Ещё немного о литературяхМоя школьная «лекция» о классике русской литературы, опубликованная здесь, кажется, нашла некоторый отклик в местных кругах. Радует, что выискался лишь один имбецил (да и то, небось, притворяется), который бросился пенять мне на «антипедагогический» подрыв почтительности к классике, пригодный лишь для потакания легкомысленности «неглубоких» людей. Однако ж, и людьми куда более адекватными неоднократно высказывалось недоумение, что я не помянул «Лолиту». И вот если взять двадцатый век – что, правда, в нём не водилось ничего интереснее для школьников, чем «Лолита»? К тому же, «Лолиту» - вряд ли можно считать явлением именно русской литературы. Если ж сравнивать её с тем, что было написано в двадцатом веке по-английски, – так там десятки куда более интересных вещей. Но вот что бы я на самом деле рекомендовал отрочеству для чтения, из «пикантной» литературы двадцатого века… «Роман с кокаином» Агеева. Помню, в начале девяностых, когда он появился у нас, было много разговоров, что Агеев – на самом деле псевдоним Набокова. Потом я узнал, что ещё в тридцатые Мережковский, тоже сравнивая стиль с набоковским, заметил, что скорее это «Достоевский тридцатых годов». Лишь в конце девяностых окончательно выяснилась правда об авторстве. Да, как и следовало ожидать, это был «писатель одной книги». Некто Марк Леви (не путать с французом Марком ЛевИ). Да и вовсе не писатель даже. Филолог, переводчик, преподаватель, но главное – шпион. И очень серьёзный шпион. Да не обидятся профессиональные литераторы, но шпион – имеет просто качественно иной уровень понимания жизни и людей, принципиально иной склад рассудка. Он не высасывает кошмарики из пальца, он не изобретает себе миры фэнтази, чтобы витать в них, ловя ахи-вздохи восторженной доверчивой публики, он – обязан видеть вещи такими, каковы они есть. Это для него – насущная необходимость выживания. В действительности, Достоевский – гениальный «страшный сказочник». Но когда всерьёз говорят о его невзъебенно тонком психологизме, - у меня от этого оскомина. Обогатил ли Достоевский психологическую и криминалистическую науку «синдромом Раскольникова»? Возможно, но только – если признать, что жертва этого синдрома существовала в единственном лице. Ипохондрический молодой интеллектуал, психопат по своей душевной конституции и нищеброд по социальным обстоятельствам, запросто тискающий статьи в журналах, образованный малый, но притом – дошедший до такой крайней нужды, что зарится на барахлишко старушонки-процентщицы, а заодно – желает опробовать острие своей «элитаристской» теории на ростовщическом черепе, а совершив преступление – впадает в горячку от эстетического ужаса содеянного? Что ж, существование психопатов, способных увлечься некой манией, - известно было и задолго до Достоевского. Но таких, как Раскольников, - не бывает. Достоевский, проведя несколько лет на каторге, всё же не способен оказался влезть в нутро убийцы. А уж тем более – в нутро «идейного» психопата-нигилиста. А такие люди – не видят кошмаров. И не переживают о своих «прегрешениях». Это вам не солдатик, которого послали приказом зачистить деревню, что ему глубоко противно, но приходится выполнять. И не воришка, вынужденный пырнуть ножом опасного свидетеля. Начать с того, что уж если человек решил видеть в ком-то врага и убить его (причём, не в аффекте такое решение пришло, и не навязано принуждением) – он потом не раскаивается и не жуёт сопли (лет через тридцать – может быть, но это когда уже сильно меняется его личность и отношение к событиям). Великие писатели-гуманисты – исходят из ложной предпосылки, что для всякого человека убивать себе подобного – так же противоестественно, как для них (здесь и сейчас, в момент кабинетных размышлений о высоких гуманистических ценностях). На самом деле – нет. У всякого человека имеется в загашнике инстинкт внутривидовой конкуренции (наряду с инстинктом внутривидовой эмпатии). Когда включается тэг «враг» - запускается этот инстинкт (подкрепляемый логическим обоснованием необходимости так делать). И даже очень хороший человек – идёт и мочит врагов безо всяких намёков на раскаяние. И – никаких кровавых мальчиков/бабушек. Несколько более суровый случай – если человек изначально не очень хороший. Не очень сострадательный, мягко говоря. Если у него изрядно подавлена внутривидовая эмпатия (не важно, по каким причинам – но для психопатов это общее место). И если у него настолько лежит душа к насилию, что из всех возможностей заработка и самоутверждения он выбирает вариант «проломить череп старухе». Так вот, если он уже решил, что люди для него как скот, - то он и будет резать их, как скот. Или же – только помечтает, сладострастно содрогаясь от собственного «безобразия». Tertium non datur. Ну а Раскольников у Достоевского – он потому и не страшный, что совершенно нереальный. Этакий