Рецензии на произведение «Смысл жизни»

Рецензия на «Смысл жизни» (Елена Тумина)

Здравствуйте, Елена!
Вы принадлежите к небольшой категории людей (15 -20%) которые ищут смысл в жизни.
Остальные, назовём их "зайцы" на эту тему не заморачиваются. Как-то так.
С уважением,
Александр

Александр Николаевич Горин   26.03.2024 00:33     Заявить о нарушении
Александр,

надеюсь, что те 15%-20% людей, в которые Вы меня поместили, - это не худшая часть от целого. А если без шуток, то согласна, хотя по процентам чуть бы подсократила, но смысл от этого не меняется. Зашла на Вашу страничку, прочитала резюме, поёжилась, почувствовала себя не совсем комфортно в Вашей тематике, ну, как читатель, вероятно, смогу осилить, а внести контрибуцию навряд ли. Появится время просветится, почитаю. Хотя в списке вижу и миниатюрки, возможно, полюбопытствую. Спасибо за неравнодушие и неотрицательный отзыв.

Елена Тумина   26.03.2024 02:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Смысл жизни» (Елена Тумина)

Здравствуйте, Елена!

А если пойти не от частного к общему, а наоборот, и начать рассуждение о смысле жизни не с зайцев, а с мироздания в целом? Есть ли смысл в существовании Вселенной? Если ответить на этот вопрос, то, возможно, найдётся ответ и на вопрос о смысле жизни вообще и зайцев, в частности. А там, глядишь, и в смысле жизни существа разумного и смертного можно разобраться.
Разумеется, под смыслом, в данном случае, следует понимать не только сущность конкретного явления, но и его значение (значимость), и непреложную ценность, оправдывающую (утверждающую) необходимость его бытия в мироздании.

Всего доброго!

Лео Корсо   25.03.2024 14:30     Заявить о нарушении
Лео, спасибо, что откликнулось. Обычно люди задаются вопросом о смысле жизни с точки зрения смысла жизни для себя лично. Конечно, можно расширить данное поятие до вселенного масштаба. Но в моём тексте я рассуждала о смысла жизни для человека с позиций самого человека. Вот, напрмер, "Смысл жизни только в одном — в борьбе." Чехов А. П., Рассказ неизвестного человека, 1893.

Если я Вас правильно понимаю, Вы пытаетесь задать вопрос от третьего лица, для чего создана жизнь? То есть жизнь была создана и её смысл был предопределён создателем. А я пишу с точки зрения самого себя. Возможно, эгоистично, и следует думать не о том, что тебе делать вчера, сегодня, завтра, а о твоём предназначении в мироздании, то есть ощущать себя винтиком, ничножной единицей чего-то высокого, нужного ... Но при любом раскладе, человеку дан разум, и он думает о том, как ему жить и, многие задаются вопросом о том, как понять что им делать в жизни.

Приведу цитату из "Неоконченная пьеса для механического пианино". "Мне 35 лет. Всё погибло, всё! Какое я ничтожество! Лермонтов восемь лет как лежал в могиле! Наполеон был генералом! А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал! Ничего! Вы погубили мою жизнь! Я ничтожество по вашей милости! Где я?! Где мои силы, ум, талант?! Пропала жизнь! [Обращаясь к жене] И ты здесь, хранительница очага в котором давно ничего не тлеется! Ложь, обман! Как я ненавижу тебя с твоими канарейками, борщами! Я знаю, тебе деваться некуда так же как и мне. Боже мой, каждый день видеть тебя, слышать твой голос, презирать тебя и себя, и знать, что никуда не деться! Куда мы все денемся, куда?!

В этой цитате мы находим рассуждения человека, который видит, что жизнь проходит, а он не наполнил её смыслом в отличие от Лермонтова, Наполеона... (которые, возможно, тоже не нашли смысла, если их спросить, или нашли, в частности, Наполеон - в борьбе?....)

