Ночи египетские и школьные будни

Артем Ферье: литературный дневник

Наверное, кому-то покажется странным, что урок литературы во втором классе мог влёгкую переметнуться от натур-психоделических стишков Бальмонта и Бунина - к Клеопатре.
Но Олег Игоревич ведёт уроки очень вольно, программой младшеклассников не напрягает, и готов бесконечно удовлетворять их хоть сколько-нибудь культурное любопытство, считая его само - высшей себе наградой (в смысле, что ученичков хоть что-то интересует из литературы, истории и т.п.)


Поэтому моему Лёшке и подводки особой не нужно было, чтобы между Бальмонтом и Буниным невзначай поинтересоваться: "Олег Игоревич, а правда, что Клеопатра готова была подарить ночь всякому желающему, но - в обмен на его жизнь?"



Ну ладно, в действительности, подводка была: Лёшка рисовал в тетради голую тётку, фривольно раскинувшуюся на ложе, а когда учитель, проходя мимо, выразительно посмотрел на сие художество, мой вундеркиндыш пояснил: "Это Клеопатра. Её, типа, змея укусила... только я змею ещё не нарисовал". Ну и дальше - задал свой "нескромный"("не по возрасту") вопрос.


Что меня на самом деле порадовало - объяснение Олега Игоревича (я смотрел запись).


"Я, конечно, тогда не жил, - сказал Олег Игоревич, - но, честно говоря, сомневаюсь. Дело в том, что у Клеопатры попросту не было времени и возможности для таких... развлечений. Она, конечно, унаследовала трон, но в юности - она правила вместе с братом, Птолемеем. Который, вместе со своими советниками, всерьёз хотел от неё отделаться. И главной её заботой было то, как бы её не отравили или не отправили в изгнание. Тут уж, согласитесь, не до вычурных всяких утех. Да и не было у неё тогда никакой власти".


"Поэтому-то Клеопатра так стремилась подружиться с римским полководцем Цезарем, когда он высадился в Египте. Она попросила своих верных слуг тайком пронести её в римский лагерь, завернув в ковёр. Забавная история. И было тогда Клеопатре всего-то пятнадцать лет, кстати говоря. А потом, когда она подружилась с Цезарем, когда он помог ей разделаться с Птолемеем, когда она родила Цезарю сына - ей и вовсе неприлично было бы так развлекаться. Не только неприлично - но и опасно. Ведь в Риме далеко не все одобряли любовь между Цезарем и Клеопатрой, а уж если бы она вела себя так... разнузданно, - мог бы случиться грандиозный скандал. А Клеопатра была слишком умна, чтобы "подставлять" Цезаря, своего самого могущественного защитника и союзника. А когда Цезаря убили сенаторы - она нашла нового защитника в Марке Антонии, который был ближайшим соратником Цезаря. Но он бы тоже не стал связываться с какой-то баснословной развратницей, пусть и сто раз царицей. У римлян на сей счёт было строго: жена цезаря - вне подозрений, но это если именно о "подозрениях" речь идёт. А когда во всеуслышанье себя предлагает всякому желающему - это уже не подозрения. Это реальность, которую нельзя скрыть. И тогда подобная персона - не жена цезаря".


Лёшка осклабился:
"Получается, Пушкин всё наврал, будто бы Клеопатра спала со всеми мужиками, а потом стригла им головы?"


Если познания Олега Игоревича в античной истории не слишком выпирают за рамки "общекультурной гуманитарной нормы", то литературу он знает всё же очень хорошо. Поэтому - сразу осадил моего шкета:
"Железнов, если б ты действительно читал Пушкина на эту тему - ты бы не задавал таких вопросов. Потому что Пушкин такого нигде не утверждал, даже в порядке художественного вымысла. Что его стихотворение "Клеопатра", что рассказ "Египетские ночи", куда включено это стихотворение, - они неоконченные. Может, в том и авторский замысел, что неоконченные. Там Клеопатра как бы заявляет, гхм, условия сделки, и находятся смельчаки, готовые принять такие условия, но что дальше - полнейшая неизвестность. Говорится лишь, что Клеопатра выбирает из трёх претендентов самого юного, эллина, но было ли у них что-то и, тем более, казнь поутру - это Пушкин оставляет фантазии читателя. Да, может, вполне намеренно он это делает. Интригует - и бросает в пучину вольных домыслов. И может, Клеопатра попросту так пошутила. Может, захотела посмотреть, кто из пирующих с нею на самом деле её любит больше жизни, как многие, бывает, клянутся царям и царицам. Но Пушкин нигде не утверждал, что Клеопатра на самом деле дарила этим смельчакам ночь с нею и тем более - что казнила их наутро".