хнычущий, изошедший рефлексиями отморозок? Возможно, добрейшему Фёдору Михалычу повезло просто, что он имеет столь отдалённое и превратное представление об отморозках. Вернее, имеет, по каторжному своему опыту, но, видать, жизненные типы показались ему слишком плоскими и банальными (каковы они и есть в действительности). И он решил вылепить некий гибрид. В единственном экземпляре – и очень недостоверный. То же можно сказать и про Гумберта из «Лолиты». Да, он тоже психопат, когда трахает малолетку и не видит за собою никакой вины. Да, он тоже маньяк, когда, спустя время, идёт мочить режиссёра… *** знает за что. И он - тоже совершенно неправдоподобный маньяк (я бы скорее поверил, когда б Роман Полански заказал американского прокурора, настаивавшего на его экстрадиции… хотя тоже бред, конечно). В общем, когда великие писатели, «совесть национальной культуры», берутся писать о людях, не имеющих совести, - получается нестрашно. Поскольку – нежизненно. Они просто нихера не смыслят в насилии, нихера не смыслят в психологии тех, кто способен на добровольное и хладнокровное насилие из каких-то иррациональных, маниакальных побуждений. По счастью, впрочем, таких ****утых людей – ничтожное меньшинство в обществе. И строго говоря, они являются целевой группой для а) психиатров б) сыщиков в) дульного среза калибра 9-мм. У Агеева же в «Романе с кокаином» - всё гораздо страшнее и реалистичнее. Нет, этот гимназист Масленников – не аватар Марка Леви, и его история – не биография автора (хотя кокс тот понюхивал в своё время, безусловно). Но – это история вполне даже приличного, нормального парня (а не мутанта с прирождёнными какими-то дефектами головы), который становится конченой мразью под действием вполне заурядных человеческих слабостей. Тщеславие, малодушие, жалость к себе… обидчивость… мнительность… зависимость от общественного мнения… желание освободиться от этой зависимости… стыд за недостойность своего поведения, побуждающий творить ещё бОльшие гадости. В общем, те вещи, зачатки которых ощущает в себе едва ли не каждый подросток (и не только подросток). И то, как естественно (и как ярко) происходит в книге эта деградация – это действительно страшно. При этом, написана книга очень сильно, пронзительно, умно – но без занудства, витийства и дидактики. Это не назидательное кудахтанье высокопарного какого-нибудь «пророка», инженера и сантехника душ, который, де, ужасается при виде чужого эгоизма и грехопадения. Это – честная исповедь человека, который сам является эгоистом и грешником (в смысле, достаточно умён, чтобы это сознавать). Но исповедь не о том, что он реально сотворил и как был слаб и как скатился в пропасть (хотя что-то, наверное, реально) – а о том, как запросто он может для себя предположить подобный вариант развития событий, если отключить мозги и поддаться вполне естественным слабостям… Нет, как-то морализаторски получилось, всё же! Книга – лучше. Она просто живая и чертовски дельная. Умная. А ум – бывает, ко счастью, заразителен. Да, что бы ещё рекомендовал из того периода именно старшим школьникам, - пожалуй, «Циников» Мариенгофа. Тоже – очень остро, неглупо и ярко написано. Да что там: прелестная вещь. Из числа тех, ради которых я готов простить большевикам их революцию. Нет, революция – конечно, дрянь, и большевики сволочи (особенно те, кто не был авантюристом, а чистосердечно рвался кого-то «облагодетельствовать»… круша черепа своим старушкам-процентщицам). Но, может, игра стоила свеч (и мирового пожара). Этот революционный вихрь сообщил нашей культуре (её останкам) невиданную прежде турбулентную энергетику. Неведомую прежде ясность и смелость творческого самовыражения (а чего стесняться, когда завтра всё едино или красные/белые грохнут, или испанка приберёт?) Что особенно хорошо в «Циниках» - полноценная женщина. В кои то веки в русской литературе. То есть, не мечтательная и пустая дура Татьяна Ларина с кашицей из модных романов вместо мозга, не истеричная прошмандовка Анна Каренина, охуевшая от безделья и недоёба, не тупая сучка Наташа Ростова, не увечная, искорёженная «фам-фаталь для униженных и оскорблённых» Настасья Филипповна, а – нормальная, здравая, разумная, волевая, нравственно развитая тётка. С ней, конечно, не очень хорошо выходит – но она, ей-богу, долго протянула для разумной и здравой тётки в этом… «турбулентно-энергичном» континууме. Вот, пожалуй, две вещи того ураганного периода, которые бы я действительно хотел предложить вниманию своего сына, когда ему стукнет лет четырнадцать. Ещё, наверное, «Конь Вороной» Ропшина, он же Савинков (тоже шикарная повесть, и тоже – не отвязный ****обол-задушевник был автор, а – «конкретный пацан»). Разумеется, Булгакова можно читать и раньше (а перечитывать – позже). Ну да он-то в рекламе не нуждается.
© Copyright: Артем Ферье, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|