То есть мои рассужндения о человеке, который находится в ситуации отчаяния и думет зачем он живёт, и ему надо жить, а не думать о мироздании. Встать утром, выйти на улицу, думать о деньгах, слушать новости..., а всё это его не удовлетворяет, а сделать он ничего не может. Это когда страшно хочеся есть, а Вы его приглашаете на беседу о великом.

То есть я о земном и приземлённом.

С радостью порассуждала бы о жизни вселенной, но, увы, не обладаю знаниями в данной области. Честно говоря, она меня никогда и не интересовала. Как я понимаю, объём инфорамации колоссальный, и ничего конкретного. Как когда-то мне говорил отец: "Да мы вообще ничего не знаем. Представь себе, что то, что тебе видно, это конец указательного пальца поставленного на стекло, а ты смотришь на это пятно снизу и пытаешься объянить все явления, исходя из того, что ты видишь". Как-то примерно так сказал.

Лео, я думаю, что у Вас есть вариант ответа на Ваш вопрос. Поделитесь, если есть желание.

Я почитаю Ваши тексты, так как для меня и (ал)химия и астрология - неизведанное поле, вернее два поля. Вчера прочитала Ваш вводный текст про алхимию. Представила себе, что философский камень был найден, а с ним и ключ к бессмертию, и вот живёт с тех древних пор человек где-то среди нас, а в паспорте у него стоит дата рождения... и ему тысяча лет. Или он умудряется "терять" паспорт и получать новый с новой датой рождения, а чтобы соседи по дому не удивлялись тому, что он не стареет, он меняет места жительства, а живёт с того, что втихаря переплавляет дешёвые металлы в золото и сдаёт его скупщикам.

Хотя такой "кощей бессмертный" мог сам себя лишить жизни или каким-то образом погибнуть. Может быть бессмертие в игле, как, по моему пониманию, уже давно предполагают китайцы.

Елена Тумина   25.03.2024 18:05   Заявить о нарушении
Елена, конечно, мы задаёмся вопросом, прежде всего о смысле своей жизни, об абсолютной ценности своего личного бытия. Но человек, слава Богу, не болтается в пустоте, а существует во вполне конкретной физической реальности и является частью материального мира или, если угодно, Вселенной. Поэтому, размышляя о смысле своей жизни, он задумывается и о смысле бытия вообще. Зачем всё это? Почему мир (Вселенная) устроен так, а не иначе? В чём смысл его существования? Каков смысл моего существования в этом мире? Это не великие, а самые простые, вполне "земные и приземлённые" вопросы о смыслах и никаких особенных колоссальных знаний здесь не требуется. И, разумеется, размышлять о смысле жизни всё же приятней на сытый, а не на голодный желудок. Что касается отчаяния, то оно туманит наш разум, делая его малопригодным к трезвому размышлению, и склоняя нас к иррациональному восприятию действительности. А смыслы всё-таки лучше постигаются ясным умом. Отчаяние вообще дурной советчик в любых делах.

У меня нет исчерпывающих ответов, могу лишь сказать, что, на мой взгляд, без представления о Боге и бессмертной душе (личности), невозможно найти вечных смыслов в существовании человека, поскольку все мирские смыслы отрицаются смертью и временем (как говорят экзистенциалисты: "жизнь это трагедия абсурда"). Я также полагаю, что без представления о Боге, как о Благом Творце любящем Своё творение, всякий вечный смысл может оказаться поистине ужасным.

Вы привели цитату из пьесы Чехова с пояснением, что "в этой цитате мы находим рассуждения человека, который видит, что жизнь проходит, а он не наполнил её смыслом в отличие от Лермонтова, Наполеона…".
А я, Елена, ничего подобного не нахожу. Напротив, я вижу не рассуждения, а злую истерику мелкого, завистливого и глупого фантазёра, который видит смысл только в особенных "великих" судьбах. Он с пафосом объявляет о своём ничтожестве, сравнивая себя, не с кем-нибудь, а с гениальным поэтом и великим полководцем и сокрушается, что ничего достойного (читай: великого, гениального) в своей жизни не сделал, и виноваты в этом другие. Отличный расклад и совершенно замечательные претензии: "Вот были великие люди, жизнь которых имела смысл, а я не такой как они, я ничтожен и жизнь моя пуста и бессмысленна! А раз так, то значит, кто-то в этом виноват. Понятное дело, что не я! А кто? Мои близкие виноваты! В них причина моего ничтожества! Они погубили мою жизнь! и etc". Прелестно, честное слово!

Есть легенда о бессмертном скитальце - Вечном Жиде, но если верить Остапу Бендеру, бедолагу ещё в Гражданскую, зарубили петлюровцы. А если без шуток, то Вы сделали отличный набросок для рассказа. Если захотите продолжить, то в моём алхимическом ликбезе можете найти "технические подробности" по Камню Философов и трансмутации дешёвых металлов в золото.

С наилучшими пожеланиями!

Лео Корсо   26.03.2024 01:47   Заявить о нарушении
Так что, Лео, плюём на экономику, политику и прочие утробные понятия и занятия? Больно нужно! Это всё земная возня. Поедим (если найдём чего) и будем думать о вечном !!!

А о нём думай не думай, ему, вероятно, не интерсно, что мы о нём думаем.

Давайте не будем равняться на Наполеона. Да и он, постеснялся бы...

Героя "Пианино" понимаю, так как сама в детско-юношеском возрасте, валяясь в кровати с очередным воспалением лёгких и глядя по телевизору на выступления фигуристов, задавала себе вопрос : "Они моего возраста, а уже многого добились, а у меня время упущено, надо что-то делать. Как же так я пропустила столько времени, столько возможностей? В чём же мне реализоваться? Стыдно."

Не вижу проблемы в том, чтобы равняться на лучших. Вы ведь тоже на кого-нибудь равняетесь и сознательно или бессознательно сравниваете себя с соседом (под соседом понимается любой человек, не обязательно, через стенку или в Вашем времени или в Вашем городе). А если не сравниваете себя с человеком, то сравниваете свои "достижения" со своим потенциалом, данным Вам природой, и смотрите, насколько Вы оправдали даденый Вам аванс. Ну или оцениваете себя каким-нибудь другим способом и либо одобряете себя, либо нет, либо заставляете себя "работать", либо нет. То есть равняться можно на кого или на что угодно. Ну пусть Наполеон или Лермонтов. Я не о кумирах, а только о планке.

Конечно, размышлять о смысле бытия, тема весьма популярная, и имеет все права на существование, но я не думаю, что надо делать выбор между смыслом жизни индивидуума в период его земной жизни (пишу так, чтобы быть в унисоне с Вашим ответом, а сама чистый агностик, хотя колеблющийся), и смыслом мироздания и вечной жизнью (опять пишу в унисон). Мы же не выбираем между "позавтракать" и творить добро. Так я как раз о позавтракать, а о вечном, не берусь. Я обычно не втягиваюсь в тему, которую не знаю.

Вопрос "Каков смысл моего существования в этом мире?" совсем непростой, и, в отличие от Вас, я думаю, что на него доказательно ответить не сможет никто, нужны очень специфические познания, которые не известно, откуда подчерпнуть. Я не против поиска ответа на вопросы "смысле бытия вообще. Зачем всё это? Почему мир (Вселенная) устроен так, а не иначе? В чём смысл его существования? Каков смысл моего существования в этом мире?", боле того, я адепт журнала "Хочу всё знать", но силёнок у меня выдать что-то умное на данные вопросики не хватит.

Я наметила для себя почитать тексты на Вашей страничке. Надеюсь, что Вы приготовили вкусную, высококалорийную и полезную пищу, и вероятно, её разжевали, а мне останется её только проглотить, а, насытившись, может быть, я вернусь к данному разговору, а на голодный желудок точно не получится.

