Рецензии на произведение «Читая Пушкина. Почему Сальери убил Моцарта? Ч. 2»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Интересно. Пушкин безусловно гениален.
Хотя Сальери, как персонаж пушкинской трагедии, весьма отличался от Сальери реального композитора. И давно уже доказано, что в смерти Моцарта он точно не был повинен.
С уважением.
Евгений Пекки 09.11.2023 20:12 Заявить о нарушении
Марина Сапир 09.11.2023 20:33 Заявить о нарушении
Евгений Пекки 09.11.2023 20:56 Заявить о нарушении
Замечательное эссе!
Яков Рабинер 08.11.2023 18:14 Заявить о нарушении
Марина Сапир 08.11.2023 18:27 Заявить о нарушении
С удовольствием прочитал
Николай Андреевич Гардба 08.08.2022 00:24 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина.
Вот что вспомнил в подтверждение Ваших мыслей:
"Если вы повторяете одни и те же действия, невозможно получить другой результат", или "Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов" А.Энштейн; "Идите туда, где до вас никто не был".
В высшей степени интересная и поучительная работа. Спасибо!
Сверял по Вашим критериям гениальности статус своего героя в рассказе "Рыжий гений и его тень". По моему всё, или почти всё, сошлось. Значить название подходящее. Только неужели мой прототип Сальери? О, ужас!
С уважением,
Виталий Сирин 29.05.2022 17:43 Заявить о нарушении
Ваш друг меня несколько смутил - в нем столько всего намешано.
Марина Сапир 29.05.2022 20:46 Заявить о нарушении
Да, чуть поспешил с выводами. Спорный вопрос, отчасти, перенесён именно туда, куда я не заглянул. Но и извинения свои приношу, наполовину. :)
Убедили перечнем разницы от таланта и гения. Шикарно построили. Я бы сказал похоже на архитектурный столб. Тот, что "несёт" здание в целом и остальные несущие конструкции (читать: - Фромм), зависят от "привязки" к столбу. Особенно интересно лег рисунок о революционерах. Сальери, всяко не успешный и, сказал-бы: лузер. Он нашёл свой "комфорт" во внешне-причинной оболочке, удобной только ему. Об этом, вы, кстати, тоже сказали своим словом.
Свои "претензии" - забираю на правах хозяина своего слова. :)) И с анализом в эссе, полностью согласен.
Удачи и счастья!
С Вами,
Саша.
в рейт. - понравилось.
Александр Краснослободский 05.01.2022 15:13 Заявить о нарушении
Гений или не гений, главное - быть верным своей сущности, а не стараться быть как все. Такой вывод я сама для себя тут делаю.
Марина Сапир 05.01.2022 16:01 Заявить о нарушении
С большим интересом и удовольствием прочитал ваш подробный анализ некоторых произведений Пушкина! Хорошо написали! Но и мне захотелось сказать несколько слов.
Вы процитировала строки из стихотворения "Памятник" и написали: "Это была та слава, которой желал и сам Пушкин". А я вот не могу воспринимать "Памятник" всерьез и, мне кажется, сам Пушкин так его не воспринимал. Слишком уж нескромно стихотворение звучит, а Александр Сергеевич знал меру. Называл ли он сам когда-нибудь себя великим? Не знаю, не встречал. Он мог лишь иронизировать над собой: бить в ладоши и кричать "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"
Вот и "Памятник", мне кажется, сплошная самоирония. Но в первую очередь - пародия на Гавриила Державина. Насмешкам над его словами "О добродетелях Фелицы возгласить".
Олег Поливода 11.12.2021 11:51 Заявить о нарушении
Когда я анализирую стихотворение, то стараюсь придерживаться принципа: выводы должны прдтверждаться самим текстом стихотворения. Если это ирония, то должны быть элементы текста, которые указывают на внутренние противоречия, утверждают и то, и прямо противоположное. Пушкин был мастером романтической иронии (Евгений Онегин). В тексте Памятника я не вижу таких противоречий.
Про реального Пушкина, что он верил про себя - это другая история. Я сейчас прочитала огромную (700 страниц) чрезвычайно хорошо документированную биографию Пушкина Бинйона (Binyon) на английском языке. Автор получил престижную премию в Англии, а в России про эту книгу и не слыхали. Образ Пушкина, который в России существует, очень упрощен и сплющен. Пушкин намного сложнее. Его жизнь намного сложнее, чем нас учили. Лучше верить стихам, а не легенде о Пушкине.
Марина Сапир 11.12.2021 15:27 Заявить о нарушении
а то, что Пушкин был сложнее, чем нас учили, я понял еще по книге Вересаева "Пушкин в жизни". Не памятник, а живой человек! Тем он и интересен!
Олег Поливода 11.12.2021 15:51 Заявить о нарушении
Уважаемая Марина! Вы создали интересный очерк. Но предлагаю поразмышлять о поступке Сальери (хотя сегодня уже доказано, что он не убивал Моцарта) с позиций, в том числе и Пушкина, что убийство все-таки состоялось, под несколько другим углом.
