Рецензии на произведение «Галина Дербина Булгаковские шарады»

Рецензия на «Галина Дербина Булгаковские шарады» (Фаустов)

Не удивилась, увидев в «коротком списке» лауреатов премии «Эхо» произведение Галины Дербиной (Москва). «Булгаковские шарады» -- «литературное расследование» (её словами) -- на самом деле является полноценным научно-литературоведческим и искусствоведческим трудом. Со списком источников -- как многих вариантов глав, посвящённых Иисусу -- Га-Ноцри («Мастер и Маргарита») и многожды переписанных автором, М. Булгаковым, так и священных первоисточников. Подобное погружение в материал (вместе с читателем) вызывает восхищение пытливостью автора-исследователя, рассмотревшего произведение Булгакова со всех культурологических точек зрения, включая художественные полотна с изображением Христа. И на фоне всех версий, лиц и фигур, мифов и реалий времён жизни Иисуса Христа и Михаила Булгакова автором не утрачена основная идея -- доказательство, что Га-Ноцри вовсе не слепок с Христа, а его антипод, «подсунутый» Воландом для одурачивания масс. Га-Ноцри -- всего-навсего кроткий, всепрощающий человек, не способный стать светочем, это лжепророк, и он умер, в отличие от Христа, который воскрес.

Нина Писарчик   24.10.2023 06:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Галина Дербина Булгаковские шарады» (Фаустов)

Чтение раюоты Галины Дербиной сравнила бы с Стзифовой раюотой по преододению тяжестьи огромного камня. Это вполнене адквато траду затраченному автором по созжданию этой статьи. ОНа не только вернудла неюрежных читатеей к текстууу романа Буогакова, но и заставила задуматься о его с верхзадаче - кто естьть главный герой,кто гитературный герой, кто его прототиапы и почему. Здсь же дан обзор литературных портретов Иисуса. Неожтданно многго внмания отдано Пилаут, егопсихолонгии и ешл юолезни, то есть плжпдеке рещегтя о казни Еншуа.
Глуюбокое прникновениев текст романаЮ п5реработка огромного числа источников приводитк выводу о многослойности романа, ктогрый казалось бы всем известен. Просто нет слов. Отметить раюолт Дрбиной как достойнойеую восхищения -иначе невозможно

Галина Щекина   20.09.2023 15:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Галина Дербина Булгаковские шарады» (Фаустов)

Впечатляющая рецензия, но рецензия ли на самом деле? Это скорее исследование аспектов романа, прояснение не столь ясных мест, в частности, на предмет соответствия романа религиозной мифологии из ВЗ и НЗ. Однако Булгаков написал так, как написал, это роман в чистом виде, а не религиозное произведение в стиле подражания или учета мифологии. Например, влияние дьявола на решение Пилата казнить Иешуа. Нет здесь никакой мистики, а просто следование закону вопреки сложившемуся внутреннему убеждению в невиновности несчастного проповедника. Все внешние проявления типа горящих глаз это метафоры, обычное дело в романе. Показалось, что Булгаков намеренно отошел от религиозных догм, идея романа совсем не в НЗ и сравнении Иешуа и Христа, идея в том, что человечество не меняется по сути, несмотря на новые догмы типа светлого будущего в коммунизме. Иешуа говорит, что человек хорош по сути, а не греховен, как в НЗ. Вообще, изначальная греховность человека гнет человека совершенно незаслуженно. Родился младенец уже греховным, за что, это же полный абсурд! Булгаков не проповедует дьявольщину, если любоваться Воландом и его принципиальности в отношении негодяев, а возможно пытается донести до нас ограниченность концепции изначальной греховности человека. И даже пытается корректировать эту концепцию на примере улучшенного варианта в лице Иешуа. Хотя и это тоже конечно домыслы, на что имеет право, надеюсь, любой читатель великого романа, который представляет собой бесконечное поле для размышлений и дискуссий. Спасибо автору рецензии за глубину проработки материала и мощную эрудицию.