В отношении "наброска для рассказа", положу на полочку. У меня на ней полный бардак, полно всего, а разбираться некогда. (Кстати, если хотите, забирайте набросок себе). Судебные баталии, которые мне уже несколько лет успешно заменяют размышления о смысле жизни и о всех других смыслах, разгоняют мой мысленный процесс так, что после очередного погружения в "мир лжи" и выхода из него, мой мозг по инерции продолжет движение и выдаёт бесконечное количество набросков. Так что мой "муз" - это суд. Закончатся суды и уйдёт вдохновение. Надо что-то делать.

Спасибо за возможность весело пободаться.

P.S.: "Проза" исхитрилась, и не потавила цифирю, оповещающую меня о Вашем ответе, насилу его обнаружила. В дальнейшем буду искать, не надеясь на подсказки.

С уважением

Елена Тумина   26.03.2024 02:53   Заявить о нарушении
P.P.S.: Грешна в отношении "Прозы", сейчас цифиря появилась. ИИ кол поставил.

Елена Тумина   26.03.2024 02:59   Заявить о нарушении
P.P.P.S.: Добавлю, вспомнила, почему некоторыми вопросами я не интересовалась, в частности, психологией, мирозданием и религиозной тематикой. Очень давно взяла в руки учебник по психологии или какую-то книгу по психологии и стала её читать, голова моментально отяжелела и заболела, пошёл тяжёлый, в смысле увесистый, мысленный процесс, а я почувствовала внутри себя отторжание и отвращение к теме.

Одним словом, боюсь, что мне может открыться что-то, чего я знать не хочу и чего мне знать "не положено" и, если такое случится, то как мне жить с этим знанием дальше? Очевидно поэтому осторожно подхожу к некоторым темам и/или стараюсь избегать глубокого в них погружения.

Вот Вы пишите: "Я также полагаю, что без представления о Боге, как о Благом Творце любящем Своё творение, всякий вечный смысл может оказаться поистине ужасным", перекликаясь с тем, что я только что написала.

Вышесказанные опасения не относятся к Вашим текстам. У меня к ним спокойное чувство. Хочу почитать.

Елена Тумина   26.03.2024 07:42   Заявить о нарушении
Что ж, Елена, я тоже не прочь "весело пободаться" в полемике с "колеблющимся агностиком".

Вы пишете: "Вопрос "Каков смысл моего существования в этом мире?" совсем непростой, и, в отличие от Вас, я думаю, что на него доказательно ответить не сможет никто, нужны очень специфические познания, которые неизвестно, откуда почерпнуть".

Как я понял, Вы относите размышления о смысле бытия к некой высокоумной, чуждой "утробных понятий и занятий" сфере, требующей каких-то особенных знаний. Так и представляется: сидит умудрённый "очень специфическими познаниями" умник и с задумчиво-запорным лицом рассуждает на тему: "Я и моя роль во Вселенной" или "Новый апокалипсис: мироздание без меня".
Я же, напротив, считаю размышления о смысле своей жизни совершенно обыденным делом, коим, время от времени, занимается каждый из нас, если конечно он не совсем уж тупое животное. И возможно, здесь важны не столько "доказательные ответы", сколько сами вопросы.
Кстати, Вы, как агностик, при желании, могли бы почерпнуть "специфические познания" у Сократа, чей метод рассуждений подробно описан в диалогах Платона. Если, конечно же, не считаете философию, как нынче это принято у пришибленных наукой интеллигентов, болтологией.
И мне кажется, Вы совершенно напрасно опасаетесь узнать то, что Вам якобы "не положено" (разумеется, это не касается государственных секретов или военной тайны :)). В некоторых знаниях, несомненно, есть искушение и соблазн, но без борьбы с ними мы не имели бы возможности закалить и укрепить свою душу. Полагаю, что человеку следует опасаться не "запретных" знаний (которые, между прочим, далеко не всякий может понять и трезво осмыслить), а безрассудной и слепой веры в какую-либо идею, которая может легко превратить его в тупого изувера и безмозглого фанатика, или сделать жалкой игрушкой в руках какого-нибудь озабоченного своим материальным благополучием гуру.