Уместно ли давать такие разъяснения второклашкам семи-восьми лет от роду?
Знаю, многие учителя предпочли б избежать такого разговора, отделавшись стандартным "рано вам ещё об этом думать!"
Но реальность в том, что дети - об ЭТОМ начинают думать задолго-задолго до полового созревания. А современные дети в мало-мальски благополучных семьях - имеют полнейшую возможность наблюдать в Инете, как половозрелые особи делают ЭТО друг с другом в самых разных вариантах. И хрен ты как отгородишь реально любознательного и смышлёного ребёнка от порнухи в Инете. Все эти родительские фильтры - это полная ***ня, я их никогда даже ставить не пытался на Лёшкин комп, поскольку прекрасно понимаю, как легко их обойти при минимальном развитии интеллекта и социальных навыков даже в семь лет. Зато намеренно и целеустремлённо отсекая запретные плоды - придашь им некоторую нездоровую, наверное, "сладость".


Поэтому, следует смириться с мыслью: то, о чём мы, второклашки начала восьмидесятых, догадывались "в общих чертах", - современные дети видят в порноклипах. И это не будет особым стрессом - если не делать из этого стресса, если не хвататься за голову и не рвать на ней волосы, вгоняя и себя, и ребёнка в истерию.


Но в чём молодец Олег Игоревич - он всё-таки ненавязчиво даёт понять, что за этими отношениями стоит всё же некоторая этика. Что это не просто совокупление мяса с мясом, но как-то связано с более тонкими аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, что делать свой разврат слишком уж публичным - неразумно для царственных особ, поскольку такая широкая и громкая декларация своей "раскрепощённости" - портит отношения с теми, кто полагал их исключительными. Ну, то есть, "верность" супруга - не в том, конечно, чтобы никогда ни с кем не трахаться на стороне (это просто невозможно при здоровых сексуальных аппетитах), а в том - чтобы грешить "украдкой", стараясь не травмировать самолюбие небезразличных тебе людей.


В историческом же аспекте - я могу пояснить, откуда взялась эта мысль о "каракуртной промискуитетности" Клеопатры. Из одной лишь цитаты Аврелия Виктора:
"Haec tantae libidinis fuit, ut saepe prostiterit, tantae pulchritudinis, ut multi noctem illius morte emerint".
Буквально: "Столь развратна (Клеопатра) была, что собою проституировала, и столь соблазнительна, что многие через ночи с нею смерть приняли".


Пытаясь осмыслить эту фразу, почему-то вывели легенду, будто Клеопатра сдавала себя на одну(!) ночь, а потом убивала.
Но ключевое слово - "проституировала". Что имеет очень конкретное значение и в русском, и в латыни: предлагала свои любовные ласки за какую-то выгоду для себя, а не ради собственного наслаждения.
Ну и - кому могла отдаваться, ради выгоды, египетская царица? Потасканному римскому легионеру-ветерану, которого бросила собственная жена по его безденежью? Или греческому юному нищеброду-романтику?
Да держи карман шире - всё одно в нём ничто не звякнет!


Кого имел в виду Аврелий Виктор - так это прежде всего Цезаря и Антония. Перед ними - Клеопатра действительно "проституировала" свою женскую соблазнительность, обменивая её на союзничество, завоёвывая их расположение. И эти люди - действительно приняли смерть благодаря своей связи с Клеопатрой (ну потому что она пыталась сохранить суверенитет Египта, а это было невозможно при возвышении Рима, которому египетские пашни были тогда нужны не на правах "благорасположения тамошней царицы к отдельным влиятельным квиритам", а - на правах оккупации; Рим тогда вырос уже так, что не мог терпеть в Восточном Средиземноморье какие-то конкурирующие, неподвластные себе державы; соответственно, все, кто пытался встать между римским истеблишментом и оккупацией Египта - становились "жертвами чар Клеопатры").



Другие статьи в литературном дневнике: