной матчасти было на момент б/в 26 августа. Да и базировались торпедоносцы и штурмовики в разных местах, и задаешься вопросом, почему бы им не собраться вместе в стороне над просторами Баренцева моря и группой затем лететь на цель? И почему Бостоны, видя, что Илов рядом нет, не сделали выжидательный маневр? Очевидно посчитали, что «мессеры» их заметили и момент неожиданности будет упущен?
И вряд ли трагедия 26 августа 43-го - это результат грубейшего просчёта авиационного командования Северного флота. В момент выполнения задания вся ответственность ложится на исполнителей. Бостоны свою задачу выполнили – они торпедировали именно транспорты. По их заявлению один транспорт они потопили, что и контролер на Пе-2 подтвердил, а то, что фрицы от этого отказываются – им этого не запретишь. А воздушный бой разыгрался между истребителями. Таких эпизодов над Баренцевом морем не одна сотня за войну. Но трагедия то получилась не тогда – это был рядовой, хотя и тяжелый, эпизод войны, в трагедию это превратили сегодня! Но в глубине души проскакивает мыслишка, хоть и загубили наши и технику, и людей, но и фрицам все же досталось, пусть даже фрицы от этого отнекиваются ныне, но наши потери оказались восполняемыми, а восполняемость с противоположной стороны с каждым таким эпизодом начинала пробуксовывать, что уже осенью 43-го в момент проводки союзного конвоя стало заметным.

Владимир Мутин 2   23.07.2022 09:19   Заявить о нарушении
Вероятно, 301 самолет насчитывался в начале июля, затем после пополнения, к середине лета 1943 года ВВС Северного флота, несмотря на потери, имели в своём составе уже 619 самолётов...

Олег Каминский   23.07.2022 11:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Каминский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Мутин 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.07.2022