Ваш опыт с учебником по психологии, очень похож на мой с трудами по экономике – полнейшее "отвращение к теме". Есть ещё ряд тем, которые нагоняют на меня смертную скуку и тоску зелёную. Но дело ведь не в темах как таковых, а в нас, в наших задатках и предпочтениях. Да и вообще, нужно ли нам глубоко вникать в то, что нам совершенно не интересно и от чего "голова пухнет", как у Шарикова от "Переписки Энгельса с Каутским". Лично я не вижу в этом особого смысла. На мой взгляд, неспециалисту вполне достаточно самых общих представлений по "скучным темам", скучным, разумеется, лично для него.

Для меня тоже нет проблемы в том, чтобы равняться на лучших. Однако, считаю нелепым, когда, например, человек не пишущий стихов, желает равняться на Лермонтова, а чуждый военному делу и политике – на Наполеона. И равнение на героя это вовсе не обязательно завистливое состязание с ним в величии деяний: "хочу быть великим как Наполеон и даже превзойти его!", скорее это деятельное стремление научиться быть подобным ему в желанных нам умениях.
И, конечно же, нас могут восхищать не только дела гениев, а и милосердие, отвага, стойкость в бедах, терпение в страданиях самых простых людей, нашей бабушки или соседа, например.
Что же касается самооценки, то у меня это происходит несколько иначе, чем Вы описали, иные критерии у меня и по отношению к планкам и авансам. Однако, это едва ли подходящий предмет для публичного обсуждения.

Благодарю Вас за великодушное предложение воспользоваться Вашим наброском для рассказа, но мой письменный стол и без того забит разного рода сюжетами. Для осуществления одних пока не хватает литературных способностей, а для других – времени.

Рад, что Вы имеете желание почитать мои опусы. Надеюсь, что-то Вам окажется полезным, а что-то просто позабавит или наведёт на новые мысли, которые я с удовольствием выслушаю, если решите поделиться ими.

Всего доброго!

P.S.: Достойно удивления то, что Вы, при Вашей прямоте и обострённом чувстве справедливости, умудряетесь покидать заседания нашего "самого гуманного в мире" суда без наручников и конвоя. :)

Лео Корсо   26.03.2024 17:57   Заявить о нарушении
Лео,

спасибо за обстоятельный ответ. Вы очень внимательно разобрали мои рассуждения. Могу Вам сказать следующее. Из предыдущей и данной переписки отмечу, что у нас много сходства в жизненной позиции, но, конечно, есть и расхождения по определённым вопросам.

Мне трудно представить разговор "любителей" на тему мироздания. Разве что вспоминается: ""Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно!"— ..... и Две звездочки, три звездочки... Лучше, конечно, пять звездочек! к/ф "Карнавальная ночь".

В отношении экономики, точно, скучная тема, особенно если просто её читать для самообразования. Ни за что бы не стала.

В отношении того, что Ваш стол завален, не сомневаюсь. Как я понимаю, Вы занимаетесь изучением, обработкой и анализом тем, обозначенных у Вас на страничке в "Прозе", а также публикацией результатов Вашей работы. У меня тоже всё завалено бумагами. Так что сюжет "кощея" пока подвис. Посмотрим, что жизнь решит.

Подумаю, отношусь ли я к "пришибленным наукой интеллигентам", и что в этом словосочетании хуже "пришибленный", "наука" или "интеллигент". Мне хотелось бы всего, но, как человек самокритичный, боюсь, что не дотягиваю до науки, сомневаюсь насчёт интеллигенции в свете нашего с Вами триалога с Андреем Девиным, ну а пришибленный на мой взгляд пролетает мимо.

В отношении знания, которое во зло, не буду развивать тему.

В отношении прямоты, да, жизнь научила. Но ею я пользуюсь далеко не всегда и аккуратно.