Владимир Чакин 2   29.08.2023 07:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Галина Дербина Булгаковские шарады» (Фаустов)

Позволю себе обратить внимание автора статьи на неточности, вытекающие, как я полагаю, из недостаточного знания истории Древних Рима и Иудеи.

"Берлиоз упоминает 44-ю главу его знаменитых «Аналов»."
Редактируйте, перечитывайте себя любимого! "Анналов"!

Рассказывая читателю об исторической личности - Понтии Пилате - не надо переписывать Википедию. Должность Понтия Пилата в эпоху правления Тиберия называлась "префект". При жизни Тацита (правление Домициана и Траяна) она получила другое название - прокуратор.

"Завоеванная Иудея считалась в те времена римской провинцией, поэтому власть прокуратора была наивысшей, особенно в вопросах, касающихся смертной казни."
Формально, при Ироде и какое-то время при его преемнике Архелае, Иудея являлась царством, зависимым от Рима, а затем в соответствии с римской практикой "разделяй и властвуй", была поделена на четыре области, управлявшимися проримскими марионетками (тетрархами). При Тиберии административно Иудея стала частью римской провинции Сирия, формально подчинявшейся не императору, а римскому сенату (была "сенатской" провинцией). Однако в целях укрепления своей власти императоры закрепляли за собой не только отдельные провинции (императорские провинции, не входящие в компетенцию сената), но и префектуры внутри сенатских провинций. Исторический Пилат был отрешен от власти наместником провинции Сирия и отправлен в Рим для разбирательства его злоупотреблений. Отсюда видно, что провинциальный наместник в исключительных случаях мог вмешиваться в деятельность префектов/прокураторов на территории своей провинции.
Вывод - Иудея в то время не была римской провинцией, а являлась сложным административным образованием, входившим в римскую провинцию Сирия.

"Так, философ Филон Александрийский, о котором также упомянул Берлиоз в беседе с Иваном, считал его человеком жестоким, виновном в многочисленных казнях, совершаемых без всякого суда."
Это так и было. Римский наместник Сирии отрешил Пилата от власти за неспровоцированную местным населением резню, если не ошибаюсь, в Самарии, не являвшейся частью Иудеи.

Всадник – знатное римское сословие, своего рода элита. Это характеризует его как «самого сильного мира сего».
Всадники - второе по влиянию и богатству римское сословие. Элитой римского общества являлось сословие сенаторов, грубо говоря представителей "ста римских родов" (патрицианских и плебейских), называвшихся нобилями (благородными) - это была "старая" римская аристократия, элита Древнего Рима. Сенаторы занимали практически все выборные римские магистратуры. Они стояли во главе римских легионов и их соединений в провинциях, они назначались наместниками провинций. Всадники - это в основном торгово-финансовое сословие. С начала Империи принцепсы (т.е. императоры) стали проводить политику опоры на всадников против сената. Поэтому на должности префектов/прокураторов провинций широко назначались римские всадники. В Иудее Пилат представлял особу принцепса.

В "окончательном тексте" романа влияние дьявола на действия Пилата затушевано. Он не спасает Иешуа потому, что боится угрозы Каифы пожаловаться "кесарю", который, по мысли Пилата, заподозрит в прокураторе противника императорской власти и покарает на основе закона о величии римского народа.

"Писатель Вера Бегичева, в статье о булгаковской ласточке предполагает, что в её образе
к Пилату прилетает душа покойной жены Клавдии Прокулы"
Это всё домыслы. Скорее всего, жена Пилата - плод воображения позднейших сочинителей христианской литературы, включая апокрифы.

Автор афоризма "Глаза - зеркало души" неизвестен. В сочинениях Цицерона такого выражения нет. Возможно, в Древнем Риме существовала поговорка Imago animi vultus est - Лицо - зеркало души. Ее иногда приписывают Цицерону.

Алексей Аксельрод   20.09.2023 18:26     Заявить о нарушении