Сальери был в свое время более успешен и популярен, как композитор. Но сознаться, в первую очередь самому себе, что произведения Моцарта лучше, гениальнее, чем его собственные? На это способен только человек высокой души. Низвергнуть самого себя, быть беспощадным в оценке своих творений, тяжело переживать, сознавать, что бесполезно соревноваться в честном споре композиторов - вот танталовы муки, которые терзали Сальери. Выбор для него был невелик - убить себя или Моцарта. Пушкин предпочел для него второе.
Хотя, если бы Моцарт не получил мученический венец, не факт, что мы бы почитали его сейчас так высоко.
С другой стороны и Сальери вбил свое имя в историю, не сжигая храма.
Успехов Вам в творчестве и удачи со здоровьем!
Владимир Ленмарович Тимофеев 10.12.2021 00:11 Заявить о нарушении
Марина Сапир 10.12.2021 00:19 Заявить о нарушении
Полагаю, что и Вы, и Пушкин, и миллионы людей полагают, что Моцарт более велик, чем Глюк. Сальери, повторяя злодеяние Герострата, выбрал именно его, чтобы войти в историю. В этом направлении я и предлагал поразмышлять. Ведь произведения Моцарта уничтожить было невозможно (не то, что сейчас, когда попса, орудуя дебильниками, завладела ушами молодежи, не оставив им шанса познакомиться с классикой), следовательно оставалось уничтожить его самого.
Вот, как-то так.
Владимир Ленмарович Тимофеев 10.12.2021 07:36 Заявить о нарушении
Про Герострата теперь понятно, а то я не могла сообразить, о каком храме вы говорите. А вас не смущает, что это убийство было лишено демонстративности? Сальери у Пушкина дал Моцарту медленно действующий яд, вместо того чтобы проткнуть его вдруг шпагой на глазах у публики. Он, скорее, хотел уйти от ответственности - мне кажется.
Насчет настоящего Моцарта: а вы его оперы слушали?
Марина Сапир 10.12.2021 14:21 Заявить о нарушении
Пушкин не мог отойти от превалирующего мифа об отравлении Моцарта, его бы не поняли. Тем более, что во время создания своего произведения, он еще не был ПУШКИНЫМ. И не был самым популярным автором. В период его жизни с творчеством Пушкина регулярно знакомились всего около 2 тысяч читателей. После трагической смерти поэта читательская аудитория возросла многократно, постепенно достигнув нынешних мегаразмеров.
Моцарт был отравлен лекарствами, которые регулярно принимал. Многие содержали ртуть, свинец, мышьяк. В те времена это было обычным делом. Тот же Наполеон был отравлен такими же лекарствами.
Владимир Ленмарович Тимофеев 10.12.2021 19:14 Заявить о нарушении
Владимир Ленмарович Тимофеев 10.12.2021 19:16 Заявить о нарушении
Вы говорите о том, как реальный Моцарт умер. А мне хотелось говорить о Пушкинских героях. Спасибо за дискуссию! Идея про Сальери - Герострата была интересной!
Марина Сапир 10.12.2021 19:35 Заявить о нарушении
Владимир Ленмарович Тимофеев 11.12.2021 00:52 Заявить о нарушении
Очень интересный материал, спасибо за труд!
А мне помогло разобраться в случившимся несчастии книга американского писателя- «Убийство Моцарта» Дэвида Вейса.
с уважением,
Галина Юрьевна 09.12.2021 15:46 Заявить о нарушении
Там про реального Моцарта все-таки. Пушкин придумал героев. Мне интересно разбираться в пушкинских идеях. Но мне интересен и настоящий Моцарт. Я посмотрю эту книгу, спасибо за ссылку.
Марина Сапир 09.12.2021 16:11 Заявить о нарушении
Марина, удивительная глубина в вашем тексте. Замечательно!
Иван Решетовский 30.11.2021 04:14 Заявить о нарушении
Марина Сапир 30.11.2021 05:21 Заявить о нарушении
Иван Решетовский 30.11.2021 09:15 Заявить о нарушении
Есть стихотворная шутка Маяковского о Пастернаке, озверевшем от помарок.
Есть рукописи Пушкина, исчерканные так, что черт голову сломить.
То есть гениям, Пастернака и Пушкину, требовательность тоже присуща.
Но это лишь одна сторона зацепившего меня в вашем анализе.
Есть другая! Фаддей Булгарин демонстрировал друзьям исчерканные пушкинское рукописи для того, чтобы доказать, что Пушкин ... очень слабый писатель. Не уподобляетесь ли вы этому подонку? Что-то вы в этом месте поторопились. Да?
Иван Решетовский 30.11.2021 11:29 Заявить о нарушении
Спасибо!
Марина Сапир 30.11.2021 15:11 Заявить о нарушении
Спасибо, это было полезно.
Марина Сапир 01.12.2021 14:34 Заявить о нарушении
Иван Решетовский 01.12.2021 19:37 Заявить о нарушении