В отношении "наших" судов, это не так, в смысле, что "не наших". Правда сегодня, был и первый "наш" суд, но там ввиду моего полного отсутствия, меня представляла адвокат, так что всё обошлось. Однако, спасибо за предостережение. Я стараюсь не нарываться.

Если после прочтения Ваших текстов, появится что сказать, то скажу.

Хорошего настроения!

Елена Тумина   26.03.2024 18:38   Заявить о нарушении
Елена, мои ликбезы появились на Прозе с лёгкой руки Андрея, прежде у меня и помыслов не было "просвещать народ" на литературном сайте. Но так случилось, что однажды мы пересеклись с Андреем на его публикации об астрологии, и по ходу обсуждения он предложил мне написать что-то вроде "Астрологии для чайников". Я согласился и пошло-поехало. Добавлю, что эти ликбезы результат не только изучения и анализа древних первоисточников, но и многолетней практики, без которой, как известно, "теория суха" (Гёте "Фауст").
Думаю, мне стоит пояснить выражение: "пришибленные наукой интеллигенты", которое Вы ошибочно приняли на свой счёт. Дело в том, что при общении с интеллигентами я часто сталкиваюсь с тем, что большинство из них считает науку непогрешимой мерой всех вещей, которой они пытаются мерить всё на свете: и религию, и философию, и Бога, и душу человеческую. Это приводит их к самым нелепым и смехотворным заблуждениям, особенно когда они рассуждают о вещах духовного порядка, совершенно не отдавая себе отчёта в том, что область науки ограничена исключительно материальным миром. И вот когда они так рассуждают, то выглядят, как пришибленные пустым мешком (выражение моей бабушки)балбесы. Это и забавно, и грустно, поскольку среди них нередко встречаются весьма неглупые люди.
Надеюсь, я понятно объяснил.

Желаю Вам творческих успехов и мира!

Лео Корсо   26.03.2024 22:25   Заявить о нарушении
Лео, ну вот я и Вас сподвигла на "разъяснения". Хорошо, что я не попала в категорию взятую в кавычки тем более, что я засомневалась в её существовавии в принципе, а может быть мне расстроиться? - звучит вполне заманчиво. Ладно, теперь чуть посерьёзнее.

В отношении науки, по-моему, это подход к изучению и объяснению вещей, явлений, событий... основанный на достоверных фактах.

Религия ведь тоже, как бы основывается на фактах, но достоверность которых "на зуб не попробуешь". Теология - это наука?

Ну как померить душу? По-моему, поступками, а совершённые поступки - это факты.

Человек, он, конечно, верит многому и верует во многое, и там, где фактов нет, а понимать надо, так как картина жизни должна складываться полностью, без белых пятен, там додумывается и верится.

Вот я люблю точные науки, это "моё", и, ожидать от меня подход к объяснению чего-то без таблички цифр, практически, невозможно.

В отношении нашей темы об интеллигентах, если имеется ввиду творческая интеллигенция, то тут навряд ли стоит говорить о попытках всё объяснить с точки зрения науки, и, кстати, что включать в науку? Лично я консерватор в этом вопросе.

Вот после окончания института, я хотела было пойти по научной стезе, пошла в какой-то научно-исследовательский институт. Мне там предложили руководителя и тему, что-то по теории или проблемам стран социалистического блока. Я начала читать какую-то брошюру, поблагодарила институт за предложение и ушла, решив, что если мне не удалось заниматься нормальной наукой, то бишь математикой или прикладной математикой, то заниматься не понятно чем я не буду. Да простит меня экономика и близлежащие темы. Вообще, по большому счёту, экономика мне представляется, как умение хозяйствовать. Я на "Прозе" слегка ухожу в экономику, но оговариваюсь, что я не профессиональный экономист. Экономика для моего образования и работы - это сопутствующая дисциплина.

В отношении технической интеллигенции, ну здесь, по-моему, скорее всё же научный подход к спорам и рассуждениям.

Кроме того, в прошлый раз мы с Вами так и не договорились о том, есть/была ли вообще интеллигенция или её не было и нет, и что мы хотим увидеть за словом "интеллигенция", которую так недолюбливали классики марксизма-ленинизма.

Мне кажется, что мы с Вами, в основном, не расходимся во мнениях, а просто говорим об одном и том же с разных позиций. Например, Вы говорите, что апельсин оранжевый, а я говорю, что он сочный.

Как я Вам говорила раньше, хочу почитать Ваши тексты на Прозе, да в общем-то потому, чтобы получить какое-нибудь представление об этих темах, а Вы, как только что подтвердили, изложили их доступным языком, а то, что этими темами серьёзно занимаетесь считалось сразу. Обещаю, что, если решусь на комментрий, то он будет серьёзным.
Я не знаю, какого объёма Ваши тексты, возможно я буду их читать кусками, поэтому не удивляйстесь, если увидите, что я кликаю на один и тот же текст многократно.

Насчёт творческих успехов, не уверена, за мир спасибо. Взаимно!

Елена Тумина   26.03.2024 23:36   Заявить о нарушении
Елена, факт хоть и упрямая, но в то же время, весьма неоднозначная вещь. И, как правило, наука редко работает с единичными фактами. Вот, Вы пишете, что любите точные науки, а фактов там кот наплакал, одни абстрактные понятия.

Не могу согласиться с тем, что "душу можно померить совершёнными поступками". Допустим, сегодня я сделал доброе дело, а завтра наоборот – злое. Имеем два взаимоисключающих факта. Что они могут сказать о моей душе, кроме того, что она потёмки? И, полагаю, наука будет здесь бессильна, даже если потрудится посчитать всех добрые и злые поступки, совершённые мною в течение жизни, и сравнить их в количественном соотношении.

У нас с Вами действительно много общего во взглядах на вещи, поскольку оба, стараемся придерживаться рамок здравомыслия. Между тем, в основе наших мировоззрений лежат разные парадигмы, поэтому по некоторым вопросам нам нелегко будет прийти к согласию, да в этом, собственно, и нет особой нужды.

Замечу, что интеллигенцию недолюбливали не только классики марксизма-ленинизма, её много кто недолюбливал и откровенно говоря, было за что. Возможно, когда-нибудь мы ещё вернёмся к этой теме.

Кликайте мои публикации, сколько угодно и когда угодно, я за этим не слежу, интересуюсь только рецензиями, чтобы своевременно ответить на них. И если Вы по прочтении моих опусов, не напишете ни одной, то это и не обязательно. Я легко отношусь к таким вещам.

Всех благ!

Лео Корсо   27.03.2024 01:44   Заявить о нарушении
Лео, я прочитала Ваш ответ. Маленькая ремарка по душе, - очевидно, наука и не занимается подобными вещами, так как каждая душа - случай единичный и, действительно, тёмный, и теорию здесь не выстроишь, а, если ещё учесть, что, по-моему, душа прогрессирует со временем или регрессирует, то замаешься вносить поправки, да и что обсчитывать и зачем. Хотя можно попробовать спрогнозировать ожидаемую линию поведения. Но она, как правило, примерно понятна и без науки, если накоплен приличный опыт общения с человеком. И можно ли поведение человека как-то связать с его душой, и, если да, то в какой пропорции?

И всё же я думаю, что когда говорят о душе, то имеют ввиду поступки, и, говоря, "душевный", светлая душа... - выбирают только хорошие поступки или приписывают их, - как говорится, дело вкуса, ну а за бугром, не уверена, что мнение о душе вообще формируется, так там и не поняли "загадочную русскую душу". Но вообще тема "не моя".

В основном мы с Вами вроде пришли к согласию, даже пришли к согласию по несогласию. Ладно, от моего текста мы уже далеко оттанцевали. Посмотрим, что там у Вас.

Всего!

Елена Тумина   27.03.2024 02:09   Заявить о нарушении